Психологические особенности агрессивности в подростковом и юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

В литературе существуют различные точки зрения, касающиеся проблем, возникающих у агрессивных детей. Согласно одно из них, такие дети имеют трудности в развитии и поддержании нормальных социальных контактов со сверстниками.

Содержание работы

Введение_______________________________________________________3
Общая характеристика работы____________________________________5
ГЛАВА 1. Теоретические основания изучения проблемы агрессивности в подростковом и юношеском возрасте_______________________________ 7
1.1 Природа агрессивности в отечественной и зарубежной литературе____________________________________________________ 7
1.2 Структура агрессивности ____________________________________ 13
1.3 Подростковая агрессивность__________________________________19
1.4 Юношеская агрессивность ___________________________________ 25
Выводы по главе 1 ____________________________________________ 28
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей агрессивности в подростковом и юношеском возрасте _________________ 30
2.1 Организация и методика проведения исследования_________________31
2.2 Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте______________________________________________________ 34
2.3 Психологические особенности агрессивности в юношеском возрасте______________________________________________________ 35
Выводы по главе 2_____________________________________________ 37
Заключение___________________________________________________ 38
Список использованных источников_______________________________ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ ______________________________________________ 44

Файлы: 1 файл

Курсовая моя))))))2 курс.doc

— 258.50 Кб (Скачать файл)

- разделение  по целенаправленности;

- разделение по открытости проявлений;

- разделение  по форме проявлений.

Что же касается подростков, то в данном случае следует  напомнить, что подросток может  реализовать свою агрессию двумя  способами:

- проявлять  открыто, получая тычки и жизненный  опыт;

- прятать и подавлять, при этом утрачивать часть энергии, ничего особенного в жизни не добиваясь.

Развитию подростковой агрессии родители способствуют также  двумя способами:

- эмоциональное  отвержение;

- ужесточение  контроля.

Наиболее агрессивными вырастают те мальчики, которые либо воспитывались в сплошном женском окружении, либо выросшие в семьях с жестоким авторитарным отцом и мягкой, уступчивой и непоследовательной матерью. Наиболее агрессивными вырастают те девочки, которые либо воспитывались в семье с жесткой авторитарной матерью и мягким, уступчивым отцом, либо предоставленные сааме себе и самостоятельно пробивающиеся в жизни.

Женский пол  раньше обучается контролировать свою агрессивность. Они четко направляют свою агрессивность на одного определенного человека, точно зная его психологически уязвимое место. Мужской пол плохо контролирует свою агрессивность, поэтому она выплескивается на всех окружающих без разбора.

 Что же касается юношеского возраста, то, просмотрев все вышесказанное, можно сделать определенные выводы:

- юношеский возраст – возраст, в котором завершается физическое и половое созревание;

- главная психологическая  особенность этого возраста –  это вступление в самостоятельную  жизнь;

- главное в  самосознании является будущее,  к которому он себя готовит;

- в юношеской жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемого в терминах «задиристость», «драчливость», «озлобленность», «жестокость». К агрессивности близко подходит состояние враждебности на данном этапе.

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей агрессивности в подростковом и юношеском возрасте

Для диагностики  уровня агрессии можно применить  несколько методик. Рассмотрим некоторые  из них наиболее подробно.

  1. Тест Басса-Дарки был использован для выявления уровня агрессии. А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятие агрессии и враждебности и определил последнюю как: «… реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А.Дарки выделили следующие виды реакций:

- физическая  агрессия – использование физической  силы против другого лица;

- косвенная  – агрессия, окольным путем направленная  на другое лицо или ни на  кого не направленная;

- раздражение  – готовность к проявлению  негативных чувств при малейшем  возбуждении (вспыльчивость, грубость);

- негативизм  – оппозиционная манера в поведении  от пассивного сопротивления  до активной борьбы против  установившихся обычаев и законов;

- обида –  зависть и ненависть к окружающим  за действительные и вымышленные  действия;

- подозрительность  – в диапазоне от недоверия  и осторожности по отношению  к людям до убеждения в том,  что другие люди планируют  и приносят вред;

- вербальная  агрессия – выражение негативных чувств через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы);

- чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

2. Тест А.  Ассингера позволяет определить, достаточно ли человек корректен  в отношении с окружающими  и легко ли общаться с ним.  Для большей объективности ответов  можно провести взаимооценку, когда  респонденты отвечают на вопросы  друг друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка.

Флегматичный  человек редко проявляет себя как интересный собеседник, но и  с чрезмерно агрессивным неприятно  общаться.

3.Методика «Агрессивность», основой для которой стал известны тест Розенцвейга. Этот тест предназначен для оценки степени развитости у человека черты личности «агрессивность», понимаемой как не вызванная объективными обстоятельствами и необходимостью тенденция враждебно реагировать на большинство высказываний, действий и поступков окружающих людей.

 

 

      1. . Организация и методика проведения исследования агрессивности

Основной целью  нашего эксперимента является исследование психологических особенностей агрессивности  в подростковом и юношеском возрасте.

Достижению  данной цели отвечают следующие задачи:

- выявить психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте;

- выявить психологические  особенности агрессивности в юношеском возрасте.

Гипотеза исследования: предполагается, что в подростковом и юношеском возрасте проявление агрессивности может иметь психологические особенности.

База проведения эмпирического исследования: учреждение образования «Республиканское государственное  училище олимпийского резерва». Выборка  испытуемых состоит из 30 человек.

Учащимся подросткового  и юношеского возраста был выдан тест Басса-Дарки для выявления уровня агрессии. При составлении опросника авторы пользовались следующими принципами:

  1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
  2. Вопросы сформулированы таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Инструкция: «Вам предлагается ответить на 75 вопросов. Вопросы направлены на диагностику Вашего состояния агрессии. Постарайтесь представить типичные ситуации и дать первый естественный ответ, который приходит Вам в голову. Отвечайте быстро, не задумываясь, не пропуская ни одного вопроса. Помните, не существует «хороших» и «плохих» ответов. Вам следует отвечать или «да», или «нет». Постарайтесь ответить на вопросы как можно искренне. Ваши ответы не будут никому демонстрироваться».

Обработка результатов. При помощи «ключа» подсчитывается общее количество баллов, полученных по каждой из восьми шкал. За совпадение ответа обследуемого с «ключом» насчитывается 1 балл.  Например, если на вопрос № 3 получен ответ «да», то в шкале «Раздражение» насчитывается 1 балл. Если на вопрос на этот же вопрос вы отвечаете «нет», то насчитываете себе 0 баллов.

 Ответы оцениваются  по восьми шкалам следующим  образом:

1. Физическая  агрессия:

"да"=1, "нет"=0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68 и

"нет"=1, 2да"=0 - 9 и 7 утверждения.

2. Косвенная:

"да"=1, "нет"=0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63 и

"нет"=1, "да"=0 - 26 и 49.

3. Раздражение:

"да"=1, "нет"=0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 и

"нет"=1, "да"=0 - 11, 35, 69.

4. Негативизм:

"да"=1, "нет"=0: 4, 12, 20, 28 и

"нет"=1, "да"=0 - 36.

5. Обида:

"да"=1, "нет"=0: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58.

6. Подозрительность:

"да"=1, "нет"=0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59 и

"нет"=1, "да"=0 - 33, 66, 74, 75.

7. Вербальная  агрессия:

"да"=1, "нет"=0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73 и

"нет"=1, "да"=0 - 33, 66, 74, 75.

8. Чувство вины:

"да"=1, "нет"=0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54 61 67.

Через один день был проведен тест А. Ассингера, который  позволил определить, достаточно ли человек  корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним.

Инструкция: «Вам предлагается ответить на 20 вопросов. Вопросы направлены на оценку агрессивности  в отношениях. Постарайтесь представить типичные ситуации и дать первый естественный ответ, который пришел Вам в голову. Отвечайте быстро, не задумываясь, не пропуская ни одного вопроса. Помните, не существует «хороших» и «плохих» ответов. Вам следует выбрать один из трех предложенных вариантов. Постарайтесь ответить как можно искренне. Ваши ответы не будут демонстрироваться».

Обработка результатов. Внимательно просмотрите подчеркнутые ответы. Суммируйте номера ответов. Подсчитайте  общее количество баллов. И смотрите результат.

 

2.2.Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте

Для диагностики  психологических особенностей агрессивности в подростковом возрасте были использованы тест Басса-Дарки и тест А.Ассингера. Данные отражены в таблице.

Таблица 4

Диагностика состояния  агрессии у подростков (тест Басса-Дарки)

Шкала агрессии

Кол-во подростков

Девочки (8 человек)

Мальчики (7 человек)

в %

в %

№ п/п

15 человек

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Физическая  агрессия

 

4      (50 %)

3 (37,5%)

1 (12,5%)

1 (14%)

2 (29%)

4 (57%)

Косвенная агрессия

 

3 (37,5%)

1 (12,5%)

4 (50%)

2 (29%)

4 (57 %)

1 (14%)

Вербальная  агрессия

 

1 (12,5%)

2 (25%)

5 (62,5%)

3 (43%)

2 (28,5%)

2 (28,5%)


 



В таблице отображены только три самые главные шкалы  из данного теста.

Исследование подтвердило исходную гипотезу о том, что на протяжении подросткового возраста агрессивность выступает как относительно устойчивое личностное образование. У всех испытуемых мальчиков примерно  половина выборки имеет выраженность агрессивности как личностного образования.

Таблица 5

Диагностика оценки агрессивности в отношениях (тест А. Ассингера)

 

№ п/п

Девочки (8 человек)

Мальчики (7 человек)

в %

в %

Высокий уровень (45 и более баллов)

1 человек (12,5%)

2 человека (28,5%)

Средний уровень (от 36 до 44 баллов)

4 человека (50 %)

4 человека (57%)

Низкий уровень (35 и менее баллов)

3 человека (37, 5%)

1 человек (14,5%)


 

Хотелось бы отметить, что 57 % опрошенных склонны  к ее деструктивным проявлениям, а 37,5 % - к замкнутости, однако, данные параметры не связаны с их уровнем агрессивности.

 

2.3.Психологические  особенности агрессивности в  юношеском возрасте

Для сравнения  с психологическими особенностями  агрессивности подросткового возраста были проведены такие  же тесты  для определения психологических особенностей агрессивности в юношеском возрасте. В исследование принимали участие 15 человек: 8 девушек и 7 юношей. В результате проведения данных методик были получены следующие данные.

 

Таблица 6

 Диагностика  состояния агрессии у юношей (тест  Басса-Дарки)

Шкала агрессии

Кол-во подростков

Девочки (8 человек)

Мальчики (7 человек)

в %

в %

№ п/п

15 человек

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Физическая  агрессия

 

4       (50 %)

3 (37,5%)

1 (12,5%)

1 (14%)

3 (43%)

3 (43%)

Косвенная агрессия

 

2 (25%)

2 (25%)

4 (50%)

4 (57%)

2

(28,5 %)

1 (14,5%)

Вербальная  агрессия

 

1 (12,5%)

4 (50%)

3 (37,5%)

1 (14,5%)

4 (57%)

2 (28,5%)

Информация о работе Психологические особенности агрессивности в подростковом и юношеском возрасте