Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 14:17, курсовая работа
Актуальность исследования проблемы обусловлена тем, что восприятие времени играет большую роль при ориентации человека в окружающем мире и способствует его адаптации в различных ситуациях. Научно-технический прогресс способствует появлению все новых видов профессиональной деятельности, в ходе которой факт точности восприятия времени особенно важен. Сюда можно отнести, например, профессии оператора, работающего со сложными техническими устройствами и системами управления (профессии лётчика, машиниста, водителя и т.п.). От точности и быстроты реакций такого специалиста зависит весь технологический процесс, зачастую даже жизни людей.
Введение 4
ГЛАВА I. Восприятие времени. Основные закономерности. 7
1. Восприятие последовательности 9
2. Восприятие и оценка длительности 10
2.1. Методы изучения восприятия длительности 11
2.2. Восприятие длительности 13
2.3. Оценка длительности 15
2.4. Ориентировка во времени 17
ГЛАВА II. Связь восприятия времени с различными видами деятельности человека. 20
1. Особенности воспроизведения и оценки времени в различных видах деятельности 20
2. Влияние мотивации на точность воспроизведения и оценки времени в различных видах деятельности 22
2.1. Мотивация и воспроизведение длительности в музыкальной и спортивной деятельности. 24
2.2. Влияние различных смыслообразующих мотивов на точность оценки длительности 25
ГЛАВА III. Исследование психологических аспектов деятельности при работе за компьютером. 27
ГЛАВА IV. Влияние личностных характеристик индивида на восприятие времени. 32
1. Индивидуальные особенности восприятия времени 32
2. Влияние эмоций на отражение временных отношений 33
3. Восприятие времени при «сенсорном голоде» 37
4. Влияние возраста индивида на восприятие временных интервалов 41
5. Восприятие времени и тип темперамента 42
6. Влияние культурно-исторического аспекта на восприятие времени 44
План эмпирического исследования 46
Список литературы 49
Высшая Школа Психологии (Институт)
Кафедра общей психологии
Курсовая работа
Психологические особенности искажения восприятия времени при работе за персональным компьютером
Студента
Бредихиной Е.Н.
Научный руководитель:
К. псих. н.
Блинникова И.В.
Москва 2013
Оглавление
Введение 4
ГЛАВА I. Восприятие времени. Основные закономерности. 7
1. Восприятие последовательности 9
2. Восприятие и оценка длительности 10
2.1. Методы изучения восприятия длительности 11
2.2. Восприятие длительности 13
2.3. Оценка длительности 15
2.4. Ориентировка во времени 17
ГЛАВА II. Связь восприятия времени с различными видами деятельности человека. 20
1. Особенности воспроизведения и оценки времени в различных видах деятельности 20
2. Влияние мотивации на точность воспроизведения и оценки времени в различных видах деятельности 22
2.1. Мотивация и воспроизведение длительности в музыкальной и спортивной деятельности. 24
2.2. Влияние различных смыслообразующих мотивов на точность оценки длительности 25
ГЛАВА III. Исследование психологических аспектов деятельности при работе за компьютером. 27
ГЛАВА IV. Влияние личностных характеристик индивида на восприятие времени. 32
1. Индивидуальные особенности восприятия времени 32
2. Влияние эмоций на отражение временных отношений 33
3. Восприятие времени при «сенсорном голоде» 37
4. Влияние возраста индивида на восприятие временных интервалов 41
5. Восприятие времени и тип темперамента 42
6. Влияние культурно-исторического аспекта на восприятие времени 44
План эмпирического исследования 46
Список литературы 49
Проблема субъективного восприятия времени разрабатывается с разных точек зрения многими науками, как естественными, так и гуманитарными. В психологии изучается не только само восприятия времени, но и влияние различных факторов на этот процесс.
Восприятие времени человеком разное у каждого индивида в отдельности и меняется в зависимости от большого числа факторов. В то время как биологический возраст человека показывает существенные различия в восприятии времени, другие факторы, и их невообразимое количество в повседневной жизни, также оказывают существенное влияние. Освещение, погода, скорость движения машин в потоке, темп музыки, общение с разными возрастными группами людей, чтение определенной прозы и поэзии, состояние организма - все это, наряду с другими факторами, влияет на восприятие времени.
В ходе различных исследований были найдены зависимости точности оценки времени от уровня интеллектуального развития испытуемых1, от температуры тела испытуемого и окружающей среды2. Немалый практический интерес представляют исследования по изучению влияния психоэмоционального напряжения на точность оценки времени3. Также изучалось восприятие времени типами личности, отличающимися высокой степенью психо-эмоциональной напряжённости (возбудимых4, тревожных5).
Актуальность исследования проблемы обусловлена тем, что восприятие времени играет большую роль при ориентации человека в окружающем мире и способствует его адаптации в различных ситуациях. Научно-технический прогресс способствует появлению все новых видов профессиональной деятельности, в ходе которой факт точности восприятия времени особенно важен. Сюда можно отнести, например, профессии оператора, работающего со сложными техническими устройствами и системами управления (профессии лётчика, машиниста, водителя и т.п.). От точности и быстроты реакций такого специалиста зависит весь технологический процесс, зачастую даже жизни людей. По мере совершенствования и увеличения числа инновационных технических средств увеличивается число людей, занятых в соответствующей профессиональной деятельности. Повышается уровень требований к психологическим характеристикам человека-оператора, в том числе и к точности ориентации во времени.
Повсеместным внедрением компьютерных технологий, глобальной автоматизацией технологических процессов приводит к возрастанию разнообразия темповых режимов работ с жестко ограниченными по времени выполнения трудовыми задачами на фоне всеобщего ускорения ритма жизни. От того, сможет ли человек адаптироваться к современным технологическим требованиям, зависит качество труда, надежное функционирование технологических устройств и здоровье специалистов.
Разноплановость проведенных исследований не позволяет рассматривать особенности восприятия времени применительно к организации и функционированию целостной системы профессиональной деятельности. Это определяет актуальность проведения комплексных эмпирических исследований, направленных на изучение особенностей субъективного отражения времени непосредственно в процессе выполнения труда, а также факторов, влияющих на его динамику.
Время, как объект познания является сложной и многогранной категорией. В большинстве своем восприятие времени изучается как внешний фактор или как одно из условий исследования. Однако в нашей жизни время является одним из векторов пространства, в котором мы существуем на протяжении всей нашей жизни. Для человека время – это одновременно ресурс и ограничение в деятельности. Оно является регулятором всей деятельности человека. Все механические, органические и психические процессы, пространственное перемещение, качественное изменение, возникновение или гибель всегда ориентированы во времени.
Под восприятием времени принято понимать отражение длительности, скорости и последовательности явлений, отношения между которыми фиксируются при помощи таких понятий, как хронометрия – отсчет времени посредством использования подручных инструментов с равномерным движением частей; хронология – отражение времени в сопоставлении с общеизвестными событиями; хроногнозия – субъективное время каждого человека, зависящее от значимости и эмоциональной окрашенности события6.
Для изучения восприятия времени учеными были выделены следующие аспекты восприятия:
Время, наряду с пространством, является ключевым понятием систематизации, структурирования. Они способствует упорядочиванию человеком окружающей действительности. Стоит отметить, что различными аспектами изучения времени давно занимаются психологи различных школ и направлений. Но, несмотря на это, время для данной науки пока еще является неизученным понятием, в связи с существующей проблемой - отсутствия методологического подхода к изучению предмета.
Основа этой проблемы
- отсутствие систематичности в
Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный живой человек, и в восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, устремления, желания и чувства. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции.
Необходимо отметить, что
психические акты восприятия представляют
собой бессознательные
Восприятие времени для
человека осложнено еще и тем,
что в организме нет
Рассмотрим подробнее, в чаем заключаются выше перечисленные аспекты восприятия времени человеком.
Восприятие последовательности
Человек воспринимаем стимулы лишь с того момента, когда его рецепторных центрах коры головного мозга возникает возбуждение. Таким образом, можно допустить, что одновременным возбуждениям центров соответствуют одновременные восприятия, а с последовательными связано восприятие последовательности.
Восприятие последовательности
событий также зависит не только
от последовательности физических явлений,
но и от самих условий процесса
восприятия. Если интервал между двумя
какими-либо событиями достаточно отчетливо
выражен, то у человека не возникает
трудностей с различением отдельных
событий. В таком случае процесс
восприятия переходит от восприятия
последовательности к восприятию длительности
интервала. Проблема последовательности
приобретает смысл лишь на границе
перехода от одновременности к
На восприятие последовательности событий влияют следующие факторы:
— перцептивная установка субъекта, выражающаяся в готовности его к восприятию событий;
— объективная упорядоченность событий, проявляющаяся в естественной организации стимулов;
— упорядоченность событий
самим субъектом с
Например, экспериментальным путем установлено: если на нас одновременно воздействуют два стимула, то тот из них, к восприятию которого мы подготовились, будет восприниматься в качестве предшествующего, более раннего стимула. Точно также раздражитель, к которому мы проявляем интерес, будет воспринят как предшествующий по сравнению с другим, «неинтересным» стимулом7. Это свойство восприятия объясняет причину появления некоторых ошибок в анализе временных интервалов, особенно тех которые произошли давно.
Восприятие и оценка длительности
Восприятие – это реакция на действующий стимул. Под восприятием длительности подразумевается, что человек может улавливать последовательные аспекты изменения. Если длительность короткая (не превышает 2 с), то воспринимается человеком, т.е. обеспечить соответствующую реакцию; если же она длинная - тогда мы можем лишь оценить ее.
Мы воспринимаем непрерывные изменения как движение, характеризующееся определенной скоростью, а быстрые прерывистые характеризуются своей периодичностью, частотой.
Аналогично можно воспринимать и отсутствие изменения. Оно будет ощущаться как длительность, разделяющая начало и конец двух изменений.
Если стимуляция непрерывна, говорят о заполненном времени, если же сигналы ограничивают лишь начало и конец интервала, то такой интервал принято называть незаполненным, оба эти выражения отражают природу физического изменения. В рамках восприятия начало и конец относятся к одному и тому же перцептивному акту. Во всех остальных случаях человек прибегает к оценке, используя для этого многочисленные экстероцептивные и интероцептивные ориентиры.
Получается, что воспринимаемая длительность определяется организацией последовательности стимулов. Там, где последовательность трудно поддается организации, восприятие длительности затруднено.
Два последовательных события разделены во времени некоторой длительностью. А она в свою очередь ограничена двумя какими-то событиями или же появлением, а затем прекращением действия стимулов. Значительное влияние на восприятие длительности какого-либо события во времени также может оказать степень занятости субъекта в данный временной интервал. Время, заполненное активной деятельностью, кажется протекающим намного быстрее, по сравнению со временем, не заполненным интересными делами, проведенным в ожидании неприятных событий, занятым малоинтересными, однообразными действиями. Особую роль в оценке времени играет мотивация. Время, насыщенное деятельностью, направленной на удовлетворение личностно значимых потребностей, воспринимается более коротким.
Также меняется восприятие продолжительности времени в зависимости от возраста. Это влияние, как считают некоторые авторы, проявляет себя при восприятии длительностей свыше одного дня. Для людей преклонного возраста время течет быстрее, чем для ребенка. Поэтому в оценке времени разными возрастными группами могут выявиться сильные расхождения.
Существует несколько методов исследования оценки длительности временных интервалов человеком.
а) Абсолютные оценки заключаются в том, что человек просто оценивает длительность как большую или маленькую, то есть соотносит ее с субъективным эталоном привычной длительности данного действия.
б) Количественные оценки основываются на использовании общепринятых единиц времени.