Психологические особенности искажения восприятия времени при работе за персональным компьютером

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования проблемы обусловлена тем, что восприятие времени играет большую роль при ориентации человека в окружающем мире и способствует его адаптации в различных ситуациях. Научно-технический прогресс способствует появлению все новых видов профессиональной деятельности, в ходе которой факт точности восприятия времени особенно важен. Сюда можно отнести, например, профессии оператора, работающего со сложными техническими устройствами и системами управления (профессии лётчика, машиниста, водителя и т.п.). От точности и быстроты реакций такого специалиста зависит весь технологический процесс, зачастую даже жизни людей.

Содержание работы

Введение 4
ГЛАВА I. Восприятие времени. Основные закономерности. 7
1. Восприятие последовательности 9
2. Восприятие и оценка длительности 10
2.1. Методы изучения восприятия длительности 11
2.2. Восприятие длительности 13
2.3. Оценка длительности 15
2.4. Ориентировка во времени 17
ГЛАВА II. Связь восприятия времени с различными видами деятельности человека. 20
1. Особенности воспроизведения и оценки времени в различных видах деятельности 20
2. Влияние мотивации на точность воспроизведения и оценки времени в различных видах деятельности 22
2.1. Мотивация и воспроизведение длительности в музыкальной и спортивной деятельности. 24
2.2. Влияние различных смыслообразующих мотивов на точность оценки длительности 25
ГЛАВА III. Исследование психологических аспектов деятельности при работе за компьютером. 27
ГЛАВА IV. Влияние личностных характеристик индивида на восприятие времени. 32
1. Индивидуальные особенности восприятия времени 32
2. Влияние эмоций на отражение временных отношений 33
3. Восприятие времени при «сенсорном голоде» 37
4. Влияние возраста индивида на восприятие временных интервалов 41
5. Восприятие времени и тип темперамента 42
6. Влияние культурно-исторического аспекта на восприятие времени 44
План эмпирического исследования 46
Список литературы 49

Файлы: 1 файл

Восприятие времени_КУРСОВАЯ.docx

— 132.49 Кб (Скачать файл)

 

ГЛАВА II. Связь восприятия времени с различными видами деятельности человека.

  1. Особенности воспроизведения и оценки времени в различных видах деятельности

Деятельность человека всегда является взаимодействием физической и психической активности. Связь  между ними и их соотношение могут  быть различными и определяются социальными  условиями, целью и предметом  соответствующей деятельности.

Авторы, занимающиеся проблемами психологии трудовой деятельности, показали, что ее успешность, возможности оптимизации  напрямую зависят от степени овладения  операциональной стороной конкретного вида деятельности, а также от организации перцептивных действий субъекта (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков).

Овладение профессиональными навыками заключается в отработке определенного способа действия, при котором необходимый результат достигается в минимальный отрезок времени.

Точность анализа времени, в частности быстроты, является следствием влияния трудовой деятельности на сенсорную  сферу человека.

Б.А. Федоришин отмечает, что чем выше уровень мастерства специалиста, тем выше и степень овладения им временной структурой операции. А временная структура производственной операции является своеобразным индикатором квалификации рабочего10.

Для профессиональной деятельности важную роль играет умение точно распределять свои действия во времени, хорошо ориентироваться в нем и достаточно точно дифференцировать, воспринимать и оценивать временные характеристики сигналов.

Анализ профессиональной деятельности специалистов операторского профиля свидетельствует, что запоздавшие или опережающие их действия в момент работы приводят к ошибкам, а в ряде случаев и к возникновению аварийных ситуаций11.

Нехватка времени на выполнение трудовых операций становится характерной особенностью многих видов профессиональной деятельности. Жесткие временные параметры особенно типичны для деятельности специалиста многих автоматизированных систем управления - водителей, летчиков, операторов сложных производственных установок.

Результаты различных исследований свидетельствуют о том, что в процессе профессиональной деятельности происходят изменения во всей структуре личности, в ходе которых затрагивается сенсорная, эмоциональная, мотивационная и волевая сферы человека. Формируются те личностные качества, которые находят реализацию в данном виде трудовой деятельности и обеспечивают ее высокую эффективность12.

В условиях трудовой деятельности, имеющей четко выраженную временную  организацию, восприятие времени - длительности, последовательности и быстроты - становится важной предпосылкой успешности выполнения деятельности.

В исследованиях Д.Г. Элькина было показано, что специально организованные упражнения, включенные в занятия школьников – фотографов-любителей, существенно повышает точность отмеривания интервалов такой длительности, которая имеет значение для результатов их деятельности - качества снимка, определяемого величиной экспозиции, задаваемой фотографом13.

В исследованиях Л. Д. Драголи было установлено, что специальные тренировки, организованные с учащимися-спортсменами школьного возраста, способствуют развитию «чувства времени»14.

Ряд исследователей подтверждают роль спортивной деятельности в формировании "чувства времени" (В.Д. Палыга, С.Г. Москвичев, Е.Н. Сурков). Отмечено положительное влияние специальных упражнений на точность восприятия временных промежутков, относимых к диапазону микро-интервалов15.

Для развития музыкальных  способностей очень важным является четкое отражение временных параметров, составляющих структурно-динамическую сторону музыкального произведения (темпа, ритма)16.

Таким образом, учебная деятельность, выступающая как определяющее условие становления психической деятельности личности, создает необходимые предпосылки для повышения ее адекватности, а, следовательно, и точности восприятия быстроты, длительности, последовательности, включенных в нее раздражений, что, в свою очередь, становится условием повышения эффективности деятельности.

Профессиональная деятельность обеспечивает не только общее сенсорно-двигательное развитие, но и обусловливает развитие всех познавательных процессов, что подтверждают исследования советских психологов (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов).

  1. Влияние мотивации на точность воспроизведения и оценки времени в различных видах деятельности

Мотивационная сфера является сложным регулятором человеческой деятельности.

Одним из важнейших аспектов регуляции деятельности является временной  аспект - регуляция движений, действий, операций в их длительности, быстроте, последовательности, ритме. Он представляет собою регуляцию таких параметров действий, как их быстрота, длительность, последовательность, ритмические особенности.

Различные исследования показали, что особенности восприятия и переживания зависят от характера и содержания деятельности, выполняемой субъектом17.

Анализ временного поведения  как способов адаптации человека к условиям существования во времени  дан французским психологом П. Фрессом18.

Понятие времени, по Фрессу, есть построение человеческого ума, с необходимостью возникающее как высшая форма приспособления к одному из аспектов чувственного опыта. П. Фресс выделяет три основные формы реакции, которые соответствуют трем уровням приспособления ко времени:

    1. приспособление к изменениям или ко времени;
    2. восприятие изменений;
    3. овладение временем.

Биологический уровень приспособления ко времени - это следствие периодических изменений в окружающей среде. Впоследствии эта деятельность становится индикатором временных изменений. Этот способ позволяет животным приспосабливаться к промежуткам времени. У человека оценка длительности на таком уровне тоже играет определенную роль, но качественно отличается в том отношении, что опосредуется сознательной оценкой длительности.

В решении проблемы регуляции  деятельности в широком аспекте  должны анализироваться временные  параметры задач и заданий  в типичных ситуациях в конкретных видах деятельности.

Мотивы как важнейшее  личностное образование, должны включаться как регулирующий компонент в структуру деятельности субъекта, в процессы отражения времени, выступающего как существенное условие успешности профессиональной, спортивной, музыкальной деятельности.

Полученные в различных исследованиях данные свидетельствуют о том, что фактор мотивации существенно повышает адекватность воспроизведения быстроты как важнейшего условия и результата профессиональной деятельности субъекта19.

Экспериментально показана возможность оптимизации трудовой деятельности, трудового обучения за счет включения фактора мотивации, с помощью которого удается обеспечить более высокую точность перцептивных действий.

    1.  Мотивация и воспроизведение длительности в музыкальной и спортивной деятельности.

Мотивация выступает не только в качестве предпосылки успешности учебной деятельности, но и является ее результатом; полноценное формирование учебной деятельности ведет к качественным изменениям и в мотивационной сфере.

Другими словами, в зависимости  от того, какой мотив выступает ведущим, на какую цель направляется действие, выделяются те или другие элементы и их отношения как условие, необходимое для достижения данной цели.

Таким образом, мотив выступает  как известный психологический  эквивалент уровня активности, и поэтому включение фактора мотивации в качестве дополнительного стимула в конкретную деятельность субъекта обеспечивает повышение ее эффективности.

    1.  Влияние различных смыслообразующих мотивов на точность оценки длительности

Важнейшим условием, необходимым для организации формирующей деятельности, является переход поставленных целей в мотивы, которые побуждают эту деятельность.

Следовательно, личность выполняет  определенную деятельность с разной степенью активности в зависимости от того, какой смысл приобретают для нее общественные или личные ценности, ставшие побудителями деятельности. В зависимости от содержания, силы и значимости мотивов для субъекта, его деятельность приобретает определенную меру значимости20.

В исследованиях отечественных психологов установлено, что важнейшим результатом становления личности в онтогенезе в процессе воспитания и обучения является формирование системы мотивов, которые обладают иерархической структурой21.

Исходя из исследований Будиянского Н.Ф. можно сделать вывод, что включение фактора мотивации в процесс выполнения определенной деятельности не всегда улучшает качество ее выполнения22. Данная особенность находится в определенной зависимости от такого функционального уровня деятельности, как уровень притязаний. Данные исследования полностью совпадают с выводами авторов, которые показали, что повышение активности не всегда является предпосылкой повышения эффективности психической деятельности23.

Различные смыслообразующие мотивы по-разному определяют адекватность оценки времени субъектом. Смыслообразующие мотивы, опосредованные общественно значимой целью и включенные в процесс восприятия и отражения длительности, существенно повышают точность восприятия времени.

Мотивы личной направленности не обеспечивают достаточной адекватности восприятия времени.

Однако, кроме смыслообразующих мотивов, важную роль в точности оценки длительности играют и личностные особенности воспринимающего, в частности уровень притязаний личности. Последний выступает важным фактором, повышающим или снижающим точность восприятия времени.

 

ГЛАВА III. Исследование психологических аспектов деятельности при работе за персональным компьютером.

Необходимо дать определение  понятию деятельности пользователя персонального компьютера24 (далее ПК). Она представляет собой реализацию личностных свойств человека, которые имеют определенную структуру, рассматриваемую в теориях личности. Окружающая среда и сама деятельность могут приводить к изменению состояния человека. Процесс деятельности регулируется не только внутренними, но и внешними факторами, к которым относятся взаимодействующий субъект (или коллектив) и сам предмет деятельности. В более формализованном виде деятельность можно представить как динамическую структуру, осуществляющую преобразование информации и энергии.

Работающий человек имеет  цель, т.е. субъективную модель состояния  предмета деятельности, в которую  необходимо перевести этот предмет  или объект из исходного состояния  посредством информационных и энергетических воздействий. Эти воздействия пользователь осуществляет через промежуточное  устройство - компьютер. При этом человек  воспринимает информацию о предмете деятельности через сигналы от компьютера и среды. Цель деятельности у пользователя формируется на основе мотивов, потребностей, установок (своих или получаемых извне).

Воспринимаемая и извлекаемая  из памяти информация преобразуется  по одному из тех типов переработка  информации человеком: прямого замыкания (прямая, закрепленная ассоциативная  связь, автоматизированное действие), репродуктивного мышления (принятие решения путем пошагового преобразования информации по известным правилам), продуктивного (или творческого) мышления. С помощью этих преобразований формируется  прогнозируемый результат воздействия и программа (план, стратегия) действий для его достижения.

Информационная среда играет все более значительную роль в профессиональной деятельности и в повседневной жизни современного человека. Поведение человека в данной среде не ограничивается поиском, обработкой и передачей информации, приобретением и трансляцией знаний. В "киберпространстве" как элементе информационной среды осуществляется целый набор человеческих деятельностей, основу которых составляют познавательная, игровая и коммуникативная деятельность. Специфические особенности протекания деятельности при работе за ПК, как в элементе информационной среды являются предметом все расширяющегося фронта исследований различных специалистов, в том числе психологов.

В эмпирических исследованиях  деятельности пользователей в интернет - среде определенную трудность представляет отделение психологических факторов от непсихологических - данная проблема может быть названа "психологической экологией", если воспользоваться термином К. Левина. Исследовательская деятельность в данной области носит не только междисциплинарный, но и комплексный характер, не будучи привязанной к конкретному разделу психологической науки: психология компьютерной деятельности и интернета изучается с позиций психологии сознания, этнической, когнитивной, социальной, возрастной, педагогической психологии, психологии личности, психологии половых различий, психологии труда и др.

Отечественные исследования деятельности человека в интернет - среде пока что довольно немногочисленны и ограничены по тематике, если сравнивать с зарубежными исследованиями.

Информация о работе Психологические особенности искажения восприятия времени при работе за персональным компьютером