Психологические особенности искажения восприятия времени при работе за персональным компьютером

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования проблемы обусловлена тем, что восприятие времени играет большую роль при ориентации человека в окружающем мире и способствует его адаптации в различных ситуациях. Научно-технический прогресс способствует появлению все новых видов профессиональной деятельности, в ходе которой факт точности восприятия времени особенно важен. Сюда можно отнести, например, профессии оператора, работающего со сложными техническими устройствами и системами управления (профессии лётчика, машиниста, водителя и т.п.). От точности и быстроты реакций такого специалиста зависит весь технологический процесс, зачастую даже жизни людей.

Содержание работы

Введение 4
ГЛАВА I. Восприятие времени. Основные закономерности. 7
1. Восприятие последовательности 9
2. Восприятие и оценка длительности 10
2.1. Методы изучения восприятия длительности 11
2.2. Восприятие длительности 13
2.3. Оценка длительности 15
2.4. Ориентировка во времени 17
ГЛАВА II. Связь восприятия времени с различными видами деятельности человека. 20
1. Особенности воспроизведения и оценки времени в различных видах деятельности 20
2. Влияние мотивации на точность воспроизведения и оценки времени в различных видах деятельности 22
2.1. Мотивация и воспроизведение длительности в музыкальной и спортивной деятельности. 24
2.2. Влияние различных смыслообразующих мотивов на точность оценки длительности 25
ГЛАВА III. Исследование психологических аспектов деятельности при работе за компьютером. 27
ГЛАВА IV. Влияние личностных характеристик индивида на восприятие времени. 32
1. Индивидуальные особенности восприятия времени 32
2. Влияние эмоций на отражение временных отношений 33
3. Восприятие времени при «сенсорном голоде» 37
4. Влияние возраста индивида на восприятие временных интервалов 41
5. Восприятие времени и тип темперамента 42
6. Влияние культурно-исторического аспекта на восприятие времени 44
План эмпирического исследования 46
Список литературы 49

Файлы: 1 файл

Восприятие времени_КУРСОВАЯ.docx

— 132.49 Кб (Скачать файл)

При отсутствии хотя бы минимума раздражителей могут развиваться  различные нарушения функционирования мозга. Например, известный русский  терапевт С. П. Боткин еще в прошлом  столетии описал больную, которая была лишена всех видов чувствительности, за исключением кожной, и то лишь на одной руке. Обычно эта пациентка  находилась в состоявши сна и пробуждалась лишь при прикосновении к руке, сохранившей чувствительность. И. П. Павлов наблюдал больного, у которого в результате травмы из всех органов чувств остались только один глаз и одно ухо. Достаточно ему было закрыть глаз и заткнуть ухо, как он моментально погружался в глубокий сон.

В одной серии опытов зарубежные последователи помещали испытуемых в особых боксах на удобных кушетках, на глаза им надевали очки, рассеивающие свет, на уши — аудифоны, не позволяющие  слышать даже собственную речь, на конечности — футляры, исключающие  осязательные восприятия. Прием пищи и физиологические отправления осуществлялись участниками экспериментов по потребности. В другой серии резвое ограничение притока внешних раздражений достигалось погружением испытуемых в специальном снаряжении в резервуар с водой. При этом создавалась возможность изоляции не только от источников света и звука, но также и от притока привычной информации, связанной с опорой о поверхность земли, плоскость кушетки и с тактильными ощущениями.

В результате подобных экспериментов  выяснилось, что реакции испытуемых в основном выражаются в появлении  как бы чувства «голода» по внешним  впечатлениям. Это приводимо в ряде случаев к двигательному беспокойству. Испытуемые в течение первых нескольких часов переживали события текущего дня, думали о себе или близких. Затем они начинали испытывать более или менее выраженное ощущение «удовольствия» от эксперимента, которое очень скоро сменялось быстро усиливающейся потребностью в раздражениях извне. Для удовлетворения этого желания некоторые испытуемые колотили по стенкам бокса, подергивали мышцами (в воде), делали плавательные движения, ударяли одним пальцем о другой. Если же им удавалось подавить потребность в раздражениях и остаться в спокойном состоянии, наступало как бы внутреннее сосредоточение. При этом у испытуемых нарушалось чувство времени. Их тяготило отсутствие отчетливого представления о том, спят они или бодрствуют. Затем наступал период фантазирования и развития галлюцинаторных явлений. Большинство обследуемых отказывалось от продолжения эксперимента через 24–72 часа.

Наряду с широким кругом исследований работоспособности, физиологических  и психических функций испытуемых нами в условиях сурдокамеры были проведены эксперименты по воспроизведению заданных временных интервалов. Комплекс проб на время осуществлялся в строго определенной последовательности: трехкратная 20-секундная проба (начало и конец отсчета — сжатие руки с регистрацией миограммы), трехкратная 20-секундная проба с параллельным выполнением арифметических действий и трехкратная 20-секундная проба в процессе профессиональной работы на тренажере по управлению космическим кораблем. Перед этим в течение длительного срока (до года и более) у испытуемых вырабатывалось воспроизведение 20-секундного интервала в процессе парашютных прыжков. Затем в течение 2 дней непосредственно перед изоляцией проводилась тренировка по воспроизведению данного интервала под контролем секундомера. Кроме того, испытуемые могли тренироваться и в ходе эксперимента с помощью имеющихся в сурдокамере часов с секундной стрелкой.

Анализ полученных результатов  показал, что воспроизведение заданного  интервала времени (20 сек.) претерпевает в условиях изоляции определенные изменения. В первый же день изоляции в сурдокамере испытуемые распределились в рассматриваемом плане на три группы. В первой (30% участников опыта) наблюдалось нарастание воспроизводимого интервала, т.е. субъективное убыстрение течения времени. Во второй группе (15%) наблюдалось постепенное укорочение воспроизводимого интервала, т.е. субъективное замедление течения времени. В третьей (55%) группе испытуемых поочередно наблюдалось то укорочение, то удлинением воспроизводимого интервала.

Такое распределение отражает характер и величину воздействия изоляции на нервно-психическую сферу обследуемых. Кроме того, четко выявились три периода максимальной напряженности, сопровождающейся наибольшими отклонениями в оценке временных интервалов,— начало, середина и конец эксперимента. Психологически эта периодичность напряженности в процессе опыта связана с приспособлением личности испытуемого к новой ситуации. Начальный период характеризуется ориентировочной реакцией, привыканием к условиям одиночества, втягиванием в операторскую деятельность. Он сменяется стадией устойчивой работы. Распространенный навык разделения длительной, однообразной, вынужденной, имеющей конкретные установленные сроки деятельности на две части обусловливает, по нашему мнению, период напряженности середины опыта. Последняя субъективно переживается как своеобразный перелом, заставляющий испытуемого как-то оценить первую половину эксперимента и настроить себя на завершающий этап той же длительности. Продолжительность и выраженность напряженности середины опыта у разных людей различна, а у особо деятельных и уравновешенных — практически незаметна. После переломного периода работа опять протекает в устойчивом режиме. Напряженность завершающего периода вызывается ожиданием конца эксперимента и эмоциональным предвосхищением возврата в обычную жизнь. Испытуемые тут выполняют только регламентированные операции, а в остальное время подытоживают свою работу, собирают вещи или беспорядочно переходят от одних дел к другим.

Более значительные ошибки в оценке временных интервалов (их переоценка или недооценка) наблюдались  при параллельном выполнении арифметических операций и при работе на тренажере  по управлению кораблем.

  1. Влияние возраста индивида на восприятие временных интервалов

Анализ различных исследований позволяет сделать ряд выводов относительно возрастных изменений в субъективном восприятии времени:

  • независимо от возраста хуже всего вспоминаются события 10-20-летней давности – этот промежуток назван «реминисцентным провалом»;
  • текущее время идет быстрее для более пожилых (для 65-летних<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times New Roman',

Информация о работе Психологические особенности искажения восприятия времени при работе за персональным компьютером