Психологические особенности искажения восприятия времени при работе за персональным компьютером

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования проблемы обусловлена тем, что восприятие времени играет большую роль при ориентации человека в окружающем мире и способствует его адаптации в различных ситуациях. Научно-технический прогресс способствует появлению все новых видов профессиональной деятельности, в ходе которой факт точности восприятия времени особенно важен. Сюда можно отнести, например, профессии оператора, работающего со сложными техническими устройствами и системами управления (профессии лётчика, машиниста, водителя и т.п.). От точности и быстроты реакций такого специалиста зависит весь технологический процесс, зачастую даже жизни людей.

Содержание работы

Введение 4
ГЛАВА I. Восприятие времени. Основные закономерности. 7
1. Восприятие последовательности 9
2. Восприятие и оценка длительности 10
2.1. Методы изучения восприятия длительности 11
2.2. Восприятие длительности 13
2.3. Оценка длительности 15
2.4. Ориентировка во времени 17
ГЛАВА II. Связь восприятия времени с различными видами деятельности человека. 20
1. Особенности воспроизведения и оценки времени в различных видах деятельности 20
2. Влияние мотивации на точность воспроизведения и оценки времени в различных видах деятельности 22
2.1. Мотивация и воспроизведение длительности в музыкальной и спортивной деятельности. 24
2.2. Влияние различных смыслообразующих мотивов на точность оценки длительности 25
ГЛАВА III. Исследование психологических аспектов деятельности при работе за компьютером. 27
ГЛАВА IV. Влияние личностных характеристик индивида на восприятие времени. 32
1. Индивидуальные особенности восприятия времени 32
2. Влияние эмоций на отражение временных отношений 33
3. Восприятие времени при «сенсорном голоде» 37
4. Влияние возраста индивида на восприятие временных интервалов 41
5. Восприятие времени и тип темперамента 42
6. Влияние культурно-исторического аспекта на восприятие времени 44
План эмпирического исследования 46
Список литературы 49

Файлы: 1 файл

Восприятие времени_КУРСОВАЯ.docx

— 132.49 Кб (Скачать файл)

Этот метод является наиболее распространённым, однако точность его оставляет желать лучшего.

Человек с трудом оперируем теми единицами измерения, для которых не может чувственных ориентиров. Индивидуальные оценки временных интервалов при этом методе очень разнятся.

в) Оценка по методу воспроизведения. В этом случае испытуемому предлагается воспроизвести

длительность, равноценную  той, которая была предложена ему  в качестве эталона. Преимуществом  метода является то, что здесь не возникает необходимости соотнесения  с абстрактными единицами, однако сфера  его применения ограничена небольшими длительностями, обычно не превышающими нескольких минут.

г) Оценка по методу продуцирования. Испытуемому предлагается выполнить какое-либо задание в течение определенного времени.

При сравнении оценок времени звучания двух непрерывных слуховых стимулов длительностью 21 и 45 с, полученных тремя методами: методом оценки, воспроизведения и продуцирования, корреляции между результатами не превышала 0,37 и не являлась значительной.8 Ниже показана вариабельность результатов.

 

Таблица 1

N = 22 респондента

Интериндивидцальная вариабельность

Интраиндивидуальная вариабельность

Оценка

σ = 34,7%

σ = 28,7%

Продуцирование

σ = 23,3%

σ = 20,9%

Воспроизведение

σ = 13,5%

σ = 18,8%


    1.  Восприятие длительности

При изучении восприятия длительности мы сталкиваемся с понятиями и  проблемами, которые необходимо обозначить в рамках изучаемого предмета.

а) Порог длительности. Каким образом возможно определение порога и границ перехода длительности. Здесь возможны две ситуации:

  1. Незаполненные интервалы времени. В этом случае под порогом длительности мы будем понимать переход от одновременности к последовательности двух стимулов. Этот порог равен 10 мс для тактильных и слуховых стимулов, 100 мс для зрительных стимулов и от 50 до 100 мс для двух разномодальных стимулов.
  2. Заполненные интервалы времени. Здесь порог является переходом от одномоментной стимуляции к стимуляции длящейся. В этом случае граница перехода становится трудно определимой.

б) Качество воспринимаемых длительностей и нейтральный интервал. В диапазоне воспринимаемых длительностей существуют многочисленные зоны, хаpaктepизующиеся качественно различными восприятиями. Соотнося данные различных исследований, можно выделить три зоны:

  1. Короткие интервалы, не превышающие 0,5 с. При таких интервалах воспринимаются скорее границы серии последовательных событий, а не сам по себе интервал.
  2. Нейтральные интервалы, то есть ни короткие, ни длинные, величина которых приблизительно 0,5–1 с. В этом случае границы и интервал образуют единство.
  3. Длинные интервалы от 1 до 2 с, когда преобладающим является восприятие интервала и когда необходимо некоторое усилие, чтобы объединить две границы здесь и сейчас.

Эти три зоны были определены эмпирически, и достоверность результатов  подтверждается тем, что различные исследователи пришли к одинаковым выводам.

в) Воспринимаемые длительности и физические изменения. Любая длительность – это всегда длительность стимуляций. Возникает вопрос, каким образом особенности стимула влияют на восприятие длительности?

Возникающая в этом случае проблема – это проблема влияния  границ стимула на восприятие. Зависит ли восприятие интервалов между стимулами от характера и длительности самих стимулов? В этом случае необходимо учитывать некоторые достоверно установленные в ходе различных исследований факты:

Восприятие незаполненных  интервалов времени:

  • При одинаковых длительностях интервал, ограниченный зрительными стимулами, кажется более длинным, чем интервал, ограниченный тактильными или слуховыми стимулами. Этот факт объясняется собственной длительностью сенсорного процесса.
  • При маленьких длительностях (в области слухового восприятия) интервал кажется более коротким, если первый стимул сильный. И наоборот, он кажется более длинным, если второй стимул сильнее первого. Это объяснятся тем, что при одинаковой длительности более громкий звук кажется и более длительным. Интервалы, ограниченные высокими звуками, кажутся более длинными, чем интервалы, ограниченные низкими звуками. С другой стороны, чем больше различие в высоте звуков, ограничивающих интервал, тем более продолжительным кажется последний.

Восприятие заполненных  интервалов:

  • Заполненные интервалы, как правило, не воспринимаются ни более длинными, как считал, ни более короткими.
  • Интервалы, разделённые включенными в них дискретными стимулами, кажутся испытуемым более длинными, чем равные им незаполненные интервалы.
  • При равенстве длительностей зрительные стимулы кажутся более длинными, чем слуховые.
  • Более громкий звук кажется более длительным, чем менее громкий.
  • Высокий звук кажется более длительным, чем низкий.
    1.  Оценка длительности

Переживаемая длительность – это всегда длительность воспринимаемых изменений.

В этой связи были изучены  три фактора: характер ситуации, мотивация и биологическое состояние.

  1. Характер ситуации. Во всякой ситуации следует различать две стороны: окружающая среда и выполняемая задача.

а) Влияние окружающей среды. Влияние среды может быть изучено лишь в связи с характером выполняемой задачи. Можно сказать, что тишина в сравнении с шумом вызывает переоценку длительности, в то время как свет или темнота не оказывают никакого воздействия.

б) Влияние задачи. Известно, что в зависимости от того, какую деятельность мы выполняем, время нам кажется короче или длиннее. При прочих равных условиях чем выше уровень активности, тем короче кажется длительность. Длительности кажутся субъекту тем меньше, чем сложнее и увлекательнее выполняемая им деятельность.

  1. Влияние мотивации. Повседневный опыт свидетельствует о том, что скука или интерес в немалой степени определяют наши оценки длительности. Мы осознаем длительность (так же как и пространство) лишь тогда, когда существует временнóй интервал между моментом пробуждения потребности и моментом ее удовлетворения, то есть когда время воспринимается нами как препятствие. В противном случае мы не обращаем внимания на временные характеристики переживаемых нами изменений. Отсюда следует основной закон, сформулированный Вундтом (1886), а затем Катцем (1906): «Всякий раз, когда мы обращаем наше внимание на течение времени, оно кажется длиннее». Этот закон основывается на том факте, что человек всегда знает о течении времени. Однако, в зависимости от того, осознается длительность или нет, его представление о нем имеет коренные отличия.
  2. Влияние возраста. Очень маленький ребенок чувствителен к длительности, когда она воспринимается как препятствие на пути к удовлетворению его желаний, однако способен ли он оценить ее? Очевидно, оценки в единицах времени для ребенка еще труднее, чем для взрослого. И лишь к 9–10 годам он становится способным на такие оценки, которым, однако, недостает еще точности. Так, оценки 20-секундного интервала варьирую от 30 с до 5 мин (Фресс, 1948). И поэтому наиболее достоверные результаты могут быть получены лишь методами воспроизведения и сравнения.9

Полученные данные позволяют  прийти к следующим заключениям:

  1. Восприятие длительности ребенком во многом аналогично восприятию длительности взрослым. Оно отличается лишь большей вариабельностью.
  2. Оценка более продолжительных длительностей гораздо менее точна и порождает систематические ошибки. Фресс (1948), используя метод воспроизведения, получил следующие результаты для 6-летних детей:

Таблица 2

 

Длительность, с

Оценка длительности, с

Заполненная длительность

20

22,2 ± 19,0

Незаполненная длительность

20

11,2 ± 10,6


 

Эти усредненные результаты свидетельствуют о том, что незаполненные промежутки времени недооцениваются, а заполненные – переоцениваются. Величина этой переоценки уменьшается с возрастом.

  1. Действие фармакологических средств. Уже давно люди заметили, что под влиянием некоторых лекарственных веществ возникает впечатление ускоренного или замедленного течения времени. Экспериментальные исследования позволили уточнить некоторые аспекты этой проблемы, однако данные во многом противоречивы. Причины могут заключаться в следующем:
  • одни и те же вещества оказывают различное действие на людей с разными темпераментами, и в каждом конкретном случае это действие зависит от принимаемой дозы;
  • в эксперименте применение этих препаратов допустимо лишь в малых дозах, что диктуется морально-этическими соображениями и необходимостью обеспечить сотрудничество испытуемого. В этих условиях эксперименты, чтобы быть доказательными, должны проводиться на большом числе испытуемых.
    1.  Ориентировка во времени

Еще одной характерной  особенностью времени является его  необратимость. Мы можем вернуться  к тому месту пространства, откуда мы ушли, но мы не можем вернуть то время, которое прошло. Благодаря  этому мы воспринимаем течение времени, устанавливая, в сбою очередь, для этого объективный порядок необратимой последовательности событий. Причем этот порядок мы устанавливаем на основе причинных зависимостей следования одних событий за другими.

Помимо установления порядка  или последовательности предшествующего  и последующего событий мы с вами пользуемся временной локализаций, т. е. мы знаем, что такое-то событие  должно произойти в данное время. Локализация времени возможна потому, что мы с вами пользуемся определенными величинами временных интервалов. Такими интервалами могут быть день, неделя, месяц, год, столетие и т. п. Существование этих интервалов возможно потому, что в них чередуется определенная смена событий, например заход и восход солнца. Так, по количеству восходов мы можем судить, сколько прошло дней, недель, месяцев, лет.

Поскольку время — направленная величина, вектор, однозначное его  определение предполагает не только систему единиц измерений (секунда, минута, час, месяц, столетие), но и постоянную отправную точку, от которой ведется счет. В этом время радикально отличается от пространства. В пространстве все точки равноправны. Во времени должна быть одна привилегированная точка. Естественной отправной точкой во времени является настоящее, которое разделяет время на предшествующее ему прошлое и последующее будущее. Оно одно как будто непосредственно дано как нечто наличное; от него взор направляется в прошлое и будущее.

Таким образом, в восприятии времени человеком необходимо выделить два аспекта: субъективный и объективно-условный. Субъективный аспект связан с нашей личной оценкой проходящих событий, что, в свою очередь, зависит от заполненности данного временного периода событиями, а также их эмоциональной окрашенности. Объективно-условный аспект связан с объективным течением событий и чередой условно-договорных точек отсчета, или интервалов времени. Если первый аспект отражает наше ощущение времени, то второй аспект помогает нам ориентироваться во времени.

Установление объективного порядка или однозначной, необратимой последовательности событий во времени предполагает раскрытие причинной зависимости между ними. Именно на основании причинных зависимостей мы обычно опосредованно решаем вопрос об объективной последовательности событий. Помимо установления порядка или последовательности предшествующего и последующего, временная локализация включает определение величины интервалов, их отделяющих. Знание того, что такое день как временной интервал, включает в себя знание того, что день – это такая-то часть столетия, года, месяца и так далее, что в дне столько-то часов, минут.

Актуальность исследования проблемы обусловлена еще и тем, что восприятие времени играет важную роль при ориентации человека в окружающем мире и способствует его адаптации в различных ситуациях. Существует целый ряд профессий, в которых точность восприятия времени особенно важна, например, профессии оператора, управляющего сложным техническим устройством (профессии лётчика, машиниста, водителя и т.п.), от точности и быстроты реакций которого нередко зависит жизнь людей. С увеличением числа технических средств в мире увеличивается и риск техногенных катастроф, решающим фактором в которых оказывается человеческий. Повышается и уровень ответственности за каждое принятое решение, и не каждый человек по своим личностным характеристикам способен справиться с новыми требованиями, выполнять необходимые действия безошибочно.

Информация о работе Психологические особенности искажения восприятия времени при работе за персональным компьютером