Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 14:17, курсовая работа
Актуальность исследования проблемы обусловлена тем, что восприятие времени играет большую роль при ориентации человека в окружающем мире и способствует его адаптации в различных ситуациях. Научно-технический прогресс способствует появлению все новых видов профессиональной деятельности, в ходе которой факт точности восприятия времени особенно важен. Сюда можно отнести, например, профессии оператора, работающего со сложными техническими устройствами и системами управления (профессии лётчика, машиниста, водителя и т.п.). От точности и быстроты реакций такого специалиста зависит весь технологический процесс, зачастую даже жизни людей.
Введение 4
ГЛАВА I. Восприятие времени. Основные закономерности. 7
1. Восприятие последовательности 9
2. Восприятие и оценка длительности 10
2.1. Методы изучения восприятия длительности 11
2.2. Восприятие длительности 13
2.3. Оценка длительности 15
2.4. Ориентировка во времени 17
ГЛАВА II. Связь восприятия времени с различными видами деятельности человека. 20
1. Особенности воспроизведения и оценки времени в различных видах деятельности 20
2. Влияние мотивации на точность воспроизведения и оценки времени в различных видах деятельности 22
2.1. Мотивация и воспроизведение длительности в музыкальной и спортивной деятельности. 24
2.2. Влияние различных смыслообразующих мотивов на точность оценки длительности 25
ГЛАВА III. Исследование психологических аспектов деятельности при работе за компьютером. 27
ГЛАВА IV. Влияние личностных характеристик индивида на восприятие времени. 32
1. Индивидуальные особенности восприятия времени 32
2. Влияние эмоций на отражение временных отношений 33
3. Восприятие времени при «сенсорном голоде» 37
4. Влияние возраста индивида на восприятие временных интервалов 41
5. Восприятие времени и тип темперамента 42
6. Влияние культурно-исторического аспекта на восприятие времени 44
План эмпирического исследования 46
Список литературы 49
С самого начала проводимые отечественными специалистами исследования базировались на предложенной Л.С. Выготским теории развития высших психических функций. Интернет и компьютерная среда при этом понимаются как сложные семиотические системы, как высокоразвитые универсальные психологические орудия, опосредствующие разнообразные виды деятельности.
В то же время эмпирическая работа в области психологии Интернета, как и в области предложенной ранее О.К. Тихомировым психологии компьютеризации, способствует формулированию некоторых теоретических обобщений о качественном развитии психических процессов, преобразовании деятельности и личности человека в условиях применения им современных информационных технологий, конкретных психологических механизмах развития и трансформации личности25.
Задолго до появления Интернета
и массового доступа к
В различных публикациях посвященных интернету и компьютерной деятельности описывается некая "социальная виртуальная реальность", простирающаяся, по выражению М. Коула (1997), в "пятом измерении" и разделенная на относительно замкнутые субпространства, заполненная текстами (от энциклопедий и архивов до частных записок и песенок), вербальными, визуальными образами.
Исследование психологии Интернета - относительно новая область знания, в которой к настоящему времени заняты сравнительно немногие психологи. Значительно более развиты исследования опосредствованной Интернетом деятельности в других гуманитарных науках - социологии, этнографии, исследовании коммуникативных процессов и др. В такого рода исследованиях нередко затрагиваются и собственно психологические проблемы. Исследования структурированы и протекают в рамках нескольких направлений.
Так, наиболее традиционными
и устоявшимися являются проблемные
области, известные как CMC, или «опосредствованное
компьютером общение» (computer - mediated communication),
и как CSCW, или «совместная работа при поддержке
компьютера» (computer supported collaborative work). Довольно
значительный объем исследований, проводится
в рамках направления, известного под
наименованием Human-Computer Interaction (HCI) – «взаимодействие
человека с компьютером». Термин online research
– «онлайновые исследования» - пока что
наиболее прижился в Германии. В связи
с тем, что человек - компьютерное взаимодействие
изучается как с человеческой стороны,
так и с компьютерной, то знания, полученные
в ходе исследования, опираются как на
человеческий фактор, так и на компьютерный.
С компьютерной стороны важны технологии компьютерной
графики, операционных систем, языков
программирования и среды разработки.
С человеческой стороны, теория коммуникации,
графическое и производственное проектирование,
лингвистика, социология,
В России то исследовательская активность в области психологии компьютеризации еще не набрала темп. Отдельные работы, выполненные по большей части энтузиастами, не складываются в полноценные исследовательские программы и широкомасштабные проекты; отсутствуют регулярно организуемые конференции, специально посвященные психологии Интернета - правда, для такого рода сообщений находится место на непсихологических семинарах и конференциях.
Немало исследовательских тем и направлений исследования представляются перспективными. Например, в чем привлекательность работы с ПК у детей и подростков? Какова психологическая специфика опосредствованной ПК коммуникативной, игровой и познавательной деятельности? Специалистами по психологии чтения и понимания практически обойден вопрос о том, какие психологические механизмы обеспечивают быстрый просмотр объемных текстовых структур, каким образом при этом осуществляется селекция, как отбираются полезные, значимые элементы и как принимается решение о переходе к просмотру следующего элемента.
Индивидуальные особенности восприятия времени
Влияние эмоций на отражение временных отношений
Экспериментальными исследованиями установлено, что человек, испытывающий положительные эмоции, недооценивает временные интервалы, т.е. субъективное течение времени убыстряется. При отрицательных эмоциональных переживаниях временные промежутки переоцениваются, т.е. наблюдается субъективное замедление течения времени. В качестве примера можно привести случай, описанный Б. С. Алякринским28.
«Во время полета по маршруту загорелся самолет. В составе экипажа находились, кроме пилота, еще два человека. Исход создавшейся ситуации: летчик катапультировался, остальные члены экипажа погибли, хотя в их распоряжении также были катапультные установки. При расследовании катастрофы выяснилось, что пилот (командир корабля) перед катапультированием подал сигнал оставить самолет, однако, по его заявлению, не получил ответа, хотя ждал несколько минут. Фактически же промежуток времени между моментом команды и моментом катапультирования составлял лишь несколько секунд.» Переоценка длительности временного интервала здесь совершенно очевидна. Доли секунды субъективно были восприняты как минуты, что и явилось причиной гибели двух других членов экипажа.
М. Ф. Пономарев провел исследование дальности открытия огня при воздушной стрельбе по наземным целям курсантами одного из авиационных училищ29. 44% курсантов начинали стрелять преждевременно. Выдвинуто предположение, что преждевременное открытие огня связано с излишней перестраховкой, с боязнью «не успеть» в выполнении задания (в особенности при первых полетах на стрельбу по быстро приближающейся цели). В основе здесь лежит преобладание тормозного процесса в коре полушарий головного мозга над возбудительным. Этот последний вывод Пономарев подтвердил специальными экспериментами. Испытуемые должны были останавливать секундомер на определенном делении (реакция на движущийся объект). После проведения тренировок участникам опыта в одной серии экспериментов давался бром, усиливающий тормозной процесс, а в другой — кофеин, усиливающий возбудительный процесс. Оказалось, что в первом случае у испытуемых преобладали преждевременные реакции на движущийся объект, а во втором — запаздывающие. Таким образом, преждевременность, т.е. переоценка временных отрезков при эмоциональном напряжении, сопровождающемся чувством боязни или страха, имеет своей причиной нарушение баланса нервных процессов в пользу торможения. Этот тезис соответствует взглядам И. П. Павлова, который писал: «То, что психологически называется страхом, трусостью, боязливостью, имеет своим физиологическим субстратом тормозное состояние больших полушарий, представляет различные степени пассивно-оборонительного рефлекса»30.
Возбуждение вызывает запаздывание в действиях, а торможение — преждевременные реакции. Торможение всегда проявляется в прекращении, ограничении, уменьшении деятельности. Кроме того, с психологической точки зрения возможно, что определенное (возбужденное или заторможенное) состояние коры головного мозга ведет к соответствующему восприятию действительности, а это последнее, в свою очередь, обусловливает тенденцию к запаздывающему или преждевременному реагированию.
Таким образом, связь преждевременного
реагирования с торможением от любых
вызывающих его агентов, в том
числе и отрицательных эмоций,
и запаздывающего реагирования с
возбуждением (также от любых причин)
осуществляется через субъективную
замедленность или
Особый интерес для исследования представляют типы личности, главной особенностью которых являются эндогенные аффективные колебания (гипертимический, гипотимический и циклоидный типы), поскольку настроение является фактором, значительно изменяющим восприятие времени человека. Из бытовых наблюдений известно, что скорость течения событий воспринимается по-разному в радости и в печали.
Долгое время изучение
влияния настроения на
Наиболее яркие изменения восприятия времени наблюдаются при аффективной патологии. Из клинической практики известно, что больные аффективными расстройствами нередко отмечают изменения собственного чувства времени. Именно поэтому немалое внимание проблеме восприятия времени было уделено в рамках изучения аффективных расстройств32.
Интересны клинические наблюдения за больными с маниакально-депрессивным психозом. Таким больным в маниакальном состоянии, когда преобладает возбудительный процесс, кажется, будто время течет чрезвычайно быстро. «Я не успеваю встать, как снова ложусь, — жаловалась одна пациентка. — Когда я сажусь за стол, я думаю, что уже конец обеда и нужно вставать. Я иногда удивляюсь, неужели за две-три минуты я успела пообедать. Я часто отказываюсь верить, когда мне говорят, что прошло несколько часов. Неужели время может так быстро идти? Почему это так? Почему оно течет не так, как мне кажется?» В депрессивном состоянии, когда превалируют тормозные процессы, наблюдается обратная картина. Больная после периода депрессии, тянувшегося около трех месяцев, рассказывает: «Будто мертво все. Замер весь мир. Тоска. Люди движутся чересчур медленно. Все уплывает куда-то. Время остановилось. Оно текло и замерло. Я умерла или никогда не умру. Я знаю, что стрелка движется на ваших часах, но это лишь одна видимость движения… Вы приходите ко мне из другого времени».
Сравнительно много
Довольно редко встречаются исследования, в которых изучаются переживания времени в реальных жизненных условиях с высоким уровнем стресса. В одном из недавних исследований сравнивалось восприятие времени у парашютистов и сноубордистов33. Результаты показывают, что сама по себе величина стресса не имеет однозначной связи с величиной и даже знаком ошибки: для парашютистов типичны переоценки времени полета, для сноубордистов – значительная недооценка времени спуска со склона горы. Эти факты интерпретируются на основе субъективных отчетов спортсменов, указывающих на более выраженные негативные эмоции тревоги у парашютистов и более позитивные эмоции радости, эйфории у сноубордистов.
Восприятие времени при «сенсор
ном голоде»
На Земле перед взором
человека, как правило, одна за другой
проходят разнообразные картины
природы и творений рук людских.
На органы слуха постоянно действуют
всевозможные звуки, которые создают
звуковой фон. Рецепторы кожи ощущают
изменения температуры и