Психологические особенности межличностных отношений в коллективе подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 23:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить специфику межличностных отношений подростков и проанализировать влияние статусного положения ребенка в социальной группе на формирование уровня его самооценки.

Поставленная цель определила постановку следующих задач:
1) проанализировать литературные источники по данной проблеме;
2) рассмотреть понятия коллектива, социальной группы, самооценки в качестве ключевых в вопросе о специфике межличностных отношений;
3) на основе анализа источников построить схему исследования межличностных отношений и самооценки детей подросткового возраста;
4) подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть сформулированную нами гипотезу.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Специфика межличностных отношений подростков......................6
1.1 Понятие социального коллектива. Отношения
между индивидом и социальной группой ……………………................6
1.2 Понятие самооценки ……………………………………………………...10
1.3 Социально-психологическая характеристика
межличностных взаимоотношений детей подросткового возраста......13

Глава 2. Экспериментальное изучение межличностных взаимоотношений и самооценки детей подросткового возраста.................................................................................................20
2.1 Организация и методы исследования …………………….......................20
2.2 Результаты исследования и их анализ …………………..........................23
Заключение........................................................................................................28
Список используемой литературы……………………………......................32

Файлы: 1 файл

курсовая по психогии.docx

— 183.68 Кб (Скачать файл)

 

 

                           

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Специфика межличностных  отношений подростков......................6

1.1 Понятие социального коллектива. Отношения

    между индивидом и социальной группой ……………………................6  

 

1.2 Понятие самооценки  ……………………………………………………...10

1.3 Социально-психологическая  характеристика 

    межличностных  взаимоотношений детей подросткового  возраста......13

      

Глава 2. Экспериментальное  изучение межличностных         взаимоотношений  и самооценки детей подросткового возраста.................................................................................................20

 

2.1 Организация и методы исследования …………………….......................20

 

2.2 Результаты исследования и их анализ …………………..........................23

 

Заключение........................................................................................................28

 

Список используемой литературы……………………………......................32

     

Приложения

 

 

                   

 

 

 

                     

 

 

                                 Введение

 

Аксиомой любого адекватного  анализа становления человека в  качестве личности является требование, согласно которому в круг исследователя  обязательно должно попадать также  и общество, в котором человек  живет, та система отношений, в которую  он включается. По словам известного немецкого  мыслителя 19 века  К. Маркса, общество «не состоит из  индивидов,  а  выражает  сумму тех связей и отношений, в которых эти  индивиды  находятся  друг  к  другу»1. Бесспорно, природа  межличностных  отношений  крайне сложна, поскольку в  ней имплицитно содержатся как сугубо индивидуальные качества личности ― её  эмоциональные  и  волевые  свойства, когнитивные возможности, так и усвоенные  личностью  нормы  и  ценности общества. Человек на протяжении своей жизни постоянно вступает в разного рода межличностные отношения, которые складываются в весьма разнообразных  как по  форме, так и по содержанию социальных общностях – в детском саду,  в классе, в дружеском кругу,  в  различного  рода  формальных  и  неформальных объединениях. Тем самым индивид  проявляет  себя  как  личность   и   представляет возможность оценить себя в системе отношений с  другими индивидами. 

В настоящее время уже  не приходится сомневаться, что межличностное  общение ― совершенно необходимое  условие бытия людей, что без  него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической  функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, да и личности в целом. Причём значимость последнего усиливается именно в подростковом возрасте, когда из маленького ребёнка человек постепенно превращается во взрослого. Именно поэтому становление и развитие межличностных отношений подростков, их психологические особенности должны стать одним из актуальнейших предметов исследования.

Цель работы: выявить специфику межличностных отношений подростков и проанализировать влияние статусного  положения ребенка в социальной группе  на формирование уровня его самооценки.

 Гипотеза исследования может быть сформулирована в виде двух тезисов:

а) благоприятный психологический  климат в коллективе являет собой  необходимое условие высокого уровня межличностных отношений между  учащимися;

б) самооценка ребёнка в  социальной группе находится в прямой зависимости от занимаемого им статуса.

 Объектом работы являются психологические особенности межличностного взаимоотношения индивидов. 
  Предмет работы представлен межличностными отношениями на примере подросткового коллектива учащихся. 

 Поставленная цель  определила постановку следующих задач:

1) проанализировать литературные  источники по данной проблеме;

2) рассмотреть понятия  коллектива, социальной группы, самооценки  в качестве ключевых в вопросе  о специфике    межличностных отношений;

3) на основе анализа  источников построить схему исследования  межличностных отношений и самооценки  детей подросткового возраста;

4) подготовить и провести  необходимые исследования, позволяющие  подтвердить или опровергнуть  сформулированную нами гипотезу.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Специфика  межличностных отношений подростков

    1. Понятие коллектива. Отношения между индивидом

и социальной группой

 

Коллектив представляет собой  высшую форму развития малой социальной группы. Последнюю же можно охарактеризовать как относительно устойчивое объединение  людей, имеющее общие социальные признаки: систему жизненных ориентаций, норм поведения, культурные и моральные  ценности и т.д. Существуют  различные  формы коллективных  отношений,  которые   проходят   определенные   этапы  своего развития.  Развитие  коллектива  может быть представлено в виде следующего ряда этапов: номинальная  группа, группа-ассоциация и группа-кооперация2.

 От кооперации до  коллектива группа проходит так  называемый уровень автономизации,  для которого характерно довольно  высокое  внутреннее  единство  по  всем  общим качествам, кроме  межгрупповой активности.  Именно  на  этом  уровне  члены группы  идентифицируют себя  с  ней   (выражения типа «это моя группа»).  Однако  автономная группа может уйти  в сторону от   коллектива. Возможно также развитие социальной группы в отрицательном направлении, когда она достигает положения замкнутой изнутри общности, отличающейся, однако, внутригрупповой антипатией, межличностным эгоцентризмом и эгоизмом, агрессивностью.

Специфика социальной коллективности заключается  в  том,  что,  объединяя  людей с общими для них социальными  и производственными интересами, в качестве своей высшей цели она  ставит созидание  условий  для  раскрытия  индивидуальности каждого  члена общества и отвечает за реализацию полноценного развития личности.  Выдающийся советский психолог, основатель "культурно-исторической теории" Л.С. Выготский определял  социальную психологию  в качестве исследовательской практики, направленной на выявление социальной обусловленности  психики  отдельного  человека3. “Коллективная” психология в его понимании, совпадает с традиционным тезисом:  “Все  в нас социально, но это не  означает,  что все свойства  психики отдельного человека присущи всем другим членам данной  группы”4.  В результате развития своих членов  развивается и сам коллектив, причем, чем ярче  и богаче индивидуальность, чем выше уровень развития каждого члена коллектива, тем более дееспособным, человечным в общественном своем качестве является и коллектив в целом.  Суть  такого социального коллективизма   не   сводится   к   совместной деятельности в рамках достижения общей цели. Она даже  не  сводится  к умению  жить сообща,  совместно решая все вопросы.  Состояние    и, прежде всего,   зрелость   социальной коллективности  определяется   тем,   насколько   социальное прониклось личным, индивидуальным интересом.

Стоит отметить, что любое  взаимодействие  людей,  даже  при  минимальном  их  количестве, начинается с распределения функций.  Без  этого первичного условия  невозможно  существование  самой  группы как единого целого. При  этом сама социальная группа может  быть понята сквозь призму личности, так  как именно человеческая личность является главным  структурным компонентом  для  ее  создания.  Отечественный  психолог, специалист в области истории  психологии, социальной психологии и  психологии личности А.В. Петровский считал необходимым при классификации  социальных групп определять  степень  их развития,  учитывая  характер  межличностных  отношений,   формирующихся   в зависимости  от  ценностно-ориентационного  единства   группы   (оптимальное  совпадение целей, связывающих  личность,  группу,  общество)5.

По характеру взаимоотношений  в социальных группах   может  быть  представлена  следующая  иерархическая  схема:

Диффузная  группа. В такой группе межличностные взаимоотношения опосредуются  не  содержанием групповой деятельности, а исключительно симпатиями и антипатиями.

Ассоциация. Группа,  в которой   взаимоотношения   опосредуются   только личностно значимыми целями.

Корпорация. Межличностные взаимоотношения в такой группе  опосредуются   личностно значимыми,   но ассоциативным по своим установкам содержанием групповой деятельности.

Коллектив. Взаимодействие между членами данной группы  опосредуются  личностнозначимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности (бригада, экипаж).

  В социальных группах оптимально могут сочетаться личные, коллективные и  общественные цели и ценности. До сих пор мы исходили из того, что группа в  целом  ставит своей задачей достижение максимального  сближения  во  взглядах  и  выборах, обусловлена стремлением  выработать  общую  позицию. Однако известен тот факт, что это предположение верно лишь отчасти. В действительности, когда имеет место плюрализм обстоятельств и, особенно, если требуется некое коренное изменение, происходит  обратное: преобладающим становятся напряжение  и  расхождение  во  мнениях.   Значительное   число социальных  установок  человека  имеет  отношение  к  одной  или  нескольким социальным группам или связано с ними.  Не вызывает никаких сомнений, что характер  этой  связи  отнюдь не  является простым, ясным. С одной стороны, установки человека связаны  с  социальными установками, обычно проявляющимися в группах, к которым  он  принадлежит.  С другой стороны, изменение влияния престижа, лидерства мнений,  отвержение членских групп теми, кто занимает  в  них  низкий  статус,  а  также  влияние внешних групп на уровень притязаний,  показывает,  что  социальные  установки часто бывают связаны с так называемыми нечленскими группами.

В качестве признания этого  факта ―  сформировавшийся термин  «референтная  группа»,  введённый в научный оборот американским психологом и социологом Г. Хайменом в работе «Архивы психологии» (1942), и используемый для обозначения любой группы,  с которой индивид соотносит свои установки. Одновременно  с этим стала  развиваться  и общая теория референтных групп. Это  понятие  используется  для  обозначения  двух видов отношений между индивидом и социальной группой6. При этом была выявлена закономерность:  чем ближе по  уровню  своего  развития   группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия возникают в ней для проявления лучших  сторон  личности  и торможения  того,  что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит от коллектива, (т.е., к примеру, стоит ближе к корпорации), тем больше возможностей она предоставляет для проявления  в системе взаимоотношений худших   сторон   личности   с одновременным торможением лучших устремлений.

 

1.2 Понятие   самооценки

 

Самооценка - это, прежде всего, представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и осознание себя и собственных  качеств и чувств, достоинств и  недостатков, которое может носить открытый или закрытый характер.  Самооценка  относится  к фундаментальным  образованиям   личности.   Она   в   значительной   степени  определяет ее активность, отношение  к себе и другим людям7.

Самооценка обладает определенными  функциями, а именно: регуляторной, на основе которой происходит решение  задачи какого-либо личностного выбора; защитной, обеспечивающей относительную  стабильность и независимость личности; и, наконец, так называемой функцией развития, играя, таким образом,  роль своеобразного толчка в направлении  дальнейшего развития личности.

   В теории, как правило, различают общую  и  частную  самооценки.  Частной  самооценкой  будет, например, оценка своей внешности, различных черт  характера.  В  общей,  или глобальной  самооценке  отражается  одобрение   или   неодобрение,   которое переживает человек по отношению к самому себе.

   Известный факт, что человек может оценивать себя адекватно или  неадекватно  (завышать либо занижать свои успехи, достижения), требует особого внимания. Самооценка может быть высокой  и  низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности.

   Процесс формирования  глобальной самооценки противоречив и неравномерен. Это обусловлено тем, что частные  оценки,  на  основе  которых формируется  глобальная  самооценка,  могут  находиться  на  разных  уровнях устойчивости   и   адекватности.   Кроме   того,   они   могут по-разному взаимодействовать между собой: быть согласованными, взаимно  дополнять  друг друга или быть противоречивыми, конфликтными. В принципе, можно смело заключить, что в глобальной самооценке  отражается сущность личности.

   Тогда итоговым измерением  нашего «эго»,  формой  существования  глобальной  самооценки является самоуважение личности. Под последним подразумевается такая устойчивая личностная  черта, поддержание на определенном уровне которой составляет одну из важнейших забот всякой личности.

   Самоуважение личности определяется отношением ее  действительных  достижений к тому, на что человек претендует, какие цели он перед собой ставит. Совокупность таких целей образует уровень притязаний личности.  В  его основе  лежит  такая  самооценка,  сохранение  которой  становится  для  личности потребностью. Уровень притязаний ― это тот практический результат,  которого субъект рассчитывает достичь в процессе работы. В своей  практической деятельности человек обычно стремится   к   достижению   таких  результатов, которые согласуются с его самооценкой,  способствуют  её  укреплению и нормализации.

Информация о работе Психологические особенности межличностных отношений в коллективе подростков