Психологические особенности межличностных отношений в коллективе подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 23:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить специфику межличностных отношений подростков и проанализировать влияние статусного положения ребенка в социальной группе на формирование уровня его самооценки.

Поставленная цель определила постановку следующих задач:
1) проанализировать литературные источники по данной проблеме;
2) рассмотреть понятия коллектива, социальной группы, самооценки в качестве ключевых в вопросе о специфике межличностных отношений;
3) на основе анализа источников построить схему исследования межличностных отношений и самооценки детей подросткового возраста;
4) подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть сформулированную нами гипотезу.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Специфика межличностных отношений подростков......................6
1.1 Понятие социального коллектива. Отношения
между индивидом и социальной группой ……………………................6
1.2 Понятие самооценки ……………………………………………………...10
1.3 Социально-психологическая характеристика
межличностных взаимоотношений детей подросткового возраста......13

Глава 2. Экспериментальное изучение межличностных взаимоотношений и самооценки детей подросткового возраста.................................................................................................20
2.1 Организация и методы исследования …………………….......................20
2.2 Результаты исследования и их анализ …………………..........................23
Заключение........................................................................................................28
Список используемой литературы……………………………......................32

Файлы: 1 файл

курсовая по психогии.docx

— 183.68 Кб (Скачать файл)

   И как фактор, определяющий  степень удовлетворённости   или   неудовлетворённости своей деятельностью,  уровень  притязаний  имеет   большое значение для лиц, ориентированных,  прежде всего,  на  избежание   неудач,  а   не   на   достижение  успехов. Существенные  изменения в самооценке появляются  в  том  случае,  когда   сами успехи  или  неудачи   связываются  субъектом  деятельности  с  наличием  или отсутствием  у него необходимых способностей.

Следовательно, функции самооценки и самоуважения  психической жизни  личности состоят в том, что они  выступают  внутренними  условиями  регуляции поведения  и  деятельности  человека.  Благодаря  включению  самооценки   в структуру  мотивации  деятельности   личность   постоянно   соотносит  свои возможности и  психические ресурсы с целями и средствами деятельности.  Знания,  накопленные  человеком  о  самом  себе,  а  также  глобальная самооценка, формирующаяся на основе  таких  знаний,  позволяют  сформировать многомерное образование, которое  можно назвать   «Я - концепцией»,  и  которая составляет ядро личности. Я - концепция ― это более или  менее осознанная,  переживаемая в качестве неповторимой система  представлений человека о себе,  на  основе  которой он строит взаимодействие с другими  людьми,  осуществляет  регуляцию  своего поведения и деятельности.

Таким образом, самооценка, являясь важнейшим компонентом  целостного  самосознания  личности, выступает  необходимым  условием  гармонических отношений человека как с самим собой, так и  с другими людьми, с которыми  он вступает в общение и взаимодействие.

  Самооценка ― отношение  человека  к  своим  способностям,  возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику. Она может  быть  правильной (адекватной), когда мнение человека  о  себе  совпадает  с  тем,  что  он  в действительности  собой  представляет.  В  тех  же  случаях,  когда  человек оценивает себя необъективно, когда его мнение о  себе  резко  расходится  с мнением окружающих, самооценка чаще всего бывает неадекватной.

   Если  человек  недооценивает  себя  по  сравнению  с  тем,  кто  он  в действительности есть, то имеет смысл говорить о заниженной самооценке. В противном же случае самооценка является завышенной.

 Вообще неадекватная самооценка  осложняет  жизнь  не  только  тех,  кому  она свойственна, но также и жизнь окружающих. Конфликтные ситуации,  в  которых  оказывается человек, очень часто являются следствием его неправильной самооценки. Поэтому знать самооценку человека очень важно  для  установления  отношений  с ним, для нормального общения.

   Самооценка является сложным личностным образованием. В ней  отражается то, что человек узнаёт о себе от других, и также  его  собственная  активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

 

1.3  Социально-психологическая  характеристика 

межличностных отношений  детей подросткового возраста.

 

Межличностные отношения  ребёнка со сверстниками, возникающие  стихийно или организуемые взрослыми, имеют отчетливо выраженные возрастные социально – психологические  характеристики.

Фаза  индивидуализации человека   характеризуется   уточнением   и   развитием представлений  о самом себе, то есть формированием  образа  «Я».  По  сравнению  с начальной школой у детей  интенсивно  развивается  самосознание,  расширяются контакты  со  сверстниками.  Участие   в   работе   различных   общественных организаций, кружков  по интересам, спортивных секций  выводит  подростка  на орбиту широких социальных связей. Развитие ролевых  отношений  сочетается  с интенсивным  формированием  личностных  взаимоотношений,  которые  с этого времени приобретают  особенное значение.

   Взаимоотношения со сверстниками становятся более  избирательными  и стабильными. При  сохранении  высоко  ценимых  свойств  «хорошего  товарища» повышается  роль  нравственного  компонента  во  взаимооценках. Морально-волевые характеристики партнера становятся    важнейшим  основанием индивидуальных предпочтений.  Статус личности становится все более и более    связанным с волевыми и интеллектуальными свойствами ученика.   При этом высокую оценку получают сверстники, которые отличаются готовностью и умением быть хорошим товарищем. Доброта, как и в начальной  школе,  остаётся  одним  из  ведущих  оснований  межличностного выбора.

  Исследования показали, что «предпочитаемые»  и  «отверженные»  подростки  в  классах отличаются разными системами ориентаций. «Предпочитаемые» в большей  степени ориентированы на совместную деятельность. Когда они осознают  угрозу  утраты статуса,  их  стратегия  поведения  состоит в том, чтобы становиться  активными   и деятельность их приобретает более интенсивный,  целенаправленный,  организованный  характер.

  Поведение учеников с неблагоприятным положением в классе  сфокусировано главным  образом на взаимоотношениях со  сверстниками.  В  случае угрозы их и без того неблагополучному положению в группе они аффективно реагируют на  ситуацию  и даже  готовы  вовсе  разорвать  отношения   со   сверстниками8.   Значимость эмоциональных связей в группах сверстников столь велика, что  их  нарушения, сопровождающиеся   стойкими   состояниями   тревоги    и    психологического дискомфорта, могут оказаться причиной неврозов.

Как «популярные», так и  «непопулярные» школьники отличаются по  уровню социального развития личности. Первые демонстрируют более  зрелые  подходы  к анализу  конфликтов. Они анализируют ситуации достаточно  объективно и рассматривают  их даже несколько отстранённо. Восприятие   событий у «непопулярных» ограничено рамками конкретной конфликтной  ситуации. Они либо уходят от решения, либо, ориентируясь на сиюминутный   результат,  не задумываются о последствиях предпринятых ими действий.

Обострённая потребность в индивидуализации личности в сочетании с максимализмом в оценках окружающих, которые тоже стремятся обрести и продемонстрировать свою индивидуальность, может осложнять процессы группового развития. «Индивидуализация рождает напряжённую  потребность, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением  во  внутренний мир другого»9.

  Уровень развития коллективных отношений определяет специфику процессов индивидуализации человека.  В  классах,  где  взаимоотношения основаны на доверии, взаимопомощи,  ответственности,  проявления  самобытности (независимо   от статуса  членов  группы)  встречают  поддержку  и  способствуют   интеграции личности в группе. Обогащённой оказывается не только личность,  проявляющая творческую инициативу, смелость в отказе от  отрицательных  традиций,  но и сам коллектив. В группах с  низким  уровнем  коллективных  отношений  проявления индивидуальности  пресекаются  без  учета  их  нравственного  содержания. Необычность одноклассника воспринимается как нежелательный фактор и несет  в себе угрозу  для  персонализации  остальных.  В  классах  с  подобным  типом межличностных  отношений  индивидуализация одного   происходит  за  счет деиндивидуализации других.

Каждый подросток  психологически  принадлежит  к  нескольким  социальным группам: семье, школьному классу, дружеским  компаниям и т. п. Если цели и ценности групп не противоречат друг другу, формирование личности подростка проходит в однотипных  социальных  условиях.  Противоречивость  норм   и   ценностей различных  групп ставит подростка в позицию  выбора. Поэтому, к примеру, нравственный выбор  может сопровождаться межличностными и внутриличностными конфликтами.

  Из множества сфер общения подростком выделяется  референтная  группа сверстников, с  требованиями  которой  он  считается  и  на  мнение  которой ориентируется в значимых для себя ситуациях.

   Потребность в общении  со  сверстниками,  которых  не  могут  заменить родители, возникает у детей очень рано и  с  возрастом  всё больше усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества  сверстников отрицательно сказывается на развитии их коммуникативных  способностей  и  самосознания. Поведение  же подростков по своей сути является коллективно-групповым.

  Стоит отметить, что общение сверстников представляет собой важный канал информации: по нему подростки узнают многие необходимые им вещи, которые  им  по  тем  или  иным причинам не сообщают взрослые,  например,  подавляющую  часть  информации  о вопросах пола подросток  получает  от  сверстников,  поэтому  их  отсутствие может задержать его психосексуальное  развитие  или  придать  ему  нездоровый характер.

При сходстве внешних контуров социального поведения глубинные  мотивы, скрывающиеся  за  юношеской  потребностью  в  создании эмоционально значимых отношений с другими  людьми (аффиляции),   индивидуальны   и многообразны. Один ищет в обществе  сверстников  подкрепления  самоуважения, признания своей человеческой ценности. Другому важно  чувство  эмоциональной  сопричастности, слитности с группой. Третий черпает  недостающую  информацию и приобретает коммуникативные  навыки. Четвертый удовлетворяет  потребность  во властвовании, командовании  другими.  Большей  частью  эти   мотивы   и   переплетения   не осознаются индивидом.

Особенно следует отметить, что коммуникативные черты и  стиль общения  юношей  и девушек  не  совсем  одинаковы.  Это  касается  и  уровня  общительности, и характера аффиляции.

 На первый взгляд мальчики во всех  возрастах  общительнее  девочек.  С самого раннего возраста они активнее девочек вступают в  контакт  с  другими детьми, затевают совместные игры и  пр., поэтому  чувство  принадлежности  к  группе сверстников для мужчин всех возрастов значительно важнее, чем для женщин.

   Однако  различия  между  полами  в  уровне  общительности  не  столько количественные, сколько качественные. Содержание совместной  деятельности  и собственный успех означает для мальчиков  больше,  чем  наличие  симпатии  к другим участникам игры. С ранних возрастов мальчики тяготеют к более экстенсивному, а  девочки – к интенсивному  общению; мальчики чаще всего играют большими  группами,  а девочки ― по двое или по трое.  Разные  способы  социализации  мальчиков  и девочек, существующие во всех человеческих  обществах, создают и воспроизводят психологические половые различия. Причём  речь  идёт не просто  о количественных различиях в степени  общительности мальчиков и девочек, но о качественных различиях в структуре и содержании их  общения  и жизнедеятельности.

  Юношеские  группы  удовлетворяют  в  первую  очередь   потребность   в свободном,  нерегламентированном взрослыми общении. Свободное общение  –  не просто способ проведения досуга, но  средство   самовыражения,  установления новых человеческих контактов, из  которых  постепенно  выкристаллизовывается что-то интимное, исключительно своё.

   Разные виды общения могут существовать, выполняя  разные  функции,  и их удельный   вес   и   значимость   с   возрастом   меняются. Меняются и привилегированные места встреч. У подростков это чаще всего  двор  или  своя улица. Разные же формы и места общения не только  сменяют друг  друга,  но  и сосуществуют, отвечая разным психологическим потребностям.

 Если  компании  формируются  главным   образом   на   базе   совместных развлечений, то человеческие контакты в них, будучи эмоционально  значимыми, обычно  остаются  поверхностными.  Бесспорно тогда, что качество  совместного  времяпрепровождения оставляет желать лучшего. Кроме того, некоторые из таких компаний могут перерасти в антисоциальные.

   Юношеские группы и  их  соперничество  ―  всеобщий  факт  человеческой истории. Явление это весьма многоуровневое.  Самым  глубинным, универсальным  его пластом является противопоставление. Разделение на «Мы» и  «Они», когда за основу взят территориальный  принцип, существуют практически везде. Однако  ослабление  влияния  семьи, особенно отцовского начала, повышает степень  идентификации  мальчика-подростка с группой, создавая так называемый «эффект стаи».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальное  изучение межличностных взаимоотношений  и самооценки детей подросткового  возраста

 

2.1  Организация  и методы исследования

 

Исследование, направленное на выявление специфики межличностных  отношений подростков, с одной  стороны,  и анализ влияния  статусного  положения  ребенка  в  социальной группе  на формирование уровня его  самооценки, с другой стороны, проводилось  как в групповом, так и в  индивидуальном режимах, в равных условиях и привычной обстановке. В ходе исследования были использованы методы наблюдения и тестирования. Исходя из гипотезы, сформулированной нами в  виде двух тезисов, исследование было спланировано следующим образом:

- на первом этапе необходимо  было исследовать межличностные  взаимоотношения и установить  социальный статус каждого ребёнка  в группе;

- на втором этапе главная  задача состояла в изучении  самооценки испытуемых;

- последний этап заключал  в себе анализ, обработку и  интерпретацию полученных данных.

  Рассмотрим теперь, какие именно методики способствовали  решению поставленных задач. Для того, чтобы использовать количественные характеристики при изучении социальных   взаимодействий   в   группах    применяется    так    называемая социометрическая процедура, или социометрия (впервые она была предложена  в 30-х годах прошлого века известным психиатром, психологом и социологом Д. Морено)10. Социометрия представляет собой систему некоторых приёмов,  дающих  возможность выяснить   количественное   определение   предпочтений,   безразличий    или неприятий, которые получают индивиды в процессе  межличностного  общения и взаимодействия.

Информация о работе Психологические особенности межличностных отношений в коллективе подростков