Психологические особенности межличностных отношений в коллективе подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 23:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить специфику межличностных отношений подростков и проанализировать влияние статусного положения ребенка в социальной группе на формирование уровня его самооценки.

Поставленная цель определила постановку следующих задач:
1) проанализировать литературные источники по данной проблеме;
2) рассмотреть понятия коллектива, социальной группы, самооценки в качестве ключевых в вопросе о специфике межличностных отношений;
3) на основе анализа источников построить схему исследования межличностных отношений и самооценки детей подросткового возраста;
4) подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть сформулированную нами гипотезу.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Специфика межличностных отношений подростков......................6
1.1 Понятие социального коллектива. Отношения
между индивидом и социальной группой ……………………................6
1.2 Понятие самооценки ……………………………………………………...10
1.3 Социально-психологическая характеристика
межличностных взаимоотношений детей подросткового возраста......13

Глава 2. Экспериментальное изучение межличностных взаимоотношений и самооценки детей подросткового возраста.................................................................................................20
2.1 Организация и методы исследования …………………….......................20
2.2 Результаты исследования и их анализ …………………..........................23
Заключение........................................................................................................28
Список используемой литературы……………………………......................32

Файлы: 1 файл

курсовая по психогии.docx

— 183.68 Кб (Скачать файл)

  Стоит отметить, что данные социометрического анализа широко используют при исследовании самочувствия личности в группе, при определении структуры первичных групп, при исследовании способов и форм распределения авторитета и власти в малых группах, наконец, при диагностике уровня деловой активности коллектива. По мнению К. К. Платонова, социометрический метод предполагает анализ осмысленных ответов членов группы на ряд поставленных вопросов различного типа и характера11.

  Опрашиваемого  обычно  просят  установить  последовательность   своего  выбора, следуя порядку  предпочтения.  Порядок  выборов  важен  при  анализе характера и закономерностей  межличностного  общения.

  Результаты ответов  переносят на  так  называемые  матрицы  выбора.  Их число  соответствует числу критериев,  заданных в начале исследования. Для удобства  обработки  данных  каждый член  группы  получает  свой  номер  и  далее   на  протяжении  всех   этапов  эксперимента фигурирует под  ним.

  Исходя из данных  матрицы, далее можно определить  величину  социометрического статуса  любого члена  группы.  Она   равна  сумме  полученных  данным  членом группы выборов,  деленной на число членов этой  группы без одного.

  Однако социометрический  анализ может дать лишь  самое   общее  описание этой  коммуникативной   сети.  И  его  нельзя  использовать  для  определения мотивов   тех  или  иных  выборов   одних  членов   группы   другими, данный эксперимент не  приведет нас к выяснению причин  предпочтения и изоляции.

Изучение межличностных  отношений в коллективе подростков можно проводить в игровой  форме.  Детям предлагается расселить  по домикам — конвертам — всех учащихся своего класса (их имена и  фамилии написаны на отдельных карточках).  Сами домики различны, к примеру, это  могут быть: дворец (I выбор), квартира (II выбор), изба (III выбор) и, наконец, шалаш (IV выбор).

  После чего каждый ребенок подписывает свои конверты (в количестве 4 шт.) и отдаёт их экспериментатору. Последний заносит данные в таблицу, используя цифры (I, II, III, IV). После заполнения таблицы можно по специальной формуле подсчитать социометрический статус ребенка (С):

                       С = 4 • BI + 3 • BII + 2 • BIII+ 1 • BIV / К - 1

 

где BI — количество первых выборов (дворец),

BII — количество вторых  выборов (квартира),

BIII — количество третьих  выборов (изба),

ВIV — количество четвертых  выборов (шалаш),

и К — количество учеников в классе.

 

Выявление уровня  самооценки  школьника по заранее заданным качествам  личности, когда выбор тех или  иных качеств личности обусловлен целями исследования (например,  установленный  с помощью других методов факт наличия трудностей в общении, делает необходимым получение дополнительной информации (можно предложить для  оценки такое качество как общительность). Тогда полезной может оказаться методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо и С. Рубинштейн.

Эта методика  предполагает   следующую   процедуру   проведения:   ребёнку предлагается  ряд  шкал,  условно  обозначающих  проявление  различных  черт личности,  и  следующая   инструкция:   "Допустим,   что   на   этой   линии  расположились все люди  мира  в  порядке  повышения  их  состояния  здоровья (пример со шкалой здоровья): внизу – самые  больные  люди,  вверху  –  самые здоровые (те, которые никогда не болеют). Как  ты  думаешь,  где  твое  место  среди всех людей мира по состоянию  здоровья?".

Полученная шкала представляет собой обобщённое представление  о качестве и состояниях личности: в верхней её части расположены  качества самого здорового, успешного, счастливого человека, то есть обозначено полное благополучие; примерно посередине находится отметка среднего благополучия и  состояния личности; в нижней же части шкалы обозначены самые  больные, несчастливые люди, т.е. полное неблагополучие личности. Ребёнку предоставляется  возможность отметить своё состояние (уровень благополучия) на данной шкале. Далее, с учётом полученных результатов  мы уже можем сделать вывод  о самооценке и уровне состояния  ребёнка.

 

2.2 Результаты  исследования и их анализ 

 

Проведённое нами исследование по выявлению статусного уровня подростка, с содержательной стороной которого можно познакомиться, обратившись к приложениям, привело к следующим результатам. Статусные категории каждого подростка в экспериментальной группе 9 класса средней общеобразовательной школы представлены в следующей таблице соответствий:

Лидеры            ―     5 человек  ―  33,5%

Предпочитаемые  ―     3 человека  ― 19,8%

Пренебрегаемые   ―    5 человек  ―  33,5%

Отверженные       ―   2 человека ― 13,2%

 

 

 

 

 

Результаты выявления  уровня самооценки школьника 9 класса средней общеобразовательной школы представлены в следующей таблице:

Высокая самооценка         ―     5 человек ―   33, 5%

Нормальная самооценка     ―     4 человека ― 26,4

Низкая самооценка          ―     4 человека ― 26,4

Очень низкая самооценка    ―    2 человека ― 13,2%

  

 

 

 

     Исходя из полученных данных можно сделать следующий вывод: в экспериментальной группе более 50% испытуемых относятся к первой и второй статусным группам, а 48% детей имеют неблагоприятный статус.

 

     Полученные результаты по определению  социологического статуса каждого члена группы позволяют заключить,  что в группе царит не особо благоприятный климат. Уровень  благополучия  взаимоотношений можно  определить  как  низкий,  так как  в  группе с неблагоприятным статусом количество детей составило почти половину класса ― 48 %. Следовательно, низкий   уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в группе (классе)  свидетельствует о неблагополучии большинства  детей  в  системе  межличностных  отношений,  об их неудовлетворенности в общении, в признании сверстниками. Исследование связи самооценки школьника с  его  статусным положением в системе межличностных отношений привело нас к выводу, что самооценка подростка в целом тем ниже, чем ниже его  статусное  положение  в группе и тем выше, чем выше его статусное положение в группе (коллективе). А это, в свою очередь, подтверждает нашу изначальную гипотезу о прямой связи между самооценкой подростка и его статусом. Кроме того, выявленный нами низкий уровень благополучия межличностных взаимоотношений в испытуемой группе указал на тот факт, что главное условие качественных межличностных отношений в конкретном классе далеко от своего исполнения. Косвенно, тем самым, была подтверждена первая часть нашей гипотезы.

  После выводов, сделанных нами на основе результатов исследования возникла необходимость дать некоторые рекомендации в отношении конкретной социальной группы. Во-первых, одной из основных задач, стоящих на повестке дня в отношении испытуемой социальной группы, является более детальное изучение системы личных отношений, чтобы впоследствии создать для каждого ребёнка в группе более приятный эмоциональный климат, а также для большей продуктивности целенаправленной воспитательной деятельности учителя. Во-вторых, стало вполне понятным, что нельзя оставлять без внимания непопулярных детей; следует, прежде всего, выявить и развить у них положительные качества, поднять явно заниженную у них самооценку, уровень притязаний, чтобы в дальнейшем улучшить их положение в системе межличностных отношений.

 

                                Заключение

 

        Общение  ― это деятельность, в процессе  которой происходит взаимодействие  людей, развивается взаимопонимание  между ними, устанавливаются те  или иные взаимоотношения участвующих  в общении людей по отношению  друг к другу. Межличностное  общение не только необходимый  компонент деятельности, осуществление  которой предполагает взаимодействие  людей, но одновременно и обязательное  условие нормального функционирования  общности людей. Во взаимодействии  людей каждый человек постоянно  оказывается в роли объекта  и субъекта общения. Как субъект  он познает других участников  общения, проявляет к ним интерес,  а может быть, безразличие или  неприязнь. Как субъект, решающий  по отношению к окружающим  определенную задачу, он на них  воздействует. Одновременно он оказывается  объектом, которому окружающие адресуют  свои чувства, на который стараются  повлиять. Пребывание каждого участника  общения одновременно в роли  объекта и субъекта характерно  для любого вида непосредственного  общения людей.

   Особенно интенсивное развитие общение получает в подростковом возрасте. В это время у ребят складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна ― со взрослыми, другая ― со сверстниками. Обе они продолжают формироваться в средних классах школы. Выполняя одну и ту же общую социализирующую роль, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам. Межличностные отношения детей на протяжении всего периода их пребывания в школе развиваются и совершенствуются. Вовлечение подростка в орбиту уже не детских интересов побуждает его к инициативной перестройке взаимоотношений с окружающими людьми. Он сам начинает предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым, сопротивляется и протестует против обращения с ним как с маленьким. Подросток требует расширения своих прав соответственно подчеркиваемым взрослыми людьми его обязанностям.

      Однако, фактическое сохранение у подростков в их психологии и поведении многих чисто детских черт, в частности, недостаточно серьёзного отношения к своим обязанностям, а также отсутствие у них способности действовать ответственно и самостоятельно нередко препятствуют быстрому изменению отношения подростка к взрослому.

 Отношения со сверстниками  обычно строятся как равнопартнерские  и управляются нормами равноправия,  в то время как отношения  с родителями и учителями остаются  неравноправными. Он начинает  больше времени проводить со  сверстниками, поскольку общение  с товарищами начинает приносить  подростку больше пользы и  удовлетворения его актуальных  интересов и потребностей.

    Обособленные группы сверстников в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в них между детьми начинают подчиняться более строгим правилам. Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков, возможность открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянными и находясь в равных отношениях с товарищами, ― всё это делает атмосферу в таких группах более привлекательной для детей, чем сообщество взрослых людей.

   На первом месте во взаимоотношениях подростков стоят товарищеские отношения, которые включают в себя уважение личного достоинства другого человека, равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь. Вместе с тем, подростки осуждают эгоистичность, жадность, нарушения слова, измену товарищу, зазнайство, стремление командовать, нежелание считаться с мнениями товарищей.

   В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства. Подросток всегда особенно дорожит личной дружбой с лидером и во что бы то ни стало стремится ее завоевать.

   Сходство в интересах и делах является важнейшим фактором дружеского сближения подростков. А иногда симпатия к товарищу, желание дружить с ним являются причинами возникновения интереса к делу, появления новых познавательных интересов. Дружба активизирует общение подростков, улучшает их личные взаимоотношения. К концу подросткового периода у ребят возникает интерес и к противоположному полу. На основе этого у них возникает желание становиться лучше, появляется потребность к самосовершенствованию. В этом возрасте большинство детей начинают заниматься самовоспитанием. С усложнением содержания совместной деятельности и структуры коллектива изменяется групповой статус личности, определяемый её деловыми и моральными качествами, включая отношение к коллективу, уровень социальной ответственности и т.п. В классах с низкой сплоченностью на социометрический выбор влияет общительность подростков, в группах же с высокой сплоченностью даже предпочтения в сфере личных взаимоотношений зависят от отношения к коллективу в целом.

   Чем бы ни определялся статус подростка в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Неблагоприятное положение в классном коллективе является одной из главных причин преждевременного ухода детей из школы, подпадание под дурное влияние вне школы. Изолированность трудного подростка в классе может быть не только причиной, но и следствием того, что он стоит в стороне от коллектива, пренебрегает его целями и нормами поведения и т.д. Тем важнее для педагога ясно видеть структуру межличностных отношений в классе, чтобы своевременно позитивно влиять на их развитие.

   Высокий уровень благополучия межличностных отношений возможен при условии благоприятного психологического климата в коллективе, который во многом зависит от стиля педагогического руководства и стиля педагогического общения.  

  Оптимальный стиль педагогического руководства ― демократический, благодаря которому создаются предпосылки для формирования у учащихся чувства собственного достоинства, уверенности в себе, самостоятельности и творческой инициативы, успешного развития дружеских отношений, воспитания уважения к другим людям ― взрослым и сверстникам. Это является наилучшей базой для общения-диалога, общения на основе увлечённости совместной творческой деятельностью педагога и детей, в результате которой возрастает сплоченность коллектива, происходит дальнейшее совершенствование межличностных отношений, повышение социального статуса каждого его члена.

   Изучение природы межличностных отношений  является непростой  задачей.  В  своей работе мы попытались разобрать один достаточно важный вопрос ― процесс  влияния взаимоотношений между подростками, в их  повседневной,  обыденной  форме,  а именно, те его аспекты,  которые  раскрываются  в  непосредственном  общении между подростками, в совместной деятельности  разнопланового  характера,  на формирование  уровня   самооценки   школьника,  и, соответственно, на формирование уровня его притязаний. 

Информация о работе Психологические особенности межличностных отношений в коллективе подростков