Психологические особенности руководителей подразделений ГПС МЧС России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 09:00, реферат

Описание работы

Современный руководитель ГПС МЧС России должен быть нравственным, профессионально грамотным, должен самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, быть способным к конструктивному сотрудничеству. Конструктивное сотрудничество невозможно без эффективной профессионально-коммуникативной деятельности. Эффективность профессионально-коммуникативной деятельности сотрудников ГПС МЧС России во многом определяется уровнем развития коммуникативных способностей. Результатом проведенного педагогического эксперимента автор подтверждает высокую эффективность обоснованных психолого-педагогических условий, необходимых для подготовки руководителей ГПС МЧС России к профессионально-коммуникативной деятельности.

Содержание работы

Введение 3
1.Психологические особенности руководителей подразделений ГПС МЧС России 4
2.Нравственные аспекты стилей и методов руководства 4
3. Моральные качества руководителя и этика профессионального общения 4
4. Педагогические качества руководителей пожарной охраны 4
5.Социологический анализ деятельности руководителей управлений ГПН 4
Второе задание: 4
Список литературы 4

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 74.18 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современный руководитель ГПС МЧС России должен быть нравственным, профессионально грамотным, должен самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, быть способным к конструктивному сотрудничеству. Конструктивное сотрудничество невозможно без эффективной профессионально-коммуникативной деятельности. Эффективность профессионально-коммуникативной деятельности сотрудников ГПС МЧС России во многом определяется уровнем развития коммуникативных способностей. Результатом проведенного педагогического эксперимента автор подтверждает высокую эффективность обоснованных психолого-педагогических условий, необходимых для подготовки руководителей ГПС МЧС России к профессионально-коммуникативной деятельности.

Неотъемлемым компонентом деятельности руководителей ГПС МЧС России является профессионально-коммуникативная деятельность, направленная на обеспечение пожарной безопасности граждан. Используя профессионально-коммуникативную деятельность, руководители ГПС МЧС России осуществляют управление пожарными подразделениями не только в повседневной жизни, но и во время ликвидации пожаров. От их умений грамотно осуществлять профессионально-коммуникативную деятельность по управлению личным составом пожарных расчетов во многом зависит в целом успех при ликвидации пожаров на объектах.

В этой связи перед руководителями ГПС МЧС России ставится принципиально новая задача целенаправленного совершенствования всех элементов профессиональной подготовки по всем направлениям деятельности, в том числе, и по вопросам, связанным с продуктивной организацией коммуникативной деятельности, в интересах обеспечения пожарной безопасности различных объектов России.

Решение этой проблемы охватывает основные направления деятельности руководителей ГПС МЧС России и определяется, успешностью разработки теории совершенствования их подготовки к коммуникативной деятельности. Это связано с тем, что, во-первых, условия деятельности руководителей ГПС МЧС России при ликвидации пожаров объективно требуют от них высокого уровня коммуникативной подготовленности для управления действиями подчиненных, в том числе и в нестандартной обстановке; во-вторых, совершенствование коммуникативной компетентности сотрудников должно адекватно реагировать на новации, с учетом профессиональной специфики.

В этих условиях, очевидно, становится императивной необходимость анализа сущности профессионально-коммуникативной деятельности руководителей ГПС МЧС России, обоснования психолого-педагогических условий, необходимых для их подготовки к такой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Психологические особенности руководителей подразделений ГПС МЧС России

 

Управленческая деятельность офицеров государственной противопожарной службы (ГПС) в целом и социально-психологическая компетентность в частности зависят от личностных качеств руководителей, а также определяется содержанием и характером деятельности. С целью выявления психологических особенностей руководителей (офицеров) подразделений повышенного риска пожарно-спасательного профиля было проведено психологическое обследование с помощью 16-факторного личностного опросника Кеттелла (форма С). Объектом исследования были мужчины, руководители высшего и среднего звена (188 человек) территориальных органов управления ГПС МЧС, средний возраст - 38 лет. В качестве контрольной группы были обследованы 215 мужчин-курсантов, проходящих профессиональное обучение на первом курсе Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, средний возраст - 18 лет. Для оценки достоверности различий применялся t-критерий Стьюдента.

Таблица 1.

Основные личностные факторы, выявленные на основе L- и Q-данных (первичные факторы

Индекс

Техническое название

Бытовое обозначение

1. А

Шизотимия - аффектотимия

Замкнутость - общительность

2. В

Интеллект - высокий интеллект

Конкретное мышление -   абстрактное мышление

3. С

Слабое «я» - сила «я»

Эмоциональная нестабильность -   эмоциональная стабильность

4. Е

Покорность - доминантность

Подчиненность - доминантность

5. F

Дисургензия - сургензия

Сдержанность - экспрессивность

6. G

«Сверх-я» - слабость «сверх-я»   - сила

Низкая нормативность поведения   - высокая нормативность поведения

7. H

Трекция - пармия

Робость - смелость

8. J

Харрея - премсия

Реализм - чувствительность

9. L

Алаксия - претензия

Подозрительность - доверчивость

10. M

Праксерния - аутия

Практичность - мечтательность

11. N

Натурал фортриднесс - ревднес

Прямолинейность (наивность) -   проницательность (искусственность)

12. О

Гипертимия - гипотимия

Спокойствие - тревожность

13. Q1

Ригидность - гибкость

Консерватизм - радикализм

14. Q2

Социабельность -   самодостаточность

Конформизм (зависимость от   группы) - нонконформизм (самостоятельность)

15 Q3

Импульсивность - контроль   желаний

Низкий самоконтроль - высокий   самоконтроль

16. Q4

Нефрустрированность -   фрустрированность

Расслабленность - эмоциональная   напряженность


 

 

У офицеров, по сравнению с курсантами значимо выше средние показатели по фактору "Е", что свидетельствует об их большей самостоятельности, стремлении к лидерству и контролю над другими людьми. По нашему мнению, руководителю необходимо обладать чертой доминантности, иначе невозможно эффективно управлять людьми в экстремальной обстановке. Известно, что в группах, объединенных по роду занятий, высокие факторные оценки наблюдаются у лиц, деятельность которых требует проявления активности, настойчивости и ответственности.

В группе руководителей ГПС значимо выше оценки по фактору "L", что характеризует их как людей, склонных к большей настороженности в общении, не откровенных, тревожных. В отношениях с людьми офицеры чаще проявляют себя как раздражительные, не терпящие конкуренции, скептически относящиеся к моральным мотивам поведения окружающих, противопоставляющих себя группе. Данный фактор надо рассматривать как разновидность компенсирующего поведения. Этот показатель обычно высок у людей, которые должны полагаться на себя в решении ответственных задач. Значение фактора "L" у курсантов свидетельствует о большей, чем у офицеров, доверчивости, откровенности, они чаще проявляют искреннюю заботу о своих товарищах, не стремятся конкурировать с ними, обращать на себя внимание. У офицеров, по сравнению с курсантами, значимо выше средние показатели по фактору "М", что характеризует их как лиц зрелых, хорошо разбирающихся в житейски важных вещах, трезво оценивающих обстоятельства и людей. В сочетании с низкими значениями по фактору "I" и "О" это свидетельствует о низкой чувствительности, уверенности в своих силах, ориентированности на действительность. Средние значения по фактору "Q4" в группе руководителей ГПС значимо выше, чем у курсантов, что свидетельствует о более высоком уровне возбуждения и напряженности. Для этого состояния характерны эмоциональная неустойчивость с преобладанием пониженного настроения, раздражительность и нетерпеливость. Как правило, такое состояние связано с наличием большого числа фрустрированных потребностей или с периодом психотравмирующих ситуаций. Следует отметить тенденцию к различию по факторам "Q2", "Q1" и "N".

По фактору "Q2" офицеры характеризуются большей, чем у курсантов, независимостью и самостоятельностью, они менее ориентированы на групповые нормы, не нуждаются в одобрении и поддержке окружающих. Кроме того, офицеры, в отличие от курсантов, имеют более разнообразные интеллектуальные интересы, широкий кругозор и отличаются более критичным мышлением, восприимчивостью к новым идеям и взглядам, терпимостью к противоречиям (фактор "Q1"). Более высокие значения по фактору "N" у руководителей ГПС свидетельствуют об их лучшей проницательности, умении вести себя холодно и рационально, не поддаваясь эмоциональным порывам. Известно, что лица с высокими оценками по фактору "N" помогают точному аналитическому анализу групповых проблем и принятию решений, обязательных для всех членов группы.

Таким образом, при обследовании резерва кадров на выдвижение в подразделениях повышенного риска следует обращать внимание на то, чтобы у кандидатов на руководящие должности факторы "Е", "Н", "N", "Q1", "Q3" теста Кеттелла имели высокие значения, а факторы "М", "О" и "I" - низкие, это будет способствовать стрессоустойчивости и лучшей адаптации к чрезвычайным ситуациям. Для успешного руководства людьми желательно, чтобы значения по фактору "Q2" находились в среднем диапазоне, т.к. несамостоятельность и зависимость от других, так же как полное игнорирование чужого мнения, пагубно для руководителя.

осле назначения кандидата на новую должность начинается довольно сложный период его адаптации. Адаптация является многогранным процессом как в социально-психологическом, так и профессиональном плане. В ходе взаимодействия руководителя и организации происходит их взаимное приспособление, основу которого составляет постепенное вхождение руководителя в новые профессиональные и социально-экономические условия управленческой деятельности. Основными путями адаптации человека к требованиям деятельности считаются обучение и воспитание, привыкание, формирование индивидуального стиля деятельности.

В личном, субъективном плане период адаптации характеризуется нестабильностью профессиональных навыков молодого руководителя, неуверенностью в своих силах, психическим напряжением, потребностью в советах более опытных коллег, в их эмоциональной поддержке.

На этапе адаптации психологическая поддержка и помощь заключаются:

  • в формировании позитивной установки на преодоление трудностей;

  • своевременном получении необходимой информации о психологическом климате в коллективе, о формальной и неформальной структуре коллектива;

  • учебно-консультативной помощи в выборе форм и методов индивидуально-воспитательной работы с подчиненными;

  • консультативной помощи в выборе предпочтительного стиля руководства с учетом психологического климата в коллективе;

  • необходимости формировать позитивное мнение коллектива о личности нового руководителя.

Критериями успешности психофизиологической адаптации являются комфортное эмоциональное состояние руководителя, привыкание к управленческому ритму и режиму труда, установление оптимальной работоспособности.

Критерием успешности профессиональной адаптации является соответствие реальной и требуемой компетентности руководителя, повышенная мотивация при исполнении обязанностей в данной должности.

Обобщая сказанное о методической системе психологического обеспечения работы с резервом кадров и результатах ее апробации, можно сделать следующие выводы:

1. В настоящий момент  не существует научно обоснованных  рекомендаций по психологическому  обеспечению работы с резервом  кадров, нет перечня методик, рекомендуемых  для психологического обследования  кандидатов на вышестоящие должности, отсутствуют типовые программы  их психологической подготовки.

2. Психодиагностика как  один из факторов повышения  качества отбора сотрудников  в резерв кадров, как элемент  кадровой работы должна применяться  научно, ответственно, высококвалифицированными  специалистами.

3. Рассматривая потенциальные  возможности психологической службы  при работе с резервом руководящих  кадров, следует сказать, что для  эффективного психологического  обеспечения этой работы необходимо  не разовое подключение психолога  к этой работе, а постоянная  работа с кандидатом в течение  всего периода нахождения в  резерве, т.е. речь идет о психологическом  сопровождении этой работы. Под  этим понимается:

  • во-первых, своеобразный мониторинг профессионального развития сотрудника, т.е. осуществление психодиагностического обследования на протяжении пребывания кандидата в резерве, направленного на обнаружение «уязвимых» мест в текущей подготовленности кандидата к конкретной должности и оказание помощи в их преодолении;

  • во-вторых, теоретическая подготовка в области психологии управления, осуществляемая путем лекций и консультирования кандидатов на вышестоящие должности в ходе их психологического самообразования;

  • в-третьих, практическая подготовка, включающая в себя тренинги, деловые игры, консультации и т.п.

Психологическое сопровождение должно осуществляться целенаправленно с учетом соответствующей модели должности, уровня профессионального образования, практического опыта и происходящих процессов реформирования государственного управления в данной области.

4. Изучение вопроса психологического  обеспечения работы с резервом  кадров, не являющегося ранее  предметом специального исследования, позволило получить достаточно  полную картину участия психологов  в работе с резервом кадров  в ФПС МЧС России и выявить  имеющиеся проблемы.

Информация о работе Психологические особенности руководителей подразделений ГПС МЧС России