Психологические особенности руководителей подразделений ГПС МЧС России
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 09:00, реферат
Описание работы
Современный руководитель ГПС МЧС России должен быть нравственным, профессионально грамотным, должен самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, быть способным к конструктивному сотрудничеству. Конструктивное сотрудничество невозможно без эффективной профессионально-коммуникативной деятельности. Эффективность профессионально-коммуникативной деятельности сотрудников ГПС МЧС России во многом определяется уровнем развития коммуникативных способностей. Результатом проведенного педагогического эксперимента автор подтверждает высокую эффективность обоснованных психолого-педагогических условий, необходимых для подготовки руководителей ГПС МЧС России к профессионально-коммуникативной деятельности.
Содержание работы
Введение 3 1.Психологические особенности руководителей подразделений ГПС МЧС России 4 2.Нравственные аспекты стилей и методов руководства 4 3. Моральные качества руководителя и этика профессионального общения 4 4. Педагогические качества руководителей пожарной охраны 4 5.Социологический анализ деятельности руководителей управлений ГПН 4 Второе задание: 4 Список литературы 4
2.Нравственные аспекты стилей
и методов руководства
Руководитель - это, прежде всего
лидер, способный влиять на людей и коллектив,
побуждать их эффективно работать для
достижения поставленных целей. Успех
любого лидера зависит от его личных качеств
как человека и стиля его деятельности,
иначе говоря, от его манеры поведения
по отношению к подчиненным, от его способности
оказывать на них воздействие.
Существуют два основных направления
в стиле руководства1. Первое характеризуется минимальной
степенью, с которой руководитель делегирует
свои полномочия, его стремлением достичь
цели любой ценой, не оказывая никакого
(или минимум) доверия сотрудникам. Второе
определяется стремлением лидера достичь
целей путем создания деловой, доверительной
обстановки в коллективе. В первом случае
стиль руководства находится в пределах
от авторитарного до либерального, а во
втором - от ориентированного на бизнес
до ориентированного на человека.
Авторитарный лидер независим,
обладает сильной властью, навязывает
ее своим подчиненным без колебаний. Руководители
такого типа исходят из того, что все работники
при первой возможности отлынивают от
работы, у них мало честолюбия, и они стремятся
избавиться от ответственности, предпочитают,
чтобы ими руководили, а в необходимых
случаях - защищали. При таком взгляде
на подчиненных очевидно: чтобы заставить
людей трудиться, необходимо использовать
принуждение, строжайший контроль, угрозу
наказания. Авторитарный руководитель
максимально централизует полномочия,
не дает работникам самостоятельно принимать
решения, держит в своих руках все управление,
часто использует психологическое давление.
Но не исключено, что он и проявляет заботу
о подчиненных, их благополучии.
Демократический лидер думает
о своих подчиненных иначе. Здесь труд
сотрудников воспринимается как естественный
процесс. При благоприятных условиях труда
люди берут на себя часть ответственности
и стремятся к ней. Они чувствуют свою
причастность к делам фирмы и тем более
охотно используют самоуправление и контроль,
если за этим следует вознаграждение.
Поэтому демократический лидер в работе
с людьми обращается к их сознанию, совести
и чести, преследуя те цели, которые стоят
перед фирмой. Тем самым руководитель
приводит к соответствию цели своих подчиненных
с целями фирмы. Чем полнее соответствуют
цели, интересы каждого сотрудника общим
целям, чем больше сотрудники знают о них,
о характере своей работы, работе окружающих,
тем эффективнее они трудятся, проявляют
больше ответственности за общее дело,
у них меньше недоразумений и конфликтов
с руководством, а значит, выше результаты
труда.
Для деятельности фирмы, где
доминирует демократический стиль руководства,
характерны высокая степень децентрализации
полномочий, активное участие сотрудников
в выработке и принятии решений. Создаются
условия, когда для подчиненных их обязанности
не выглядят обременительными, сотрудники
считают свою работу достойной, творческой
и престижной. Демократический стиль руководства
предполагает, что подчиненные самостоятельно
решают большую часть проблем, не нуждаются
в одобрении шефа и не бегут к нему по любому
поводу за советом или разрешением. Но
для практической реализации такого стиля
руководства необходима длительная и
кропотливая работа руководителей по
созданию в трудовом коллективе атмосферы
доверия, открытости, взаимного уважения
и поддержки2.
Опыт показывает, что при авторитарном
руководстве выполняется больший объем
работ, чем при демократическом. Однако
платой за это являются относительно низкая
мотивация, меньшая оригинальность решений,
напряженный морально-психологический
климат в фирме, ее подразделениях, агрессивность
сотрудников, стремящихся быть похожими
на шефа. Такие предприятия держатся на
сильном лидере. Основная часть сотрудников
постоянно испытывает тревогу, находится
в зависимом положении и покорна лишь
до поры до времени.
Существуют также промежуточные
методы руководства, сочетающие в себе
и тот, и другой стили. Выделяют четыре
метода управления:3 эксплуататорско-авторитарный,
благожелательно-авторитарный, консультативно-демократический
и групповой.
Первый метод характеризуется
тем, что руководитель не доверяет подчиненным,
постоянно угрожает им наказанием. Все
проблемы он решает сам, давая подчиненным
только распоряжения. Мнения сотрудников
его интересуют мало, в лучшем случае он
разъясняет им, как необходимо сделать
то или иное дело. Решение такого руководителя
подчиненные воспринимают как навязанное
извне. Поэтому они критически обсуждают
это решение даже в том случае, если оно
правильно. Выполняют его вяло, а если
руководитель еще и ошибся, то злорадству
нет предела. В коллективе складывается
негативная атмосфера. Некоторые из сотрудников
ожидают ошибок руководителя, чтобы продемонстрировать
свою прозорливость и компетентность
в делах фирмы.
В фирмах, где утвердился эксплуататорско-авторитарный
метод руководства, подчиненные считают
себя обиженными, так как их мнение, опыт,
знания все игнорируется руководителем.
Подчиненные привыкают быть только исполнителями,
в их сознании закрепляются стереотипы
«наше дело маленькое», «моя хата с краю».
Руководитель, принявший единоличное
решение, тем самым берет на себя всю ответственность
за возможные его негативные последствия.
Такой руководитель часто не осознает
своих ошибок, своей вины перед фирмой.
Он ищет причины ошибок в сложившихся
обстоятельствах или в поступках своих
нерасторопных подчиненных. Подчиненные,
хотя и замечают ошибки руководителя и
знают их причины, предпочитают помалкивать.
При таком стиле руководства цена ошибок
получается двойной - экономические потери
от не правильного решения и психологические
травмы сотрудников из-за личностных отношений
коллектива и руководителя.
Второй метод руководства -
благожелательно-авторитарный - определяется
тем, что руководитель чувствует себя
уверенно, к своим подчиненным относится
снисходительно. Угроза наказания хотя
и присутствует, но не преобладает. Такой
руководитель для принятия решений учитывает
отдельные мнения подчиненных, готов под
строгим контролем предоставить им определенную
самостоятельность, если при этом неукоснительно
соблюдается общая политика фирмы. Но
такое отношение к подчиненным не исключает
недоверия к ним руководителя. Он интересуется
их мнением лишь для того, чтобы его опровергнуть
и лишний раз подчеркнуть свое собственное
превосходство, что создает в коллективе
конфликтную ситуацию.
Третий метод - консультативно-демократический.
Руководитель в значительной степени
доверяет подчиненным, стремится конструктивно
использовать их идеи, консультируется
с ними. Он внимательно выслушивает все
точки зрения своих подчиненных, не отдавая
предпочтения какой-либо, вырабатывает
общую позицию и в ее рамках свою точку
зрения. Сотрудники остаются удовлетворенными
тем, что их мнение ложится в основу решения,
и польщены возможностью оказать руководству
посильную помощь. В этой ситуации ответственность
руководителя подкрепляется моральной
поддержкой подчиненных. Однако главные
решения принимаются исключительно высшими
эшелонами власти. В методах воздействия
на подчиненных предпочтение отдается
поощрениям, крайне редко применяются
наказания.
Четвертый метод - групповой.
Он характеризуется тем, что руководитель
полностью доверяет подчиненным по всем
вопросам, благожелательно выслушивает,
использует их мнение, организует встречный
обмен информацией, привлекает подчиненных
к определению целей фирмы и контролю
за их достижением. Такой метод руководства
считается наиболее действенным.
Опытные руководители первостепенную
роль отводят человеческим аспектам проблем,
стоящих перед подчиненными, продуманно
разделяют своих подчиненных на группы,
в работе которых сами участвуют. Это отвечает
желаниям подчиненных, которые ждут от
руководителя помощи и поддержки во всех
вопросах.
Каждый из названных выше методов
руководства может быть направлен либо
на работу, либо на человека. Руководитель,
ориентированный на работу, ищет решение
задачи в соответствии с техническими
принципами и вознаграждает работников
за превышение предписанных результатов.
Руководитель, ориентированный на человека,
прежде всего, заботится о людях, стремится
к повышению производительности труда
путем совершенствования человеческих
отношений. Он делает упор на взаимопомощь,
на максимальное участие работников в
делах фирмы, избегает мелочной опеки,
в полной мере считается с нуждами подчиненных,
помогает решать их личные проблемы, поощряет
профессиональный рост, инициативу.
Какой же стиль руководства
предпочесть? Некоторые считают авторитарный
стиль руководства наиболее эффективным,
поскольку он укрепляет власть руководителя,
расширяет его возможности воздействия
на подчиненных, побуждая их к достижению
целей. Но в то же время руководитель часто
забывает о нуждах своих подчиненных,
социальных проблемах, что отрицательно
сказывается на взаимоотношениях в коллективе
и деятельности фирмы.
Приверженцы демократического
стиля руководства, ориентированного
на человека, убеждены, что он обеспечивает
максимальную производительность труда,
поскольку люди, непосредственно выполняющие
работу, способны перестраивать ее таким
образом, чтобы добиться наибольшей эффективности.
Искусственное навязывание людям того,
как работать и что делать, часто встречает
с их стороны активное сопротивление,
что не способствует улучшению дела.
К правилам эффективного руководства
можно отнести следующее:4
- передача (делегирование) соответствующим
структурам полномочий и ответственности
за результаты использования
предоставленной власти;
- планирование основных
направлений работы с людьми;
- неуклонное стремление
к достижению цели; соотнесение
возможностей исполнителей со
сложностью поставленных задач;
- формирование деловой
и доброжелательной атмосферы
во всех подразделениях фирмы;
поощрение за лучшие показатели
в работе и исключение карательных
мер и санкций за упущения;
- гласность в работе (разумеется,
при сохранении коммерческой
тайны и других секретов фирмы);
- строгий контроль за
физическим и психологическим
состоянием сотрудников;
- материальная и моральная
поддержка сотрудников в необходимых
ситуациях;
- регулярные контакты
руководителей с подчиненными
и т.д.
3. Моральные качества руководителя
и этика профессионального общения
Руководитель должен быть влиятельным
авторитетным человеком. Потеря влияния
на подчиненных - это крах для руководителя.
Без этого он не в состоянии реализовать
предоставленную ему власть. Благодаря
своему авторитету руководитель направляет
поведение человека на осуществление
поставленной задачи, достижение заданной
цели. Он избирает тот путь воздействия,
который в данной ситуации быстрее всего
приведет к желаемому результату.5
Однако в практической работе
руководитель, формально оставаясь полностью
самостоятельным, на деле оказывается
в зависимости от множества обстоятельств
и огромного количества людей. На него
воздействуют подчиненные и коллеги внутри
предприятия, руководители и работники
других фирм, знакомые и знакомые знакомых
и т.д. Менеджер нуждается в услугах этих
людей. Иногда без их содействия руководитель
не в состоянии выполнить стоящие перед
ним задачи.
Если руководитель не сможет
эффективно взаимодействовать с людьми
и учитывать все обстоятельства, то он
будет не в состоянии исполнять свою работу.
Менеджер имеет власть над подчиненными,
потому-то решает такие важные вопросы,
как уровень оплаты труда, характер выполняемой
работы, степень загруженности работника,
его продвижение по службе и т.д. Но абсолютной
власти не существует, как не бывает и
универсальных способов влияния на людей
в любых условиях. Руководитель должен
быть не только компетентным в делах фирмы,
но и постоянно чувствовать настроение
людей, стараться не злоупотреблять своей
властью, чтобы не вызвать негативную
реакцию у подчиненных.
Важным фактором влияния руководителя
является его способность ощущать главное
в делах фирмы. Он должен держать под своим
контролем весь бизнес предприятия, но,
прежде всего то, что имеет решающее значение
для выполнения подчиненными своих обязанностей,
что создает ситуацию зависимости каждого
сотрудника от результатов общего дела.
Влияние руководителя увеличивается
прямо пропорционально тому, насколько
полно выполняет он данные людям обещания,
удовлетворяет их потребности, способен
предвидеть возникновение негативных
тенденций и эффективно противодействовать
им.
Следовательно, наиболее эффективной
является система руководства, в основе
которой лежит поощрительная практика.
Добросовестное, инициативное выполнение
распоряжений руководства, интенсивная
и творческая работа в этом случае оказываются
в зависимости от системы вознаграждения.
Стимулирование должно быть весомым для
исполнителя и посильным для фирмы. Руководитель
обязан правильно определить, что для
подчиненного представляет действительную
ценность, обеспечить ему это вознаграждение
с учетом ресурсов фирмы. Необходимо всегда
помнить - обещать можно все что угодно,
исполнить обещанное гораздо труднее6.
Эффективность руководства
зависит от квалификации исполнителей,
их способности нести ответственность
за свое поведение, желания осуществить
поставленную цель, а также от образования
и опыта в решении конкретных задач. В
соответствии с уровнем зрелости исполнителей
выделяются четыре вида руководства. Для
подчиненных с низким уровнем квалификации
применим такой вид, как «давать указания»,
поскольку руководитель исходит из того,
что подчиненные либо не хотят, либо не
способны отвечать за конкретную задачу,
и им нужны инструкции, постоянное руководство
и строгий контроль. Руководитель в этом
случае должен ориентироваться в большей
степени на выполнение задачи и в меньшей
- на человеческие отношения.
Для сотрудников, которые обладают
средним уровнем квалификации и желают
брать на себя ответственность, но еще
не вполне могут это сделать, практикуется
руководство, ориентированное и на задачу,
и на человеческие отношения. Менеджер
дает подчиненным конкретные указания
и в то же время поддерживает их желание,
энтузиазм самостоятельно выполнить работу.
Третий вид руководства применяется
тогда, когда сотрудники могут, но не хотят
отвечать за выполнение задания, хотя
и обладают достаточной для этого квалификацией.
В этом случае главный упор делается на
участие подчиненных в принятии решений,
потому что они знают, что и как надо делать.
Менеджер должен вызвать у подчиненных
чувство причастности к выполнению данной
задачи, для чего необходимо повысить
мотивацию поставленной задачи, предоставить
им возможность участвовать в принятии
решений и оказывать помощь, не навязывая
указаний.
Четвертый вид руководства
применяется при высоком уровне квалификации
подчиненных, когда они могут и хотят нести
ответственность. Руководитель делегирует
полномочия. Подчиненные сами знают, что
и как делать, осознают свою ответственность
за решение задачи.