Улучшение организации работы
органов государственного пожарного надзора
большинство руководителей управлений
ГПН связывают с эффективными действиями
руководства региональных центров и главных
управлений МЧС России по субъектам Российской
Федерации. Наиболее высоко они оценивают
их роль во внедрении эффективных организационных
технологий и в стимулировании их освоения
- 43 %, в решении проблем отбора и продвижения
кадров в соответствии с ценностями службы
- 38 %, в оценке личного примера руководителей
- 37 %.
Важно отметить результаты
ответов на вопрос о роли руководителей
высшего управленческого уровня в адаптации
должностных лиц ФПС на службе в системе
МЧС России2. В результате только 5,2 % опрошенных
дали позитивные ответы. Такой низкий
уровень удовлетворенности говорит скорее
о сниженной готовности руководителей
управлений ГПН принять на этапе реформирования
системы управления в области пожарной
безопасности какие-то перемены, чем об
издержках в организационной культуре
руководства региональных центров и главных
управлений МЧС России по субъектам Российской
Федерации при реализации адаптационных
технологий. Адаптацию к новым требованиям
профессиональной деятельности как наиболее
необходимое условие для достижения стабильно
высоких результатов в области организации
и осуществления ГПН воспринимают только
17 % опрошенных. Половина «неготовых» (57
%) имеет возраст старше 40 лет и 79 % - стаж
работы в органах ГПН свыше 10 лет. Иными
словами, значительная часть руководителей
имеет дело с переносом социального «опыта
в прошлом» на адаптационные процессы
в настоящем.
По мнению опрошенных руководителей,
они хорошо понимают значение организационных
ценностей документационного и информационного
обеспечения, но по ряду направлений плохо
осведомлены: обобщенный опыт работы в
области организации и осуществления
ГПН на современном этапе - 61 %; решения
Управления ГПН МЧС России -39 %; результаты
реформирования государственного управления
в области пожарной безопасности - 38 %;
результаты контрольной деятельности,
осуществляемой МЧС России, -25 %; состояние
общественного мнения о ГПС - 22 %. Лишь для
немногих респондентов недостаточно данных
об опыте работы в рамках нового Кодекса
Российской Федерации об административных
нарушениях (13 %) и о решениях исполнительной
и законодательной власти субъекта Российской
Федерации в области пожарной безопасности
(3,9 %).
Такие оценки можно отнести
к объективным суждениям, так как определение
и создание необходимой системы информационной
и интеллектуальной поддержки и принятия
решений являются важнейшим направлением
деятельности руководителя. «Значение
актуальной информации, - по мнению В.Д.
Граждана, - чрезвычайно велико, поскольку
именно она направляет весь процесс актуальной
деятельности. Какова актуальная информация,
такова, в основном, и реально протекающая
деятельность».
Второе задание:
С целью обоснования психолого-педагогические
условий, необходимых для подготовки руководителей
ГПС МЧС России к профессионально-коммуникативной
деятельности проводился опрос опытных
специалистов в сфере пожарной безопасности.
Всего в опросе принимали участие 77 респондентов.
Результаты опроса представлены в таблице
1.
Таблица 1 - Ранговая структура
психолого-педагогических условий, необходимых
для подготовки руководителей ГПС МЧС
России к профессионально-коммуникативной
деятельности (n=77)
Ранговое место (значимость) |
Психолого-педагогические условия |
Ранговый показатель (в %) |
1 |
Максимально эффективное использование
преимуществ общения в процессе профессиональной
подготовки руководителей ГПС МЧС |
19,7 |
2 |
Умение руководителя занятий
располагать обучаемых к общению |
17,5 |
3 |
Моделирование профессиональных
контактов, которые являются определяющими
при ликвидации пожаров |
15,8 |
4 |
Прогнозирование развития межличностных
отношений в процессе коммуникативного
взаимодействия руководителей с сотрудниками
ГПС МЧС России |
14,1 |
5 |
Использование всего многообразия
форм общения с обучаемыми в процессе
их профессиональной подготовки |
10,9 |
6 |
Органическое сочетание коммуникативного
и профессионального взаимодействия |
9,2 |
7 |
Соблюдение психолого-педагогического
такта в процессе профессиональной подготовки
руководителей ГПС МЧС |
7,5 |
8 |
Организация сотрудничества
в процессе общения |
5,3 |
Проведенное исследование позволило
определить сущность понятия «коммуникативные
способности» руководителя ГПС МЧС России.
Коммуникативные способности руководителя
ГПС МЧС России - это сочетание необходимых
свойств личности, детерминирующих эффективность
его профессиональной деятельности и
поведения в коллективе, а также в чрезвычайных
ситуациях при ликвидации пожаров, спасении
людей и материальных ценностей.
Проведенный анализ профессиональной
деятельности руководителей ГПС МЧС России
свидетельствует о значимой роли высокого
уровня развития коммуникативных способностей
для эффективных действий при тушении
пожаров. Эта роль выражается: в способности
управлять пожарными расчетами в чрезвычайных
ситуациях; в способности вести беседу
в рамках определенной сферы общения,
а также в типичной профориентированной
коммуникативной ситуации; в способности
к креативности в процессе профессиональной
деятельности.
В процессе дальнейшего исследования
экспериментально проверялась эффективность
выявленных психолого-педагогических
условий, необходимых для развития коммуникативных
способностей у сотрудников ГПС МЧС России.
Педагогический эксперимент проводился
в естественных условиях профессиональной
подготовки руководителей ГПС МЧС России
Красноярского края.
В качестве целей развития профессионально
важных коммуникативных способностей
сотрудника ГПС МЧС России, были определены
следующие:
развитие навыков общения, восприятия,
воображения;
развитие готовности к принятию
необычной информации, внутреннего оперирования
информацией и оперативности переработки
ее содержания, самостоятельности в отборе
информации и решении проблем;
развитие умения осуществлять
коммуникативное взаимодействие при ликвидации
пожаров;
развитие профессионально важных
свойств памяти (объема оперативной и
долговременной памяти, быстроты припоминания
и воспроизведения необходимых коммуникативных
умений);
развитие умений выстраивать
деловое общение разрабатывать планы,
программы действий; применять методы
анализа, синтеза и оптимизации процессов
коммуникативного взаимодействия при
проведении противопожарных мероприятий.
Результаты педагогического
эксперимента свидетельствуют о высокой
эффективности обоснованных психолого-педагогических
условий, необходимых для развития коммуникативных
способностей у руководителей ГПС МЧС
России в процессе их профессиональной
подготовки (табл. 2).
Таблица 2 - Распределение
опытных групп по критериям готовности
руководителей ГПС МЧС России к профессионально-коммуникативной
деятельности, в конце педагогического
эксперимента, %
Критерии сформированности
готовности |
Группы респондентов |
КГ |
ЭГ |
Уровень профессиональной мотивации |
высокий |
27,6 |
53,5 |
средний |
36,3 |
40,0 |
низкий |
36,1 |
6,5 |
Уровень профессионально-коммуникативной
компетентности |
высокий |
21,3 |
73,3 |
средний |
37,5 |
13,3 |
низкий |
41,2 |
13,4 |
Профессионально важные коммуникативные
качества |
развиты отлично |
22,5 |
56,6 |
развиты достаточно |
47,5 |
33,3 |
не развиты (развиты недостаточно) |
30,0 |
10,1 |
Объективным показателем высокой
эффективности установленных психолого-педагогических
условий, необходимых для развития коммуникативных
способностей у сотрудников ГПС МЧС России
явились результаты, раскрывающие коммуникативный
потенциал испытуемых. Так, по окончании
педагогического эксперимента у испытуемых
ЭГ показатели, характеризующие коммуникативные
знания, умения и навыки были развиты в
среднем лучше на 18-20%, по сравнению с испытуемыми
КГ.
Вывод. Таким образом, проведенное
исследование свидетельствует о высокой
эффективности обоснованных психолого-педагогических
условий, необходимых для развития коммуникативных
способностей у руководителей ГПС МЧС
России. Полученные данные позволяют рекомендовать
ее для широкого внедрения в процесс профессиональной
подготовки руководителей ГПС МЧС России.
Список литературы
Баскин, Ю.Г. Прогностическая
модель выпускника вуза МЧС России / Ю.Г.
Баскин, Е.П. Соловьева // Вестник Санкт-Петербургского
института ГПС МЧС России. -2006. - № 4 (15).
- С. 35-38.
Илюшина, Т. Е. Структурно-функциональная
модель развития коммуникативных способностей
у сотрудников ГПС МЧС России // Ученые
записки университета имени П.Ф. Лесгафта.
- 2011. - № 9 (79). - С. 75-80.
Капустина, Е. Г. Методика применения
обучающих игр в процессе профессиональной
подготовки сотрудников ГИБДД в вузе МВД
/ Е.Г. Капустина // Ученые записки университета
имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 9 (55). - С. 60-64.
Лаухина, И. В. Структурно-функциональная
модель формирования личностных качеств
у сотрудников ГПС МЧС России в процессе
профессионального становления в пожарных
частях // Ученые записки университета
имени П. Ф. Лесгафта. - 2009. - № 8 (54). - С. 75-79.
1 Кукушкин В. С. Деловой этикет: учеб. изд.
- Ростов-на-Дону: МарТ,2007.
2 Барабанщиков В. Н.Место и значение кодекса
корпоративного поведения // Кодекс info.
-2004. - № 7 - 8. - С. 17 - 24.
3 Оболонский А. В. Мораль и право в политике
и управлении -М.:ГУ Высшая школа экономики,2006.
4 Шорин В. Г., Попов Г. Х., Горячев Г. Д., Стиль
работы руководителя - М.: Знание,2006.
5 Омельченко Н. А. Этика и культура управления
в системе государственной власти и госслужбы
Институт государственного и муниципального
управления. -3-е изд., стереотип. - М.,2007.
6 Теория управления: Уч-к / Под ред. Ю.В.
Васильева, В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого.
-2-е изд., доп. - М.: Финансы и статистика,
2005.
7 Экономическая психология / Под ред.
И.В. Андреевой. СПб.: Питер, 2006.
8 Горшенин В., Рамперсад Х., Степичева
А. Путь к достижению эффективности, гармоничного
развития личности и организации // Управление
персоналом, 2008, № 1, С. 34.
9 Шаталова Н. Что делает лидера эффективным?
// Кадровик. Кадровый менеджмент, 2007, №
7, С. 23.
10 Васильев В. Л. Этика в юриспруденции
и предпринимательской деятельности -
СПб, 2005.
11 Экономическая психология / Под ред.
И.В. Андреевой. СПб.: Питер, 2006.
12 Шаталова Н. Что делает лидера эффективным?
// Кадровик. Кадровый менеджмент, 2007, №
7, С. 23.
13 Барабанщиков В. Н.Место и значение кодекса
корпоративного поведения // Кодекс info.
-2004. - № 7 - 8. - С. 17 - 24.
14 Джонсон К. , Абрамов И. Деловая этика
:Руководство по управлению ответственным
предприятием в развивающейся рыночной
экономике -Вашингтон :Управление международной
торговли Министерства торговли США, 2005.
15 Мавлютова Г. Ш. Административная этика
Тюмень :Изд-во Тюменского государственного
университета, 2007.
16 Теория управления: Уч-к / Под ред. Ю.В.
Васильева, В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого.
-2-е изд., доп. - М.: Финансы и статистика,
2005.