Психологические особенности руководителей подразделений ГПС МЧС России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 09:00, реферат

Описание работы

Современный руководитель ГПС МЧС России должен быть нравственным, профессионально грамотным, должен самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, быть способным к конструктивному сотрудничеству. Конструктивное сотрудничество невозможно без эффективной профессионально-коммуникативной деятельности. Эффективность профессионально-коммуникативной деятельности сотрудников ГПС МЧС России во многом определяется уровнем развития коммуникативных способностей. Результатом проведенного педагогического эксперимента автор подтверждает высокую эффективность обоснованных психолого-педагогических условий, необходимых для подготовки руководителей ГПС МЧС России к профессионально-коммуникативной деятельности.

Содержание работы

Введение 3
1.Психологические особенности руководителей подразделений ГПС МЧС России 4
2.Нравственные аспекты стилей и методов руководства 4
3. Моральные качества руководителя и этика профессионального общения 4
4. Педагогические качества руководителей пожарной охраны 4
5.Социологический анализ деятельности руководителей управлений ГПН 4
Второе задание: 4
Список литературы 4

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 74.18 Кб (Скачать файл)

Улучшение организации работы органов государственного пожарного надзора большинство руководителей управлений ГПН связывают с эффективными действиями руководства региональных центров и главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации. Наиболее высоко они оценивают их роль во внедрении эффективных организационных технологий и в стимулировании их освоения - 43 %, в решении проблем отбора и продвижения кадров в соответствии с ценностями службы - 38 %, в оценке личного примера руководителей - 37 %.

Важно отметить результаты ответов на вопрос о роли руководителей высшего управленческого уровня в адаптации должностных лиц ФПС на службе в системе МЧС России2. В результате только 5,2 % опрошенных дали позитивные ответы. Такой низкий уровень удовлетворенности говорит скорее о сниженной готовности руководителей управлений ГПН принять на этапе реформирования системы управления в области пожарной безопасности какие-то перемены, чем об издержках в организационной культуре руководства региональных центров и главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации при реализации адаптационных технологий. Адаптацию к новым требованиям профессиональной деятельности как наиболее необходимое условие для достижения стабильно высоких результатов в области организации и осуществления ГПН воспринимают только 17 % опрошенных. Половина «неготовых» (57 %) имеет возраст старше 40 лет и 79 % - стаж работы в органах ГПН свыше 10 лет. Иными словами, значительная часть руководителей имеет дело с переносом социального «опыта в прошлом» на адаптационные процессы в настоящем.

По мнению опрошенных руководителей, они хорошо понимают значение организационных ценностей документационного и информационного обеспечения, но по ряду направлений плохо осведомлены: обобщенный опыт работы в области организации и осуществления ГПН на современном этапе - 61 %; решения Управления ГПН МЧС России -39 %; результаты реформирования государственного управления в области пожарной безопасности - 38 %; результаты контрольной деятельности, осуществляемой МЧС России, -25 %; состояние общественного мнения о ГПС - 22 %. Лишь для немногих респондентов недостаточно данных об опыте работы в рамках нового Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях (13 %) и о решениях исполнительной и законодательной власти субъекта Российской Федерации в области пожарной безопасности (3,9 %).

Такие оценки можно отнести к объективным суждениям, так как определение и создание необходимой системы информационной и интеллектуальной поддержки и принятия решений являются важнейшим направлением деятельности руководителя. «Значение актуальной информации, - по мнению В.Д. Граждана, - чрезвычайно велико, поскольку именно она направляет весь процесс актуальной деятельности. Какова актуальная информация, такова, в основном, и реально протекающая деятельность».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Второе задание:

С целью обоснования психолого-педагогические условий, необходимых для подготовки руководителей ГПС МЧС России к профессионально-коммуникативной деятельности проводился опрос опытных специалистов в сфере пожарной безопасности. Всего в опросе принимали участие 77 респондентов. Результаты опроса представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для подготовки руководителей ГПС МЧС России к профессионально-коммуникативной деятельности (n=77)

Ранговое место (значимость)

Психолого-педагогические условия

Ранговый показатель (в %)

1

Максимально эффективное использование преимуществ общения в процессе профессиональной подготовки руководителей ГПС МЧС

19,7

2

Умение руководителя занятий располагать обучаемых к общению

17,5

3

Моделирование профессиональных контактов, которые являются определяющими при ликвидации пожаров

15,8

4

Прогнозирование развития межличностных отношений в процессе коммуникативного взаимодействия руководителей с сотрудниками ГПС МЧС России

14,1

5

Использование всего многообразия форм общения с обучаемыми в процессе их профессиональной подготовки

10,9

6

Органическое сочетание коммуникативного и профессионального взаимодействия

9,2

7

Соблюдение психолого-педагогического такта в процессе профессиональной подготовки руководителей ГПС МЧС

7,5

8

Организация сотрудничества в процессе общения

5,3


 

 

Проведенное исследование позволило определить сущность понятия «коммуникативные способности» руководителя ГПС МЧС России. Коммуникативные способности руководителя ГПС МЧС России - это сочетание необходимых свойств личности, детерминирующих эффективность его профессиональной деятельности и поведения в коллективе, а также в чрезвычайных ситуациях при ликвидации пожаров, спасении людей и материальных ценностей.

Проведенный анализ профессиональной деятельности руководителей ГПС МЧС России свидетельствует о значимой роли высокого уровня развития коммуникативных способностей для эффективных действий при тушении пожаров. Эта роль выражается: в способности управлять пожарными расчетами в чрезвычайных ситуациях; в способности вести беседу в рамках определенной сферы общения, а также в типичной профориентированной коммуникативной ситуации; в способности к креативности в процессе профессиональной деятельности.

В процессе дальнейшего исследования экспериментально проверялась эффективность выявленных психолого-педагогических условий, необходимых для развития коммуникативных способностей у сотрудников ГПС МЧС России. Педагогический эксперимент проводился в естественных условиях профессиональной подготовки руководителей ГПС МЧС России Красноярского края.

В качестве целей развития профессионально важных коммуникативных способностей сотрудника ГПС МЧС России, были определены следующие:

  • развитие навыков общения, восприятия, воображения;

  • развитие готовности к принятию необычной информации, внутреннего оперирования информацией и оперативности переработки ее содержания, самостоятельности в отборе информации и решении проблем;

  • развитие умения осуществлять коммуникативное взаимодействие при ликвидации пожаров;

  • развитие профессионально важных свойств памяти (объема оперативной и долговременной памяти, быстроты припоминания и воспроизведения необходимых коммуникативных умений);

  • развитие умений выстраивать деловое общение разрабатывать планы, программы действий; применять методы анализа, синтеза и оптимизации процессов коммуникативного взаимодействия при проведении противопожарных мероприятий.

Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности обоснованных психолого-педагогических условий, необходимых для развития коммуникативных способностей у руководителей ГПС МЧС России в процессе их профессиональной подготовки (табл. 2).

Таблица 2 - Распределение опытных групп по критериям готовности руководителей ГПС МЧС России к профессионально-коммуникативной деятельности, в конце педагогического эксперимента, %

Критерии сформированности готовности

Группы респондентов

КГ

ЭГ

Уровень профессиональной мотивации

высокий

27,6

53,5

средний

36,3

40,0

низкий

36,1

6,5

Уровень профессионально-коммуникативной компетентности

высокий

21,3

73,3

средний

37,5

13,3

низкий

41,2

13,4

Профессионально важные коммуникативные качества

развиты отлично

22,5

56,6

развиты достаточно

47,5

33,3

не развиты (развиты недостаточно)

30,0

10,1


 

Объективным показателем высокой эффективности установленных психолого-педагогических условий, необходимых для развития коммуникативных способностей у сотрудников ГПС МЧС России явились результаты, раскрывающие коммуникативный потенциал испытуемых. Так, по окончании педагогического эксперимента у испытуемых ЭГ показатели, характеризующие коммуникативные знания, умения и навыки были развиты в среднем лучше на 18-20%, по сравнению с испытуемыми КГ.

Вывод. Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о высокой эффективности обоснованных психолого-педагогических условий, необходимых для развития коммуникативных способностей у руководителей ГПС МЧС России. Полученные данные позволяют рекомендовать ее для широкого внедрения в процесс профессиональной подготовки руководителей ГПС МЧС России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Баскин, Ю.Г. Прогностическая модель выпускника вуза МЧС России / Ю.Г. Баскин, Е.П. Соловьева // Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России. -2006. - № 4 (15). - С. 35-38.

  1. Илюшина, Т. Е. Структурно-функциональная модель развития коммуникативных способностей у сотрудников ГПС МЧС России // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 9 (79). - С. 75-80.

  1. Капустина, Е. Г. Методика применения обучающих игр в процессе профессиональной подготовки сотрудников ГИБДД в вузе МВД / Е.Г. Капустина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 9 (55). - С. 60-64.

  1. Лаухина, И. В. Структурно-функциональная модель формирования личностных качеств у сотрудников ГПС МЧС России в процессе профессионального становления в пожарных частях // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2009. - № 8 (54). - С. 75-79.

 

 

1 Кукушкин В. С. Деловой этикет: учеб. изд. - Ростов-на-Дону: МарТ,2007.

2 Барабанщиков В. Н.Место и значение кодекса корпоративного поведения // Кодекс info. -2004. - № 7 - 8. - С. 17 - 24.

3 Оболонский А. В. Мораль и право в политике и управлении -М.:ГУ Высшая школа экономики,2006.

4 Шорин В. Г., Попов Г. Х., Горячев Г. Д., Стиль работы руководителя - М.: Знание,2006.

5 Омельченко Н. А. Этика и культура управления в системе государственной власти и госслужбы Институт государственного и муниципального управления. -3-е изд., стереотип. - М.,2007.

6 Теория управления: Уч-к / Под ред. Ю.В. Васильева, В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. -2-е изд., доп. - М.: Финансы и статистика, 2005.

7 Экономическая психология / Под ред. И.В. Андреевой. СПб.: Питер, 2006.

8 Горшенин В., Рамперсад Х., Степичева А. Путь к достижению эффективности, гармоничного развития личности и организации // Управление персоналом, 2008, № 1, С. 34.

9 Шаталова Н. Что делает лидера эффективным? // Кадровик. Кадровый менеджмент, 2007, № 7, С. 23.

10 Васильев В. Л. Этика в юриспруденции и предпринимательской деятельности - СПб, 2005.

11 Экономическая психология / Под ред. И.В. Андреевой. СПб.: Питер, 2006.

12 Шаталова Н. Что делает лидера эффективным? // Кадровик. Кадровый менеджмент, 2007, № 7, С. 23.

13 Барабанщиков В. Н.Место и значение кодекса корпоративного поведения // Кодекс info. -2004. - № 7 - 8. - С. 17 - 24.

14 Джонсон К. , Абрамов И. Деловая этика :Руководство по управлению ответственным предприятием в развивающейся рыночной экономике -Вашингтон :Управление международной торговли Министерства торговли США, 2005.

15 Мавлютова Г. Ш. Административная этика Тюмень :Изд-во Тюменского государственного университета, 2007.

16 Теория управления: Уч-к / Под ред. Ю.В. Васильева, В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. -2-е изд., доп. - М.: Финансы и статистика, 2005.

 

 


Информация о работе Психологические особенности руководителей подразделений ГПС МЧС России