Психологические особенности руководителей подразделений ГПС МЧС России
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 09:00, реферат
Описание работы
Современный руководитель ГПС МЧС России должен быть нравственным, профессионально грамотным, должен самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, быть способным к конструктивному сотрудничеству. Конструктивное сотрудничество невозможно без эффективной профессионально-коммуникативной деятельности. Эффективность профессионально-коммуникативной деятельности сотрудников ГПС МЧС России во многом определяется уровнем развития коммуникативных способностей. Результатом проведенного педагогического эксперимента автор подтверждает высокую эффективность обоснованных психолого-педагогических условий, необходимых для подготовки руководителей ГПС МЧС России к профессионально-коммуникативной деятельности.
Содержание работы
Введение 3 1.Психологические особенности руководителей подразделений ГПС МЧС России 4 2.Нравственные аспекты стилей и методов руководства 4 3. Моральные качества руководителя и этика профессионального общения 4 4. Педагогические качества руководителей пожарной охраны 4 5.Социологический анализ деятельности руководителей управлений ГПН 4 Второе задание: 4 Список литературы 4
Практика управления знает
два основных способа руководства людьми:
через прямое использование власти или
отказ от нее.7 На основе прямого использования
власти руководитель в той или иной форме
отдает подчиненному распоряжение или
устанавливает для него задание. Распоряжение
должно соответствовать целям фирмы и
быть осуществимым, за его невыполнение
следуют санкции, а за выполнение - поощрение.
Необходимо в понятной форме изложить,
что должен сделать подчиненный, к какому
сроку. В ситуациях, когда точно не известно,
каковы реальные пути выполнения задания,
его формулировка может быть общей, оставляющей
для работников возможность проявить
самостоятельность.
Руководитель, освобождая себя
от второстепенных проблем и рутинных
операций, сосредоточивает свои усилия
на стратегических направлениях деятельности
фирмы и решении принципиально важных
вопросов. В этих целях он может предоставить
определенные полномочия своим сотрудникам,
при необходимости фиксируя в документальной
форме их новые права и обязанности.
Какие же обстоятельства способствуют
эффективному делегированию полномочий
руководителя подчиненным? Прежде всего,
высокий рейтинг руководителя, его умение
представлять полномочия в качестве поощрения
для подчиненного и высокого доверия начальства.8 Наделение подчиненных дополнительными
обязанностями может быть составным элементом
системы руководства и осуществляться
на фирме регулярно. Имеет значение и фактор
действенного стимулирования работников,
которые принимают на себя дополнительные
полномочия.
К числу важнейших качеств руководителя
относится его умение загрузить всех подчиненных
посильной, но интенсивной работой, и осуществить
необходимый контроль за их деятельностью.
Формула руководителя проста - «дать задание
и проверить выполнение». Руководитель,
не доверяя подчиненным из-за их «молодости»,
«нерасторопности», «несерьезности»,
тем самым стимулирует их неуверенность
в работе. Да и подчиненные далеко не всегда
готовы принять на себя полномочия от
шефа.
Руководитель, который стремится
работать максимально эффективно и рассчитывает
использовать все возможности своих подчиненных,
должен быть разносторонней личностью.
Так каков же он, современный руководитель?
Для активного руководителя
характерно то, что он принимает во внимание
всю совокупность отношений внутри фирмы
и ее связей с другими фирмами, оперативно
вырабатывает и корректирует принципы
действий должностных лиц, делегирует
значительную часть ответственности и
полномочий подчиненным, прибегает к конструктивной
критике. Пассивный руководитель осуществляет
принципы действия, выработанные другими,
старается все держать в своих руках, действует
по стандартной схеме, заинтересован в
своей карьере, стремится чужие идеи преподнести
как собственные, ограничивается мелкими
проблемами, решая их с рутинных позиций,
его критика неконструктивна, он боится
риска.
Современного руководителя
отличают глубокие знания действительности,
понимание целей фирмы или своего подразделения,
умение видеть проблемы, выделять из них
наиболее существенные, восприимчивость
к новизне и изменениям, предвидение результатов,
которых необходимо достичь. Он должен
обладать умственными способностями выше
среднего уровня, уметь логически мыслить,
творчески решать проблемы и с минимальными
затратами идти на риск, принимать решения,
брать на себя ответственность за их выполнение.
Руководитель должен обладать и крепким
здоровьем, устойчивой психикой, быть
энергичным, решительным, терпимым. Важным
качеством современного руководителя
является его способность находить информацию
и делиться ею с подчиненными, прислушиваться
к окружающим, учиться у них, находить
людей, представляющих интерес для фирмы.
Современный руководитель должен
занимать принципиальную позицию по всем
вопросам, быть справедливым и честным,
благожелательно относиться к коллегам,
проявлять готовность к сотрудничеству
с ними, уметь противостоять давлению,
как со стороны начальства, так и со стороны
подчиненных, постоянно обогащать свои
знания, не соглашаться даже из вежливости
на все сомнительные просьбы окружающих.9
Хороший менеджер умеет правильно
использовать свое рабочее время, бороться
с текучкой и инерцией. Залогом этого являются
его способность отделить существенное
от несущественного, умение сосредоточить
усилия, прежде всего на важной работе,
резервировать время на достижение ключевых
целей. Он должен активно бороться с собственными
недостатками, формировать у себя положительное
отношение к жизни и работе, заботиться
о своей семье, в которой он черпает основные
жизненные ценности и мотивы, уметь отдыхать,
находить время для общения с друзьями.
Особое значение имеют личностные
взаимоотношения работника и руководителя.
Руководитель должен быть доступным подчиненным,
но не навязчивым, не подсказывать им на
каждом шагу, что делать. По мере роста
возможностей подчиненных он ослабляет
контроль за ними, постепенно предоставляет
им все больше полномочий, четко объясняя,
что от них требуется.10
Для успешного осуществления
руководства менеджер должен хорошо знать
своих подчиненных. С этой целью практикуются
регулярные отчеты подчиненных о своей
деятельности за конкретный период времени.
Если подчиненный не сможет вовремя представить
руководителю толковый отчет, то менеджеру
придется подумать о перемещении такого
сотрудника на другую должность.
У любого руководителя существует
несколько основных направлений его деятельности.
Составляя и регулярно обновляя программу
действий, руководитель анализирует их
и определяет те, выполнение которых должно
наверняка обеспечить успех. На них и следует
сконцентрировать свое внимание и усилия
фирмы, а остальные отбросить. Руководитель
не может сам решить все проблемы. Он поручает
подчиненным решение некоторых из них,
освобождая свое время для такой работы,
которую никто за него выполнить, не сможет.
Руководитель призван в полной
мере, обеспечить сопричастность сотрудников
к задачам фирмы. Убедить их в том, что
верит в их возможности, ждет надежной
и компетентной работы; изыскать такие
приемы и методы, чтобы превратить даже
неинтересную работу в увлекательный
процесс, хотя бы и с элементами риска,
найти нестандартные пути к активизации
деятельности всех сотрудников. Важно
также, чтобы решаемые задачи максимально
отвечали интересам и возможностям каждого
сотрудника, побуждали людей увеличивать
отдачу от работы, но не в ущерб качеству.
Поскольку интересы всех людей
всегда останутся различными, руководитель
должен обеспечить максимальное взаимопонимание
между подчиненными, создать равновесие
между полномочиями работников. Он обязан
стремиться превратить любое дело в средство
мобилизации усилий всего коллектива,
постоянно искать пути активизации людей.11
В задачу руководителя входит
и такая обязанность, как избавление от
работников, «не вписывающихся» в фирму,
ее структуру или в какое-то направление
работы.
Руководство - это искусство
влиять на людей, вдохновлять их на то,
чтобы они по своей воле стремились к достижению
общих целей. Элементами этого искусства
являются: постоянное совершенствование
самого лидера, доскональное знание подчиненных
и умение поставить себя на их место, знание
собственных достоинств и недостатков,
умение анализировать ситуацию, предвидеть
последствия своего воздействия на других
до начала действий, способность вселять
в людей уверенность.
Многие утверждают, что менеджмент
- это искусство. Научить руководителей
фирм эффективно управлять людьми и организовывать
свое дело невозможно. Для этого нужно
иметь особые способности. Но менеджмент
- это не только искусство, но и опыт. Сами
по себе способности к организации и деловому
общению еще ничего не значат. Они развиваются
только в практической деятельности с
приобретением опыта.
Опыт можно набирать годами,
путем проб и ошибок. Но существуют методы
быстрого интенсивного освоения опыта
- это методы обучения. Учитывая все это,
можно окончательно вывести следующую
формулу: менеджмент - это искусство плюс
обучение плюс опыт.
Наиболее сложными для наших
руководителей практическими вопросами
современного менеджмента являются: методы
управления командой - работниками, коллективом;
проблемы осуществления деловых контактов;
конфликтные ситуации, стрессы и способы
управления ими. Опыт показывает, что здесь
важно следующее:12
1. уточнить и четко
сформулировать поставленную задачу;
2. составить подробный
план с выделением основных
мероприятий для выполнения поставленной
задачи;
3. установить персональную
ответственность работников за
выполнение каждого мероприятия;
4. распределить задания
в зависимости от квалификации
и способностей сотрудников;
5. осуществлять контроль
за узкими местами и возможными
срывами.
Руководителю важно стать полнокровным
членом коллектива, жить коллективными
интересами. Весьма желательна опора на
самоуправление коллектива. Методы управления
основаны на убеждении. Умение сотрудничать,
работать вместе с коллективом выражается
и в том, что руководитель знает, какие
требования и в какой форме нужно предъявлять
к коллективу в той или иной ситуации и
каких результатов можно от него ожидать.
Практика показала, что хорош
тот руководитель, который способен обеспечить
высокую производительность труда подчиненных
в свое отсутствие. Это возможно только
при наличии развитых форм самоуправления
в коллективе. Для этого нужно обладать
необходимым авторитетом. Как известно,
авторитет - это общественное признание
личности руководителя, положительная
оценка коллективом его деловых и этических
качеств. Заметим при этом, что воздействие
авторитета может быть эффективнее чисто
административных мер.
Руководитель, заботящийся
о своем авторитете, приобретает поддержку
своих подчиненных. Если этого нет, ему
приходится принуждать сотрудников к
работе, что обычно вызывает их сопротивление.
Руководитель в этом случае вынужден тратить
свою энергию на то, чтобы навязывать свое
руководство, ему приходится ставить себя
в обособленное положение в коллективе
и фактически находиться вне коллектива.
В условиях общей демократизации развитие
такой ситуации в коллективе может привести
к серьезным конфликтам.
Особое значение имеет этика
делового общения в коллективе. Роль общения
с людьми в деятельности руководителя
фирмы велика. В процессе коммуникации
он формулирует задания, осуществляет
контроль, оказывает содействие и поддержку,
обучает, воспитывает. Правильно организовав
деловое общение, руководитель способен
оказывать влияние на своих подчиненных,
привлекать их к работе, вовлекать в круг
своих интересов.13
Практикуются разные формы
психологического воздействия на подчиненных.
Так, широко используется убеждение, что
менеджер не просто приказывает, а предоставляет
подчиненному определенную информацию,
обосновывая ее, чтобы добиться согласия
подчиненных с высказанной точкой зрения.
Руководитель обращается к разуму и здравому
смыслу людей. Метод убеждения наиболее
эффективен применительно к работникам,
имеющим высокий интеллектуальный и образовательный
уровень. Убеждение не поможет руководителю
в случаях, когда он общается с людьми,
имеющими иные жизненные ценности, а также
там, где интеллектуальный и профессиональный
уровень подчиненных намного ниже уровня
подготовки руководителя. Метод убеждения
не действует и там, где необходимо срочно
принять какое-либо решение. Нельзя прибегать
к методу убеждения, если сам менеджер
не владеет аудиторией.
Не менее важный момент - внушение,
нацеленное на то, чтобы собеседник принял
сообщение без каких-либо доказательств,
на веру. Сообщения внушающего характера
будут приняты, если у руководителя имеется
авторитет, он популярен, его уважают.
Прибегающий к методу внушения должен
иметь соответствующие данные: выразительный
голос, впечатляющую внешность, хорошую
дикцию.
Главное, что помогает успешно
применять метод внушения, - умение руководителя
передавать ощущение силы, авторитета,
уверенности в себе, высокой организованности.
Этим методом, целесообразно пользоваться
в стрессовых ситуациях, при жестком лимите
времени. Он имеет успех в общении с людьми
эмоциональными, склонными к подчинению.
Метод неэффективен в общении с интеллектуальной
элитой, с людьми, имеющими выраженные
способности к лидерству.
Руководитель может выступать
и как образец для подражания. Подчиненные
почти всегда перенимают его стиль работы,
умение держаться, вести разговор, отношение
к работе и даже манеру поведения. Это
налагает на менеджера высокую ответственность.
Отсюда важен постоянный контроль за своим
поведением и внешним видом, постоянная
работа над собой, преодоление собственных
недостатков, развитие и закрепление положительных
качеств.14
Метод принуждения основан
на использовании руководителем своей
власти и выражается в приказах, распоряжениях.
В менеджменте данный метод эффективен
при нарушениях трудовой дисциплины, невыполнении
заданий и т.д. Но неоправданно жесткий
административный стиль управления способен
вызвать конфликты в коллективе, повышенную
текучесть кадров, безразличное отношение
работников к своему делу.
Итак, способность эффективно
управлять людьми, соблюдать этические
требования основывается на следующих
десяти факторах:15
1. способность управлять
собой;
2. четкие личные цели;
3. упор на постоянный
личный рост;
4. умение решать проблемы;
5. изобретательность и
способность к инновациям;
6. высокая способность
воздействия на окружающих;
7. знание современных
управленческих подходов;
8. способность руководить
персоналом;
9. умение обучать и
развивать подчиненных;
10. формировать и развивать
эффективные рабочие группы.
Каждая управленческая задача
предъявляет конкретные требования, так
что не каждый из упомянутых факторов
в равной мере относится к любой ситуации.
Но они действительно обеспечивают основу
для оценки каждым работником своих возможностей
по отношению к требованиям, предъявляемым
к их работе.
К менеджеру же предъявляются
большие требования, которые можно удовлетворить
только, если руководитель будет постоянно
совершенствоваться. Нужны уверенность
в себе, умение делать все по-новому. Задача
менеджера - найти способ проанализировать
свои подходы и способности, научиться
действовать по-иному. Каждому приходится
учиться на собственном опыте. Целесообразно
составить личный план действий, состоящий
из нескольких основных пунктов: