Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 19:50, курсовая работа
Цель исследования – изучение психологических особенностей трудных подростков.
Объект исследования – процесс развития личности подростков.
Предмет исследования – психологические особенности трудных подростков.
Гипотеза исследования: неудовлетворенность потребности в безопасности способствует недоверию к людям, в то же время девиантные подростки испытывают потребности в душевном и телесном комфорте.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы особенностей трудных подростков 6
1.1. Понимание проблемы девиантного поведения в зарубежных и отечественных исследованиях 6
1.2. Характеристика понятия «трудный подросток» 11
1.3. Причины девиантного поведения и классификация реакций «трудных» подростков 15
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей трудных подростков 19
2.1. Программа эмпирического исследования 19
2.2.Результаты исследования, их интерпретация 22
Заключение 31
Список использованной литературы 34
Содержание
Проблема «трудных подростков» - одна из центральных проблем современного общества. В наше время она играет особую, значимую роль. Общественная важность этой проблемы становится особенно очевидной в период построения демократического государства с рыночной экономикой.
Тяжелое экономическое
положение страны, крушение прежнего
мировоззрения и
Подростковый возраст
характеризуется специалистами
как переходный, сложный, трудный, критический
и который имеет важное значение
в становлении личности человека.
В течение этого периода
Актуальность темы связана с тем, что для того чтобы можно было прогнозировать и корректировать девиантные проявления подростков, необходимо знать потребности трудных подростков, толкающих их на такое поведение.
Проблема трудностей в поведении детей и подростков возникла не вчера. Об особенностях работы с нарушителями школьной дисциплины писали в свое время И. Песталоцци, И. Гербарт, А. Дистервег, на необходимость специфических педагогических подходов к трудным ученикам указывали П.Ф.Лесгафт, С.Т.Шацкий, П.П.Блонский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, В.П.Кащенко и др. Поиск новых подходов к решению проблемы «трудного поведения» детей и подростков активизировался в периоды социальных изломов, изменений, происходящих в обществе.
Изучение трудных подростков в социальном аспекте рассматривается в работах С.А. Беличевой, И.Б. Громовой, И.С. Кона, Ю.А. Клейберга, И.С. Полонского, И.Ю. Сундиева, Д.И. Фельдштейна и др.
Выявлением причин отклоняющегося поведения, поиск путей и средств его предупреждения занимались такие исследователи как В.Г. Баженов, Ю.В. Гербеев, С.А. Завражин, М.В. Квитковский, Н.А. Коваль, Э.Г. Костяшкин, Г.П. Медведев, О.Н. Меншина, И.А. Невский, А.И. Островский, Е.И. Петухов, В.А. Попов, З.Д. Раевская и др.
Цель исследования – изучение психологических особенностей трудных подростков.
Объект исследования – процесс развития личности подростков.
Предмет исследования – психологические особенности трудных подростков.
Гипотеза исследования: неудовлетворенность потребности в безопасности способствует недоверию к людям, в то же время девиантные подростки испытывают потребности в душевном и телесном комфорте.
В соответствии с объектом,
предметом, целью исследования и
выдвинутыми положениями
Теоретическое основание составляют положения концепций и теорий: деятельностный подход (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев), при котором личность рассматривается как совокупность общественных отношений; процессуальный подход к пониманию вопросов развития образования и воспитания (А.К. Быков, Б.З. Вульфов, И.Ф. Исаев, И.А. Липский, А.И. Мищенко, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов), концепция отношений В.Н. Мясищева, в которой отношения личности являются динамическим формированием, подверженным многочисленным социальным воздействиям; социально-педагогический подход в образовании (В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, И.А. Зимняя, Г.Н. Филонов).
Методы исследования:
База исследования: МОУ СОШ № 20 г. города Петрозаводска.
Выборка: испытуемыми выступали подростки школы в возрасте 14-16 лет. Общее количество испытуемых 32 человека, из них 16 подростков с нормой поведения, 16 – трудные подростки.
Структура курсовой работы обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Проблема девиантного
поведения, являясь чрезвычайно
актуальной, изучена весьма недостаточно,
как в социально-
В принятой отечественной классификации выделяют антидисциплинарное (нарушение режима и дисциплины в учебно-воспитательных учреждениях); ангисоциальное (невыполнение нравственных норм поведения в социуме); делинквентное (противоправное); аутоагрессивное (направленное против себя).
В клинической и педагогической
практике часто встречаются патохарактер
Термин «девиация» происходит от латинского слова, что буквально значит «от дороги» и переводится как «отклонение». Данный термин используется в разных науках, в том числе - в психологии - в своем первоначальном значении, однако содержание его варьируется у разных авторов.2
Наиболее общее представление о девиантном поведении связано с нарушением неких норм, которые выступают регуляторами общения между людьми.
«Асоциальное поведение» - разновидность отклонений поведения, являющегося нарушением нормального человеческого общения, социальных обязанностей, стандартов поведения, не влекущего за собой уголовной ответственности. «Антисоциальное поведение» - поведение, которое находится в противоречии с общественной идеологией, политикой и общечеловеческими истинами.
В. Д. Менделевич определяет девиантное поведение как «систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам, проявляющуюся в виде несбалансированных психических процессов, неадаптивности, нарушения процесса самоактуализации или в виде отклонения от нравственного или эстетического контроля за своим поведением»3.
Он выделяет следующие виды девиантного поведения: делинквентное - отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях, представляющее уголовно наказуемое деяние; аддиктивное - проявляющееся в стремлении к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ; патохарактерологическое - обусловленное патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания; психопатологическое - основанное на психопатологических симптомах и синдромах, являющихся проявлением тех или иных психических расстройств и заболеваний; на базе гиперспособностей - проявляющееся в игнорировании реальности посредством суперспособностей.
В происхождении девиантного поведения, как указывают П.Д. Павленок, В. Ф. Пирожков, А. И. Ушатиков, И. П. Башкатов, большую роль играют дефекты мотивационно-волевой сферы, правового и нравственного сознания, особенности характера, низкий уровень интеллектуального развития, незавершенность процесса формирования личности, а также негативное влияние неблагополучной семьи, неправильное воспитание, плохая наследственность, неблагоприятное влияние ситуации и т. п.
М.Г. Ярошевский и А.В. Петровский определяют отклоняющееся поведение как «систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам». Я.И. Гилинский и В. С. Афанасьев отмечают девиантное поведение как «поступок, действие человека, не соответствующее официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям»; «социальное явление, выраженное в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующее официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям». Подростковая преступность рассматривается ими в качестве одной из форм девиантного поведения: «Под преступностью нами понимается относительно распространенное, статистически устойчивое социальное явление, разновидность девиантного поведения, достигшего степени общественной опасности, определяемой в законодательстве уголовным законом».4
Известный отечественный
психолог Ю. А. Клейнберг также выражает
мысль о связи девиантного
поведения с преступностью: «При
всей относительности понятия «девиа
В качестве исходного будем опираться на определение, которое отражает суть девиантного поведения: «Отклоняющееся (девиантное) поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Отклоняющееся поведение выражает социально-психологический статус личности на оси «социализация - дезадаптация - изоляция».
Л. Я. Олиференко и др., называют девиантное поведение патологией поведения. Патология поведения - не принятый в данной культуре тип поведения, вызывающий страдания, страх, боль, горе у других людей. А.Е. Личко и Ю. В. Попов считают наиболее приемлемым к девиантам термин «саморазрушающее поведение». Имеются также толкования делинквентного поведения как продолжения девиантного.6
«Делинквентное поведение» (поведение, предшествующее преступному) от латинского «delinquens» - правонарушитель, преступник, мятежник - такое антисоциальное проявление, особенностью которого является совершение преступлений, предусмотренных уголовным законодательством. Н. Смелзер, В. Фокс считают делинквентное поведение видом социально неприемлемого поведения, которое включает в себя два типа отклонений от нормы поведения: первый тип - асоциальный, второй - антисоциальный.
По мнению А. Коэна, Р. Мертона, Р. Кларка, асоциальное поведение является результатом неудачи социализации и культурного воспитания личности в самом раннем возрасте. Позднее эта личность не в состоянии воспринимать или усваивать общественно-этические и моральные принципы, нормы поведения.
Антисоциальное поведение
рассматривается как более
Таким образом, можно полагать тесную взаимосвязь между девиантным, делинквентным и криминальным поведением.7
Е. И. Рогов выделяет начальный этап девиантного поведения - психическую депривацию. Понятие «психическая депривация» введено в психологию Й. Лангеймером и 3. Матейчиком в 1984 г. Оно путем включения в систему научного анализа не только расширило представление о роли средового фактора, но и поставило вопрос о связи между нарушениями социализации и хроническими, конфликтными ситуациями. Это состояние возникает в особых жизненных ситуациях, когда ребенку не представляется возможным удовлетворить основные психические потребности в течение длительного периода жизни. Проявление психической депривации охватывает широкий диапазон изменений личности - от легких странностей до глубоких поражений интеллекта, воли, характера либо может проявляться в невротических признаках. Полагается, что психическая депривация вызывается нарушением привязанности. Привязанность подразумевает продолжительные, эмоционально насыщенные взаимоотношения, возникающие в период раннего детства между ребенком и лицом (обычно это мать), осуществляющим первичный уход (М. Д. С. Айнсворт, Е. Ватере, С. Валль, Дж. Болби,Д. В. Винникотт).8 Согласно этой концепции младенец глубоко социален с момента рождения, и в тех случаях, когда уход и забота неадекватны, у ребенка развивается недо статочность в чувствах к себе и другим. При длительной сепарации детей раннего возраста от родителей первичная эмоциональная реакция носит характер плача и протеста; в последующем следует отказ от еды, неучастие в непосредственном общении. Когда ребенок вновь возвращается к родителям, вместо реакции привязанности у него формируется реакция избегания или отмечается амбивалентное, неуверенное отношение и поведение (М. Д. С. Лйнсворт). Формы избегающего (амбивалентного) поведения, однажды сформировавшиеся, имеют тенденцию закрепляться и становиться частью личности, определяют последующие проблемы поведения, плохой контроль импульсов, низкую самооценку (Р. Р. Кообок, А. Скери, М. Майн, Ц. X. Зеанах).
Информация о работе Психологические особенности "трудных" подростков