Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 19:50, курсовая работа
Цель исследования – изучение психологических особенностей трудных подростков.
Объект исследования – процесс развития личности подростков.
Предмет исследования – психологические особенности трудных подростков.
Гипотеза исследования: неудовлетворенность потребности в безопасности способствует недоверию к людям, в то же время девиантные подростки испытывают потребности в душевном и телесном комфорте.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы особенностей трудных подростков 6
1.1. Понимание проблемы девиантного поведения в зарубежных и отечественных исследованиях 6
1.2. Характеристика понятия «трудный подросток» 11
1.3. Причины девиантного поведения и классификация реакций «трудных» подростков 15
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей трудных подростков 19
2.1. Программа эмпирического исследования 19
2.2.Результаты исследования, их интерпретация 22
Заключение 31
Список использованной литературы 34
Таким образом, в психологии
вопрос определения характеристик
людей с нормативным и
Л.С. Выготский определил периоды неустойчивости в жизни ребенка. Это 7 лет, 8 лет, 12, 13, 14-17 лет. В семнадцать лет характер возраста критически стабильный. Он определил характер «кризиса» в 13 лет, когда происходит физиологическая перестройка организма, физические и психологические изменения в организме, которые проявляются в реакции на внешние воздействия. Реакция на события в этом возрасте отличается от реакции взрослых. У подростков занижена способность самореализовать, организовать себя на какое-либо дело.9
В период кризиса у
подростка обязательно
В науке нет единого
понимания «трудного» ребенка, единого
подхода к диагностике и
На основании анализа
современной научно-
Для характеристики отклоняющегося
поведения используют также специальные
термины - «делинквентность» и «
Под «трудными» школьниками понимаются такие дети и подростки, нарушения поведения которых нелегко исправляются, корригируются. В этой связи следует различать термины «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Все трудные дети, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию.
«Трудные» дети особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадежно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые, а требующие особого внимания и участия окружающих.
Понятие «трудные дети» имело широкое распространение в довоенное время. Оно возникло не в науке, а в обыденной жизни. На какое-то время это понятие исчезло, а в 50-х - 60-х годах вновь появилось.
Стереотип «трудный» несет в себе определенные ожидания общественно опасного поведения и предполагает набор вполне определенных типических и социальных качеств, которые хорошо осознаются как самими ребятами, так и взрослыми:
Для «трудного» ребенка характерно включение в определенную уличную субкультуру со своими нормами, понятиями «что хорошо, а что плохо», жаргоном, кличками, авторитетами, которая заменяет ему референтную группу и направляет процесс его социализации.
«Трудного» ребенка характеризует активное сопротивление воспитательному воздействию со стороны школы, семьи, неприятие социальных ценностей, не включенных в собственную субкультуру. Он не просто плохо учится, а гордится этим; не просто употребляет алкоголь, курит, сквернословит, а бравирует этим.
У «трудного» весьма затруднен процесс формирования самосознания. Он либо не способен к реальной критической самооценке своего поведения, либо оценивает себя с позиции своей неформальной группы, либо пользуется различными приемами психологической защиты.11
Отклонения в поведении подростка - это результат педагогической запущенности и неблагоприятной окружающей среды. И как результат - реакции протеста, неповиновение, грубость, уход из дома из-за обиды. Трудные подростки возбудимы, агрессивны, склонны к воровству, бродяжничеству, сексуальным эксцессам, употреблению алкоголя.
Интересны результаты исследования Н.Вайзмана об особенностях поведения трудных подростов. К первой группе он относит «психически неустойчивых подростков, которые по физическому и половому развитию отставали от сверстников». Они внушаемы, безответственны, их интересы неустойчивы, эмоции поверхностны. «В школе такие учащиеся паясничали, демонстративно не подчинялись, прогуливали занятия».
Ко второй группе Вайзман относит подростков «с ускоренным половым развитием и с повышенной эффективностью, возбудимостью, агрессивностью». Они бурно реагируют на любой запрет родителей или воспитателя.
В третьей группе подростков «преобладала расторможенность влечений: сексуальность, бродяжничество, употребление наркотиков». Чаще всего они из семей, где родители ведут асоциальный образ жизни, где постоянны конфликты. Они злобны, жестоки, агрессивны, раздражительны.
Это характеристика отклонений в поведении, возникающих как результат педагогической запущенности. Но существуют подростки, нарушения, точнее, отклонения в поведении которых является результатом аномалии развития организма.12
Н. Вайзман пишет, что у подростков с остаточной органической патологией снижена работоспособность, неустойчивое внимание. Они раздражительны и эмоционально неустойчивы, знания их ограничены, дома они занимаются с репетитором. В школе они доходят до 5-7 классов, совершенно не могут трудиться, в ПТУ заниматься тоже не могут, так как им требуется индивидуальное обучение. В результате они постоянно меняют место работы. Только 25% подростков с органической патологией впоследствии смогли организовать семью, трудиться, разумно вели себя в быту, учились в техникумах.
Исследования групп подростков-учащихся, охваченных преступностью, показали, что у учеников общеобразовательной школы преобладают нарушения дисциплинарные, чаще наблюдаются антиобщественные поступки. У учащихся ПТУ - противоправные поступки, драки, мелкое воровство, употребление алкоголя, нежелание работать и учиться, спекуляция, бродяжничество. У воспитанников детских домов и приютов - агрессивность, драки, те же нарушения, что и у учащихся ПТУ.
Таким образом, понятие трудный подросток не имеет единого определения. Понятие «трудный» несет в себе определенные ожидания общественно опасного поведения и предполагает набор вполне определенных типических и социальных качеств, которые хорошо осознаются как самими ребятами, так и взрослыми.
Феномен «трудного подростка»: присущая, якобы, этому возрасту агрессивность и жестокость, хорошо известны и подробно проанализированы специалистами. В работе исследователей хорошо зарекомендовал себя подход к «трудным» детям, основанный на акцентуациях характера. Он разработан Л. Е. Личко в Ленинградском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева. Несовершеннолетние нарушители часто обладают акцентуациями характера, пограничными расстройствами психики, повышенной агрессией, высокой эмотивностью, психозами, неврозами, невротическими изменениями психики, задержками психического развития, патохарактерологическими изменениями личности и т. п. Акцентуация характера - крайний вариант нормы.13
Поданным А. Е. Личко, делинквентное поведение, проявляющееся в прогулах, мелком воровстве, драках, хулиганстве, отмечается у 40 % подростков, наблюдающихся по поводу нервно-психических нарушений без психоза, главным образом при психопатиях, акцентуациях характера.
В.С. Ротенберг и С.М. Бондаренко считают, что неправильно ориентированная потребность в поиске может проявляться на только в немотивированной агрессивности и неожиданных ангисоциальных поступках, но и некоторые периодически возникающие массовые молодежные движения типа хиппи или панков имеют также в своей основе неудовлетворенную потребность в поиске.14
В. Кондрашенко указывает на тот факт, что нарушения поведения, его отклонения от общепринятых норм среди подростков встречаются довольно часто. И подтверждением том)' является тот факт, что у 30-50 % поступающих в психиатрические стационары подростков выявлены девиантные формы поведения.
Англо-американские психологи видят причины девиантного поведения «трудных» подростков во множестве криминальных факторов, которые оказывают решающее влияние на «неправильное поведение», преступное и неправомерное. Анализ отечественной литературы позволяет выделить причины девиантного поведения «трудных» подростков: они носят либо социальный, либо биопсихологический характер.15
Однако в рассмотрении
причин девиантного поведения
Сторонниками социальных взглядов на девиантное поведение «трудных» подростков являются И.П. Башкатов, С.А. Беличева, И.А. Кузнецова и др. Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева выделяют десять причин, вызывающих отклоняющееся поведение несовершеннолетних: развод родителей, занятость их личными проблемами; смерть любимого человека; рождение в семье нового ребенка (переключение внимания родителей на малыша). Девиантное поведение как ревность; насилие в семье (сексуальное насилие в семье, унижение, оскорбление, пренебрежение). Девиантное поведение как компенсаторный механизм; ограниченную духовную культуру; обедненную досуговую среду; скуку, неумение найти достойное занятие; низкую коммуникабельность, неспособность к конструктивному общению с другими детьми; эмоциональную неразвитость; неумение использовать вербальную форму для доказательства своей правоты, переход к агрессивным действиям.
Ю.А. Клейнберг среди причин подростковой девиации выделяет следующие: аффективную заряженность; импульсивный характер реагирования на фрустрированную ситуацию; кратковременность реакции; низкий уровень стимуляции (самоприказ, самоубеждение) и волевого самоконтроля; недифференцированную направленность; высокий уровень готовности к девиантному поведению.17
И.А. Невский называет следующие причины отклонений в поведении подростков: депривацию психическую и социальную запущенность педагогическую и социальную; безнадзорность педагогическую и социальную.
По мнению ученого синдром социальной дезадаптации гораздо чаще встречается среди мальчиков. Это особенно отчетливо проявляется в случаях антиобщественного поведения, где число мальчиков превосходит число девочек в отношении 10:1.18
Нарушения поведения у подростков могут носить самый разнообразный характер. Это могут быть и противоправные действия, и игнорирование общепринятых требований, и пьянство, и сексуальная распущенность, и бродяжничество, и суицидальные явления.
В.В. Ковалев (1981) выделяет три группы отклонений в поведении: 1) социально-психологическую (недисциплинированность, противоправное и аигисодиальное поведение); 2) клинико-психопатологическук) и 3) личностно-динамическую (реакции, развития, состояния).19
Большинство специалистов считает, что девиантное поведение является закономерным в том смысле, что оно не возникает на пустом месте, ни с того ни с сего. Существуют глубинные причины, с необходимостью предопределяющие девиантное поведение. Все эти причины восходят к самым важным институтам цивилизации: к семье и обществу. Трудные подростки, как правило, являются продуктом неблагополучной семьи.
Кузнецова Г.И» Харченко В.О, выделяют три типа отклонений недисциплинированных подростков: 1) аномалии в сфере отношений с родителями, педагогами, коллективом (неуважение к старшим, упрямство, грубость и т.п.); 2) недостатки в широте и направленности интересов (понижение интереса к учебе, отсутствие тяги к спорту, чтению книг и т.д.), сочетающиеся часто с наличием отрицательных склонностей (курение, алкоголь, сквернословие и т.д.); 3) отклонения в эмоциональной сфере (агрессивность, вспыльчивость, плаксивость и т.д.).20
Устименко С.Ф. обращает внимание на то, что реакция младших подростков на неблагоприятную для их развития ситуацию значительно отличается от старших подростков. Так, в младшем подростковом возрасте наблюдается: 1) стремление снизить ценность желаемого; 2) сублимация (замещающая); 3) фантазирование; 4) фрустрация (агрессия).
В старшем подростковом возрасте: 1) реакция оппозиции (демонстративные действия негативного порядка; 2) реакция отказа (неподчинения требованиям); 3) стремление избежать нежелательных контактов (реакция изоляции).
Таким образом, с точки зрения отечественных и зарубежных исследователей причинами, вызывающими девиантное поведение относятся как биологические, так и социальные.
Информация о работе Психологические особенности "трудных" подростков