Психологические особенности "трудных" подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение психологических особенностей трудных подростков.
Объект исследования – процесс развития личности подростков.
Предмет исследования – психологические особенности трудных подростков.
Гипотеза исследования: неудовлетворенность потребности в безопасности способствует недоверию к людям, в то же время девиантные подростки испытывают потребности в душевном и телесном комфорте.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы особенностей трудных подростков 6
1.1. Понимание проблемы девиантного поведения в зарубежных и отечественных исследованиях 6
1.2. Характеристика понятия «трудный подросток» 11
1.3. Причины девиантного поведения и классификация реакций «трудных» подростков 15
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей трудных подростков 19
2.1. Программа эмпирического исследования 19
2.2.Результаты исследования, их интерпретация 22
Заключение 31
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 374.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, проведенное  эмпирическое исследование позволило сделать вывод о том, что существует взаимосвязь между социально-психологическими потребностями подростков, их эмоциональным компонентом ценностно-смысловой сферой.

 

Список использованной литературы

 

  1. Беличева  С.А. Сложный мир подростка / С.А. Беличева. – М.: Просвещение, 1984. – 324 с.
  2. Бойко В.В. Трудные характеры подростков. Развитие. Выявление. Помощь / В.В. Бойко. – СПб: Союз, 2009. – 159 с.
  3. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением: учеб. - метод. пособие / под ред. М. И. Рожкова. - М.: Владос, 2008. – 426 с.
  4. Вульфов Б.З. Интересы и потребности современных детей и подростков / Б.З. Вульфов, Ю.В. Синягин, Н.Ю. Синягина, Е.В. Селезнева. – СПб.: Каро, 2007. – 144 с.
  5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1982. – 687 с.
  6. Гилинский Я.И. Девиантность подростков. Теория, методология, эмпирическая реальность / Я.И. Гилинский. – СПб.: Питер, 2007. – 369 с.
  7. Дети группы риска в общеобразовательной школе / под ред. С.В. Титовой. – СПб.: Питер, 2008. – 240 с.
  8. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) / Е.В. Змановская. – М.: Академия, 2005. – 380 с.
  9. Зубенко В. Девиантное поведение: сущность, причины, профилактика / В. Зубенко // ОБЖ. – 2002. - № 4. – С. 14-21.
  10. Клейнберг Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейнберг. – М.: Владос, 2008. – 150 с.
  11. Корнишова  Т.В. Подростки группы риска / Т.В. Корнишова, Е.Л. Григоренко. – СПб.: Питер, 2005. – 439 с.
  12. Кузнецова Г.И. Психологические особенности недисциплинированных подростков / Г.И. Кузнецова, В.Д. Харченков // Вопросы психологии. — 1981. — № 6. – С. 45-46.
  13. Лишин О.В. Подросток в эпоху перемен / О.В. Лишин / Мир психологии. –2007. - № 4. – С. 11-26.
  14. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д.Менделевич. – СПб.: Питер, 2005. – 650 с.
  15. Осипова О.С. Девиантное поведение благо или зло / О.С. Осипова // СоциС. – 1998. - № 9. – С. 56-63.
  16. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под ред. М.Р. Битяновой. – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.
  17. Протасова Н.И. Психологическая диагностика девиантного поведения несовершеннолетних: Методические рекомендации / Н.И. Протасова. – Астрахань: Омега, 2007. – 169 с.
  18. Райфшнайдер Т.Ю. Критерии девиантного поведения подростков-учащихся школ / Т.Ю. Райфшнайдер / Вестник Университета / Государственный университет управления. – М.: ГУУ – 2008. - № 5 (43). – С. 119-121.
  19. Семаго Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психологов / Н.Я. Семаго, Н.Н. Семаго. – М.: Владос, 2008. – 349 с.
  20. Славина Л.С. Трудные дети. Избранные психологические труды / Л.С. Славина. – М.: Издательство психолого-социального института, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. – 432 с.
  21. Степанова В.Г. Психология трудных школьников / В.Г.Степанова. – М.: Академический проспект; Трикста, 2007. – 269 с.
  22. Трудный подросток: причины и следствия / под ред. В.А. Татенко. – Киев, 1986. – 435 с.
  23. Шилова Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков: практическое пособие / Т.А. Шилова. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 112 с.
  24. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. – 336 с.

 

Приложение

 

Приложение 1

16 - факторный опросник  Кеттела

 

  1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем раньше:

а) Да в) Трудно сказать с) нет

  1. Я мог бы счастливо жить один, вдалеке от людей, как отшельник:

а) Да в) Иногда с) Нет.

  1. Если бы я говорил, что небо «находится снизу», и что зимой «жарко», я должен был бы назвать преступника.

а) Гангстером в) Святым с) Тучей

  1. Когда я ложусь спать, я:

а) насыпаю мгновенно  в) нечто среднее с) засыпаю медленно, с трудом.

  1. Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я чувствовал себя удовлетворенным:

а) Если бы остался позади других машин б) Не знаю

с) Если бы я обогнал  все идущие впереди машины

  1. В компании я предоставляю другим шутить и рассказывать всякие истории:

а) Да в) Иногда с) Нет

  1. Для меня важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка

а) верно в) трудно сказать  с) неверно

  1. Большинство людей, которых я встречаю на вечеринке, рады меня видеть.

а) Да в) Иногда с) Нет.

  1. Я бы скорее занимался:

а) Фехтованием и танцами  в) Затрудняюсь сказать с) Борьбой  и ручным мячом.

  1. Про себя я смеюсь над тем, что существует такая большая разница между тем, что люди делают и тем, что они рассказывают о том.

а) Да в) Иногда с) Нет

  1. Когда я читаю о каком-нибудь происшествии, я точно хочу выяснить как это все случилось.

а) Всегдa в) Иногда с) Редко

  1. Когда друзья подшучивает надо мной, я обычно смеюсь вместе со всеми и совсем не огорчаюсь.

а) Верно в) Не знаю с) Неверно.

  1. Когда кто-нибудь грубо говорит со мной, я могу быстро забывать об этом.

а) Верно в) Не знаю с) Неверно.

  1. Мне нравится «изобретать» новые способы в выполнения какой-либо работы больше, чем придерживаться испытанных, приемов.

а) Верно в) Не знаю с) Неверно

  1. Когда я обдумываю что-нибудь, я люблю делать это без посторонней помощи, один.

а) Да в) Иногда с) Нет

  1. Я думаю, что реже говорю неправду, чем большинство людей.

а) Верно в) Нечто среднее  с) Нет

  1. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения.

а) Верно в) Не знаю с) Неверно

 

Конец первого столбца

 

  1. Иногда, хотя и очень недолго, я чувствовал ненависть к моим родителям.

а) Да в) Не знаю с) Нет

  1. Я бы скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли:

а) моим друзьям в) Не знаю с) В своем дневнике

  1. Я думаю, что противоположным по значению словом по отношению к противоположности слова «неточный» будет:

а) Небрежный в) Тщательный с) Приблизительный

  1. Я всегда полон энергии, когда мне это необходимо

а) Да в) Трудно сказать  с) Нет

  1. Меня больше раздражают люди, которые:

а) Своими непристойными  шутками вгоняют других в краску

в) Не знаю

с) Опаздывают на условленную  встречу и заставляют меня волноваться

  1. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать;

а) Верно в) Не знаю с) Неверно

  1. Я думаю, что…

а) Некоторые виды работ  не возможно выполнить так же тщательно, как другие

в) Затрудняюсь сказать

с) Любую работу следует  делать тщательно, если Вы вообще за нее  взялись

  1. Мне всегда приходится бороться со своей робостью.

а) Да в) Возможно с) Нет

  1. Мои друзья чаще:

а) Спрашивают моего совета

б) Делают то и другое наполовину

с) Дают мне советы

  1. Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачать его.

а) Да в) Иногда с) Нет

  1. Мне нравится друг, который…

а) Имеет действие и  практические интересы

в) Не знаю

с) Серьезно обдумывает взгляды  на жизнь

  1. Я раздражаюсь, когда слышу, что другие высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю.

а) Верно в) Затрудняюсь ответить с) Неверно

  1. Меня волнуют мои прошлые поступки ошибки.

а) Верно в) Не знаю с) Неверно

  1. Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, я предпочел:

а) Играть в шахматы  в) Затрудняюсь сказать с) Играть в городки

  1. Мне нравятся общительные кампанейские люди.

а) Да в) Не знаю с) Нет

  1. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случаются меньше неприятностей, неожиданностей, чем с другими людьми

а) Да в) Трудно сказать  с) Нет

  1. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо.

а) Да в) Иногда с) Нет 

 

Конец второго столбца  в бланке ответов

 

  1. Мне трудно признать, что я не прав.

а) Да в) Иногда с) Нет

  1. На заводе было бы интересно:

а) Работать с машинами и механизмами и участвовать  в основном производстве

в) Трудно сказать 

с) Беседовать с другими  и принимать их на работу

 

  1. Какое слово не связано с другими двумя:

а) Кошка в) Близко с) Солнце

  1. То, что в некоторой степени отвлекает меня, мое внимание:

а) Раздражает меня в) Нечто  среднее с) Не беспокоит

  1. Если бы у меня было много денег, я:

а) Я позаботился бы о том, чтобы не вызвать к себе зависть

в) Не знаю

с) Жил бы не стесняя  себя ни в чем

  1. Худше<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" styl

Информация о работе Психологические особенности "трудных" подростков