Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 19:50, курсовая работа
Цель исследования – изучение психологических особенностей трудных подростков.
Объект исследования – процесс развития личности подростков.
Предмет исследования – психологические особенности трудных подростков.
Гипотеза исследования: неудовлетворенность потребности в безопасности способствует недоверию к людям, в то же время девиантные подростки испытывают потребности в душевном и телесном комфорте.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы особенностей трудных подростков 6
1.1. Понимание проблемы девиантного поведения в зарубежных и отечественных исследованиях 6
1.2. Характеристика понятия «трудный подросток» 11
1.3. Причины девиантного поведения и классификация реакций «трудных» подростков 15
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей трудных подростков 19
2.1. Программа эмпирического исследования 19
2.2.Результаты исследования, их интерпретация 22
Заключение 31
Список использованной литературы 34
Цель исследования – изучение психологических особенностей трудных подростков.
Объект исследования – процесс развития личности подростков.
Предмет исследования –
психологические особенности
Гипотеза исследования:
неудовлетворенность
В соответствии с объектом,
предметом, целью исследования и
выдвинутыми положениями
База исследования: МОУ СОШ №20 г. города Петрозаводска.
Выборка: испытуемыми выступали подростки школы в возрасте 14-16 лет. Общее количество испытуемых 32 человека, из них 16 подростков с нормой поведения, 16 – трудные подростки.
Исследование осуществлялось при помощи комплекса методик:21
Методика многофакторного исследования личности Р.Б. Кеттела.
Цель: Опросник предназначен для оценки индивидуально-психологических особенностей личности (профессионально важных качеств).
Опросник диагностирует черты личности, которые Р.Б. Кэттелл называет конституционными факторами.
В работе использован сокращенный вариант опросника, который можно использовать в условиях дефицита времени. Он содержит 105 вопросов (см. приложение 1). Время обследования колеблется от 20 до 50 мин. Способ работы с опросником излагается в инструкции для испытуемого. Ответы заносятся на специальный опросный лист, затем обсчитываются с помощью ключа совпадение с ключом оценивается 2 балами, а несовпадение одним баллом. Отвечая на каждый вопрос, испытуемые должны выбрать один из трех предлагаемых ответов - тот, который в наибольшей степени соответствует его взглядам, его мнению о себе
Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора. Таким образом, максимальная оценка по каждому фактору - 12 баллов, по фактору В - 8 баллов, минимальная - 0 баллов.
Обработка результатов ведется по специальному ключу, где даны номера вопросов и количество баллов, которые получают ответ a, b, c в каждом вопросе. В тех клеточках, где проставлена буква, обозначающая фактор, количество баллов равно нулю. Таким образом, за каждый ответ испытуемый может получить 2, 1 или 0 баллов. Количество баллов по каждому фактору суммируется и заносится в бланк ответов (в правый столбик), экспериментатор получает профиль личности по 16-ти факторам в сырых оценках. Эти оценки переводятся в стандартные (стены) по таблице (приложение 2). Затем экспериментатор определяет какое развитие получил каждый фактор: низкая, средняя, высокая, выписывает черты, характеризующие степень их развития и анализирует результаты. Если какая - либо из черт вызывает сомнение, лучше ее не включать в характеристику.
Имеет место следующая интерпретация факторов по опроснику Р.Б. Кэттелла (см. приложение 3).
«Определение общей эмоциональной направленности личности» (методика Б.И.Додонова)
Текст опросника состоит из 50 утверждений. Испытуемый должен сделать выбор ответа в соответствии со шкалой: «Безусловно, да» - а, «Пожалуй, да» — в, «Пожалуй, нет» — с, «Безусловно, нет» — d
Инструкция: « … Вам предлагается вопросник из 50 суждений, характеризующих эмоции Вашей личности. Сделайте выбор Вашего ответа в соответствии со шкалой: «Безусловно, да» - а, «Пожалуй, да» — в, «Пожалуй, нет» — с, «Безусловно, нет» — d. Занесите Ваш выбор в опросный лист … ».
Текст опросника (см. приложение 4).
Первичные данные получаются в виде бланков с выбранными и отмеченными ответами и предложенной шкалы.
Обработка первичных данных (см. приложение 5):
Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич).
Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и философской жизни.
Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом) (список А, Б), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей (См. Приложение 6).
Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)
Русскоязычные версии этого теста были разработаны и адаптированы К. Муздыбаевым, и Д.А. Леонтьевым. В версии Д.А. Леонтьева выделяется шесть факторов осмысленности жизни.
Инструкция: Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача - выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3, в зависимости от того насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны).
Бланк опросника см. приложение 7.
Выявление среднего арифметического по результатам исследования по опроснику Кеттела позволил предоставить результаты в таблице 1.
Таблица 1
Результаты исследования по опроснику Кеттелла
№ группы |
А |
В |
С |
Е |
F |
G |
Н |
I |
L |
м |
N |
О |
Q1 |
Q 2 |
Q3 |
Q4 |
1 группа (подростки с нормой поведения) |
11 |
6 |
8 |
6 |
6 |
7 |
11 |
5 |
6 |
11 |
10 |
11 |
5 |
3 |
9 |
4 |
2 группа (подростки с девиантным поведением) |
8 |
7 |
12 |
12 |
5 |
5 |
7 |
5 |
11 |
12 |
4 |
5 |
6 |
4 |
8 |
5 |
Анализ полученных данных по методике Кеттелла показал, что первая группа подростков с нормой поведения имеет высокие баллы по шкалам (A)(Н) (N) (O) (MD). Это значит, что они: общительные - они могут легко идти на контакт, смелые - они уверенны в себе, могут идти вперед, несмотря на страх или, не видя его; дипломатичные - то есть могут спокойно уладить конфликт, тревожны, выражают ощущение неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые предчувствия, а так же, эти люди, которые находятся, в этой группе могут, у них адекватная самооценка.
Подростки с девиантным поведением имеют высокие баллы по шкалам: (С) (E) (L) (M). Это значит, что подростки из группы 2: эмоционально устойчивы - то есть они могут преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности; подозрительные - то есть склонны отказывать людям в доверии, а так же, подозревают обман в действиях других людей; доминирующие - то есть они любят управлять другими людьми, но им присуща мечтательность.
Сравнительный анализ шкал групп испытуемых также указывает на различие результатов между группами.
Анализ результатов по методике «Определения общей эмоциональной направленности личности» (методика Б.И.Додонова) показал, что развитие эмоций на высоком уровне у подростков с нормой поведения альтруистических эмоций, коммуникативных эмоций, гностических, праксических эмоций, эстетических эмоций. У подростков с девиантным поведением ярко выражены лишь гедонистические эмоции (это эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте. Выражаются эти эмоции в наслаждении приятными физическими ощущениями от вкусной пищи, тепла, солнца и т. д., в чувстве беззаботности и безмятежности, в неге («сладкой лени»), в легкой эйфории, в сладострастии) (см. таблицу 2)
Таблица 2
Результаты исследования
общей эмоциональной
Вид эмоций |
1 группа (подростки с нормой поведения) 9 «А» |
2 группа (подростки с девиантным поведением) 9 «Г» | ||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% | |
Альтруистические эмоции |
12 |
75% |
4 |
25% |
Коммуникативные эмоции |
14 |
88% |
5 |
31% |
Глорические эмоции |
2 |
12% |
2 |
12% |
Праксические эмоции. |
14 |
88% |
4 |
25% |
Пугиические эмоции |
4 |
25% |
4 |
25% |
Романтические эмоции |
5 |
31% |
4 |
25% |
Гностические эмоции |
9 |
56% |
2 |
12% |
Эстетические эмоции |
11 |
69% |
2 |
12% |
Гедонистические эмоции |
4 |
25% |
14 |
88% |
Акизитивные эмоции |
3 |
19% |
2 |
12% |
Анализ результатов показывает, что у подростков с нормой поведения ярко выражена потребность отдавать, делиться, содействовать, помогать. Направленность на других проявляется ярко. У испытуемых ярко выражена потребности в общении. У подростков первой группы наличествует потребность активно действовать, достигать поставленной цели, добиваться желаемых результатов. Испытуемые получают удовольствие от процесса получения знаний. При низких баллах эта потребность недостаточно развита. У подростков первой группы потребность в восприятии прекрасного выражается ярко.
У подростков с девиантным поведением выражена направленность на себя, потребность брать, получать, потребность в уединении. Полученный результат у подростков данной группы говорит о желании быть незаметным. Низкие баллы испытуемых говорят о пассивном отношении к деятельности. Иногда это проявляется в склонности больше размышлять, чем действовать, иногда - в ярко выраженной потребности в расслаблении. Испытуемые не получают удовольствие от процесса получения знаний. Потребность в восприятии прекрасного не развита.
Высокий уровень гедонистических эмоций говорит о том, что комфортные условия для такого человека являются очень важными, а достижение комфорта является мощным мотивом деятельности.
В результате проведенного психологического исследования подростков при использовании методики Рокича нами были получены следующие результаты: были выявлены следующие особенности ценностных ориентаций благополучных подростков и подростков с девиантным поведением:
Лидирующее положение у подростков с адаптированным поведением занимают следующие терминальные ценности: материальная обеспеченность, свобода, физическое и психическое здоровье, любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком), творчество, уверенность в себе. Интересно, что такая ценность, как, верные друзья находится не в начале шкалы (хотя в некоторых индивидуальных бланках эта ценность находится на первом месте).
Промежуточное положение на шкале значимости ценностей занимают: развитие, интересная работа.
Среди аутсайдеров ценностей детей называют: познание, красота природы и искусства. Продуктивная жизнь тоже находится на одном из последних мест в структуре ценностей.
Жизненная мудрость занимает предпоследнее место в системе ценностей подростков. Это может быть невысокой степенью профессиональной направленности, отсутствием профессионального опыта, при котором еще сложно (и не всегда целесообразно) проявлять жизненную мудрость.
Информация о работе Психологические особенности "трудных" подростков