Психологические особенности "трудных" подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение психологических особенностей трудных подростков.
Объект исследования – процесс развития личности подростков.
Предмет исследования – психологические особенности трудных подростков.
Гипотеза исследования: неудовлетворенность потребности в безопасности способствует недоверию к людям, в то же время девиантные подростки испытывают потребности в душевном и телесном комфорте.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы особенностей трудных подростков 6
1.1. Понимание проблемы девиантного поведения в зарубежных и отечественных исследованиях 6
1.2. Характеристика понятия «трудный подросток» 11
1.3. Причины девиантного поведения и классификация реакций «трудных» подростков 15
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей трудных подростков 19
2.1. Программа эмпирического исследования 19
2.2.Результаты исследования, их интерпретация 22
Заключение 31
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 374.00 Кб (Скачать файл)

В инструментальных ценностях  лидирующее положение у подростков с адаптированным поведением занимают следующие: образованность, смелость в  отстаиваниях своего мнения, эффективность  в делах, жизнерадостность.

Промежуточное положение  на шкале значимости ценностей занимают: ответственность, рационализм, самоконтроль, терпимость.

Среди аутсайдеров ценностей  подростков называют: непримиримость к недостаткам в себе и других, чуткость, аккуратность. Исполнительность тоже находится на одном из последних мест в структуре ценностей. Широта взглядов занимает предпоследнее место в системе ценностей детей.

Итак, система ценностных ориентаций подростков с адаптированным поведением выглядит следующим образом. Ведущие ценности: материальная обеспеченность, свобода, физическое и психическое здоровье, любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком), творчество, уверенность в себе, образованность, смелость в отстаиваниях своего мнения, эффективность в делах, жизнерадостность. Мало значимые ценности жизненная мудрость, познание, красота природы и искусства, непримиримость к недостаткам в себе и других, чуткость, аккуратность, исполнительность.

Итак, результаты этапа  проведенного исследования для благополучных  подростков показывает, что ценностные ориентации подростков данной группы развиваются на реалистической основе. Они достаточно критично относятся к себе, понимают, какие ценности могут быть у них реализованы, а какие нет.

Лидирующее положение  у подростков с девиантным поведением занимают следующие терминальные ценности: материальная обеспеченность, свобода, развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей). Такая ценность, как, уверенность в себе находится не в начале шкалы (хотя в некоторых индивидуальных бланках эта ценность находится на первом месте).

Среди аутсайдеров ценностей  подростки называют: активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); счастливая семейная жизнь. Творчество (возможность творческой деятельности) тоже находится на одном из последних мест в структуре ценностей.

В инструментальных ценностях  лидирующее положение у подростков с девиантным поведением занимают следующие: независимость (способность действовать самостоятельно, решительно), непримиримость к недостаткам в себе и других; смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов.

Промежуточное положение  на шкале значимости ценностей занимают: рационализм.

Среди аутсайдеров ценностей  подростков называют: воспитанность (хорошие манеры), высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания), исполнительность (дисциплинированность), Образованность тоже находится на одном из последних мест в структуре ценностей.

Итак, система ценностных ориентаций подростков с девиантным поведением выглядит следующим образом. Ведущие ценности: материальная обеспеченность, свобода, развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) независимость (способность действовать самостоятельно, решительно), непримиримость к недостаткам в себе и других; смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов. Мало значимые ценности воспитанность (хорошие манеры), высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); исполнительность (дисциплинированность) активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); счастливая семейная жизнь.

Итак, результаты этапа  проведенного исследования для подростков с девиантным поведением ведущее положение занимают ценностные ориентации, направленные на себя, отсутствие высоких запросов. Семья является одним из самых низких показателей ценностных ориентации подростка. Одним из самых главных ценностей выступают развлечения и свобода. Хотя последнее относится и к детям, находящимся в группе благополучных. Но данную ориентацию можно интерпретировать как особенность подросткового возраста.

В ходе исследования «Теста смысложизненных ориентаций» испытуемой группы было отмечено, что в группе подростков с нормой поведения основная направленность ценностных ориентаций на цели в жизни, результат, локус контроля – Я, локус контроля – жизнь.

У подростков с девиантным поведением высокий бал на шкале  процесс жизни (см. таблицу 3).

Таблица 3

 Соотношение смысложизненных ориентаций у испытуемых групп подростков

 

№ п/п

Субшкала

1 группа (подростки с нормой  поведения) 9 «А»

2 группа (подростки с девиантным  поведением) 9 «Г»

1

цели в жизни

6

2

2

процесс жизни

3

7

3

результативность жизни

7

3

4

локус контроля - Я

6

3

5

локус контроля - жизнь

5

2


 

Таким образом, отмечено различие в результатах смысложизненных  ориентаций по методике у подростков нормой поведения и девиацией.

Анализ полученных результатов  у подростков с нормой поведения показал, что у них высокий результат по шкалам цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие в жизни испытуемых целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

Баллы по шкале результативность жизни или удовлетворенность самореализацией говорят о том, что подростки с нормой поведения удовлетворены тем отрезком жизни, который они прожили.

Шкала локус контроля-Я (Я - хозяин жизни) говорит о подростков с нормой поведения как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле.

Высокий балл по шкале  локус контроля-жизнь, или управляемость жизни говорит о том, что подростки данной группы убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.

Анализ данных полученных при анализе ответов подростков с девиантным поведением указывает  на то, что по шкале цели в жизни отмечены  низкие баллы, что характеризует их как людей живущим сегодняшним или вчерашним днем.

Высокий балл по шкале  процесс жизни, или интерес и  эмоциональная насыщенность жизни  говорит о том, что испытуемый воспринимает сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным характеризует испытуемых как гедонистов, живущих сегодняшним днем.

Баллы по этой шкале результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией отражают неудовлетворенность прожитой частью жизни подростками. Локус контроля-Я (Я - хозяин жизни) получил низкие баллы, что говорит о неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

Локус контроля-жизнь, или  управляемость жизни также низкие баллы, что говорит о том, что подростки убеждены в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее. Подросток не верит в собственные силы, поэтому неудовлетворен частью прожитой жизни.

Неудовлетворенность потребности  в контроле собственной жизни  мешает управлять событиями.

 

Анализ полученных результатов  у подростков с нормой поведения  показал, что у них высокий  результат по шкалам цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие в жизни испытуемых целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Баллы по шкале результативность жизни или удовлетворенность самореализацией говорят о том, что подростки с нормой поведения удовлетворены тем отрезком жизни, который они прожили. Шкала локус контроля-Я (Я - хозяин жизни) говорит о подростков с нормой поведения как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле.

Высокий балл по шкале  локус контроля-жизнь, или управляемость  жизни говорит о том, что подростки  данной группы убеждены в том, что  человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.

Таким образом, проведенное  нами эмпирическое исследование позволило  сделать вывод о том, что существует взаимосвязь между социально-психологическими потребностями подростков, их эмоциональным  компонентом  ценностно-смысловой сферой.

 

Заключение

 

Одним из самых сложных  периодов в онтогенезе человека считается  подростковый возраст. В этот период закладываются основы сознательного  поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений  и социальных установок, формируются потребности и ценностные ориентации личности, мотивация поведения. Развиваются и проявляют себя различные положительные и отрицательные привычки поведения. По мнению многих ученых приобретение положительного и отрицательного в развитии личности зависит от окружения и влияния микрогруппы, коллектива, социальной среды. Это объясняется особой значимостью личностного утверждения в социальной деятельности подростков.

Стремление самоутвердиться  в среде взрослых и сверстников, освободиться от семейной зависимости, отсутствие сложившейся жизненной позиции - нередко приводят к сложным противоречиям, провоцируют различные отклонения в поведении.

Анализ психологической  литературы показал, что на сегодняшний  день выделяется многообразие различных подходов изучения девиантного поведения подростков в зарубежной и отечественной психологии, социологии. Исследования психологов позволяют констатировать, детерминирующими причинами отклоняющегося поведения являются личностные факторы.

Среди отклонений в поведении подростков особую тревогу у психологов, педагогов и родителей вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и возрастающий прием наркотиков, употребление алкоголя и других форм девиантного поведения.

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту  проблему в центр внимания социальных педагогов и психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

«Отклоняющееся поведение подростков» - емкое и содержательное понятие, включающее девиации в поведении, начиная от элементарных, простых нарушений порядка (мотивы могут быть самыми разными) до совершения серьезных проступков, граничащих с нарушением законодательства.

Анализ полученных данных по методике показал, что подростки  с нормой поведения общительные - они могут легко идти на контакт,  смелые - они уверенны в себе, могут  идти вперед, несмотря на страх или, не видя его;  дипломатичные - то есть могут  спокойно уладить конфликт, тревожны, выражают ощущение неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые предчувствия,  а так же, эти люди, которые находятся, в этой группе могут, у них адекватная самооценка.

Подростки с девиантным поведением могут преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности; подозрительные - то есть склонны отказывать людям в доверии, а так же, подозревают обман в действиях других людей; доминирующие - то есть они любят управлять другими людьми, но им присуща мечтательность.

Развитие эмоций на высоком уровне у подростков с нормой поведения альтруистических эмоций, коммуникативных эмоций, гностических, праксических эмоций, эстетических эмоций. У подростков с девиантным поведением ярко выражены лишь гедонистические эмоции

У подростков с нормой поведения ярко выражена потребность  отдавать, делиться, содействовать, помогать. Направленность на других проявляется  ярко. У испытуемых ярко выражена потребности  в общении. У подростков с девиантным поведением выражена направленность на себя, потребность брать, получать, потребность в уединении. Полученный результат у подростков данной группы говорит о желании быть незаметным. Низкие баллы испытуемых говорят о пассивном отношении к деятельности. Иногда это проявляется в склонности больше размышлять, чем действовать, иногда - в ярко выраженной потребности в расслаблении. Испытуемые не получают удовольствие от процесса получения знаний. Потребность в восприятии прекрасного не развита.

Ценностные ориентации благополучных подростков развивается на реалистической основе. Они достаточно критично относятся к себе, понимают, какие ценности могут быть у них реализованы, а какие нет. Для подростков с девиантным поведением ведущее положение занимают ценностные ориентации, направленные на себя, отсутствие высоких запросов. Семья является одним из самых низких показателей ценностных ориентации подростка. Одним из самых главных ценностей выступают развлечения и свобода.

Анализ полученных результатов  у подростков с нормой поведения показал, что у них высокий результат по шкалам цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие в жизни испытуемых целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

Высокий балл по шкале локус контроля-жизнь, или управляемость жизни говорит о том, что подростки данной группы убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.

Информация о работе Психологические особенности "трудных" подростков