Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 19:50, курсовая работа
Цель исследования – изучение психологических особенностей трудных подростков.
Объект исследования – процесс развития личности подростков.
Предмет исследования – психологические особенности трудных подростков.
Гипотеза исследования: неудовлетворенность потребности в безопасности способствует недоверию к людям, в то же время девиантные подростки испытывают потребности в душевном и телесном комфорте.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы особенностей трудных подростков 6
1.1. Понимание проблемы девиантного поведения в зарубежных и отечественных исследованиях 6
1.2. Характеристика понятия «трудный подросток» 11
1.3. Причины девиантного поведения и классификация реакций «трудных» подростков 15
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей трудных подростков 19
2.1. Программа эмпирического исследования 19
2.2.Результаты исследования, их интерпретация 22
Заключение 31
Список использованной литературы 34
В инструментальных ценностях лидирующее положение у подростков с адаптированным поведением занимают следующие: образованность, смелость в отстаиваниях своего мнения, эффективность в делах, жизнерадостность.
Промежуточное положение на шкале значимости ценностей занимают: ответственность, рационализм, самоконтроль, терпимость.
Среди аутсайдеров ценностей подростков называют: непримиримость к недостаткам в себе и других, чуткость, аккуратность. Исполнительность тоже находится на одном из последних мест в структуре ценностей. Широта взглядов занимает предпоследнее место в системе ценностей детей.
Итак, система ценностных ориентаций подростков с адаптированным поведением выглядит следующим образом. Ведущие ценности: материальная обеспеченность, свобода, физическое и психическое здоровье, любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком), творчество, уверенность в себе, образованность, смелость в отстаиваниях своего мнения, эффективность в делах, жизнерадостность. Мало значимые ценности жизненная мудрость, познание, красота природы и искусства, непримиримость к недостаткам в себе и других, чуткость, аккуратность, исполнительность.
Итак, результаты этапа проведенного исследования для благополучных подростков показывает, что ценностные ориентации подростков данной группы развиваются на реалистической основе. Они достаточно критично относятся к себе, понимают, какие ценности могут быть у них реализованы, а какие нет.
Лидирующее положение у подростков с девиантным поведением занимают следующие терминальные ценности: материальная обеспеченность, свобода, развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей). Такая ценность, как, уверенность в себе находится не в начале шкалы (хотя в некоторых индивидуальных бланках эта ценность находится на первом месте).
Среди аутсайдеров ценностей подростки называют: активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); счастливая семейная жизнь. Творчество (возможность творческой деятельности) тоже находится на одном из последних мест в структуре ценностей.
В инструментальных ценностях лидирующее положение у подростков с девиантным поведением занимают следующие: независимость (способность действовать самостоятельно, решительно), непримиримость к недостаткам в себе и других; смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов.
Промежуточное положение на шкале значимости ценностей занимают: рационализм.
Среди аутсайдеров ценностей подростков называют: воспитанность (хорошие манеры), высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания), исполнительность (дисциплинированность), Образованность тоже находится на одном из последних мест в структуре ценностей.
Итак, система ценностных ориентаций подростков с девиантным поведением выглядит следующим образом. Ведущие ценности: материальная обеспеченность, свобода, развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) независимость (способность действовать самостоятельно, решительно), непримиримость к недостаткам в себе и других; смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов. Мало значимые ценности воспитанность (хорошие манеры), высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); исполнительность (дисциплинированность) активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); счастливая семейная жизнь.
Итак, результаты этапа проведенного исследования для подростков с девиантным поведением ведущее положение занимают ценностные ориентации, направленные на себя, отсутствие высоких запросов. Семья является одним из самых низких показателей ценностных ориентации подростка. Одним из самых главных ценностей выступают развлечения и свобода. Хотя последнее относится и к детям, находящимся в группе благополучных. Но данную ориентацию можно интерпретировать как особенность подросткового возраста.
В ходе исследования «Теста смысложизненных ориентаций» испытуемой группы было отмечено, что в группе подростков с нормой поведения основная направленность ценностных ориентаций на цели в жизни, результат, локус контроля – Я, локус контроля – жизнь.
У подростков с девиантным поведением высокий бал на шкале процесс жизни (см. таблицу 3).
Таблица 3
Соотношение смысложизненных ориентаций у испытуемых групп подростков
№ п/п |
Субшкала |
1 группа (подростки с нормой поведения) 9 «А» |
2 группа (подростки с девиантным поведением) 9 «Г» |
1 |
цели в жизни |
6 |
2 |
2 |
процесс жизни |
3 |
7 |
3 |
результативность жизни |
7 |
3 |
4 |
локус контроля - Я |
6 |
3 |
5 |
локус контроля - жизнь |
5 |
2 |
Таким образом, отмечено различие в результатах смысложизненных ориентаций по методике у подростков нормой поведения и девиацией.
Анализ полученных результатов у подростков с нормой поведения показал, что у них высокий результат по шкалам цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие в жизни испытуемых целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.
Баллы по шкале результативность жизни или удовлетворенность самореализацией говорят о том, что подростки с нормой поведения удовлетворены тем отрезком жизни, который они прожили.
Шкала локус контроля-Я (Я - хозяин жизни) говорит о подростков с нормой поведения как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле.
Высокий балл по шкале локус контроля-жизнь, или управляемость жизни говорит о том, что подростки данной группы убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.
Анализ данных полученных при анализе ответов подростков с девиантным поведением указывает на то, что по шкале цели в жизни отмечены низкие баллы, что характеризует их как людей живущим сегодняшним или вчерашним днем.
Высокий балл по шкале процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни говорит о том, что испытуемый воспринимает сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным характеризует испытуемых как гедонистов, живущих сегодняшним днем.
Баллы по этой шкале результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией отражают неудовлетворенность прожитой частью жизни подростками. Локус контроля-Я (Я - хозяин жизни) получил низкие баллы, что говорит о неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.
Локус контроля-жизнь, или управляемость жизни также низкие баллы, что говорит о том, что подростки убеждены в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее. Подросток не верит в собственные силы, поэтому неудовлетворен частью прожитой жизни.
Неудовлетворенность потребности в контроле собственной жизни мешает управлять событиями.
Анализ полученных результатов у подростков с нормой поведения показал, что у них высокий результат по шкалам цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие в жизни испытуемых целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Баллы по шкале результативность жизни или удовлетворенность самореализацией говорят о том, что подростки с нормой поведения удовлетворены тем отрезком жизни, который они прожили. Шкала локус контроля-Я (Я - хозяин жизни) говорит о подростков с нормой поведения как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле.
Высокий балл по шкале локус контроля-жизнь, или управляемость жизни говорит о том, что подростки данной группы убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.
Таким образом, проведенное
нами эмпирическое исследование позволило
сделать вывод о том, что существует
взаимосвязь между социально-
Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека считается подростковый возраст. В этот период закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок, формируются потребности и ценностные ориентации личности, мотивация поведения. Развиваются и проявляют себя различные положительные и отрицательные привычки поведения. По мнению многих ученых приобретение положительного и отрицательного в развитии личности зависит от окружения и влияния микрогруппы, коллектива, социальной среды. Это объясняется особой значимостью личностного утверждения в социальной деятельности подростков.
Стремление самоутвердиться в среде взрослых и сверстников, освободиться от семейной зависимости, отсутствие сложившейся жизненной позиции - нередко приводят к сложным противоречиям, провоцируют различные отклонения в поведении.
Анализ психологической литературы показал, что на сегодняшний день выделяется многообразие различных подходов изучения девиантного поведения подростков в зарубежной и отечественной психологии, социологии. Исследования психологов позволяют констатировать, детерминирующими причинами отклоняющегося поведения являются личностные факторы.
Среди отклонений в поведении подростков особую тревогу у психологов, педагогов и родителей вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и возрастающий прием наркотиков, употребление алкоголя и других форм девиантного поведения.
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социальных педагогов и психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
«Отклоняющееся поведение подростков» - емкое и содержательное понятие, включающее девиации в поведении, начиная от элементарных, простых нарушений порядка (мотивы могут быть самыми разными) до совершения серьезных проступков, граничащих с нарушением законодательства.
Анализ полученных данных по методике показал, что подростки с нормой поведения общительные - они могут легко идти на контакт, смелые - они уверенны в себе, могут идти вперед, несмотря на страх или, не видя его; дипломатичные - то есть могут спокойно уладить конфликт, тревожны, выражают ощущение неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые предчувствия, а так же, эти люди, которые находятся, в этой группе могут, у них адекватная самооценка.
Подростки с девиантным поведением могут преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности; подозрительные - то есть склонны отказывать людям в доверии, а так же, подозревают обман в действиях других людей; доминирующие - то есть они любят управлять другими людьми, но им присуща мечтательность.
Развитие эмоций на высоком уровне у подростков с нормой поведения альтруистических эмоций, коммуникативных эмоций, гностических, праксических эмоций, эстетических эмоций. У подростков с девиантным поведением ярко выражены лишь гедонистические эмоции
У подростков с нормой поведения ярко выражена потребность отдавать, делиться, содействовать, помогать. Направленность на других проявляется ярко. У испытуемых ярко выражена потребности в общении. У подростков с девиантным поведением выражена направленность на себя, потребность брать, получать, потребность в уединении. Полученный результат у подростков данной группы говорит о желании быть незаметным. Низкие баллы испытуемых говорят о пассивном отношении к деятельности. Иногда это проявляется в склонности больше размышлять, чем действовать, иногда - в ярко выраженной потребности в расслаблении. Испытуемые не получают удовольствие от процесса получения знаний. Потребность в восприятии прекрасного не развита.
Ценностные ориентации благополучных подростков развивается на реалистической основе. Они достаточно критично относятся к себе, понимают, какие ценности могут быть у них реализованы, а какие нет. Для подростков с девиантным поведением ведущее положение занимают ценностные ориентации, направленные на себя, отсутствие высоких запросов. Семья является одним из самых низких показателей ценностных ориентации подростка. Одним из самых главных ценностей выступают развлечения и свобода.
Анализ полученных результатов у подростков с нормой поведения показал, что у них высокий результат по шкалам цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие в жизни испытуемых целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.
Высокий балл по шкале локус контроля-жизнь, или управляемость жизни говорит о том, что подростки данной группы убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.
Информация о работе Психологические особенности "трудных" подростков