Психологические особенности зрительной памяти и методы её развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Объект работы – зрительная память.

Предмет работы – методы улучшения зрительной памяти в возрасте до 20 лет.

Гипотеза исследования. Изучение приемов развития памяти позволит личности значительно улучшить процессы запоминания и воспроизведения.

Цель данной работы – проанализировать и обобщить найденный в научной литературе материал, изучить методы улучшения зрительной памяти в возрасте до 20 лет.

Содержание работы

Введение 4

1. Теоретические проблемы исследования зрительной памяти 6

1.1. Понятие «память» в психологии 6

1.2. Зрительная образная память как вид памяти 8

2. Методы и приемы улучшения зрительной памяти 15

2.1.Методы развития памяти у дошкольников и школьников 15

2.2. Характеристика средств и методов улучшения памяти у молодежи и взрослых 26

Заключение 31

Список литературы 33

Файлы: 1 файл

зрительная память.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)


34

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет философии и психологии

Кафедра общей и социальной психологии

 

 

 

Психологические особенности зрительной памяти и методы её развития

 

Курсовая работа

Специальность психология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:  студент 1 курса

 

Гарифуллин  Р.Н.

 

 

Проверил:  кандидат психологических наук

 

Строкова Н. В.

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2011

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

1. Теоретические проблемы исследования зрительной памяти

1.1. Понятие «память» в психологии

1.2. Зрительная образная память как вид памяти

2. Методы и приемы улучшения зрительной памяти             

2.1.Методы развития памяти у дошкольников и школьников

2.2. Характеристика средств и методов улучшения памяти у молодежи и взрослых

Заключение

Список литературы


Введение

 

Тема курсовой работы, посвященной зрительной памяти и методам ее улучшения является актуальной, поскольку развитие зрительной памяти необычайно полезно. Это позволяет успешно оперировать с образами и зрительными ассоциациями. Развитая зрительная память дает такие преимущества, как внимательность, улучшенное восприятие деталей с возможностью их последующего воспроизведения. В наше время появляется необходимость усваивать все большее количество информации. Овладение зрительной памятью является одним из главных условий успешной адаптации учащихся к школе, высшему учебному заведению, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

Память играет важнейшую роль в жизни человека. Наша психика не только получает непосредственную информацию об окружающем мире при помощи органов чувств и благодаря мышлению, но и хранит, накаливает ее. В течение жизни мы узнаем что-то новое и сохраняем информацию благодаря памяти.

Зрительная память  - это один из видов памяти, характеризующийся тем, что люди, ею обладающие, легче запоминают впечатления, полученные ими при посредстве зрения; так, при заучивании наизусть они быстрее достигают этого, если сами читают, чем, если им читают вслух, т. к. при передаче прочитанного в их сознании возникают зрительные образы прочитанного, страницы и строчки, на которых это написано. Лица или предметы, когда-либо виденные, иногда остаются в памяти на всю жизнь. Использование зрительных образов позволяет закодировать большое количество воспоминаний. Каждое визуальное изображение несет в себе множество слов, запомнить которые гораздо труднее, чем какой-либо зрительный образ. Слова, вызывающие определенные зрительные образы, более эффективны в качестве будущих воспоминаний, чем слова, не имеющие подобного свойства. Сила зрительных образов может сохраняться в памяти на протяжении многих лет [4, c.120].

Объект работы – зрительная память.

Предмет работы – методы улучшения зрительной памяти в возрасте до 20 лет.

Гипотеза исследования. Изучение приемов развития памяти позволит личности значительно улучшить процессы запоминания и воспроизведения.

Цель данной работы – проанализировать и обобщить найденный в научной литературе материал, изучить методы улучшения зрительной памяти в возрасте до 20 лет.

Этой цели соответствуют поставленные задачи:

-    изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

-              рассмотреть понятие и свойства термина «зрительная память» в современной психологии;

-              изучить особенности зрительной памяти;

-              проанализировать методы улучшения зрительной памяти в возрасте до 20 лет.

В данной работе использовались следующие методы: сбора теоретической информации – анализ, синтез, обобщение, систематизация имеющихся в специальной литературе теоретических положений и материалов отдельных исследований.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы

 


1. Теоретические проблемы исследования зрительной памяти 

1.1. Понятие «память» в психологии

 

Современные исследователи отмечают сквозной характер мнемической функции, ее представленность на всех уровнях психофизиологической организации человека. Пронизывая все уровни психического, память участвует в работе всех когнитивных структур, в каждый момент текущего настоящего. Память - стержневое психическое образование. Именно благодаря памяти становится возможным накопление сознательного опыта. Работу механизмов сознания, осознаваемые и неосознаваемые эффекты понимания, осуществление моторных программ, эффекты научения и, в целом, развитие человека в онтогенезе, невозможно адекватно объяснить без учета роли памяти в процессах сознательной деятельности. Сознание работает, опираясь на память в качестве базового условия реализации познавательных актов. Память - это психический познавательный процесс, заключающийся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, что делает возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память можно понять только на стыке нескольких наук: нейрофизиологии, нейрофармакологии, психологии, физики, математики [10, с.299].

Понятие "память" - является центральным в психологии. Понимание механизмов фиксации связей мозгом и механизмов генерации информации под воздействием стимулов, дает возможность понять и другие процессы, происходящие в мозге, например, механизмы мышления и формирования личности.

На протяжении столетий механизмы и функции памяти привлекали внимание философов, генетиков, медиков, кибернетиков и т.д.

Память далеко не сразу была выделена как специфическая психическая функция. Она рассматривалась как основа всякого знания. В античности философы считали, что человек – это дощечка для письма, на которой ничего не написано при рождении, а в течение жизни на ней запечатляются происходящие события. Экспериментальные исследования начались с изучения функций памяти, преимущественно на основе бессмысленного материала. Постепенно появились представления об образной, словесно-логической и модально-специфической памяти.

Одной из первых психологических теорий памяти, сформулированных на основе экспериментальных данных, была ассоциативная теория (XVII – XIX). Представители данного направления (Г. Мюллер, А. Пильцекер и др.) считали, что в основе памяти лежит сложная система ассоциаций. В конце XIX века появилась гештальт-теория (К. Готшальд, В. Келер и др.), в рамках которой память понималась как целостная система – гештальт, состоящая из запоминания, сохранения и воспроизведения воспринятого опыта. В начале ХХ века возникла смысловая теория памяти (А. Бине, К. Бюлер и др.), в которой большое значение предавалось смысловому содержанию материала при его запоминании и воспроизведении. В 50-е г.г. XX в. разрабатывается информационно-кибернетическая теория памяти. Представители данного направления (Д.Б. Бродбент, П. Линдслей и д.р.) рассматривали процессы памяти с точки зрения их технического и алгоритмического моделирования [13, с.142].

В отечественной психологии преимущественное развитие получило направление в изучении памяти, связанное с общепсихологической теорией деятельности. Понимание памяти как действия явилось самым существенным достижением психологии памяти 20-30-х годов XX в. В этой теории память определяется как особый вид психической деятельности, включающей систему теоретических и практических действий, подчинённых решению мнемической задачи – запоминания, сохранения и воспроизведения разнообразной информации (П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов и др.). Считается, что особенности, которые присущи любой форме человеческой деятельности - опосредованность, целенаправленность, мотивированность - относятся и к памяти. П.И. Зинченко писал, что благодаря этому стало возможным исследование не только результатов запоминания, но и самой деятельности запоминания, её внутреннего строения [3, c. 46].

Еще одна теория памяти, выдвинутая в психологии - теория отражения. В ней память рассматривалась как отражение человеком реальной действительности, неразрывно связанное с деятельностью.

Таким образом, становится очевидным, что изучение памяти имеет богатую историю, как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Приведённый экскурс в историю проблемы памяти показал, что существуют разнообразные подходы к пониманию термина «память».

Память рассматривается как психический процесс, (С.Л. Рубинштейн), как функция психики (Б.И. Каменецкая, Л.С. Выготский), как вид психической деятельности как система ассоциаций (Г. Мюллер, А. Пильцекер), как гештальт (К. Готшальд, В. Келер), как отражение (З.И. Истомина).

Память является одним из условий научения, приобретения знаний, формирования умения и навыков. Она лежит в основе совершенствования и адаптации организма путём проецирования прошлого опыта на текущую ситуацию.

 

1.2. Зрительная образная память как вид памяти

 

Зрительная образная память как предмет специальных исследований выделилась к концу XIX века. Вплоть до 60-х г.г. данные о ней ограничивались отдельными фактами, полученными при гипнозе. Её исследование связано с такими именами как П.И. Зинченко, А.Р. Лурия, И.Ю. Матюгин и др.

В психологических трудах часто отождествляют понятия «зрительная память», «образная память» и «зрительная образная память». Анализ литературы показал, что в настоящее время под термином «зрительная память» понимают быстро затухающие следы зрительной стимуляции. Другими словами, она является кратковременной.

Под «образной памятью» понимают мнемическую деятельность, наделенную способностью длительного хранения сенсорной информации. Это характеризует её как долговременную память [14, c.51].

Понятие «зрительная образная память» рассматривается как мнемическая деятельность, характеризующаяся способностью длительного хранения зрительной информации.

В психологической литературе синонимичными являются такие термины как «зрительная образная память» и «долговременная зрительная память».

Основное явление в зрительной образной памяти – это образ. Он понимается как обобщённая картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств. Образ – одна из форм отражения объективной реальности, связанная с перцептивными формами знания [10, c.412].

Образы памяти связаны с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств и наглядно данных связей и отношений между ними. Образы памяти могут быть разной степени сложности: образами единичных предметов и обобщёнными представлениями, в которых может закрепляться и определённое абстрактное содержание.

Таким образом, рассматривать зрительную образную память следует, прежде всего, как вид памяти. Исследованиями установлено, что полушария мозга чётко отвечают за ту или иную характеристику памяти. Так, правая гемисфера (преимущественно затылочная зона) отвечает за скорость запоминания зрительных эталонов, их хранение и упорядоченное воспроизведение с чётким представлением предмета в его отсутствие. Она хранит образные представления предметов и отвечает за непроизвольный характер памяти. За пространственное восприятие и объем зрительной памяти в равной степени отвечают оба полушария.

 

Таблица 1. Что запоминает мозг

Вид информации

Мозг

Информация, как продукт деятельности мозга (слова, даты, телефоны)

Не запоминает

Объекты окружающего мира (образы)

Не запоминает

Связи между объектами, явлениями, событиями

Запоминает двумя способами

 

Таким образом:

1. Мозг способен запоминать только связи.

Информация о работе Психологические особенности зрительной памяти и методы её развития