Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 11:36, курсовая работа
Объект работы – зрительная память.
Предмет работы – методы улучшения зрительной памяти в возрасте до 20 лет.
Гипотеза исследования. Изучение приемов развития памяти позволит личности значительно улучшить процессы запоминания и воспроизведения.
Цель данной работы – проанализировать и обобщить найденный в научной литературе материал, изучить методы улучшения зрительной памяти в возрасте до 20 лет.
Введение 4
1. Теоретические проблемы исследования зрительной памяти 6
1.1. Понятие «память» в психологии 6
1.2. Зрительная образная память как вид памяти 8
2. Методы и приемы улучшения зрительной памяти 15
2.1.Методы развития памяти у дошкольников и школьников 15
2.2. Характеристика средств и методов улучшения памяти у молодежи и взрослых 26
Заключение 31
Список литературы 33
Причем ограничений в мнемотехнике нет никаких – вы можете подобрать ассоциации так, как удобней вам. Главное – чтобы ассоциация была яркой и легко запоминающейся. Потренируйтесь в этой технике – вы подарите себе незабываемые минуты игры воображения, сюрпризов ассоциативного мышления и, конечно, значительно улучшите процессы памяти.
3. Методы «фотографирования». Существует ряд упражнений для тренировки памяти, основанных на запоминании, «фотографировании» определенных моментов, явлений, событий и т.д. эти упражнения нужно выполнять не время от времени, а регулярно – именно в этом случае они будут эффективны. Сядьте, найдите взглядом любой предмет, сосредоточьтесь на нем в течение 5 секунд, запоминая образ. Сделайте вдох. Заройте глаза, и в течение следующих 5 секунд вызывайте в памяти образ предмета (в это время задержите дыхание). Выдохните и «растворите» в своих мыслях запечатленный образ (пусть он улетучится, сгорит, растает и т.д.) Повторяйте упражнение с разными предметами, в разное время суток, с разным ритмом. Начинайте упражнение с 5 раз в день и постепенно доведите до 50 раз, тренируйтесь дважды в день (можно чаще) по 15 минут.
Внимательно смотрите на предмет на протяжении 5-10 минут. Закройте глаза на 4 минуты и мысленно восстановите цветной образ предмета так четко, насколько это возможно. Выполните упражнение 5-10 раз – и каждый раз сравнивайте мысленный образ предмета с его оригиналом.
Это же упражнение можно осуществить с белым листом бумаги – запечатлев в памяти образ предмета, повернитесь к нему спиной и старайтесь «восстановить» его на листе бумаге перед собой. «Фотографируйте» и восстанавливайте в памяти образы не только дома, но и на улице, в транспорте, в общественных местах. При этом даже не обязательно останавливаться. Потренировавшись на предметах, переходите на «живые фотографии». Запечатлевайте и удерживайте в памяти образ человека, например, прохожего на улице. Закрыв глаза, представьте, куда этот человек пойдет дальше.
Таким образом, проблема памяти на современном этапе является одной из наиболее активно разрабатываемых областей наук. Имеется огромное количество психологических направлений и теорий памяти, которые раскрывают физиологические основы, психическую организацию, виды памяти, функции, процессы, связь зрительной памяти с другими психическими процессами, состояниями и личностью.
Зрительная образная память как предмет специальных исследований выделилась к концу XIX века. Вплоть до 60-х г.г. данные о ней ограничивались отдельными фактами, полученными при гипнозе. Её исследование связано с такими именами как П.И. Зинченко, А.Р. Лурия, И.Ю. Матюгин и др. В психологических трудах часто отождествляют понятия «зрительная память», «образная память» и «зрительная образная память». Анализ литературы показал, что в настоящее время под термином «зрительная память» понимают быстро затухающие следы зрительной стимуляции. Другими словами, она является кратковременной.
Понятие «зрительная образная память» рассматривается как мнемическая деятельность, характеризующаяся способностью длительного хранения зрительной информации.
В психологической литературе синонимичными являются такие термины как «зрительная образная память» и «долговременная зрительная память».
Основное явление в зрительной образной памяти – это образ. Он понимается как обобщённая картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств. Образ – одна из форм отражения объективной реальности, связанная с перцептивными формами знания. С образом как явлением зрительной памяти связаны многочисленные методы ее тренировки. На сегодняшний день определены основные механизмы возникновения образов памяти, их типы, закономерности преобразования. Выделены ряд приемов запоминания и возможности их овладения.
Информация о работе Психологические особенности зрительной памяти и методы её развития