Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 11:36, курсовая работа
Объект работы – зрительная память.
Предмет работы – методы улучшения зрительной памяти в возрасте до 20 лет.
Гипотеза исследования. Изучение приемов развития памяти позволит личности значительно улучшить процессы запоминания и воспроизведения.
Цель данной работы – проанализировать и обобщить найденный в научной литературе материал, изучить методы улучшения зрительной памяти в возрасте до 20 лет.
Введение 4
1. Теоретические проблемы исследования зрительной памяти 6
1.1. Понятие «память» в психологии 6
1.2. Зрительная образная память как вид памяти 8
2. Методы и приемы улучшения зрительной памяти 15
2.1.Методы развития памяти у дошкольников и школьников 15
2.2. Характеристика средств и методов улучшения памяти у молодежи и взрослых 26
Заключение 31
Список литературы 33
2. Процесс образования связей, называется процессом "Память".
3. Мозг является генератором информации. Процесс генерации (припоминание) осуществляется по зафиксированным связям при наличии соответствующих стимулов.
4. Без стимуляции мозг не может создавать информацию. Изоляция органов чувств (сенсорная депривация) ведет к "зависанию" памяти и к расстройству деятельности всего мозга.
Проанализируем реакцию мозга на реально существующие объекты. Как мозг их воспроизводит, если никто из исследователей не может обнаружить зрительных образов в головном мозге? Природа поступила очень умно. Любой реально существующий объект имеет внутренние связи. Мозг способен эти связи выявлять и запоминать.
Реально существующий объект излучает в пространство физические и химические сигналы. Это отраженный от него или испускаемый им свет, это всякие вибрации воздуха, объект может иметь вкус, и молекулы этого объекта могут отлетать далеко от него. Если бы у человека был всего один орган чувств, то система памяти мозга, фиксирующая связи, не смогла бы ничего запомнить. Но одно общее информационное поле от объекта разбивается нашим мозгом на несколько составляющих. Информация поступает в мозг по разным каналам восприятия. Зрительный анализатор передает очертания объекта (пусть это будет яблоко). Слуховой анализатор воспринимает звуки, издаваемые объектом: когда вы раскусываете яблоко раздается характерный хруст. Вкусовой анализатор воспринимает вкус. Нос за несколько метров способен уловить молекулы, испускаемые спелыми яблоками. Часть информации об объекте может поступить в мозг через руки (осязание).
В результате разбиения информации об объекте на части, мозг получает возможность образовать связи. И эти связи образуются естественным путем. Все, что находится в сознании в один момент времени - связывается, то есть запоминается. В результате, пока мы изучаем яблоко, пока рассматриваем его, крутим в руках, пробуем на вкус, мозг выделяет разные характеристики этого природного объекта и автоматически образует связи между ними.
Внутренние связи, существующие в реальных объектах, выделяются мозгом и запоминаются мозгом автоматически. В дальнейшем по части информации мозг создает целостный образ объекта. Ни сам объект, ни его характеристики мозгом не фиксируются [9, c.63].
Так как у человека главной анализаторной системой является зрительная анализаторная система, то именно зрительные образы дают нам основную массу информации об окружающем мире. У зрительных образов есть и другая особенность. Человек может управлять представляемыми зрительными образами в воображении. Связи, которые были только что рассмотрены - связи, образуемые мозгом между сигналами разных анализаторных систем - называются разномодальными связями (модальность - это орган чувств). Разномодальные связи образуются мозгом автоматически, когда вы изучаете объект. На разномодальных связях основано все естественное обучение человека. Однако такой способ запоминания не дает возможности запоминать учебную информацию. Благодаря разномодальным связям мы всего лишь способны быстро узнавать объекты, хорошо ориентироваться в окружающей нас обстановке. Этому никого учить не нужно. Этот процесс протекает естественным путем, автоматически.
В случае функциональной несформированности межполушарного взаимодействия (мозолистого тела) наблюдается обилие реверсий (зеркальности) при воспроизведении эталонов зрительной памяти. Восприятие и анализ объектов идет справа налево. Отмечается тенденция к игнорированию левой половины перцептивного поля. Характерны краевые эффекты памяти.
В психологической науке различают такие процессы памяти, как запоминание (запечатление), сохранение и воспроизведение информации [11, c.539].
Запоминание рассматривается как один из процессов памяти, посредством которого осуществляется ввод информации в память.
Кодирование информации начинается на стадии сенсорной памяти через восприятие и выделение комплекса признаков. Далее происходит их перегруппировка на уровне кратковременной памяти. Завершающий этап основного кодирования, сопровождаемый анализом и идентификацией, происходит на уровне долговременной памяти.
Систематическое, планомерное, специально организованное запоминание с применением определенных приемов называют заучиванием.
Следующий процесс памяти – сохранение. С.Л. Рубинштейн рассматривает его как сложный динамический процесс, который совершается в условиях определенным образом организованного усвоения и включающий многообразные процессы переработки материала [11, c.658].
А.Р. Лурия утверждает, что следы памяти претерпевают изменения, становясь иногда более обобщенными и схематичными [7, c. 237]. Таким образом, старые следы существенно отличаются от только что запечатленных.
Процесс, обратный сохранению – забывание – невозможность воспроизведения материала. Это связано с затуханием временных связей в коре головного мозга. З. Фрейд связывает забывание с вытеснением из сознания информации неприемлемого содержания. В специализированной литературе описывается временное, частичное, полное (амнезия) и длительное забывание.
Воспроизведение, по определению С.Л. Рубинштейна, это восстановление прежде усвоенного материала путём оживления ранее образованных следов.
С.Л. Рубинштейн отмечал, что оно может совершаться произвольно и непроизвольно, полно/чётко и частично/расплывчато [11, c.350].
Воспроизведение включает в себя такие процессы как воспоминание, узнавание и припоминание.
Воспоминание рассматривается как воспроизведение образов прошлого, отнесенных к более или менее точно определенному моменту истории жизни.
В психологической литературе указывается, что все процессы памяти функционируют не изолированно друг от друга, а в тесном взаимодействии [8, c.43].
Таким образом, проблема памяти на современном этапе является одной из наиболее активно разрабатываемых областей наук. Имеется огромное количество психологических направлений и теорий памяти, которые раскрывают физиологические основы, психическую организацию, виды памяти, функции, процессы, связь зрительной памяти с другими психическими процессами, состояниями и личностью. На сегодняшний день определены основные механизмы возникновения образов памяти, их типы, закономерности преобразования. Выделены ряд приемов запоминания и возможности их овладения.
Слова о том, что на наших детей обрушивается огромный поток информации, стали уже банальностью. Однако от этого не становится легче ни детям, ни родителям. Как часто специалисты-психологи и врачи слышат: «Мой ребенок — умный мальчик, но ему трудно учиться, потому что он невнимательный и плохо запоминает...» И зачастую это действительно так. Не умея быстро сконцентрировать свое внимание, запомнить нужное и отсеять второстепенное, ребенок просто «дрейфует» в безбрежном информационном море. То, что память и внимание детей необходимо развивать, не требует доказательств.
Важно формировать некоторые приемы зрительного запоминания у детей в целях лучшей подготовки их к школьному обучению.
Анализ психологических трудов позволяет утверждать, что продуктивность непроизвольного запоминания с возрастом увеличивается, причём наибольший подъем отмечается при переходе от 5 к 6 годам.
С 4-5 лет начинает формироваться и приобретать большое значение произвольное запоминание. Его понимают как запоминание, подчиненное сознательной задаче запомнить, с использованием специальных приёмов и способов запоминания [6, c.143].
Психолого-педагогические исследования свидетельствуют, что важной предпосылкой развития произвольных процессов памяти является высокий уровень развития непосредственной памяти. Это объясняется тем, что чем богаче опыт и знания детей, запечатленные ими непроизвольно, тем легче осуществляется использование продуктов непроизвольной памяти в практической и умственной деятельности дошкольников и школьников [8, c.19].
К логическим приёмам запоминания дошкольники прибегают преимущественно в 6-7 летнем возрасте. Они характеризуется попытками образовать мысленные логические связи между запоминаемыми словами. Об этом говорит характер воспроизведения: ребенок изменяет при воспроизведении порядок названных ему предметов, объединяет их по назначению. При запоминании начинают возникать дополнительные наглядные образы. К логическим приёмам запоминания относят группировку материала, которая первоначально базируется на временной или пространственной смежности элементов запоминаемого материала, затем на смысловой близости.
Система развития памяти, разработанная И.Ю. Матюгиным и Е.И. Чакаберия имеет сильную теоретическую основу. Она открывает широкие возможности для коррекции отклонений в психическом развитии, базируясь на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов коры головного мозга, каждый из которых вносит свой специфический вклад в организацию этих процессов [8].
Система состоит из 20 игр, развивающих образное мышление, воображение, зрительную, автобиографическую память, память на соощущения. Она представляет собой адаптированный для детей дошкольного возраста вариант игр, цель которых - развитие зрительной памяти у детей с речевыми нарушениями на комплексных логопедических занятиях. Для развития зрительно-моторной и зрительной памяти необходимо организовать работу ребенка по образцу, которую необходимо осуществлять по следующим этапам: сначала ребенок работает с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца сокращается до 15-20 с (в зависимости от сложности предлагаемой работы), но так, чтобы ребенок успел рассмотреть и запечатлеть образец. Эти виды упражнений целесообразно проводить на таких видах деятельности, как рисование, лепка, списывание с доски, работа с конструктором, рисование узоров по клеточкам. Кроме того, дети всегда с удовольствием выполняют задания следующего типа: на определенное ограниченное время предъявляют какую-либо сюжетную картинку, содержание которой дети должны детально изучить и потом воспроизвести по памяти. Затем предъявляют схожую картинку, в которой недостает каких-то деталей или, напротив, появляются лишние изображения.
И.Ю.Матюгин указывает, что многие методы легче использовать, чем объяснить [8,c.54]. Метод логических закономерностей означает, что при запоминании геометрических фигур – круга, квадрата, прямоугольника, треугольника и др., ученики рассуждают примерно так: движение по кругу – символ вечности, совершенства. Прямоугольник напоминает ворота и может быть символом тепла домашнего очага; квадрат – символ устойчивости, надежности; треугольник – символ жесткости, воли, прогресса. Такие ассоциации помогут детям затем вспомнить исходные фигуры.
Недостаток метода – в большом умственном напряжении и в возможности ускользания деталей, не вписывающихся в логические конструкции.
Метод последовательных ассоциаций. На примере списка слов можно увидеть, как легко можно вспомнить не только список слов, но и их порядок. Суть метода в том, что запоминаются не сами слова, а ассоциации, которые к ним придумываются. Да и самого запоминания как бы и нет – есть творчество. Ученики придумывают рассказ, который сам по себе может быть интересен. Например, необходимо запомнить следующие слова: комар, сабля, кошка, солома, брюки, клякса, медведь, черешня, дворец, пианино. Во как предлагает их запомнить И.Матюгин: Я вижу, как комар летит с саблей на боку. Рукоятка сабли сделана в виде кошачьей головы. У кошки усы как солома. Из соломы можно сплести брюки, на которых клякса. Эта клякса похожа на медведя. Он наверно, любит черешню и из косточек сделал себе дворец. Возле дворца я вижу пианино [8, c.58].
Метод связанных ассоциаций. При этом методе используются слова, которые запоминались ранее. Это дает экономию времени и сил. Например, надо запомнить слова: мяч, стол, костер. Здесь предлагается использовать слова, которые запоминались ранее – комар, сабля, кошка. С этими словами надо связать новые, и получается: комар сидит на мяче, в стол воткнута сабля, а у костра кошка измазана сажей. Для использования этого метода надо всегда иметь в запасе готовые слова-ассоциации.
Недостаток метода – он ограничивает импровизацию творческим натурам, ведь заранее спланированные ассоциации связывают нашу фантазию.
Фонетические ассоциации. Этот метод хорошо применять при запоминании иностранных слов и телефонов. Суть метода - в удачном подборе созвучных ассоциаций к иностранному слову. Например, латинское слово musculus (мускулус) - МЫШОНОК. Созвучное русское слово МУСКУЛЫ. Можно представить картинку из созвучного слова МУСКУПЬ и перевода МЫШОНОК.
Рисунок 1. Метод фонетических ассоциаций
Сarota (карота) - МОРКОВЬ. Созвучное ему слово КАРЕТА. Сюжет на картинке.
Рисунок 2. Метод фонетических ассоциаций
Таким способом можно запоминать слова любого языка, любой сложности. Конечно, не ко всем словам можно подобрать идеальные созвучия. Но, несмотря на этот недостаток, ученики, овладевшие методом, запоминают до 100 иностранных слов в день без зубрежки. Описание этого метода появилось в научной литературе в 70-х годах.
Самым большим недостатком этого метода является возможные ошибки в произношении. Но при определенной практике и при хорошем преподавателе эти недостатки исчезают.
Информация о работе Психологические особенности зрительной памяти и методы её развития