Психологические особенности зрительной памяти и методы её развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Объект работы – зрительная память.

Предмет работы – методы улучшения зрительной памяти в возрасте до 20 лет.

Гипотеза исследования. Изучение приемов развития памяти позволит личности значительно улучшить процессы запоминания и воспроизведения.

Цель данной работы – проанализировать и обобщить найденный в научной литературе материал, изучить методы улучшения зрительной памяти в возрасте до 20 лет.

Содержание работы

Введение 4

1. Теоретические проблемы исследования зрительной памяти 6

1.1. Понятие «память» в психологии 6

1.2. Зрительная образная память как вид памяти 8

2. Методы и приемы улучшения зрительной памяти 15

2.1.Методы развития памяти у дошкольников и школьников 15

2.2. Характеристика средств и методов улучшения памяти у молодежи и взрослых 26

Заключение 31

Список литературы 33

Файлы: 1 файл

зрительная память.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

Этот метод хорошо зарекомендовал себя при запоминании иностранных фамилий, которые, нередко, сложно воспринимаются на слух.

Метод фонетических ассоциаций можно использовать и при запоминании телефонов. Вот пример запоминания телефона методами фонетических и последовательных ассоциаций. Последовательные ассоциации в данном примере помогают связать подобные созвучия к цифрам в единый сюжет.

Например, надо запомнить телефон 976-45-21. К каждой цифре можно подобрать слово, похожее по звучанию.

9 (ДЕВЯТЬ) - ДЕВУШКА 7 (СЕМЬ)     - СЕМЬЯ 6 (ШЕСТЬ)   -ШЕРСТЬ

4 (ЧЕТЫРЕ) -ЧЕРЕПАХА

5 (ПЯТЬ)  - ПЯТИТЬСЯ 2 (ДВА)   -ДВОР

1 (ОДИН)  - ОДИНОКО

Теперь из созвучных слов надо придумать рассказ. Пример:

- ДЕВУШКА была из хорошей СЕМЬИ. Она любила гулять в ШЕРСТЯНОМ свитере, с ЧЕРЕПАХОЙ, которая ПЯТИЛАСЬ по ДВОРУ и чувствовала себя ОДИНОКО.

Метод автобиографических ассоциаций. В отличие от ассоциаций, рождаемых нашей фантазией, этот метод использует ассоциации с реально пережитыми событиями. Например, надо запомнить английское слово puddle (падл) - ЛУЖА. Созвучное слово ПАДаЛ.

 

Рисунок 3. Метод автобиографических ассоциаций.

Метод цифробуквенного кода. Это самый распространенный и самый неэффективный метод. Он описан во всех солидных книгах по развитию памяти. Суть его в следующем: надо перекодировать цифры в буквы, буквы в слова, слова в предложения, предложения в рассказ. Например, 1 - это "а"; 2 - это "е"; 3 - "и". Теперь из этих букв придумываем слова, в которых они являются начальными: арбуз, ёж, игра. Теперь, чтобы запомнить номер телефона, начинающийся с цифр 231..., достаточно представить картинку, как ёжик играет арбузом...

Рисунок 4. Метод цифробуквенного кода.

Сложность перекодировки, удерживание слов ко всем цифрам (единицам, десяткам, сотням) в голове уже нуждается в хорошой памяти, усидчивости, воле. Есть много модификаций этого метода. Если на усвоение, например, метода трансформации уходит одно-два занятия, то на этот требуется не менее десяти.

Метод ОЧОГ называется по начальным буквам слов: ориентировка, чтение, обзор, главное. Зарубежные психологи, проводя эксперимент, предлагали студентам запомнить текст с помощью метода ОЧОГ, используя следующую        последовательность:         первоначальная ориентировка в тексте, с целью понимания основной мысли; затем внимательное повторное чтение, с выделением повторных деталей; затем обзор текста, с углубленным пониманием (правильно ли разделен текст на главные и второстепенные мысли); и, наконец, мысленный пересказ текста, с выделением главной мысли.

Метод оживления. Этот метод хорошо развивает фантазию и образное мышление. Эксперименты показывают: чем ярче представления, тем легче происходит отсроченное припоминание. Для удобства И.Матюгин и Е. Чакаберия ввели шкалу образов, аналогичную той, что предложил немецкий психолог Э.Йенш в 30-х годах. На примере геометрических фигур можно увидеть, как меняется тактика запоминания при использовании этого метода. Рассказывает ученик 11 лет: "Когда я смотрю на КРУГ, он превращается в ГОЛОВУ мальчика. Мальчик куда-то смотрит и при этом вытянул ШЕЮ - это ПРЯМОУГОЛЬНИК. Дальше вижу ПЛЕЧИ - это КВАДРАТ. УЛЫБКА - это ТРЕУГОЛЬНИК. Застывшие фигуры с помощью оживления превращаются в улыбающегося мальчика.

Рис. 5. Метод оживления.

Хорошо   этот   метод   зарекомендовал   себя   и   при запоминании  исторических дат.  Развивая способность к визуализации, ученики раздвигаются границы памяти. Пример ученика:

- Мне надо запомнить время царствования Ивана Грозного (1533-1582). Я представляю, на какие предметы цифры похожи. 1- можно опустить, так как тысячелетие я не спутаю. Одно из достижений царя - создание первой типографии в Москве, поэтому я представляю 5 типографским ПРЕССОМ, 33 - СТРАНИЦЫ книги под прессом печатного станка.

Другие события этого страшного времени - массовые репрессии. Поэтому у меня 8 - ПАЛАЧ, 2 - ЧЕЛОВЕК на коленях. Вспоминая картинку, я легко потом вспоминаю даты.

Рисунок 6. Метод оживления.

 

Представьте перед собой несколько картинок, иллюстрирующих исторические даты, и вам не надо будет мучительно вспоминать эти даты. А если эти картинки нарисует не художник, а воображение учеников, то эффект будет двойной. Этот метод хорошо послужит на уроках в школе.

Метод вхождения. Само название метода подсказывает действие - войти внутрь представляемой картинки, рассказа, фильма. Например, при запоминании английского слова tear (тиэр) -слеза: вы представляете себя в тире, слышите выстрелы, держите ружье; при этом вы не заметили, как исчезла комната, в которой вы сидели, стол, эта книга, картинка.

В данном примере метод "вхождения" хорошо допол няется методом "фонетических ассоциаций". Этот метод позволяет бороться с рассеянностью, отвлечением на посторонние раздражители. Вхождение легко усваивают дети с развитым воображением. На примере геометрических фигур можно увидеть, как различается тактика представления учеников при методе "оживления" и методе "вхождения".

Рисунок 7. Метод вхождения.

Пример ученика:

- Нажимаю на КНОПКУ лифта. Открываются ДВЕРИ - и я

удивляюсь большому ЗЕРКАЛУ в нем. Стеклянный ЛИФТ

бесшумно скользит вниз. В первом случае картинка просто оживает перед глазами, а во втором, в методе "вхождения", ученик чувствует себя участником события, это представить несколько сложнее, но и эффект будет сильнее. Мы ведь знаем - то, что происходит с нами, не забывается. Психологи на сегодняшний день, едины во мнении, что долговременная память вечна, в нас хранится каждый прожитый день, и если не всегда удается вспомнить желаемое, то это лишь доказывает, как прочно все это охраняется нашим внутренним сторожем.

Метод трансформации. Этот метод применяется в том случае, когда надо трансформировать представляемый вами образ: черно-белый превратить в цветной, плоский - в объемный, маленький - в большой и.т. Метод хорошо помогает при запоминании иероглифов. Ученики, овладевшие этим методом, уже не будут выписывать иностранные слова на карточки, возить их с собой в метро и постоянно повторять. Достаточно один раз в своем воображении трансформировать иероглиф, чтобы он запомнился на всю жизнь. Пример:

ГОРА        -    Представляю   картинку:   появляются   три вершины ГОРЫ. Чувствую приятную свежесть.

 

Рисунок 8. Метод трансформации.

На  примере геометрических фигур меняется  стратегия  представления.

Метод     трансформации     можно     применять     и     для запоминания  лиц.   Пример:

- Передо мной фотография человека с большими ушами. Я их представляю оттопыренными еще больше. Получается смешно и хорошо запоминается. У художников это называется сделать шарж, карикатуру, то есть обыграть в рисунке особенности лица, характера человека, что-то преувеличить, что-то преуменьшить.

Важным моментом в развитии зрительной образной памяти старших дошкольников и школьников является обучение приемам запоминания. П.И. Зинченко утверждает, что овладение приемами запоминания зависит: от степени освоения соответствующих мыслительных операций; от содержания и характера материала; от характера обучения; от наличия потребности в правильном и точном запоминании и припоминании, стремления проверить его результаты.

Обучение приемам запоминания требует сложной и последовательной стратегии и разделяется на два этапа:

1 этап – формирование смыслового соотнесения и смысловой группировки, как умственных действий;

2 этап – формирование умения применять эти действия для решения мнемических задач.

П.И. Зинченко отмечает, что на первых этапах у многих детей наблюдается раздвоение умственной и мнемической деятельности. Оно проявляется в следующем: выполняя операцию смысловой группировки, дети забывают о том, что нужно запоминать картинки, а когда стараются запомнить, перестают группировать [3, c.157].

По мнению П.И. Зинченко большое значение имеет сравнение как прием логического запоминания. Особенно важное значение имеет подчеркивание различий в объектах. Это обеспечивает специализацию связей при запоминании и направляет воспроизведение образов объектов по определенному пути. Установление только общих связей может затруднять их припоминание. Запоминание объекта осуществляется тем быстрее и прочнее, чем резче выступают различия между ними. Поэтому сравнение объекта следует начинать с ярко выявленных различий и только после этого переходить к различиям менее заметным [3, c.163].

Также необходимо уделять внимание правильной организации повторений. Необходимо правильно распределить повторения во времени; менять и форму повторений, то есть одни и те же задачи можно решать на новом содержании. Для прочного запоминания лучшим вариантом поделить материал на части. И, конечно, надо постоянно поддерживать интерес детей и не забывать об их возрастных особенностях и возможностях.

 

2.2. Характеристика средств и методов улучшения памяти у молодежи и взрослых

 

Зрительная память во многом оказывает влияние на успешность обучения студентов. В настоящее время разработано и на практике используется немалое количество разнообразных систем и методов влияния на память человека с целью ее улучшения. Одни из этих методов основаны на регуляции внимания, другие предполагают совершенствование восприятия материала, третьи базируются на упражняемости воображения, четвертые – на развитии у человека способности осмысливать и структурировать запоминаемый материал, пятые – на приобретении и активном использовании в процессах запоминания и воспроизведения специальных мнемотехнических приемов и действий. Все эти методы в конечном счете основаны на установленных в научных исследования и подтвержденных жизнью фактах связи памяти с другими психическими процессами человека и его практической деятельностью [9, c.28].

Специальные приемы для облегчения запоминания.

1. Находить яркие, необычные образы, картинки, которые по "методу связки" соединяют с информацией, которую надо запомнить. Например, нам надо запомнить набор слов: карандаш, очки, люстра, стул, звезда, жук - запомнить это будет легко, если вы вообразите их "Персонажами" яркого, фантастического мультфильма, где стройный франт - карандаш" в "очках" подходит к полной даме "люстре", на которую шаловливо влезает "стул", на обивке которого сверкают "звезды". Такой придуманный мультик забыть или перепутать трудно. Чтобы повысить эффективность запоминания по "методу связок", полезно cильно искажать пропорции (огромный "жук"); представлять предметы в активном действии ("карандаш" подходит); увеличивать количество - предметов (сотни "звезд"); менять местами функции предмета ("стул" на даме "люстре ).

2. Meтод Цицерона. Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить, расставить мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Вспомнить информацию вы сможете опять, представив себе свою комнату, - все будет на своих местах, где вы их расположили при предыдущем "обходе".

3.              Метод тренировки зрительной памяти - метод Айвазовского.

Известный русский художник Айвазовский запоминал поразивший его пейзаж методом, который сегодня психологи предлагают для тренировки зрительной   памяти.   Посмотрите на предмет, или пейзаж, или на человека в течение 3 секунд, стараясь запомнить детально. Потом закройте глаза и представьте мысленно этот предмет во всех подробностях. Задавайте себе вопросы по подробностям этого образа. Далее откройте глаза на 1 секунду, дополните образ, закройте глаза и постарайтесь добиться максимально яркого изображения предмета и так повторите несколько раз.

4. «Спички» — это также необычайно удобный способ тренировки зрительной памяти. Бросьте на стол кучкой 4-5 спичек. В течение 2-3 с запоминайте их расположение. Воссоздайте изображение с закрытыми глазами (или на левой ладони). Если не все удалось запомнить, посмотрите на них еще одну секунду и воссоздайте образ точнее. Еженедельно увеличивайте количество спичек на одну. Когда дойдете до 12-14 штук, опять начните с 4-5, но уже с запоминанием расположения спичечных головок. Очень хорошо после воссоздания внутреннего образа зарисовать расположение спичек на листе бумаги и сличить рисунок с оригиналом.

Память нуждается в постоянной тренировке. Для улучшения памяти можно попробовать следующие упражнения:

1. Возьмите в привычку ежедневно изучать небольшой отрывок текста (поэзии или прозы). Это не должно быть автоматическое зазубривание! Вникайте в смысл текста, старайтесь изучить его не за один «присест», несколько раз подряд повторив его, а на протяжении дня, возвращаясь к тексту время от времени. Чем больше повторений текста вы осуществите – тем лучше ваша память «зафиксирует» его. Со временем вы натренируете память и станете запоминать текст в результате значительно меньшего количества повторений.

2. Воспользуйтесь одной из самых популярных методик тренировки памяти – мнемотехникой. Она основывается на принципе ассоциаций того, что вам хорошо знакомо с тем, что нужно запомнить. Помните фразу об охотнике и фазане, призванную запомнить расположение цветов в радуге? Это как раз пример мнемотехники. По подобному принципу можно запомнить правила русского языка, число пи, расположение планет в Солнечной системе, номера телефонов, иностранные слова и многое-многое другое.

Информация о работе Психологические особенности зрительной памяти и методы её развития