Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:26, курсовая работа
Предмет исследования – психологические причины межличностных конфликтов.
Цель курсовой работы - исследование психологических причин межличностных конфликтов во взаимоотношениях людей. Эта цель реализуется посредством следующих задач:
рассмотреть психологические причины межличностных конфликтов;
установить наличие взаимосвязи между самооценкой и способами реагирования в конфликте;
выяснить, как влияет самооценка на поведение в конфликтной ситуации.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психологические причины межличностных конфликтов……………5
Факторы определения ситуации как конфликтной………………………...5
1.2 Межличностные конфликты в различных сферах взаимодействия……...13
1.3 Приемы конструктивного взаимодействия………………………………..19
Глава 2. Сущность собственного эмпирического исследования
и интерпретация результатов …………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованной литературы……………
исследований и разработок, оно, в основном, ограничивалось вниманием к
психологическому климату в рабочих группах, стилю руководства, мотивации трудовой деятельности, решению задач управления и т.д. гораздо меньше внимания уделялось отдельному человеку, его жизни в организации, стилю взаимодействия с окружением и, соответственно, возникающим у него конфликтам.
Что представляют собой эти конфликты? Говоря о «персональных»
конфликтах работника, чаще всего имеют виду конфликты «по вертикали» (с руководителем). Считается, что это более напряженная линя взаимодействия и здесь чаще возникают конфликты, чем в отношениях «по горизонтали» (т.е. при взаимодействии с коллегами), поскольку в отношениях с руководителем могут персонифицироваться и более широкие проблемы отношения человека с организацией.
В западной литературе подобные ситуации получили специальное наименование «индустриального конфликта». Оно используется применительно к широкому кругу явлений, куда относятся конфликты между различными социальными категориями работников в силу противоположности их интересов; противоречия организационных структур; межличностные конфликты в системе формальных (между руководителем и подчиненными) и неформальных отношений (взаимодействия в группе, конфликты между лидером и членами группы и др.), а также противоречия между формальной и неформальной структурами организации и даже внутриличностные конфликты, переживаемые членами организации (ролевые конфликты, явления фрустрации, тревожности, напряженности и т.д.).
В западной литературе проблемы в
отношении подчиненных и
При изучении конфликтов в трудовых коллективах отечественными специалистами в фокусе внимания обычно оказывались причины этих конфликтов. При этом в качестве типичных выделялись объективные факторы (недостатки в организации производственных процессов, неблагоприятные условия труда, несовершенство системы его оплаты и др.), недостатки в деятельности руководителей (ошибочность решений, недостаточная компетентность, недостатки стиля руководства и т.д.), противоречия в интересах членов рабочих групп, нарушения внутригрупповых норм поведения, а также их личностные особенности идругие причины.
На основании серии выполненных исследований по проблемам производственных конфликтов была разработана типология конфликтов, основанная на взаимосвязях, существующих между людьми в процессе трудовой деятельности. Эти взаимосвязи имеют функциональный характер (связаны с выполняемой людьми деятельностью и целями, достигаемыми ими в процессе этой деятельности) социальной (связаны с принадлежностью людей к одной организации и коллективу и соответственно, нормативным характером их взаимодействия) и психологический (связаны с естественностью потребности людей в общении и ее реализацией в группе).
В результате проведенных исследований предложенная типология получила эмпирическое обоснование. Были опрошены группы рабочих и инженерно-технических работников общей численностью более трех тысяч человек, которых в том числе просили оценить частоту возникновения конфликтов по тем или иным причинам. В результате обработки данных были получены четкие плеяды причин конфликтов, относящихся к одному типу.
В первый тип вошли конфликты, причины которых были связаны с основными целями деятельности, - неудовлетворительная работа товарищей, производственные трудности, неблагоприятные условия труда, словом то, что препятствует успешной работе человека.
Второй тип включает конфликты, также связанные с целями деятельности, но с теми из них, которые могут быть условно названы вторичными: конфликты из за заработной платы, премии, распределения отпусков, сменности, перспектив роста.
Третий тип конфликтов был связан с социальными отношениями участников трудовой деятельности, их принадлежностью к одной группе. Сюда вошли конфликты на почве трудовой дисциплины и недовольства одной из сторон поведением другой. К этой же «поведенческой» группе присоединились конфликты на «личной почве» (возникающие в силу личностных особенностей участников взаимодействия).
1.3 Приемы конструктивного взаимодействия
Практика взаимодействия в противоречивых ситуациях - соревнованиях, конфликтах, спорах, диспутах – сформировала и конструктивные традиции деятельности. Именно так, например, возникает специфический принцип «негативного сотрудничества»: «Агонистический принцип – это принцип борьбы при соблюдении определенных норм и правил, принцип честного соревнования, достойного ведения дискуссий, диалогического спора, предполагающего уважение к оппоненту. Соблюдение этого принципа предполагает спор, но не личную ссору, борьбу по правилам, но не грубую агрессивность, соревнование, но не бесстыдную конкуренцию, уважение человеческого достоинства оппонента или противостоящей коалиции и отрицание всякого антигуманизма в диалогическом взаимодействии».[17,56]
Однако как уже отмечалось, приемы конструктивного взаимодействия в конфликте менее очевидны, сколь бы парадоксальным это ни казалось.
Традиции классиков в этой области – Аристотеля, Шопенгауэра, Поварнина – продолжены современными исследователями. Из наиболее известных описаний приемов взаимодействия - это правила ведения конструктивного спора по С. Кратохвилу (табл. 1. и 2.), включающие описание позитивных и деструктивных приемов вербальной коммуникации в конфликтной ситуации.
Таблица 1.
Конструктивный спор по Кратохвилу. Стиль спора
+ |
- | |||
Конкретность |
В споре имеется предмет, нападение или защита сводится к конкретному поведению «здесь и теперь». |
Обобщение: поведение называется «типичным», ссылка на события прошедшие или не имеющие отношения к делу. | ||
Вовлеченность |
Оба увлечены, наносят и получают сильные «удары». |
Один из участников не задействован, находится в стороне от спора, оскорбляется, прекращает спор преждевременно и т.д. | ||
Коммуникация |
Ясная, открытая, каждый говорит за себя, думает то, что говорит. Его можно понять и ответить ему. Хорошая «обратная связь». |
Слишком частое повторение своих доводов и невнимание к доводам другого. Скрытые признаки непонимания, намеки, неясности, «шум» | ||
«Честная игра» |
Не допускаются «удары ниже пояса» и принимается во внимание, сколько может вынести партнер. |
Аргументы не относятся к предмету спора, но нацелены в чувствительное место. |
Таблица 2.
Конструктивный спор по Кратохвилу. Результат спора
+ |
- | |||
Информативность |
Что-то узнал или получил, научился чему-то новому. |
Не узнал ничего нового. | ||
Отреагирование |
Исчезла напряженность, уменьшилось озлобление, выяснены претензии. |
Напряжение не исчезло, а осталось или усилилось. | ||
Сближение |
Спор привел к взаимопониманию и сближению партнеров. Есть ощущение, что это их касается, что так и должно быть. Сохраняют свое достоинство. |
Партнеры более отдалены, чем прежде. Ощущение, что они не поняты или сильно обижены. | ||
Улучшение |
Устранение проблемы, разрешение ситуации, оправдания, извинения, планы на будущее. |
Ничего не решено, участник не старается ничего исправить или оставляет это другому и не хочет его простить. |
Наиболее распространенными приемами ведения обсуждения и предъявления своей позиции являются аргументы и контраргументации. К техникам аргументации обычно относят предъявление аргументов, развертывание аргументов и метод положительных ответов, а к техникам контраргументации – «перелицовку» аргументов партнера, их расчленение и встречное развертывание аргументации. Например, метод положительных ответов предполагает постановку конкретных вопросов, с помощью которых по каждому отдельному пункту достигается согласие оппонента и тем самым оба партнера постепенно приходят к одному выводу. Метод перелицовки направлен на подведение партнера к противоположным выводам с помощью постепенного прослеживания решения проблемы вместе с ним. Метод расчленения предполагает конкретизацию и разделение аргументов партнера
с их последующей проработкой и т.д.[18,74]
В эффективной реализации конфронтации Сидоренко различает следующие стадии: сообщение о своих чувствах, вызванных действиями партнера, усиление послания (в случае неэффективности первой попытки), выражение пожелания или просьбы, назначение санкций, реализация санкций.
Психологическое противостояние, помимо конфронтации, контраргументации, конструктивной критики, включает в себя приемы «психологической самообороны» и др. к техникам психологической самозащиты автор относит «технику бесконечного уточнения», «технику внешнего согласия» и «технику испорченной пластинки», когда участник общения в ответ на не устраивающие его действия партнера задает уточняющие вопросы, соглашается, не меняя своей позиции, повторяет одно и то же и т.д.[19,34]
Глава 2. Сущность собственного эмпирического исследования
и интерпретация результатов
В моей курсовой работе мы опирались на субъективные причины и восприятие конфликтных ситуаций. Так как полное исследование субъективных факторов в возникновении конфликтных ситуаций на данное время является затруднительным, то исходя из этого, мы исследовали один из факторов субъективного влияния на возникновение конфликта, как частичное подтверждение значимости субъективного отношения к ситуации.
Любой конфликт, независимо от причин его возникновения, является ситуацией повышенной опасности для сложившихся представлений человека о себе, а также для его «идеального Я»
Неадекватность представлений человека о себе, выражающаяся в идеализации себя или, наоборот, в недооценке своих реальных возможностей искажает восприятие конфликтной ситуации оппонентов и собственного поведения в конфликте.
Задачи исследования:
1) установить наличие взаимосвязи между самооценкой и способами реагирования в конфликте;
2) выяснить, как влияет самооценка на поведение в конфликтной ситуации.
Были выдвинуты следующие гипотезы:
Объект исследования представляет собой выборку общей численностью 30 человек (18 женщин и 12 мужчин), возрастной критерий которых от 20 до 58 лет.
Для исследования мы использовали следующие методы:
- Методика «Самооценка» - опирается на то, что каждый человек имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойств личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества они более всего ценят в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания. Это задание выполняется в два этапа и выявляет уровень самооценки личности, дающий нам возможность связать его с особенностями реагирования в конфликте. (Приложение 1)
- Тест «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» (методика Томаса) - предлагаемый тест имеет целью определить характерную для человека тактику поведения в конфликтных ситуациях. Он состоит из 30 пунктов, в каждом из которых имеется два суждения, обозначенные буквами А и Б, сравнивая указанные в пункте два суждения, каждый раз тестируемому необходимо выбирать из них то, которое является более типичным для его поведения. Сравнивая результаты, полученные при исследовании самооценки с результатами, полученными после проведения методики Томаса, мы выявляем связь уровня самооценки со способами реагирования в конфликте, а также частично подтверждаем значимость субъективного отношения к конфликтной ситуации.
Информация о работе Психологические причины межличностных конфликтов во взаимоотношениях людей