Психологические причины межличностных конфликтов во взаимоотношениях людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – психологические причины межличностных конфликтов.
Цель курсовой работы - исследование психологических причин межличностных конфликтов во взаимоотношениях людей. Эта цель реализуется посредством следующих задач:
рассмотреть психологические причины межличностных конфликтов;
установить наличие взаимосвязи между самооценкой и способами реагирования в конфликте;
выяснить, как влияет самооценка на поведение в конфликтной ситуации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психологические причины межличностных конфликтов……………5
Факторы определения ситуации как конфликтной………………………...5
1.2 Межличностные конфликты в различных сферах взаимодействия……...13
1.3 Приемы конструктивного взаимодействия………………………………..19
Глава 2. Сущность собственного эмпирического исследования
и интерпретация результатов …………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

конфлкур.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

Результаты исследования:

Методика «Самооценка»:

Респонденты с завышенной самооценкой  -  10 человек

Респонденты с адекватной самооценкой    -  12 человек

Респонденты с заниженной самооценкой   -   8 человек

Наша гипотеза относительно людей с адекватной самооценкой  подтвердилась: 12 испытуемых, исходя из полученных данных по методике «Исследования  особенностей реагирования в конфликтной ситуации» (Томаса) выбрали компромисс и сотрудничество, (график 1.)

В ходе проделанной нами работы установлено, что испытуемые с заниженной самооценкой (8 человек), прибегают чаще всего к компромиссу  и избеганию конфликта.

Признание собственных недостатков служит не стартовой площадкой для их преодоления, а средством самооправдания, отказа от действий (избегание конфликта). Мы определили, что большинство испытуемых с заниженной самооценкой не прибегают к приспособлению в сложившейся конфликтной ситуации вопреки нашей гипотезе.

Респонденты с высокой  самооценкой  (10 человек), проявили склонность к компромиссу и приспособлению. Это расхождение с гипотезой  может объясняться тем, что жертвование  своими интересами может сохранить  собственные завышенные представления о себе и о своем «идеальном Я», т.е. любое предоставление фактов, указывающее на правоту мнения оппонента вызывающее малейшее сомнение в превосходстве собственного «Я» «автоматически» отталкивается, что может проявляется резким нежеланием продолжать разговор и быстрым согласием с правотой оппонента. При этом присутствует обязательное условие - сохранение собственного мнения.

 

 

 

Завышенная


 самооценка

Адекватная

 самооценка

Заниженная

 самооценка

 

График 1. Показатели тактики поведения в конфликте при различных уровнях самооценки.

Выводы:

В результате проведенного исследования мы выявили, что влияние  такого субъективного фактора как  самооценка тонко прослеживается в  тактике поведения в конфликтной  ситуации, что свидетельствует о той роли, которую играет субъективная сторона личности в отношениях с другими людьми. И здесь прослеживается не только зависимость, но и возможность изменения. Поскольку самооценка складывается под влиянием оценки окружающих и, став устойчивой, меняется с большим трудом, то изменить ее можно, изменив отношение окружающих (сверстников, сотрудников по работе, преподавателей, родных и т. д.). Поэтому формирование оптимальной самооценки сильно зависит от справедливости оценки всех этих людей. Особенно важно помочь человеку поднять неадекватно заниженную самооценку, помочь поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность. То есть, изменяя самооценку с неоптимальной на оптимальную, мы можем тем самым изменять тактику поведения этого человека в конфликтной ситуации. А если принимать и это, то следует отметить и то, что гибкость внутренних установок (шаблонов) на конфликт может быть увеличена за счет приобретения нового знания или опыта (как способа реагирования) по поведению в конфликтной ситуации.

На основании всего вышеизложенного  можно сделать ряд рекомендаций, которые будут способствовать саморегуляции личности в области взаимодействий ее в различных ситуациях, с разными категориями людей, включая предельные случаи, связанные с конфликтами:

Индивид является саморазвивающейся системой стремящейся к познанию и накоплению опыта. Люди способны видоизменять или заменять свои шаблоны (стереотипы мышления) конфликтного поведения, событий и собственной личности. В этой способности заключена возможность свободы: поведение человека свободно постольку, поскольку его шаблоны гибки и проницаемы, для того,  чтобы допустить новые способы реагирования на события и их интерпретацию.

Немаловажная роль здесь  отводится получению большего объема  знаний о конфликтах и способах их разрешения, чтобы развивать способность и стремление к конструктивному сотрудничеству в конфликтных ситуациях. Значимая роль отводится проявлению гибкости в отношении психологических установок. Совершенствование поведения личности зависит в большей мере  от желания самой личности, то есть от  тех установок, которые личность сама себе может задать.

На мой взгляд, немаловажным будет создание активных тренинг  групп (Т-группы), с постоянным набором  желающих, где происходило бы обучение людей навыкам конструктивного межличностного общения, развитие таких коммуникативных умений, как описание поведения другого, коммуникация чувств (способность к адекватной передаче сообщений о своих внутренних состояниях), активное слушание, конфронтация, позволяющая людям глубже исследовать свое поведение и эффективно изменять его.

В немалой степени  успехи обучающих программ, особенно тренинговых, связанны с тем, что  личность, приходящая в эти группы, уже ориентирована на собственное  изменение и на принятие нового.

Включение в школьную образовательную базу программ обучающих конструктивному разрешению конфликтов является, на мой взгляд, важным элементом в развитии и совершенствовании навыков поведения в конфликтных ситуациях и способах их разрешения. Ведь такие варианты обучающих программ, как:

Кооперативные навыки, предполагающие совместные действия, движение, смех. Например, групповая пантомима изображающая различные ситуации, такие как катание на коньках, остановка трамвая и т.д.

Коммуникация – упражнения или игры направленные на понимание того, что такое коммуникация или каковы причины неэффективной коммуникации, например совместное рассказывание историй (один начинает, другой продолжает и т.д.)

Творческое разрешение конфликтов – сценки, разыгрывающие конфликт, кукольный театр, ролевые игры и т.д.

Разделение чувств – общий круг, в котором каждый может высказаться, если он этого хочет, и каждый может быть услышан, игры на доверие и т.д.

Все они указывают  на широкие возможности их использования  в школьном возрасте. Выстроенные с учетом особенностей нашей системы образования они нашли бы своих приверженцев и среди педагогов, и среди учеников.

Все это создало бы, на мой взгляд, благоприятную почву  для развития гармоничной, устойчивой к конфликтам личности в совокупности со способностью конструктивного взаимодействия и как следствие безграничной возможностью к изменению и развитию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

           Конфликт относится к критическим жизненным ситуациям, которые представляют собой эмоционально переживаемые человеком жизненные обстоятельства, образующие в восприятии человека сложную психологическую проблему, требующую своего разрешения.  

В первой главе были рассмотрены психологические причины межличностных конфликтов. Таким образом, был сделан ряд выводов: для современных подходов характерно признание объективно-субъективной природы конфликтов, которая предполагает не только наличие «объективных» условий возникновения конфликта, но и субъективной оценки ситуации, такого ее восприятия, которое создает для субъекта необходимость реагирования в виде выбора соответствующей стратегии конфликтного взаимодействия (или ухода от него). Восприятие ситуаций представляет собой процесс, в котором на основе категоризации и интерпретации индивид  создает «когнитивные соответствия» этих ситуаций.

Во второй главе было сделано эмпирическое исследование. Для исследования мы использовали следующие методы: методика «Самооценка», методика Томаса. В результате проведенного исследования мы выявили, что влияние такого субъективного фактора как самооценка тонко прослеживается в тактике поведения в конфликтной ситуации, что свидетельствует о той роли, которую играет субъективная сторона личности в отношениях с другими людьми. И здесь прослеживается не только зависимость, но и возможность изменения.

В соответствии с теоремой Томаса, «если ситуации определяются как реальные, они становятся реальными по своим последствиям». Следствием определения ситуации становится поведение, которое человек строит в соответствии со своим «определением», и эти субъективные представления о ситуации оказывают на него зачастую более сильное влияние, чем объективные характеристики.

Список использованной литературы

  1. Китаев-Смык Л. А. «Психология стресса» М., 1983г.
  2. Argyle M, Furham A, Graham J, «Social Situations». C., 1981г.
  3. Реан А.А., Коломинский Я. Л. «Социальная педагогическая психология». С.Пб., 1998г.
  4. Марасин В.В. «56 полюсов поведения». Донецк - 1997г.
  5. Klar Y., Bar-Tal D., Kruglanski A., 1988г.
  6. Хорни К. «Невротическая личность нашего времени». Самоанализ. М., 1993г.
  7. «Психоанализ». Популярная энциклопедия н.ред. П.С. Гуревич М., 1998г.
  8. Майерс Д. «Социальная психология». С.Пб., 1997г.
  9. Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. «Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности», 1990г.
  10. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. «Психология и психотерапия семьи», С.Пб., 1999г.
  11. Левкович В.П., Зуськова О.Э. «Социально-психологический подход к   изучению супружеских конфликтов», психологический журнал №3 1985г.
  12. Тащева А.И. «Атрибутивные процессы в супружеских конфликтах». М., 1987г.
  13. «Социальная психология личности». М., 1979г.
  14. Бютнер К. «Жить с агрессивными детьми». М., 1991г.
  15. Драгунова Т.В. «Проблема конфликта в подростковом возрасте» // Вопросы психологии, 1972г. №2
  16. Prasow P. «Conflict and Cooperation in Labor». Los Angeles, 1974г.
  17. Буш Г.Я. «Диалогика и творчество». Рига, 1985г.
  18. Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. «Психологический практикум. Межличностные отношения». С.Пб., 1996г.
  19. Сидоренко Е.В. «Опыты реориентированного тренинга». С.Пб., 1995г.

Приложение 1

Тест «Самооценка»

         Инструкция: Каждый человек имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойств личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы более всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания. Какие же представления об идеале имеются у  вас? Разобраться в этом вам поможет следующее задание, которое выполняется в два этапа.

Этап 1

         Разделите лист бумаги на четыре равные части, обозначьте каждую часть римскими цифрами I, II, III, IV. Даны четыре набора слов, характеризующих положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые более значимы и ценны для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перед другими. Какие это качества и сколько их – каждый решает сам. Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств – и так до самого конца. В итоге вы должны получить четыре набора идеальных качеств. Чтобы создать условия для одинакового понимания качеств всеми участниками психологического обследования, приводим толкование этих качеств:

    1. Межличностные отношения, общение.

  1. Заботливость – мысль или действие, направленные к благополучию людей; попечение, уход.
  2. Искренность – выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность.
  3. Коллективизм – способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало.
  4. Отзывчивость – готовность отозваться на чужие нужды.
  5. Радушие – сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью чем-нибудь услужить.
  6. Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей.
  7. Тактичность – чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей.
  8. Терпимость – умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам,
  9. Чуткость – отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей.
  10. Доброжелательность – желание добра людям, готовность содействовать их благополучию.
  11. Приветливость – способность выражать чувство личной приязни.
  12. Обаятельность – способность очаровывать, притягивать к себе.
  13. Общительность – способность легко входить в общение.
  14. Обязательность – верность слову, долгу, обещанию.
  15. Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия.
  16. Откровенность – открытость, доступность для людей.
  17. Справедливость – объективная оценка людей в соответствии с истиной.
  18. Совместимость – умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач.
  19. Требовательность – строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга.

II. Поведение.

  1. Активность – проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и действия.
  2. Гордость – чувство собственного достоинства.
  3. Добродушие – мягкость характера, расположение к людям.
  4. Порядочность – честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки.
  5. Смелость – способность принимать и осуществлять свои решения без страха.
  6. Твердость – умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость.
  7. Уверенность – вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений.
  8. Честность – прямота, искренность в отношениях и поступках.
  9. Энергичность – решительность, активность поступков и действий.
  10. Энтузиазм – сильное воодушевление, душевный подъем.
  11. Добросовестность – честное выполнение своих обязанностей.
  12. Инициативность – стремление к новым формам деятельности.
  13. Интеллигентность – высокая культура, образованность, эрудиция.
  14. Настойчивость – упорство в достижении целей.
  15. Решительность – непреклонность, твердость в поступках, способность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания.
  16. Принципиальность – умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события.
  17. Самокритичность – стремление оценивать свое поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки.
  18. Самостоятельность – способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами.
  19. Уравновешенность – ровный, спокойный характер, поведение.
  20. Целеустремленность – наличие ясной цели, стремление ее достичь.

III. Деятельность.

  1. Вдумчивость – глубокое проникновение в суть дела.
  2. Деловитость – знание дела, предприимчивость, толковость.
  3. Мастерство – высокое искусство в какой-либо области.
  4. Понятливость – умение понять смысл, сообразительность.
  5. Скорость – стремительность поступков и действий, быстрота.
  6. Собранность – сосредоточенность, подтянутость.
  7. Точность – умение действовать, как задано, в соответствии с образцом.
  8. Трудолюбие – любовь к труду, общественно полезной деятельности, требующей напряжения.
  9. Увлеченность – умение целиком отдаваться какому-либо делу.
  10. Усидчивость – усердие в том, что требует длительного времени и терпения.
  11. Аккуратность – соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность.
  12. Внимательность – сосредоточенность на выполняемой деятельности.
  13. Дальновидность – прозорливость, способность предвидеть последствия, прогнозировать будущее.
  14. Дисциплинированность – привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом.
  15. Исполнительность – старательность, хорошее исполнение заданий.
  16. Любознательность – пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний.
  17. Находчивость – способность быстро находить выход из затруднительных положений.
  18. Последовательность – умение выполнять задания, действия в строгом порядке, логически стройно.
  19. Работоспособность – способность много и продуктивно работать.
  20. Скрупулезность – точность до мелочей, особая тщательность.

Информация о работе Психологические причины межличностных конфликтов во взаимоотношениях людей