Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:26, курсовая работа
Предмет исследования – психологические причины межличностных конфликтов.
Цель курсовой работы - исследование психологических причин межличностных конфликтов во взаимоотношениях людей. Эта цель реализуется посредством следующих задач:
рассмотреть психологические причины межличностных конфликтов;
установить наличие взаимосвязи между самооценкой и способами реагирования в конфликте;
выяснить, как влияет самооценка на поведение в конфликтной ситуации.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психологические причины межличностных конфликтов……………5
Факторы определения ситуации как конфликтной………………………...5
1.2 Межличностные конфликты в различных сферах взаимодействия……...13
1.3 Приемы конструктивного взаимодействия………………………………..19
Глава 2. Сущность собственного эмпирического исследования
и интерпретация результатов …………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованной литературы……………
Результаты исследования:
Методика «Самооценка»:
Респонденты с завышенной самооценкой - 10 человек
Респонденты с адекватной самооценкой - 12 человек
Респонденты с заниженной самооценкой - 8 человек
Наша гипотеза относительно людей с адекватной самооценкой подтвердилась: 12 испытуемых, исходя из полученных данных по методике «Исследования особенностей реагирования в конфликтной ситуации» (Томаса) выбрали компромисс и сотрудничество, (график 1.)
В ходе проделанной нами работы установлено, что испытуемые с заниженной самооценкой (8 человек), прибегают чаще всего к компромиссу и избеганию конфликта.
Признание собственных недостатков служит не стартовой площадкой для их преодоления, а средством самооправдания, отказа от действий (избегание конфликта). Мы определили, что большинство испытуемых с заниженной самооценкой не прибегают к приспособлению в сложившейся конфликтной ситуации вопреки нашей гипотезе.
Респонденты с высокой
самооценкой (10 человек), проявили склонность
к компромиссу и
Завышенная
самооценка
Адекватная
самооценка
Заниженная
самооценка
График 1. Показатели тактики поведения в конфликте при различных уровнях самооценки.
Выводы:
В результате проведенного
исследования мы выявили, что влияние
такого субъективного фактора как
самооценка тонко прослеживается в
тактике поведения в
На основании всего вышеизложенного можно сделать ряд рекомендаций, которые будут способствовать саморегуляции личности в области взаимодействий ее в различных ситуациях, с разными категориями людей, включая предельные случаи, связанные с конфликтами:
Индивид является саморазвивающейся системой стремящейся к познанию и накоплению опыта. Люди способны видоизменять или заменять свои шаблоны (стереотипы мышления) конфликтного поведения, событий и собственной личности. В этой способности заключена возможность свободы: поведение человека свободно постольку, поскольку его шаблоны гибки и проницаемы, для того, чтобы допустить новые способы реагирования на события и их интерпретацию.
Немаловажная роль здесь отводится получению большего объема знаний о конфликтах и способах их разрешения, чтобы развивать способность и стремление к конструктивному сотрудничеству в конфликтных ситуациях. Значимая роль отводится проявлению гибкости в отношении психологических установок. Совершенствование поведения личности зависит в большей мере от желания самой личности, то есть от тех установок, которые личность сама себе может задать.
На мой взгляд, немаловажным будет создание активных тренинг групп (Т-группы), с постоянным набором желающих, где происходило бы обучение людей навыкам конструктивного межличностного общения, развитие таких коммуникативных умений, как описание поведения другого, коммуникация чувств (способность к адекватной передаче сообщений о своих внутренних состояниях), активное слушание, конфронтация, позволяющая людям глубже исследовать свое поведение и эффективно изменять его.
В немалой степени успехи обучающих программ, особенно тренинговых, связанны с тем, что личность, приходящая в эти группы, уже ориентирована на собственное изменение и на принятие нового.
Включение в школьную образовательную базу программ обучающих конструктивному разрешению конфликтов является, на мой взгляд, важным элементом в развитии и совершенствовании навыков поведения в конфликтных ситуациях и способах их разрешения. Ведь такие варианты обучающих программ, как:
Кооперативные навыки, предполагающие совместные действия, движение, смех. Например, групповая пантомима изображающая различные ситуации, такие как катание на коньках, остановка трамвая и т.д.
Коммуникация – упражнения или игры направленные на понимание того, что такое коммуникация или каковы причины неэффективной коммуникации, например совместное рассказывание историй (один начинает, другой продолжает и т.д.)
Творческое разрешение конфликтов – сценки, разыгрывающие конфликт, кукольный театр, ролевые игры и т.д.
Разделение чувств – общий круг, в котором каждый может высказаться, если он этого хочет, и каждый может быть услышан, игры на доверие и т.д.
Все они указывают на широкие возможности их использования в школьном возрасте. Выстроенные с учетом особенностей нашей системы образования они нашли бы своих приверженцев и среди педагогов, и среди учеников.
Все это создало бы, на мой взгляд, благоприятную почву для развития гармоничной, устойчивой к конфликтам личности в совокупности со способностью конструктивного взаимодействия и как следствие безграничной возможностью к изменению и развитию.
Заключение
Конфликт относится к критическим жизненным ситуациям, которые представляют собой эмоционально переживаемые человеком жизненные обстоятельства, образующие в восприятии человека сложную психологическую проблему, требующую своего разрешения.
В первой главе были рассмотрены психологические причины межличностных конфликтов. Таким образом, был сделан ряд выводов: для современных подходов характерно признание объективно-субъективной природы конфликтов, которая предполагает не только наличие «объективных» условий возникновения конфликта, но и субъективной оценки ситуации, такого ее восприятия, которое создает для субъекта необходимость реагирования в виде выбора соответствующей стратегии конфликтного взаимодействия (или ухода от него). Восприятие ситуаций представляет собой процесс, в котором на основе категоризации и интерпретации индивид создает «когнитивные соответствия» этих ситуаций.
Во второй главе было сделано эмпирическое исследование. Для исследования мы использовали следующие методы: методика «Самооценка», методика Томаса. В результате проведенного исследования мы выявили, что влияние такого субъективного фактора как самооценка тонко прослеживается в тактике поведения в конфликтной ситуации, что свидетельствует о той роли, которую играет субъективная сторона личности в отношениях с другими людьми. И здесь прослеживается не только зависимость, но и возможность изменения.
В соответствии с теоремой Томаса, «если ситуации определяются как реальные, они становятся реальными по своим последствиям». Следствием определения ситуации становится поведение, которое человек строит в соответствии со своим «определением», и эти субъективные представления о ситуации оказывают на него зачастую более сильное влияние, чем объективные характеристики.
Список использованной литературы
Инструкция: Каждый человек имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойств личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы более всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания. Какие же представления об идеале имеются у вас? Разобраться в этом вам поможет следующее задание, которое выполняется в два этапа.
Разделите лист бумаги на четыре равные части, обозначьте каждую часть римскими цифрами I, II, III, IV. Даны четыре набора слов, характеризующих положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые более значимы и ценны для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перед другими. Какие это качества и сколько их – каждый решает сам. Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств – и так до самого конца. В итоге вы должны получить четыре набора идеальных качеств. Чтобы создать условия для одинакового понимания качеств всеми участниками психологического обследования, приводим толкование этих качеств:
Информация о работе Психологические причины межличностных конфликтов во взаимоотношениях людей