Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 15:01, курсовая работа
Лидерство стало объектом исследований в начале 20-х годов ХХ столетия, когда начал проявляться интерес к управлению как к науке. Ранние исследования имели целью выявить общие качества или личностные характеристики эффективных руководителей. Одной из ранних теорий является «теория черт» (личностная теория лидерства). Согласно этой теории лидером может быть только такой человек, который имеет определенный набор личностных качеств или совокупность определенных психологических черт. Разные авторы стремились выделить необходимые для лидера черты или характеристики, однако так и не пришли к единому мнению.
Введение __________________________________________________3
Глава 1. Теоретические основы________________________________5
1.1.Исследование лидерства в зарубежной психологии __________5
1.2. Исследование лидерства в отечественной психологии_______11
1.3. Теоретические основы психологических приёмов___________17
1.3.1. Заражение_________________________________________18
1.3.2. Внушение__________________________________________20
1.3.3. Убеждение_________________________________________22
1.3.4. Подражание________________________________________25
Глава 2.Выявление лидера___________________________________27
2.1 Социометрия_________________________________________27
2.2 Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири__29
2.3 MSGEIT ( The Mayer – Salovey – Caruso Emotional Intelligent Tests______________________________________________________34
Заключение_______________________________________________37
Список источников литературы________________________
Содержание:
Введение ______________________________ Глава 1. Теоретические основы________________________ 1.1.Исследование лидерства в зарубежной психологии __________5 1.2. Исследование лидерства в отечественной психологии_______11 1.3. Теоретические основы психологических приёмов___________17 1.3.1. Заражение_____________________ 1.3.2. Внушение______________________ 1.3.3. Убеждение_____________________ 1.3.4. Подражание____________________ Глава 2.Выявление лидера____________ 2.1 Социометрия___________________ 2.2 Методика диагностики
межличностных отношений Т. 2.3 MSGEIT ( The Mayer – Salovey –
Caruso Emotional Intelligent Tests_________________________ Заключение____________________ Список источников литературы____________________ |
ВВЕДЕНИЕ .
Лидерство
стало объектом исследований в начале
20-х годов ХХ столетия, когда начал
проявляться интерес к
Так, американский исследователь К. Берд составил список, в котором фигурировали - инициативность, коммуникабельность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, доброта. Позднее Р. Стокдилл добавил еще популярность, красноречие и пр. Хотя ни одна из черт не занимает значительного места в характеристике лидера, однако они в характеристике лидера присутствуют.
Согласно Максвеллу, потенциальный
лидер обязан иметь позитивное восприятие,
служить общим интересам, иметь
потенциал роста и быть последовательным
и отданным делу: быть гибким, порядочным,
иметь широкий кругозор, придерживаться
дисциплины и проявлять благодарность
организации и людям. Однако, руководствуясь
одним из основных положений социальной
психологии о значении социальной ситуации,
рассматривать эффективность
Согласно ситуационным теориям лидерства, лидерство - это продукт определенной ситуации. В разных конкретных ситуациях групповой жизни появляются отдельные члены группы, которые имеют преимущества перед другими, хотя бы одной чертой, а поскольку именно эта черта является необходимой в данный момент, человек становиться лидером. Одной из наиболее известных из теорий такого рода, является теория Ф. Фиддера, которая утверждает, что эффективность лидера зависит от того, насколько данный лидер ориентирован на задачу или на взаимоотношения, а также от того, в какой степени лидер контролирует группу и реализует свое влияние на нее. Следует отметить, что теория Фиддера прошли успешную проверку на многочисленных группах лидеров, включая директоров предприятий, администраторов, начальников отделений и пр.1
Цель этой работы - выполнить теоретический анализ научных данных, раскрывающих содержание психологических приёмов влияния лидера.
Основной задачей курсовой работы является исследование психологических приёмов влияния лидера.
Проблематика лидерства не теряет своей актуальности, поскольку посвящена социальному феномену – управлению ключевым ресурсом компаний (людьми), значение которого постояннно увеличивается.2 Психологические приёмы влияния лидеров являются одними из ключевых звеньев в управлении людьми, которым стремятся обучиться руководители в первую очередь. Ведь только руководитель – лидер способен привести организацию к успеху.
ГЛАВА 1. Теоретические основы.
1.1 Исследование лидерства в зарубежной психологии.
В зарубежной психологии на протяжении всего ХХ века теория лидерства развивалась по нескольким направлениям, в результате чего был накоплен богатый теоретический и эмпирический материал.
Одним из самых ранних теорий лидерства появились в первой половине XX века в рамках персоналистического подхода. Они были ориентированы на исследование лидерских качеств (черт). «Теория черт» была развитием концепции «Великого человека», утверждающей, что выдающиеся люди лидируют благодаря тому, что от рождения наделены чертами, отличающих их от других индивидов. К основателям концепции «Великого человека» можно отнести английского психолога и антрополога Ф. Гальтона (Голтона), объясняющего феномен лидерства на основе наследственных факторов. Его работа «Наследственность таланта, ее законы и последствия», опубликованная в 1869 году, стимулировала ряд исследователей выдвинуть предположение, что все эффективные лидеры являются обладателями общего для них набора качеств (черт), позволяющих им занимать лидирующие позиции. Этой концепции в различной степени придерживались О. Тид (Tead, 1929), Э. Вигэм (Wiggam, 1931), Дж. Доуд (Dowd, 1936), Ф. Вудс (Woods, 1936), Э. Боргатта (Borgatta, 1954) и др. Развернутые в первой половине XX века обширные исследования приводили к выявлению различных лидерских качеств, список которых постоянно разрастался.
В 1948 году Р. Стогдилл сделал обзор 124 исследований, направленных на изучение личностных черт лидеров, и отметил, что исследования дают противоречивые результаты. Оказалось, что в разных ситуациях проявлялись лидеры, обнаруживающие различные, порой противоположные лидерские качества. На основе проведенного анализа Р. Стогдилл сделал вывод о том, что «человек не становится лидером только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личностных свойств».
Таким образом, попытка выделить универсальные лидерские качества, позволяющие лидеру быть успешным во всех ситуациях внутригруппового взаимодействия и различных условиях профессиональной деятельности, не удалась. Выделенные качества эффективных лидеров определяли их успешность в основном только в контексте осуществляемой ими деятельности. В результате во второй половине XX века отметился заметный спад интереса к эмпирическому выделению универсальных лидерских качеств.
При подходе к исследованию лидерства только с точки зрения теории черт остаются неучтенными многие аспекты, прежде всего деятельность, осуществляемая группой, особенности взаимоотношений лидера и последователей, характер профессионального взаимодействия, условия среды, в которых осуществляется лидерство и др. В то же время не вызывает сомнений, что лидер все же должен обладать определенными чертами, отличающими его от других членов группы. Поэтому попытки предложить классификацию, составить каталоги и модели лидерских черт применительно к специфике группы и деятельности продолжают оставаться актуальными.
Интересную модификацию «теории черт» можно найти в концепции А. Менегетти. По его мнению, человек получает определенные задатки лидера от рождения, но это не означает, что он обязательно реализует себя как лидер. Чтобы стать лидером, надо достичь соответствующего уровня культуры, образования, жизненного опыта и профессионализма. По сути, А. Менегетти указывал на то, что каждый человек, пусть и в различной степени, обладает лидерскими задатками, однако не каждому удается их развить. Отметим, что в этой концепции задатки следует так же рассматривать применительно к определенным ситуациям лидерства.
Исходя из этого, можно предположить, что подбор кандидатов на роли организационных лидеров в юношеской среде необходимо осуществлять, опираясь не столько на актуальные, то есть развитые качества, сколько на потенциальные способности и склонность к лидерству. На целесообразность данного подхода могут указывать наблюдения, сделанные С. Клубеком и Б. Бассом в ходе своих исследований. Они пришли к выводу, что людей, от природы не склонных к лидерству, а они всегда есть в группе, вряд ли можно сделать лидерами. Можно лишь попытаться изменить некоторые особенности их характера посредством психотерапии.
Сторонники ситуационного подхода отмечают важность обстоятельств, в которых проявляется лидерство, и относительность лидерских черт. Так, Дж. Хемфилл утверждал, что каждый новый ситуативный контекст требует от лидера проявления определенного набора качеств, причем часто качества, эффективные в одной ситуации, могут быть нейтральными в другой и, более того, могут помешать решению проблемы в иных обстоятельствах.
По утверждению Ф. Фидлера, «деятельность лидера так же зависит от организации, как она зависит и от его личных качеств. Просто бессмысленно говорить об эффективном лидере или неэффективном лидере, мы можем говорить только о лидере, который имеет тенденцию быть эффективным в одной ситуации или неэффективным в другой». Автор разработал «вероятностную модель эффективного лидерства», предполагающую, что эффективность лидера проявляется нестабильно и зависит от того, соответствует ли его стиль руководства группой ситуации, в которой он действует, или нет.
Таким образом, сторонники
ситуационного подхода
В контексте рассматриваемой нами проблемы значимыми являются также модели и теории, касающиеся лидерского поведения и взаимодействия. Ранние исследования в рамках поведенческого подхода опирались на бихевиористские основы, соответственно, объектом исследования являлось наблюдаемое поведение, а в качестве центрального понятия выступал «стиль лидерства». К. Левин одним из первых занялся разработкой этого понятия, его по праву считают первопроходцем в изучении стилей лидерства. Значимые исследования данной проблемы были проведены также Р. Лайкертом, Дж. Мак Грегор Бернсом, П. Херси и К. X. Бланшаром, Р. Танне-баумом и В. Шмидтом, В. Врумом, Ф. Йеттоном и др.
В более поздних исследованиях внимание стало уделяться не столько стилю поведения лидера, сколько характеру взаимодействия между лидерами и последователями. Как отмечает Уоррен Бланк, «не сильный разум делает лидера, а последовавшие за ним люди». Согласно его взглядам, лидерство не столько личностный или ситуационный, сколько межличностный феномен, оно является продуктом отношений между лидером и последователями. Поэтому важная задача лидера состоит в построении прочных рабочих отношений с другими людьми-последователями.
В 1955 году Р. Стогдилл и С. Шартл предложили рассматривать лидерство не просто как характеристику отдельно взятого индивида, а как результат взаимодействия между личностями, входящими в состав данной группы. В данном подходе лидерство рассматривалось с точки зрения статуса, взаимодействия и поведения индивидов в контексте взаимоотношений с другими членами группы.
Позже К. Джиб выделил четыре основных положения общей теории взаимодействия:
В 1959 году Р. Стогдилл особо подчеркнул важность элемента ожидания во взаимодействии между лидером и последователями. Он отметил, что в процессе взаимодействия людей при решении общей групповой задачи каждый из них ожидает от других определенных действий и поступков. Можно сказать, что если подобного ожидания в групповой деятельности у какого-то конкретного человека нет, то его деятельность будет носить скорее индивидуальный характер. Он не будет «чувствовать» и замечать, что делают другие, соответственно, в некоторых случаях может выполнять работу вразрез с общегрупповыми интересами. В разработке теории «взаимодействия» большую роль сыграли Дж. Хемфилл, К. Джиб, Р. Сто-гдилл, С. Шартл, С. Эванс и др.
Вызывают интерес исследования лидерства в русле трансактного подхода, который основывается на атрибутивном анализе и концентрирует внимание на восприятии последователями поведения и действий лидера, мотивов, которыми он руководствуется, а также на ожиданиях от этих действий. Одной из наиболее ранних научных работ, в которой использовался атрибутивный анализ намерений членов группы посредством оценки межличностного восприятия, было исследование Ф. Хейдера. Автор положил в основу анализа действий лидера и восприятия его поведения последователями понятия «могу» и «хочу» (или «сделаю»). Так, он исходил из того, что если лидер воспринимается как человек, способный достичь благоприятного результата, но не делающий этого из-за очевидного безволия или нежелания, то он имеет больше шансов потерять последователей по сравнению с лидером, неспособным достичь желаемого, но предпринимающим явные усилия для достижения цели.