Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 15:01, курсовая работа
Лидерство стало объектом исследований в начале 20-х годов ХХ столетия, когда начал проявляться интерес к управлению как к науке. Ранние исследования имели целью выявить общие качества или личностные характеристики эффективных руководителей. Одной из ранних теорий является «теория черт» (личностная теория лидерства). Согласно этой теории лидером может быть только такой человек, который имеет определенный набор личностных качеств или совокупность определенных психологических черт. Разные авторы стремились выделить необходимые для лидера черты или характеристики, однако так и не пришли к единому мнению.
Введение __________________________________________________3
Глава 1. Теоретические основы________________________________5
1.1.Исследование лидерства в зарубежной психологии __________5
1.2. Исследование лидерства в отечественной психологии_______11
1.3. Теоретические основы психологических приёмов___________17
1.3.1. Заражение_________________________________________18
1.3.2. Внушение__________________________________________20
1.3.3. Убеждение_________________________________________22
1.3.4. Подражание________________________________________25
Глава 2.Выявление лидера___________________________________27
2.1 Социометрия_________________________________________27
2.2 Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири__29
2.3 MSGEIT ( The Mayer – Salovey – Caruso Emotional Intelligent Tests______________________________________________________34
Заключение_______________________________________________37
Список источников литературы________________________
В воинских коллективах лидерство изучалось Я. В. Подоляком, реализующим в отношении него социометрический подход. Согласно проведенным исследованиям, в воинском коллективе проявляются лидеры как положительной, так и отрицательной направленности, остальные делятся на так называемых «ведомых» и «отверженных» (изгоев). При этом в настоящее время в воинском коллективе, как правило, самую большую группу составляют «ведомые», в нее входят курсанты и солдаты, чувствующие себя более комфортно под покровительством более сильных личностей. Категория «ведомых» не однородна по своему составу: в ней могут быть и профессионально успешные, добросовестные и исполнительные люди, не претендующие на роль лидера. Именно из их числа при переструктурировании межличностных взаимоотношений в воинском коллективе выдвигаются новые лидеры.
М. С. Полянский обращает особое внимание на то, что существующие подходы к проблеме лидерства не полностью раскрывают механизм проявления лидерства в воинских коллективах, так как не учитывают его возможной негативной направленности.
Возможность появления лидеров как положительной, так и отрицательной направленности подтверждается в работах М. И. Рожкова, который различает лидеров-созидателей и лидеров-разрушителей. Лидер-созидатель действует в интересах дела, в интересах организации и всех ее членов, которых он ведет за собой, получая личное удовлетворение от успешности этого процесса. Лидер – разрушитель действует исключительно в собственных интересах, выводя на первый план эгоистическое желание показать себя и используя для этого как свое дело, так и окружающих (зачастую во вред и делу, и людям).
Негативная направленность лидерства может проявляться в случаях, когда такие побудительные мотивы личности к лидерству, как стремление к власти и самоутверждению, не подкреплены социально приемлемыми ценностными и моральными установками. Практика показывает, что при назначении такого лидера на руководящую должность эффективность его управленческой деятельности оказывается низкой и зачастую оборачивается деструктивными последствиями. Такой лидер может иметь высокий лидерский потенциал (например, основанный на харизматичности, высокой интеллектуальности, коммуникабельности и т. п.), что, на первый взгляд, может оправдывать его назначение на должность младшего командира. Однако, обретая формальную власть, он нередко использует ее в личных целях, противопоставляя профессиональным и групповым целям. В особо значимых ситуациях это может приносить ощутимый вред общегрупповым интересам и приводить к тяжелейшему конфликту в группе.
Исследованием педагогических аспектов становления лидерских качеств личности в системе высшего военно-профессионального образования занимался Э. Е. Лукьянчиков. Автор выделяет ряд факторов способствующих саморазвитию лидерских качеств командиров, в том числе:
По мнению автора, выделенные
факторы могут выступать
Для определения специфики организационного лидерства нам важно установить критерии, в соответствии с которыми можно будет отличать организационное лидерство от других типов лидерства. Особый интерес в этой связи вызывает исследование, проведенное Д. Л. Казаковым. В нем автор с позиции социологии управления выделил сущностные характеристики организационного лидерства, позволяющие определять ситуации проявления именно этого типа лидерства и отличать от прочих. На наш взгляд, наиболее значимыми из них являются следующие характеристики:
На основе проведенного
анализа можно сделать
1.3 Теоретические основы психологических приёмов влияния лидера.
Влияние представляет собой фиксированный момент в отношении доминирования-подчинения, выражающий определенные усилия лидера в направлении достижения целей личности, группы, общества.
Лидер для "завоевания власти'' в группе использует такие же формы влияния (кроме правовых полномочий) как и руководитель:
власть через участие (это привлечение ведомых к участию в управлении, т.е. формирование целей и задач деятельности, которую они потом будут выполнять).4
Совокупность
особых способов воздействия составляет
суть психологических механизмов лидерства.
Эти способы воздействия
1.3.1 Заражение.
Заражение — эмоциональное воздействие, осуществляемое через передачу определенного психического состояния и предполагающее бессознательное усвоение данного состояния.
Например, правильно
поданная информация об успехе одного,
заражает энтузиазмом и остальных,
вызывая интерес и
Заражение принадлежит к
особому способу
Источники заражения своими корнями уходят в седую старину, а его проявления чрезвычайно многочисленные: это и заразительно ритуальные танцы, посвящения, и массовые психозы, которые охватывают большое количество людей, и спортивный азарт или религиозный экстаз и др. По условиям психического заражения процесс передачи эмоционального состояния от одного лица к другому происходит прежде всего на бессознательном уровне. Речь идет о том, что сфера сознания во время эмоционального заражения резко сужается, критичность к событиям, к информации, поступающей из различных источников, почти отсутствует.
В психологии заражение характеризуеться как неусведомлённая, непроизвольная склонность человека к определенным психически состояниям. В социальной психологии заражение - это процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на уровне психического контакта. Заражение осуществляется через передачу психического настроения, наделенного большим эмоциональным зарядом. Исследователи утверждают, что заражение являются одновременно продуктом как влияния на других большой энергетики психического состояния индивида или группы, так и способностью человека к восприятию, сопереживанию этого состояния, соучастия. Действенность силы психической заразливости заключается в прямой зависимости от глубины и яркости эмоциональных возбуждений, идущих от коммуникатора.
Одновременно значимой является и психологическая готовность реципиента до эмоционального реагирования на соответствующее влияние. Сильным катализатором эмоционального возбуждения являются взрывные формы проявления эмоций, порожденные позитивным или негативным эмоциональным состоянием людей, в частности заразительный смех, плач и др.
Исследования природы психического заражения указывает на факт наличия коммуникативного контакта индивидов, что взаимодействует, как основным катализатором этого феномена. Т.е. непосредствено коммуникативная связь является важной особенностью заражения, а сила нарастания напряженности, что образует психический фон заражения, находясь в прямой зависимости от величины аудитории и степени эмоционального напряжения коммуникатора. Как следствие, одни люди очень быстро проникаются психическим состоянием и эмоциональным воздействием других.
В связи с этим известное утверждение исследователей о том, что чем выше уровень развития общества, тем критичнее является отношение людей к тем или иным силам, которые побуждают их к определенным действиям или переживаний.6
Используя механизм заражения,
лидер может значительно
Экспериментально установлено, что чем выше уровень развития личности, его психического состояния, возраста, эмоционального настроя, в целом - уровнь развития самосознания, тем критичнее её отношение к воздействию и тем самым слабее действие механизма "заражения"7
1.3.2 Внушение.
Это целенаправленное
неаргументированное
Основной характеристикой внушения считают существенное снижение критичности человека к информации, которая к нему поступает, отсутствие у индивида стремление проверить ее достоверность, неограниченное доверие к ее источникам. Именно это доверие и является основой эффективности внушения. Источником внушение может быть человек, как знакомая, так и совершенно незнакомый, а также средства массовой информации: пресса, телевидение, радио, видео, реклама и др. Внушение действует на сознание и подсознание человека и именно поэтому оно может быть опасным инструментом манипуляции поведением человека.