Психологические приемы выявления лидера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Лидерство стало объектом исследований в начале 20-х годов ХХ столетия, когда начал проявляться интерес к управлению как к науке. Ранние исследования имели целью выявить общие качества или личностные характеристики эффективных руководителей. Одной из ранних теорий является «теория черт» (личностная теория лидерства). Согласно этой теории лидером может быть только такой человек, который имеет определенный набор личностных качеств или совокупность определенных психологических черт. Разные авторы стремились выделить необходимые для лидера черты или характеристики, однако так и не пришли к единому мнению.

Содержание работы

Введение __________________________________________________3
Глава 1. Теоретические основы________________________________5
1.1.Исследование лидерства в зарубежной психологии __________5
1.2. Исследование лидерства в отечественной психологии_______11
1.3. Теоретические основы психологических приёмов___________17
1.3.1. Заражение_________________________________________18
1.3.2. Внушение__________________________________________20
1.3.3. Убеждение_________________________________________22
1.3.4. Подражание________________________________________25
Глава 2.Выявление лидера___________________________________27
2.1 Социометрия_________________________________________27
2.2 Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири__29
2.3 MSGEIT ( The Mayer – Salovey – Caruso Emotional Intelligent Tests______________________________________________________34
Заключение_______________________________________________37
Список источников литературы________________________

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИ1.docx

— 113.18 Кб (Скачать файл)

В воинских коллективах  лидерство изучалось Я. В. Подоляком, реализующим в отношении него социометрический подход. Согласно проведенным исследованиям, в воинском коллективе проявляются лидеры как положительной, так и отрицательной направленности, остальные делятся на так называемых «ведомых» и «отверженных» (изгоев). При этом в настоящее время в воинском коллективе, как правило, самую большую группу составляют «ведомые», в нее входят курсанты и солдаты, чувствующие себя более комфортно под покровительством более сильных личностей. Категория «ведомых» не однородна по своему составу: в ней могут быть и профессионально успешные, добросовестные и исполнительные люди, не претендующие на роль лидера. Именно из их числа при переструктурировании межличностных взаимоотношений в воинском коллективе выдвигаются новые лидеры.

М. С. Полянский обращает особое внимание на то, что существующие подходы к проблеме лидерства не полностью раскрывают механизм проявления лидерства в воинских коллективах, так как не учитывают его возможной негативной направленности.

Возможность появления  лидеров как положительной, так  и отрицательной направленности подтверждается в работах М. И. Рожкова, который различает лидеров-созидателей и лидеров-разрушителей. Лидер-созидатель действует в интересах дела, в интересах организации и всех ее членов, которых он ведет за собой, получая личное удовлетворение от успешности этого процесса. Лидер – разрушитель действует исключительно в собственных интересах, выводя на первый план эгоистическое желание показать себя и используя для этого как свое дело, так и окружающих (зачастую во вред и делу, и людям).

Негативная направленность лидерства может проявляться  в случаях, когда такие побудительные мотивы личности к лидерству, как стремление к власти и самоутверждению, не подкреплены социально приемлемыми ценностными и моральными установками. Практика показывает, что при назначении такого лидера на руководящую должность эффективность его управленческой деятельности оказывается низкой и зачастую оборачивается деструктивными последствиями. Такой лидер может иметь высокий лидерский потенциал (например, основанный на харизматичности, высокой интеллектуальности, коммуникабельности и т. п.), что, на первый взгляд, может оправдывать его назначение на должность младшего командира. Однако, обретая формальную власть, он нередко использует ее в личных целях, противопоставляя профессиональным и групповым целям. В особо значимых ситуациях это может приносить ощутимый вред общегрупповым интересам и приводить к тяжелейшему конфликту в группе.

Исследованием педагогических аспектов становления лидерских  качеств личности в системе высшего военно-профессионального образования занимался Э. Е. Лукьянчиков. Автор выделяет ряд факторов способствующих саморазвитию лидерских качеств командиров, в том числе:

  • изучение функций лидера в группе;
  • освоение функций лидера в совместной деятельности;
  • знакомство с опытом успешного лидерства на примере дея 
    тельности выдающихся военачальников;
  • участие в специальном тренинге лидерства;
  • самооценка проявления лидерских способностей и др.

По мнению автора, выделенные факторы могут выступать конструктами развития лидерства в различных образовательных средах(таких, как школа, вуз) при соответствующей их адаптации к ведущим сферам деятельности.

Для определения специфики  организационного лидерства нам  важно установить критерии, в соответствии с которыми можно будет отличать организационное лидерство от других типов лидерства. Особый интерес в этой связи вызывает исследование, проведенное Д. Л. Казаковым. В нем автор с позиции социологии управления выделил сущностные характеристики организационного лидерства, позволяющие определять ситуации проявления именно этого типа лидерства и отличать от прочих. На наш взгляд, наиболее значимыми из них являются следующие характеристики:

  1. Формальная организационная структура. Организационное лидерство существует только в тех деловых организациях, которые имеют жесткую, установленную предписаниями и правилами структуру. Оно имеет своей базой именно существование такой структуры, определяющей права и обязанности членов организации и выделяющей вершинное положение одного из них, являющегося формальным руководителем или же менеджером. Многочисленные таблицы, отображающие различия между лидером и менеджером, которые столь часто приводятся в управленческой литературе, носят, скорее, качественный характер, описывая разные стратегии деятельности на одном и том же руководящем посту.
  2. Длительность существования. Феномен организационного ли 
    дерства может иметь место в деловых организациях, которые функ 
    ционируют как некая социальная целостность в течение достаточно 
    длительного времени. Нет смысла отрицать, что в каких-то своих 
    проявлениях лидерство существует и в кратковременных социаль 
    ных конгломератах, как то: в толпе, на демонстрации, даже в очере 
    ди. Но там имеют место другие разновидности феномена лидерства, 
    с организационным лидерством имеющие только общие корни.
  3. Доступность данного феномена для обозрения. Лидерство яв ляется внешне проявленным, наблюдаемым феноменом. Эту мысль также отмечал Р. Рюттингер, согласно которому «ролевые модели, предлагаемые лидером, должны быть видимы». Никто не последует за лидером, влияние которого незаметно.
  4. Зависимость от общегрупповых целей. Специфика проявления 
    организационного лидерства детерминирована особенностями общегрупповых целей и во многом направлена на обеспечение их достижения. Длительно существующая, построенная на основе формальной организации социальная общность должна иметь определенную направленность действий, которая составляет смыслее существования и в значительной степени определяет характеристики ее жизнедеятельности. Даже в том случае, если лидерство 
    ориентировано на отношения, а не на достижения, общеорганизационные цели никуда не исчезают и продолжают оказывать влияние на поведение членов организации и на лидера в том числе.
  5. Зависимость от личностных черт лидера. Несмотря на несостоятельность «теории черт», многие исследователи сходятся во мнении, что в процессе лидерства велика роль личности и ее характеристик, в особенности в период «запуска» лидерства. Лидерство — глубоко личностное явление. Не вызывает сомнений, что важным фактором в осуществлении лидером своих функций являются именно его личностные качества. В некоторой степени они определяют также и то, почему некоторые руководители не могут стать лидерами.
  6. Наличие отношений «лидер—последователи». Для того чтобы имело смысл говорить о действительном наличии организационного лидерства, необходимо, чтобы между руководителем и остальными ее членами существовали отношения типа «лидер—последователи»,а не какого-либо иного типа, например «мастер—ученик», «участник—участник», «начальник—подчиненный» и т. п.

 

На основе проведенного анализа можно сделать следующие  выводы:

  1. Большое количество разработанных моделей и «мини-теорий» лидерства описывают различные стороны этого феномена. Они должны комплексно учитываться при разработке социально-психологической модели развития лидерских качеств руководителя, творчески перерабатываясь в соответствии со 
    спецификой его профессиональной деятельности.
  2. Результаты исследований, проведенных в рамках персоналистического и ситуационного подходов, показали, что выделение лидерских качеств организационных лидеров, а соответственно, и решение задачи их развития необходимо осуществлять в контексте изучения ситуационных факторов жизнедеятельности профессиональной группы.
  3. Организационное лидерство разворачивается в сфере взаимодействия и является продуктом отношений между лидером и последователями, основу которых составляет лидерское поведение. Следовательно, важным условием становления руководителя в роли лидера является построение между ним и 
    последователями-подчиненными эффективных организационно-управленческих отношений, а важным элементом решения задачи развития лидерских качеств является формирование позитивного опыта лидерского поведения руководи 
    теля, в том числе в моделируемых ситуациях управленческого взаимодействия.
  4. Одной из главных составляющих процесса лидерства является восприятие лидера последователями. Лидерство представляет собой ненаблюдаемое качество, которое проявляется в процессе наблюдаемого поведения по мере того, как определенные поступки ассоциируются у последователей с образом 
    лидерского поведения. Поэтому для решения задачи становления руководителя в роли лидера необходимо изучить факторы, которые учитывают последователи, когда приписывают определенные результаты лидерству, и обеспечить успешность 
    формирования лидерского образа руководителя в глазах подчиненных.3

 

1.3 Теоретические основы психологических приёмов влияния лидера.

Влияние представляет собой фиксированный момент в отношении доминирования-подчинения, выражающий определенные усилия лидера в направлении достижения целей личности, группы, общества.

Лидер для "завоевания власти'' в группе использует такие же формы влияния (кроме правовых полномочий) как и руководитель:

  • власть, основанная на принуждении - это страх ведомого перед любыми лишениями, неприятностями, которые может доставить лидер в случае неподчинения. (Например, бойкот, унижение и т.д.);
  • власть, основанная на вознаграждении (это положительное подкрепление необходимого поведения ведомого лидером, например, похвала);
  • власть, основанная на традиции (это использование привычки людей подчиняться социальным нормам поведения вообще и в данной группе; такое подчинение дает чувство защищенности, принадлежности к группе);
  • власть примера (это привлекательность, сила личных качеств, способностей лидера, которые создают у ведомого желание быть похожим на него, через подчинение лидеру добиться благосклонности, уважения);
  • власть эксперта (это вера в ценность знаний лидера, его компетенцию);
  • власть убеждения (это эффективная передача своей точки зрения лидера ведомому);

власть через участие (это привлечение ведомых к участию в управлении, т.е. формирование целей и задач деятельности, которую они потом будут выполнять).4

 

Совокупность  особых способов воздействия составляет суть психологических механизмов лидерства. Эти способы воздействия реализуются  в формах: заражения, внушения, убеждения  и подражания. Таким образом, психологические  механизмы лидерства реализуются  в четырех основных формах.5

 

1.3.1 Заражение.

Заражение —  эмоциональное воздействие, осуществляемое через передачу определенного психического состояния и предполагающее бессознательное  усвоение данного состояния.

Например, правильно  поданная информация об успехе одного, заражает энтузиазмом и остальных, вызывая интерес и воодушевление, а не зависть[3].

Заражение принадлежит к  особому способу психологического воздействия на личность в процессе общения и взаимодействия, которое  осуществляется не через сознание и  интеллект, а через эмоциональную  сферу человека. Оно является одним  из древнейших способов интеграции групповой  деятельности и характеризуется  стихийностью, поскольку возникает  прежде всего в ситуациях значительного  скопления людей - на стадионах, в  концертных залах, на карнавалах, митингах и т.д.

Источники заражения своими корнями уходят в седую старину, а его проявления чрезвычайно  многочисленные: это и заразительно ритуальные танцы, посвящения, и массовые психозы, которые охватывают большое  количество людей, и спортивный азарт  или религиозный экстаз и др. По условиям психического заражения процесс  передачи эмоционального состояния  от одного лица к другому происходит прежде всего на бессознательном  уровне. Речь идет о том, что сфера  сознания во время эмоционального заражения  резко сужается, критичность к  событиям, к информации, поступающей  из различных источников, почти отсутствует.

В психологии заражение характеризуеться как неусведомлённая, непроизвольная склонность человека к определенным психически состояниям. В социальной психологии заражение - это процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на уровне психического контакта. Заражение осуществляется через передачу психического настроения, наделенного большим эмоциональным зарядом. Исследователи утверждают, что заражение являются одновременно продуктом как влияния на других большой энергетики психического состояния индивида или группы, так и способностью человека к восприятию, сопереживанию этого состояния, соучастия. Действенность силы психической заразливости заключается в прямой зависимости от глубины и яркости эмоциональных возбуждений, идущих от коммуникатора.

Одновременно значимой является и психологическая готовность реципиента до эмоционального реагирования на соответствующее  влияние. Сильным катализатором  эмоционального возбуждения являются взрывные формы проявления эмоций, порожденные позитивным или негативным эмоциональным состоянием людей, в частности заразительный смех, плач и др.

Исследования природы  психического заражения указывает  на факт наличия коммуникативного контакта индивидов, что взаимодействует, как основным катализатором этого феномена. Т.е. непосредствено коммуникативная связь является важной особенностью заражения, а сила нарастания напряженности, что образует психический фон заражения, находясь в прямой зависимости от величины аудитории и степени эмоционального напряжения коммуникатора. Как следствие, одни люди очень быстро проникаются психическим состоянием и эмоциональным воздействием других.

В связи с этим известное  утверждение исследователей о том, что чем выше уровень развития общества, тем критичнее является отношение людей к тем или иным силам, которые побуждают их к определенным действиям или переживаний.6

 

Используя механизм заражения, лидер может значительно повысить сплоченность группы, мобилизовать его  на выполнение целей. Так, заражение энтузиазмом можно наблюдать в профессиональной деятельности, т.е., если людей объединяет общее дело, то успехи одних заражают других, вызывая у последних интерес к общей деятельности.

 

Экспериментально установлено, что чем выше уровень развития личности, его психического состояния, возраста, эмоционального настроя, в целом - уровнь развития самосознания, тем критичнее её отношение к воздействию и тем самым слабее действие механизма "заражения"7

1.3.2 Внушение.

 Это целенаправленное  неаргументированное воздействие  одного человека на другого.  Внушение производится путем  непосредственного прививания психических  состояний, причем не нуждается  в доказательствах и логике. Внушение  — это эмоционально-волевое воздействие.

Основной характеристикой  внушения считают существенное снижение критичности человека к информации, которая к нему поступает, отсутствие у индивида стремление проверить ее достоверность, неограниченное доверие к ее источникам. Именно это доверие и является основой эффективности внушения. Источником внушение может быть человек, как знакомая, так и совершенно незнакомый, а также средства массовой информации: пресса, телевидение, радио, видео, реклама и др. Внушение действует на сознание и подсознание человека и именно поэтому оно может быть опасным инструментом манипуляции поведением человека.

Информация о работе Психологические приемы выявления лидера