Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 15:01, курсовая работа
Лидерство стало объектом исследований в начале 20-х годов ХХ столетия, когда начал проявляться интерес к управлению как к науке. Ранние исследования имели целью выявить общие качества или личностные характеристики эффективных руководителей. Одной из ранних теорий является «теория черт» (личностная теория лидерства). Согласно этой теории лидером может быть только такой человек, который имеет определенный набор личностных качеств или совокупность определенных психологических черт. Разные авторы стремились выделить необходимые для лидера черты или характеристики, однако так и не пришли к единому мнению.
Введение __________________________________________________3
Глава 1. Теоретические основы________________________________5
1.1.Исследование лидерства в зарубежной психологии __________5
1.2. Исследование лидерства в отечественной психологии_______11
1.3. Теоретические основы психологических приёмов___________17
1.3.1. Заражение_________________________________________18
1.3.2. Внушение__________________________________________20
1.3.3. Убеждение_________________________________________22
1.3.4. Подражание________________________________________25
Глава 2.Выявление лидера___________________________________27
2.1 Социометрия_________________________________________27
2.2 Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири__29
2.3 MSGEIT ( The Mayer – Salovey – Caruso Emotional Intelligent Tests______________________________________________________34
Заключение_______________________________________________37
Список источников литературы________________________
Использование
социометрии позволяет
Надежность процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.18
Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.
Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии один до одного, к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы, под цифрой 2 — кого бы Вы не выбрали. Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж.19
В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп.
Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента
Статусная группа |
Количество полученных выборов |
«Звезды» |
В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым, без отклонений |
«Предпочитаемые» |
В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым и не имеющий большого числа отклонений |
«Пренебрегаемые» |
Число выборов меньше среднего и большое число отклонений |
«Изолированные» |
Ни одного выбора или отклонения |
«Отвергнутые» |
Ни одного выбора, только отклонения |
Среднее число полученных выборов одним испытуемым (К) вычисляется по формуле:
K = |
Общее число сделанных |
Общее количество испытуемых |
Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле:
KКB = |
Количество взаимных выборов |
Общее число выборов |
С целью подтверждения
достоверности ответов
2.2 Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
Методика
создана Т.Лири, Г.Лефоржем, Р.Сазеком
в 1954 г. и предназначена для
При исследовании
межличностных отношении
Для представления основных социальных ориентаций Т.Лири разработал условную схему в виде круга, разделённого на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование – подчинение, дружелюбие – враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.
Схема Т.Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование – подчинение) и горизонтальная (дружелюбие – враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптированность или экстремальность интерперсонального поведения.
Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выявление какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.
Т.Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я». В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.
Максимальная оценка уровня – 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:
0–4 балла –– |
Низкая –– |
адаптивное поведение |
5–8 баллов –– |
Умеренная –– |
|
9–12 баллов –– |
Высокая –– |
экстремальное поведение |
13–16 баллов –– |
Экстремальная –– |
до патологии |
Разные
направления диагностики
Методика
может быть представлена респонденту
либо списком (по алфавиту или в случайном
порядке), либо на отдельных карточках.
Ему предлагается указать те утверждения,
которые соответствуют его
В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального «ключа» к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.
По специальным формулам определяются показатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие.
Доминирование = (I – V) + 0,7 × (VIII + II – IV – VI)
Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 × (VIII – II – IV + VI)
Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей. С.В.Максимовым приведены индексы точности рефлексии, дифференцированности восприятия, степени благополучности положения личности в группе, степени осознания личностью мнения группы, значимости группы для личности.
Методический
прием позволяет изучать
Типы отношения к окружающим
I. Авторитарный
13–16 – диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.
9–12 – доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения.
0–8 – уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.
II. Эгоистичный
13–16 –
стремится быть над всеми, но
одновременно в стороне от
всех, самовлюбленный, расчетливый,
независимый, себялюбивый.
0–12 – эгоистические черты,
III. Агрессивный
13–16 –
жесткий и враждебный по
9–12 – требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.
0–8 – упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.
IV. Подозрительный
13–16 – отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно жалуется па всех (шизоидный тип характера).
9–12 –
критичный, испытывает
0–8 – критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.
V. Подчиняемый
13–16 –
покорный, склонный к самоуничижению,
слабовольный, склонный уступать
всем и во всем, всегда ставит
себя па последнее место и
осуждает себя, приписывает себе
вину, пассивный, стремится найти
опору в ком-либо более
9–12 –
застенчивый, кроткий, легко
0–8 – скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.
VI. 3ависимый
13–16 – резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.
9–12 –
послушный, боязливый,
0–8 –
конформный, мягкий, ожидает помощи
и советов, доверчивый, склонный
к восхищению окружающими,
VII. Дружелюбный
9–16 –
дружелюбный и любезный со
всеми, ориентирован на
0–8 –
склонный к сотрудничеству, кооперации,
гибкий и компромиссный при
решении проблем и в
VIII. Альтруистический
9–16 –
гиперответственный, всегда приносит
в жертву свои интересы, стремится
помочь и сострадать всем, навязчивый
в своей помощи и слишком
активный по отношению к
0–8 – ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий. добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании. симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.21