Психологические приемы выявления лидера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Лидерство стало объектом исследований в начале 20-х годов ХХ столетия, когда начал проявляться интерес к управлению как к науке. Ранние исследования имели целью выявить общие качества или личностные характеристики эффективных руководителей. Одной из ранних теорий является «теория черт» (личностная теория лидерства). Согласно этой теории лидером может быть только такой человек, который имеет определенный набор личностных качеств или совокупность определенных психологических черт. Разные авторы стремились выделить необходимые для лидера черты или характеристики, однако так и не пришли к единому мнению.

Содержание работы

Введение __________________________________________________3
Глава 1. Теоретические основы________________________________5
1.1.Исследование лидерства в зарубежной психологии __________5
1.2. Исследование лидерства в отечественной психологии_______11
1.3. Теоретические основы психологических приёмов___________17
1.3.1. Заражение_________________________________________18
1.3.2. Внушение__________________________________________20
1.3.3. Убеждение_________________________________________22
1.3.4. Подражание________________________________________25
Глава 2.Выявление лидера___________________________________27
2.1 Социометрия_________________________________________27
2.2 Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири__29
2.3 MSGEIT ( The Mayer – Salovey – Caruso Emotional Intelligent Tests______________________________________________________34
Заключение_______________________________________________37
Список источников литературы________________________

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИ1.docx

— 113.18 Кб (Скачать файл)

Использование социометрии позволяет проводить  измерение авторитета формального  и неформального лидеров для  перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность  в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в  прикладных исследованиях, особенно в  работах по совершенствованию отношений  в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых  проблем, причины которых следует  искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Надежность  процедуры зависит прежде всего  от правильного отбора критериев  социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным  знакомством со спецификой группы.18

Общая схема  действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После  постановки задач исследования и  выбора объектов измерений формулируются  основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия  окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.

Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность  обнаружить их симпатии и антипатии  один до одного, к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Исследователь  зачитывает два вопроса: а) и б) и  дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы, под цифрой 2 — кого бы Вы не выбрали. Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж.19 

В зависимости  от количества полученных социометрических положительных выборов можно  классифицировать испытуемых на пять статусных групп.

Классификация испытуемых по итогам социометрического  эксперимента

Статусная группа

Количество полученных выборов

«Звезды»

В два раза больше, чем среднее число  полученных выборов одним испытуемым, без отклонений

«Предпочитаемые»

В полтора раза больше, чем среднее  число полученных выборов одним  испытуемым и не имеющий большого числа отклонений

«Пренебрегаемые»

Число выборов меньше среднего и большое  число отклонений

«Изолированные»

Ни одного выбора или отклонения

«Отвергнутые»

Ни одного выбора, только отклонения


Среднее число полученных выборов  одним испытуемым (К) вычисляется  по формуле:

K =

 Общее число сделанных выборов   

Общее количество испытуемых


Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле:

KКB =

 Количество взаимных выборов   

Общее число выборов


 

С целью подтверждения  достоверности ответов исследование может проводиться в группе несколько  раз. Для повторного исследования берутся  другие вопросы.20

 

2.2 Методика диагностики межличностных отношений           Т. Лири.

 

Методика  создана Т.Лири, Г.Лефоржем, Р.Сазеком  в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и  идеальном «Я», а также для  изучения взаимоотношений в малых  группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений  к людям в самооценке и взаимооценке.

При исследовании межличностных отношении наиболее часто выделяются два фактора: доминирование  – подчинение и дружелюбие –  агрессивность. Именно эти факторы  определяют общее впечатление о  человеке в процессах межличностного восприятия. Они заданы М.Аргайлом в  числе главных компонентов при  анализе стиля межличностного поведения  и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч.Осгуда: оценка и  сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами  под руководством Б.Бейлза, поведение  члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование – подчинение, дружелюбие – недружелюбность, эмоциональность – аналитичность.

Для представления  основных социальных ориентаций Т.Лири разработал условную схему в виде круга, разделённого на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование – подчинение, дружелюбие – враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

Схема Т.Лири основана на предположении, что чем  ближе результаты испытуемого к  центру окружности, тем сильнее взаимосвязь  этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в  индекс, где доминируют вертикальная (доминирование – подчинение) и горизонтальная (дружелюбие – враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптированность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных  суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выявление какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке  подсчитывается количество отношений  каждого типа.

Т.Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения  людей, т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я». В соответствии с  этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.

Максимальная  оценка уровня – 16 баллов, но она разделена  на четыре степени выраженности отношения:

0–4 балла      ––

Низкая               ––

адаптивное поведение

5–8 баллов     ––

Умеренная       ––

 

9–12 баллов  ––

Высокая           ––

экстремальное поведение

13–16 баллов ––

Экстремальная ––

до патологии


Разные  направления диагностики позволяют  определить тип личности, а также  сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, «социальное «Я»», «реальное  «Я»», «мои партнеры» и т.п.

Методика  может быть представлена респонденту  либо списком (по алфавиту или в случайном  порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению  о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.

В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального «ключа» к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга  соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются  и образуют личностный профиль.

По специальным  формулам определяются показатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие.

Доминирование = (I – V) + 0,7 × (VIII + II – IV – VI)

 

Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 × (VIII – II – IV + VI)

Качественный  анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих  различие между представлениями  разных людей. С.В.Максимовым приведены  индексы точности рефлексии, дифференцированности восприятия, степени благополучности  положения личности в группе, степени  осознания личностью мнения группы, значимости группы для личности.

Методический  прием позволяет изучать проблему психологической совместимости  и часто используется в практике семейной консультации, групповой психотерапии и социально-психологического тренинга.

Типы отношения  к окружающим

I. Авторитарный

13–16 –  диктаторский, властный, деспотический  характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.

9–12 –  доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный  в делах, любит давать советы, требует к себе уважения.

0–8 –  уверенный в себе человек, но  не обязательно лидер, упорный  и настойчивый.

II. Эгоистичный

13–16 –  стремится быть над всеми, но  одновременно в стороне от  всех, самовлюбленный, расчетливый,  независимый, себялюбивый. Трудности  перекладывает на окружающих, но  сам относится к ним несколько  отчужденно, хвастливый, самодовольный,  заносчивый.

0–12 – эгоистические черты, ориентация  на себя, склонность к соперничеству.

 

III. Агрессивный

13–16 –  жесткий и враждебный по отношению  к окружающим, резкий, агрессивность  может доходить до асоциального  поведения.

9–12 –  требовательный, прямолинейный, откровенный,  строгий и резкий в оценке  других, непримиримый, склонный во  всем обвинять окружающих, насмешливый,  ироничный, раздражительный.

0–8 –  упрямый, упорный, настойчивый  и энергичный.

IV. Подозрительный

13–16 –  отчужденный по отношению к  враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный  к сомнению во всем, злопамятный,  постоянно жалуется па всех (шизоидный  тип характера).

9–12 –  критичный, испытывает трудности  в интерперсональных контактах  из-за подозрительности и боязни  плохого отношения, замкнутый,  скептичный, разочарованный в людях,  скрытный, свой негативизм проявляет  в вербальной агрессии.

0–8 –  критичный по отношению ко  всем социальным явлениям и  окружающим людям.

V. Подчиняемый

13–16 –  покорный, склонный к самоуничижению, слабовольный, склонный уступать  всем и во всем, всегда ставит  себя па последнее место и  осуждает себя, приписывает себе  вину, пассивный, стремится найти  опору в ком-либо более сильном.

9–12 –  застенчивый, кроткий, легко смущается,  склонен подчиняться более сильному  без учета ситуации.

0–8 –  скромный, робкий, уступчивый, эмоционально  сдержанный, способный подчиняться,  не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет  свои обязанности.

VI. 3ависимый

13–16 – резко неуверенный в  себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от  чужого мнения.

9–12 –  послушный, боязливый, беспомощный,  не умеет проявить сопротивление,  искренне считает, что другие  всегда правы.

0–8 –  конформный, мягкий, ожидает помощи  и советов, доверчивый, склонный  к восхищению окружающими, вежливый.

VII. Дружелюбный

9–16 –  дружелюбный и любезный со  всеми, ориентирован на принятие  и социальное одобрение, стремится  удовлетворить требования всех, «быть хорошим» для всех без  учета ситуации, стремится к целям  микрогруппы, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).

0–8 –  склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при  решении проблем и в конфликтных  ситуациях, стремится быть в  согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует  условностям, правилам и принципам  «хорошего тона» в отношениях  с людьми, инициативный энтузиаст  в достижении целей группы, стремится  помогать, чувствовать себя в  центре внимания, заслужить признание  и любовь, общительный, проявляет  теплоту и дружелюбие в отношениях.

VIII. Альтруистический

9–16 –  гиперответственный, всегда приносит  в жертву свои интересы, стремится  помочь и сострадать всем, навязчивый  в своей помощи и слишком  активный по отношению к окружающим, неадекватно принимает на себя  ответственность за других (может  быть только внешняя «маска»,  скрывающая личность противоположного  типа).

0–8 –  ответственный по отношению к  людям, деликатный, мягкий. добрый, эмоциональное  отношение к людям проявляет  в сострадании. симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.21

Информация о работе Психологические приемы выявления лидера