Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 15:01, курсовая работа
Лидерство стало объектом исследований в начале 20-х годов ХХ столетия, когда начал проявляться интерес к управлению как к науке. Ранние исследования имели целью выявить общие качества или личностные характеристики эффективных руководителей. Одной из ранних теорий является «теория черт» (личностная теория лидерства). Согласно этой теории лидером может быть только такой человек, который имеет определенный набор личностных качеств или совокупность определенных психологических черт. Разные авторы стремились выделить необходимые для лидера черты или характеристики, однако так и не пришли к единому мнению.
Введение __________________________________________________3
Глава 1. Теоретические основы________________________________5
1.1.Исследование лидерства в зарубежной психологии __________5
1.2. Исследование лидерства в отечественной психологии_______11
1.3. Теоретические основы психологических приёмов___________17
1.3.1. Заражение_________________________________________18
1.3.2. Внушение__________________________________________20
1.3.3. Убеждение_________________________________________22
1.3.4. Подражание________________________________________25
Глава 2.Выявление лидера___________________________________27
2.1 Социометрия_________________________________________27
2.2 Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири__29
2.3 MSGEIT ( The Mayer – Salovey – Caruso Emotional Intelligent Tests______________________________________________________34
Заключение_______________________________________________37
Список источников литературы________________________
Итак, внушение или сугестия (от лат. Suggestio), - это процесс влияния на психическую сферу человека, связанного со снижением сознательности и критичности в восприятия и реализации внешней информации, с отсутствием желания его понять, проанализировать и оценить, с доверием к источники информации. Как видим, содержание влияния направляется не на логику индивида, его способности мыслить, анализировать, оценивать, а на его готовность получить распоряжение, приказ, совет и действовать в нужном направлении. При этом, конечно, большое значение имеют индивидуальные особенности человека, на которую направлен такого вида влияние: ее способность критически мыслить, самостоятельно принимать решения, иметь твердые убеждения, его пол, возраст, эмоциональное состояние, степень наивности т.д.8
Значительным фактором, влияющим на эффективность внушения является авторитет источника влияния, его умения и навыки, статус, волевые качества, предварительная установка. На эффективность внушения влияют уверенные манеры, категоричный тон, выразительная интонация сугестора. Эффективность внушения также определяется отношениями, которые складываются между сугестором (тот, кто внушает) и сугерендом (тот, на кого направлено внушение). Речь идет о доверии, авторитетность, зависимость и др. Показателем эффекта внушения является и способ конструирования сообщения, т.е. учитывается уровень аргументованости, характер сочетания логических и эмоциональных компонентов.
В социальной психологии внушения
рассматривается
При внушении (суггестии) осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Явление сопротивления внушающему воздействие называется контрсуггестией.
По содержанию и конечным
результатом воздействия
Различают прямое и косвенное, умышленное и неумышленное внушение. Прямое внушение предусматривает призыв к определенной действия, который передается сугестором как приказ, указание, распоряжение, запрет. В условиях косвенного внушения содержание информации коммуникатором подается в скрытом, замаскированные виде.
Оно рассчитано на некритические восприятие сообщения, для чего используются не приказом, а по видам форм. Преднамеренное внушение - это целенаправленный и сознательно организованное психологическое воздействие, которое характеризуется тем, что сугестор знает, для чего он осуществляет воздействие, кому пытается навеять запланированное, и согласно этому подбирает приемы влияния. Неумышленное внушение не ставит перед собой специального задания, но своими словами и действиями сугестор навевает именно то состояние, который побуждал бы к соответствующему поступка. При этом сугеренд во время внушение может находиться в активном состоянии, в состоянии естественного сна, в состоянии гипноза и в постгипнотичному состоянии (внушение реализуется после выхода из гипноза). 9
1.3.3 Убеждение.
Это способ влияния, при котором обращаются к сознанию другого человека, его чувствам и опыту, чтобы сформировать у него новые взгляды и установки.
Убеждение как способ психологического
воздействия направлено на снятие своеобразных
фильтров на пути информации до сознания
и чувств человека, оно используется
для того, чтобы превратить информацию,
которая сообщается в систему
установок и принципов
При таких условиях убеждение ведет к восприятию и ввод новых сведений в системе взглядов человека, его мировоззрение. Этот способ воздействия основывается на сознательном отношении индивида к информации, ее анализе и оценке. Его эффективность зависит от многих факторов, в том числе от мастерства субъекта убеждения.10
Убеждать словом – великое искусство, которое требует знаний психологии людей, законов этики и логики.
Убеждающее воздействие целесообразно осуществлять в следующих случаях:
Требования, которые указывают на эффективность убеждения как метода воздействия:
• содержание и форма убеждения должны соответствовать возрастным особенностям личности (в частности, исследователи обнаружили, что установки молодых людей менее стабильны);
• коммуникатор должен учитывать индивидуальные особенности человека;
• убеждению следует быть логичным, последовательным, доказательным, аргументированным;
• убеждая других, необходимо использовать как общие теоретические сведения, так и конкретные факты, примеры;
• пытаясь убедить других,
коммуникатор сам должен верить в
то, о чем говорит. Вместе с тем,
если человек не желает, чтобы его
убеждали, то тут не помогут ни логика,
ни привлекательность
Специалисты выделяют три основные категории аргументов для убеждения:
Воздействие убеждающего сообщения на противника во многом зависит от того, какие призывы (лозунги) в нем подобраны и как они подаются.
Специалисты-психологи
1. Прямые призывы. Они
предполагают убеждение,
2. Косвенные призывы.
3. Неопределенные призывы.
Они побуждают объект
Основными принципами осуществления убеждающего воздействия должны быть:
1. Принцип повторения. Многократн
2. Принцип достижения первичности воздействия. Если объект получил какое-то важное сообщение, то в его сознании возникает готовность к восприятию доследующей, более детальной информации, подтверждающей первое впечатление.
3. Принцип обеспечения
доверия к источнику
К числу приемов достижения доверия к источнику информации в настоящее время, кроме того, относят:
4. Принцип активизации
психических процессов
Эффекта влияния нельзя достичь, если тот, кто убеждает, пренебрежительно относится к аудитории, или, наоборот, снисходительно, стремится лишь самоутвердиться и не более.14 Именно поэтому чтобы убеждать, для начала необходимо, чтобы собеседник согласился выслушать внимательно и осмысленно аргументы, найдя то общее, что объединяет и установив психологический контакт. Затем будет анализ всех доводов и переход к общему выводу. Таким образом, влияние на человека не навязчивое, а наоборот, соответствует его мыслям, чувствам и взглядам.Настроившись на волну человека в момент беседы, влиять на людей, которые мыслят так же гораздо проще, чем на людей с противоположными взглядами.
Убеждение не даёт результата, если его подменяют морализаторством. Лидеры избегают таких слов, как «должен», «обязан» или «как не стыдно».15
1.3.4 Подражание.
Это социально-психологический
механизм неосознанного или
Его специфика, в
отличие от заражения и
Теоретическую концепцию
механизма подражания разработал Г.
Тард. В общих чертах она сводится
к следующему. Подражание – это
фундаментальный принцип
Считается, что существуют
определенные закономерности по
1) подражание идет от внутреннего к внешнему, то есть внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние;
2) люди, стоящие на низших ступенях социальной лестницы, подражают тем, кто стоит на высших.
В социальной психологии подражание обычно рассматривают в двух планах:
• как подражание какому-то конкретному человеку;
• как подражание нормам, выработанным группой;
и трех аспектах, которые существуют в формах:
а) копирования – осуществления того же, что делает и другой человек;
б) конгруэнции – осуществления согласованных действий людей и групп;
в) референтности – когда человек копирует или конгруэнтен людям (группе), не присутствующим при данном контакте.
Некоторые исследователи считают, что подражание осуществляется посредством перехода от пристрастия к внутреннему содержанию, к полному принятию внешних атрибутов того, что пришлось человеку, людям по сердцу. Например, говорят, что духу религии подражают раньше, чем ее обрядам.
На самом деле это не
всегда соответствует реальному
положению вещей, поскольку психологически
стремление к заимствованию первоначально
зарождается после восприятия формы,
внешнего вида, а затем уже приходит
окончательное решение (сознательное
или бессознательное) следовать
идеалу во всем или ограничиться лишь
частичными заимствованиями. Другое дело,
когда речь идет о подражании людям,
находящимся ниже по социальному
или имущественному положению, стоящим
на более высокой ступеньке
Подражание может быть сознательным и бессознательным, критичным или некритичным, логичным и нелогичным, внутренним и внешним. Бывает подражание внутри одного социального слоя и подражание одного класса другому. Подражание проявляется при достижении более или менее значимых целей. Его также часто используют для воздействия (влияния) на других людей. Подражание часто адресовано непосредственно к подсознанию и играет важную роль в обучении, приспособлении и выживании и у животных, и у человека.17
ГЛАВА 2
Выявление лидера.
2.1 Социометрия.
Социометрическая техника
создана в США в 1934 г. психиатором
Дж. Морено (1892-1979). Социометрический подход
к изучению малых групп сконцентрировал
свое внимание на количественном анализе
внутригрупповых процессов, где
центральным вопросом был вопрос
характера межличностных