Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 13:57, реферат
В данной работе мы затронем лишь некоторые аспекты этих проблем.
Как известно, значительную трудность в деятельности возрастного психолога по консультированию представляет недостаточная «стыковка» обще3
теоретических и методологических установок, с одной стороны, и используемых на практике средств и методов решения конкретных индивидуальных проблем ребенка — с другой.
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемая вниманию читателей
работа представляет собой попытку
•систематического изложения
Хотя консультирование населения представляет собой новый вид практической деятельности психологов, строится оно сегодня не на «пустом месте». И в нашей стране, и особенно за рубежом уже накоплен значительный опыт в этой области. Во многих европейских странах, в том числе в ЧСФР, ВР и ГДР, уже много лет функционирует сеть городских и районных психологических консультаций, дающих значительный практический эффект, интенсивно ведется подготовка специалистов в учебных заведениях. В Братиславе с 1967 г. работает уникальное научно-производствеионе предприятие «Психологические и дидактические тесты», решающее задачи научной разработки и обеспечения методическим инструментарием практических психологов как в своей стране, так и за рубежом.
Одновременно и в
Как известно, значительную трудность в деятельности возрастного психолога по консультированию представляет недостаточная «стыковка» обще3
теоретических и
Отметим в этой связи, что не только в нашей стране, но и за рубежом лишь в самое последнее время стали проводиться достаточно масштабные исследования по прикладной психологии развития. В течение 80-х гг. появилось сразу несколько международных журналов по данной проблематике, От этих исследований можно ожидать получения более четких и детальных сведений о воздействии различных условий, в которых растет ребенок, на формирование особенностей его психики и личности, об отдаленном влиянии на них событий раннего детства и т. д. Такого рода исследования вызваны потребностями современного общества в психологическом анализе многообразных проблем повседневной, реальной жизни детей и острой неудовлетворенностью западных психологов результатами предшествующего периода «искусственных лабораторных экспериментов» [см.: 11]. Требуется, следовательно, прочная база специальных, новых научных данных как для решения проблем общественного воспитания и образования, так и для индивидуального консультирования.
Зарубежная теория и практика консультирования, например в США, имеет давние, сложившиеся направления, принципы и традиции, располагает большим практическим опытом и, бесспорно, заслуживает самого внимательного изучения. Вместе с тем в силу многих причин она не может, с нашей точки зрения, быть принята за основу формирующейся консультативной деятельности в нашей стране. Принципальным моментом, не допускающим прямого заимствования в этой области, являются глубокие расхождения в понимании природы психического развития ребенка, его движущих сил и механизмов. Следует учитывать также, что, несмотря на высокую материально-техническую обеспеченность и широкие практические возможности, представители западных школ психологического консультирования, по их собственному признанию, испытывают значительные трудности в решении многих актуальных проблем детства [см., напр., 125]. Достижения, свидетельствующие о преимуществах той или иной теоретической позиции или метода, во многих случаях далеко не бесспорны [см.: 77]. Считаем уместным упомянуть об этом в связи с примерами некритического преувеличения реальных успехов западной психологии в области консультирования [см.: 6].
Особого внимания, с нашей точки
зрения, заслуживает также вопрос
о специфике возрастно-
ного этапа, без учета
В целях изучения конкретного круга актуальных проблем психического развития детей, а также для отработки форм и методов психологической помощи им и их родителям кафедра возрастной психологии факультета психологии МГУ открыла в 1984 г. (на общественных началах) консультативный пункт для родителей — сотрудников, аспирантов и студентов МГУ. Опыт приема детей дошкольного и младшего школьного возраста и послужил фактической основой данной работы, в которой, однако, мы могли остановиться далеко не на всех возникающих проблемах. В работе можно выделить пять групп вопросов (соответственно пяти главам книги). Прежде всего мы стремились привлечь внимание читателей к тем неблагоприятным тенденциям в развитии современных поколений детей, которые в значительной мере определяют конкретную проблематику консультативной работы. Затем мы обратились к теоретическим и методологическим положениям возрастной психологии как основе практики психологического консультирования, уделив при этом главное внимание анализу той части научного наследия Л. С. Выготского, которая, будучи прямо связана с вопросами практического консультирования, тем не менее не занимает еще должного места в современных работах указанного русла. Наибольшее значение в этой главе придается обсуждению концепции психологического возраста, а также понятий психологического диагноза, прогноза, схемы обследования ребенка. Здесь же намечены основные направления исследований, необходимые для прочного научного обеспечения консультирования.
Следующая глава содержит обзор типичных психологических трудностей детей в дошкольном, младшем школьном и переходном между ними возрасте. Обзор строится на материалах, полученных авторами в практике консультирования родителей по широкому кругу вопросов, и иллюстрирован примерами разбора отдельных случаев.
В третьей главе работы авторы стремились
отразить особенности психологического
обследования ребенка в целях
практического
Четвертая глава отведена проблемам психологической коррекции. Здесь предпринимается попытка четко сформулировать основные принципы возраст5
но-психологического подхода
к коррекции, раскрывается их
тесная связь с положениями
деятельностной теории онтогене
Наконец, в последней главе затронуты некоторые наиболее существенные проблемы взаимоотношений психолога с родителями в процессе консультативной работы.
Разумеется, в столь краткой работе не могли найти отражения многие важные вопросы, связанные, например, с методическим оснащением консультирования, содержательным анализом типов нарушении, разбором специфических средств их диагностики и коррекции, и многие другие. Каждый из названных вопросов, образуя перспективное направление исследований, может н должен со временем составить предмет отдельных публикаций и фундаментальных руководств.
Учитывая дискуссионность некоторых положений книги, а также вынужденно избирательный и конспективный характер освещения затронутых сложных проблем, авторы будут весьма признательны за все критические замечания в адрес этой первой попытки изложения вопросов возрастно-пси-хологического консультирования. В то же время мы хотели бы выразить глубокую благодарность сотрудникам кафедры возрастной психологии МГУ за неоценимую помощь в работе консультативного пункта и в обсуждении рукописи данной книги.
Г. В. Бурменской написаны гл. 1 и 3, разд. 2.1 и 5.1; О. А. Карабано-вой — гл. 4 и разд. 5.2; А. Г. Лидерсом — разд. 2.2 и 2.3.
Глава 1
ЗАДАЧИ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
ВОЗРАСТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
1.1. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
Как следует из подзаголовка данной работы, она посвящена психологическим проблемам нормального детства. На первый взгляд такая формулировка может показаться противоречивой. Действительно, может ли идти речь о каких-либо серьезных проблемах применительно к нормальному детству, за рамки которого по определению вынесены все многообразные расстройства, нарушения и отклонения от нормального хода развития? Указанное противоречие, однако, легко обнаруживает свой мнимый характер и снимается, если учесть многозначность употребления понятия «норма» как в обыденном, так и в научном языке. Подчеркнем, что, обращаясь к анализу психологических проблем нормального детства, встающих в практике консультирования, мы относим к ним затруднения и проблемы распространенные, типичные, свойственные если не большинству, то значительной части детского населения (и, следовательно, опираемся при этом на статистическое понятие нормы). Как показывают специальные исследования и консультативная практика, в развитии детей и при отсутствии патологических нарушений, т. е. в рамках медико-биологической нормы, имеется множество трудностей психологического плана, требующих своевременного обнаружения и коррекции. Квалификация тех или иных особенностей психического развития или поведения детей как неблагоприятных, нежелательных, требующих коррекции основывается в первую очередь на критерии несоответствия их предъявляемым требованиям со стороны социально-культурного окружения, т. е. при нарушении функциональной нормы. Кроме того, возможно и необходимо сравнение реального хода развития ребенка с оптимальным, т. е. максимально достижимым, уровнем в благоприятных условиях (последнее опирается на представление о норме как идеальном варианте развития). В любом случае понятие нормального детства не имеет ничего общего с представлением о некоем «правильном», беспроблемном развитии ребенка.
За рубежом психологическое консультирование в области детской психологии активно развивается уже более 60 лет. На7
чало ему было положено историческими работами А. Вине, посвященными разработке методов измерения умственного развития с целью дифференциации здоровых, но социально и педагогически запущенных детей от детей с аномалиями развития. Первоначально в сферу деятельности консультаций входили преимущественно дети с отклонениями в развитии, а главную задачу составляли психотерапия и помощь в социальной адаптации детей с теми или иными формами патологии. Постепенно, однако, сфера консультативной практики стала значительно расширяться за счет включения собственно психологических проблем, не связанных с патологией: высокой тревожности ребенка, нарушений межличностных отношений, трудностей в обучении, семейном воспитании и т. д. В то же время преимущественная ориентация на проблемы, имеющие ярко выраженный, а не лишь намечающийся характер, отчасти сохранилась. В настоящее время в качестве двух основных показаний для психологической помощи детям называют: возникновение кризисной жизненной ситуации (распад семьи, госпитализация, неуспеваемость в школе и др.) и грубое или устойчивое расстройство поведения (страхи, драчливость, воровство, лживость и др.) [см.: 125]. Профилактические функции консультирования развиты заметно меньше.