Психология детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 13:57, реферат

Описание работы

В данной работе мы затронем лишь некоторые аспекты этих проблем.
Как известно, значительную трудность в деятельности возрастного психолога по консультированию представляет недостаточная «стыковка» обще3
теоретических и методологических установок, с одной стороны, и используемых на практике средств и методов решения конкретных индивидуальных проблем ребенка — с другой.

Файлы: 1 файл

псих детей.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемая вниманию читателей  работа представляет собой попытку  •систематического изложения некоторых  основных вопросов, возникающих в  практике индивидуального возрастно-психологического консультирования детей дошкольного  и младшего школьного возраста. Необходимость регулярного и как можно более раннего контроля за ходом психического развития ребенка давно признана в отечественной психологии. Вместе с тем перспективы реального решения этой важнейшей практической задачи психологии возникли лишь около десяти лет тому назад в связи с началом создания в нашей стране Психологической службы. В последнее время по всей стране организуются и начинают работать психологические консультации, что создает острую потребность в специальной подготовке психологов к такого рода практической деятельности. С этой целью в ряде педагогических вузов и университетов страны открываются специальные отделения, подготавливающие кадры для работы в консультациях по вопросам воспитания и развития детей. Выполнение данного социального заказа еще острее обнаруживает недостаток учебной и научной литературы по проблеме психологического консультирования. Настоящая работа в какой-то мере способствует уменьшению имеющегося пробела.

Хотя консультирование населения  представляет собой новый вид практической деятельности психологов, строится оно сегодня не на «пустом месте». И в нашей стране, и особенно за рубежом уже накоплен значительный опыт в этой области. Во многих европейских странах, в том числе в ЧСФР, ВР и ГДР, уже много лет функционирует сеть городских и районных психологических консультаций, дающих значительный практический эффект, интенсивно ведется подготовка специалистов в учебных заведениях. В Братиславе с 1967 г. работает уникальное научно-производствеионе предприятие «Психологические и дидактические тесты», решающее задачи научной разработки и обеспечения методическим инструментарием практических психологов как в своей стране, так и за рубежом.

Одновременно и в отечественной  литературе по возрастной психологии и смежным отраслям (главным образом в журналах и ведомственных сборниках) постепенно накапливается немало ценных сведений о причинах и психологических механизмах различного рода трудностей в развитии, обучении и воспитании детей на разных этапах онтогенеза. В итоге к настоящему времени уже остро назрела необходимость анализа и обобщения накопленного опыта психологической помощи, уточнения теоретических основ и четкого определения принципов возрастно-психологического консультирования. В данной работе мы затронем лишь некоторые аспекты этих проблем.

Как известно, значительную трудность  в деятельности возрастного психолога  по консультированию представляет недостаточная  «стыковка» обще3

 теоретических и методологических  установок, с одной стороны,  и используемых на практике  средств и методов решения конкретных индивидуальных проблем ребенка — с другой. Действительно, работами Л. С. Выготского и его последователей были заложены общие теоретические основы диагностики и коррекции психического развития ребенка, но в значительной мере они до сих пор не доведены до необходимой степени конкретизации. Здесь остро сказывается недостаток исследований «промежуточного» типа.

Отметим в этой связи, что не только в нашей стране, но и за рубежом  лишь в самое последнее время  стали проводиться достаточно масштабные исследования по прикладной психологии развития. В течение 80-х гг. появилось сразу несколько международных журналов по данной проблематике, От этих исследований можно ожидать получения более четких и детальных сведений о воздействии различных условий, в которых растет ребенок, на формирование особенностей его психики и личности, об отдаленном влиянии на них событий раннего детства и т. д. Такого рода исследования вызваны потребностями современного общества в психологическом анализе многообразных проблем повседневной, реальной жизни детей и острой неудовлетворенностью западных психологов результатами предшествующего периода «искусственных лабораторных экспериментов» [см.: 11]. Требуется, следовательно, прочная база специальных, новых научных данных как для решения проблем общественного воспитания и образования, так и для индивидуального консультирования.

Зарубежная теория и практика консультирования, например в США, имеет давние, сложившиеся  направления, принципы и традиции, располагает  большим практическим опытом и, бесспорно, заслуживает самого внимательного изучения. Вместе с тем в силу многих причин она не может, с нашей точки зрения, быть принята за основу формирующейся консультативной деятельности в нашей стране. Принципальным моментом, не допускающим прямого заимствования в этой области, являются глубокие расхождения в понимании природы психического развития ребенка, его движущих сил и механизмов. Следует учитывать также, что, несмотря на высокую материально-техническую обеспеченность и широкие практические возможности, представители западных школ психологического консультирования, по их собственному признанию, испытывают значительные трудности в решении многих актуальных проблем детства [см., напр., 125]. Достижения, свидетельствующие о преимуществах той или иной теоретической позиции или метода, во многих случаях далеко не бесспорны [см.: 77]. Считаем уместным упомянуть об этом в связи с примерами некритического преувеличения реальных успехов западной психологии в области консультирования [см.: 6].

Особого внимания, с нашей точки  зрения, заслуживает также вопрос о специфике возрастно-психологического консультирования среди других психологических  специальностей. Мы связываем специфику  возрастно-психологического консультирования с применением берущего начало в работах Л. С. Выготского системного анали.за явлений детского развития, т. е. с рассмотрением их в контексте социальной ситуации развития, иерархии дея-тельностей и психологических новообразований в сфере сознания и личности ребенка. Исходя из этого, решение любых проблем, касающихся развития, обучения и воспитания ребенка, не может быть успешным без внимательного анализа их под углом зрения содержания и условий конкретного возраст4

 ного этапа, без учета закономерностей  онтогенеза в целом. Безусловно, что проблемы развития ребенка не могут быть решены и без учета его психофизиологических особенностей и без анализа общего контекста семейных отношений, однако целиком они к этим аспектам никогда не сводятся. Между тем в текущей литературе и в реальной практике консультирования можно встретить немало примеров «растворения» возрастного аспекта в иной, смежной проблематике. Реализуемого при этом «интуитивного» учета специфики возраста может быть достаточно лишь для весьма поверхностного решения этих проблем. Наш акцент на внимании к специфике возрастных закономерностей развития ребенка не означает, разумеется, игнорирования других аспектов консультирования. Напротив, мы уверены, что лишь совместное, комплексное рассмотрение и «увязывание» различных аспектов консультирования, тесное сотрудничество специалистов разного профиля, объединенных с этой целью в рамках общей организационной структуры, позволяют эффективно способствовать психологическому «оздоровлению» и нормализации детства.

В целях изучения конкретного круга актуальных проблем психического развития детей, а также для отработки форм и методов психологической помощи им и их родителям кафедра возрастной психологии факультета психологии МГУ открыла в 1984 г. (на общественных началах) консультативный пункт для родителей — сотрудников, аспирантов и студентов МГУ. Опыт приема детей дошкольного и младшего школьного возраста и послужил фактической основой данной работы, в которой, однако, мы могли остановиться далеко не на всех возникающих проблемах. В работе можно выделить пять групп вопросов (соответственно пяти главам книги). Прежде всего мы стремились привлечь внимание читателей к тем неблагоприятным тенденциям в развитии современных поколений детей, которые в значительной мере определяют конкретную проблематику консультативной работы. Затем мы обратились к теоретическим и методологическим положениям возрастной психологии как основе практики психологического консультирования, уделив при этом главное внимание анализу той части научного наследия Л. С. Выготского, которая, будучи прямо связана с вопросами практического консультирования, тем не менее не занимает еще должного места в современных работах указанного русла. Наибольшее значение в этой главе придается обсуждению концепции психологического возраста, а также понятий психологического диагноза, прогноза, схемы обследования ребенка. Здесь же намечены основные направления исследований, необходимые для прочного научного обеспечения консультирования.

Следующая глава содержит обзор  типичных психологических трудностей детей в дошкольном, младшем школьном и переходном между ними возрасте. Обзор строится на материалах, полученных авторами в практике консультирования родителей по широкому кругу вопросов, и иллюстрирован примерами разбора отдельных случаев.

В третьей главе работы авторы стремились отразить особенности психологического обследования ребенка в целях  практического консультирования, а  также представить используемый ими вариант схемы составления  и анализа истории индивидуального  развития ребенка.

Четвертая глава отведена проблемам  психологической коррекции. Здесь  предпринимается попытка четко  сформулировать основные принципы возраст5

 но-психологического подхода  к коррекции, раскрывается их  тесная связь с положениями  деятельностной теории онтогенеза. Учитывая, что значительное число используемых у нас в стране методов и техник коррекции заимствовано из арсенала зарубежной психологии, мы считали важным кратко обозначить их теоретические истоки, анализ которых необходим для адекватного применения коррекционных методик. Мы считали также целесообразным представить обобщенные рекомендации по преодолению некоторых типичных трудностей в развитии ребенка дошкольного возраста.

Наконец, в последней главе затронуты  некоторые наиболее существенные проблемы взаимоотношений психолога с родителями в процессе консультативной работы.

Разумеется, в столь краткой  работе не могли найти отражения  многие важные вопросы, связанные, например, с методическим оснащением консультирования, содержательным анализом типов нарушении, разбором специфических средств их диагностики и коррекции, и многие другие. Каждый из названных вопросов, образуя перспективное направление исследований, может н должен со временем составить предмет отдельных публикаций и фундаментальных руководств.

Учитывая дискуссионность некоторых положений книги, а также вынужденно избирательный и конспективный характер освещения затронутых сложных проблем, авторы будут весьма признательны за все критические замечания в адрес этой первой попытки изложения вопросов возрастно-пси-хологического консультирования. В то же время мы хотели бы выразить глубокую благодарность сотрудникам кафедры возрастной психологии МГУ за неоценимую помощь в работе консультативного пункта и в обсуждении рукописи данной книги.

Г. В. Бурменской написаны гл. 1 и 3, разд. 2.1 и 5.1; О. А. Карабано-вой — гл. 4 и разд. 5.2; А. Г. Лидерсом — разд. 2.2 и 2.3.

 Глава 1

ЗАДАЧИ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

ВОЗРАСТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

1.1. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ  КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Как следует из подзаголовка данной работы, она посвящена психологическим  проблемам нормального детства. На первый взгляд такая формулировка может показаться противоречивой. Действительно, может ли идти речь о каких-либо серьезных  проблемах применительно к нормальному детству, за рамки которого по определению вынесены все многообразные расстройства, нарушения и отклонения от нормального хода развития? Указанное противоречие, однако, легко обнаруживает свой мнимый характер и снимается, если учесть многозначность употребления понятия «норма» как в обыденном, так и в научном языке. Подчеркнем, что, обращаясь к анализу психологических проблем нормального детства, встающих в практике консультирования, мы относим к ним затруднения и проблемы распространенные, типичные, свойственные если не большинству, то значительной части детского населения (и, следовательно, опираемся при этом на статистическое понятие нормы). Как показывают специальные исследования и консультативная практика, в развитии детей и при отсутствии патологических нарушений, т. е. в рамках медико-биологической нормы, имеется множество трудностей психологического  плана, требующих своевременного обнаружения и коррекции. Квалификация тех или иных особенностей психического развития или поведения детей как неблагоприятных, нежелательных, требующих коррекции основывается в первую очередь на критерии несоответствия их предъявляемым требованиям со стороны социально-культурного окружения, т. е. при нарушении функциональной нормы. Кроме того, возможно и необходимо сравнение реального хода развития ребенка с оптимальным, т. е. максимально достижимым, уровнем в благоприятных условиях (последнее опирается на представление о норме как идеальном варианте развития). В любом случае понятие нормального детства не имеет ничего общего с представлением о некоем «правильном», беспроблемном развитии ребенка.

За рубежом психологическое  консультирование в области детской  психологии активно развивается  уже более 60 лет. На7

 чало ему было положено  историческими работами А. Вине, посвященными разработке методов измерения умственного развития с целью дифференциации здоровых, но социально и педагогически запущенных детей от детей с аномалиями развития. Первоначально в сферу деятельности консультаций входили преимущественно дети с отклонениями в развитии, а главную задачу составляли психотерапия и помощь в социальной адаптации детей с теми или иными формами патологии. Постепенно, однако, сфера консультативной практики стала значительно расширяться за счет включения собственно психологических проблем, не связанных с патологией: высокой тревожности ребенка, нарушений межличностных отношений, трудностей в обучении, семейном воспитании и т. д. В то же время преимущественная ориентация на проблемы, имеющие ярко выраженный, а не лишь намечающийся характер, отчасти сохранилась. В настоящее время в качестве двух основных показаний для психологической помощи детям называют: возникновение кризисной жизненной ситуации (распад семьи, госпитализация, неуспеваемость в школе и др.) и грубое или устойчивое расстройство поведения (страхи, драчливость, воровство, лживость и др.) [см.: 125]. Профилактические функции консультирования развиты заметно меньше.

Информация о работе Психология детей