Психология детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 13:57, реферат

Описание работы

В данной работе мы затронем лишь некоторые аспекты этих проблем.
Как известно, значительную трудность в деятельности возрастного психолога по консультированию представляет недостаточная «стыковка» обще3
теоретических и методологических установок, с одной стороны, и используемых на практике средств и методов решения конкретных индивидуальных проблем ребенка — с другой.

Файлы: 1 файл

псих детей.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

Все вышесказанное имеет непосредственное отношение к разработке практических вопросов прикладной психологии детства,. так как в предложенном Л. С. Выготским  определении психологического возраста, по сути, заключена основная методологическая схема возрастного подхода к анализу различных явлений психического развития ребенка. Согласно этой схеме, сущностная характеристика любого возрастного этапа складывается иа единства трех названых выше и тесно взаимосвязанных составляющих: характеристики социальной ситуации развития ребенка, анализа типичных видов его деятельности и квалификации уровня развития его сознания и личности. Психологический возраст, таким образом, рассматривается как триединое образование, имеющее свою структуру и динамику.

С учетом вклада последующих исследований можно наметить первичную конкретизацию  указанных составляющих психологического возраста. Так, среди многообразных  отношений ребенка, образующих социальную ситуацию развития, Выготский разделял «ближайшие и далекие» отношения с обществом. Позднее первые получили свое содержательное раскрытие в исследованиях генезиса форм общения ребенка (М. И. Лисина и др.), а

19

 вторые — в исследованиях  ролевых отношений, обусловленных  объективным положением (местом) ребенка данного возраста в системе общественных отношений (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эль-конин и др.).

Применительно к индивидуальному  психологическому консультированию анализ социальной ситуации развития ребенка  означает одновременный учет двух планов отношений: во-первых, с «общественным взрослым» как представителем социальной функции, института (воспитатель, учитель, врач и т. д.), воплощающим в своем поведении социальные нормы и требования, общественные смыслы деятельности, и, во-вторых, индивидуальные, личностные отношения с близкими взрослыми (в первую очередь в семье) и детьми (главным образом сверстниками). Данный анализ предполагает также учет опосредствованного влияния различных микросредовых условий и особенностей обстановки — всегда присутствующих тонких (или грубых) различий в условиях жизни детей. Дифференцированное, системное представление о социальной ситуации развития включает в себя все значимые для развития ребенка сферы взаимоотношений, оно необходимо как основа для поиска источников трудностей, неблагоприятных тенденций или нарушений развития. Вместе с тем конкретных, тем более системных исследований социальной ситуации развития на сегодняшний день еще явно недостаточно.

Деятельность представляет собой  другую чрезвычайно важную сторону  возрастно-психологической характеристики ребенка, поскольку никаких отношений к действительности — предметной («миру вещей») или социальной («миру людей»)—вне деятельности не существует. Характер деятельности, ее структура, виды и их иерархия имеют фундаментальное значение для развития ребенка, а значит, и для анализа индивидуальных особенностей развития в конкретных случаях. Тем не менее может возникнуть вопрос: зачем психологу-консультанту исследовать состояние ведущей и других видов деятельности, осуществляемых ребенком? Не достаточно ли с помощью различных экспериментальных, клинических или тестовых методик исследовать сами новообразования, другими словами, квалифицировать картину «психического развития» ребенка в собственном смысле слова?

Полагая, что исследования наличного психологического уровня ребенка принципиально недостаточно, мы исходим из того, что психика и формируется в деятельности, и проявляется в ней. Для диагностики важны оба аспекта деятельности — и как формирующей психику, и как обнаруживающей ее. Для консультанта, ограниченного в своих возможностях исследования реального процесса развития ребенка в его естественной обстановке, достигнутый уровень и особенности строения игровой, предметной и многих других видов деятельности имеют поэтому огромное диагностическое значение. Отчасти установленные при

20

 соответствующем наблюдении, отчасти  почерпнутые из свидетельств  родителей ребенка, они могут  служить существенными показателями  благополучного или отклоняющегося  хода развития. Особое значение  при этом имеет сопоставление реального места и значимости того или иного вида деятельности (например, изобразительной или конструктивной деятельности дошкольника, общения со сверстниками) в жизни ребенка с уровнем формирующихся психологических процессов и качеств. Фундаментальные исследования советских психологов, посвященные генезису общения, игры и других видов деятельности, служат общей основой для анализа индивидуальных случаев. (Встающих здесь проблем преобразования показателей&heip;

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Возрастная психология – это область психологии, которая изучает психологические особенности формирования личности на разных возрастных этапах. Делится на подразделы: детская, подростковая психология, психология юности, взрослости, старости (геронтопсихология).

 

Каждый раздел изучает динамику психической жизни человека в рамках данного возраста, т.е. онтогенез.

 

Возрастная психология отмечает те сравнительно медленные, но основательные  количественные и качественные изменения, которые происходят в психике  и поведении детей при их переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти периоды охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев до ряда лет для детей старшего возраста.

 

Предметом возрастной психологии является изучение и представление в виде научных фактов и соответствующих теорий основных особенностей психического развития детей при их переходе из одного возраста в другой, включая разносторонние содержательные психологические особенности детей разного возраста.

 

Объект исследований – закономерности развития и формирования личности.

 

Предмет – возрастная динамика психики  человека, онтогенез психических  процессов и психологических  качеств личности.

 

В данной работе ставится задача отразить уникальность каждого возрастного  момента, рассматриваются противоречия на каждом возрастном этапе, уделяется внимание онтогенетическому развитию человека Центральное место при освещении каждого возрастного периода, каждой стороны психического развития занимает круг вопросов, связанных с характеристикой самого процесса развития, обусловленного предпосылками и условиями развития, а также внутренней позиции самой личности.

 

Работа является результатом аналитической  переработки литературы по проблемам  методологических основ возрастной психологии. Что позволило получить знание основных закономерностей и особенностей развития детей, умение применения важнейших методов исследования, понимание важнейших категорий развития в концептуальном аппарате возрастной психологии.

 

В работе рассматриваются проблемы возрастной психологии в отечественной психологии. А именно, подходы к проблемам возрастной психологии С.Л. Рубинштейна.

 

В работе также рассматриваются  идеи и исследования Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, В. В. Давыдова, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Л.А. Венгера. А также материалы, содержащиеся в трудах известных представителей зарубежной психологии: В. Штерна, К. Бюлера, Ж. Пиаже, К. Коффки, Э. Клапереда, 3. Фрейда, А. Баллона, Р. Заззо, Э. Эриксона, Дж. Брунера и др.

 

 

1. Возрастные особенности

 

Возраст и возрастные особенности  как ступени развития выступают  на этой основе как проявление, как  момент различных фаз жизни человека. "Онтогенез" человека - это жизненный  путь личности, процесс индивидуального  развития.

 

У каждого ребенка свой индивидуальный путь развития. Разные дети и развиваются  не только разными темпами, но и проходят через индивидуально различные  ступени развития. Каждая ступень  развития конкретного индивида включает в единстве и взаимопроникновении и единичные, и особенные, и общие черты. Поэтому при всей индивидуализированное пути развития каждого человека, конечно, существуют и общие закономерности, знание которых необходимо для понимания индивидуального психического развития ребенка. Но общие возрастные особенности не обозначают ни возрастных стандартов, ни возрастных лимитов. Возраст не определяет стандарты психического развития. Возрастные особенности существуют лишь внутри индивидуальных, в единстве с ними. При этом, во-первых, чем ребенок старше и, во-вторых, чем процессы сложней, тем большую роль играют индивидуальные особенности, тем значительнее индивидуальные различия.

 

Изучая процесс индивидуального  развития человека, его становление  и выделяя в нем различные  этапы - младенца, преддошкольника, дошкольника, школьника младших, средних классов, подростка, старшеклассника или юношу, нельзя забывать, что это все звенья единой цепи, единого процесса становления человека. Подросток, например, - это ребенок, становящийся взрослым. Каждый период в развитии подрастающего человека - это и ступень, и переход от одной ступени к другой. Возрастные характеристики заключаются для нас поэтому не в статических срезах, а в стержневых, узловых изменениях, характерных для данного периода. Конкретно онтогенетическое развитие каждого человека совершается по мере того, как он проходит свой индивидуальный жизненный путь, и является формированием, развитием его индивидуальности. По мере этого развития человек, овладевая в процессе обучения и воспитания содержанием культуры и затем изменяя в своей трудовой деятельности действительность, изменяется сам; но в изменении, поскольку оно является развитием данной личности, сохраняется и определенная преемственность. В силу этого в самом процессе изменения, усложнения, преобразования различных его черт уже с ранних сравнительно лет часто с такой отчетливостью выступает характерный для данного человека облик, который у цельных натур с ярко выраженной индивидуальностью сохраняется в наиболее общих своих чертах на протяжении всей сознательной жизни.

 

В итоге развития в жизнь вступает и в жизни дальше формируется  личность - субъект практической и  теоретической деятельности

 

 

 

 

2. Основные проблемы возрастной  психологии

 

 

 

2.1 Категория возраста

 

Одним из основных вопросов, рассматриваемых в рамках изучения возрастной психологии, является понятие возраста.

 

Возраст – это категория, служащая для обозначения временных характеристик  индивидуального развития.

 

Различают хронологический (паспортный) возраст и психологический.

 

Хронологический возраст обозначает длительность существования человека с момента рождения.

 

Психологический возраст - это определенная, качественно своеобразная ступень  онтогенеза, обусловленная закономерностями формирования организма, условиями  жизни, воспитания и обучения.

 

Первая попытка системного анализа  возраста как категории принадлежит  Л.С. Выготскому. В дальнейшем этой проблемой  занимались Б.Г. Ананьев, Д.Б. Эльконин.

 

Выделяют следующие компоненты возраста.

 

1. Социальная ситуация развития  – совершенно своеобразные, специфические для данного возраста, исключительно единственные и неповторимые отношения между ребенком и окружающей его действительностью. (Л. С. Выготский).

 

Для каждого возраста в зависимости  от ССР характерны типичные формы  отношений и поведения.

 

2. Новообразования – психические  и социальные изменения, которые  впервые возникают на данном  возрастном этапе и которые  определяют ход дальнейшего психического  развития.

 

«Под возрастными новообразованиями  следует понимать тот новый тип  строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный возрастной период». (Л.С. Выготский)

 

Например, возникновение речи в  раннем возрасте, чувство взрослости в подростковом возрасте.

 

3. Ведущая деятельность – это  деятельность, в наибольшей степени  способствующая психическому и  поведенческому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой (Эльконин Д.Б.).

 

Принцип ведущей деятельности глубоко  разработан в трудах А.Н. Леонтьева. Сущность этого принципа заключается  в том, что в первую очередь  именно в процессе ведущей деятельности ребенка в каждом периоде его развития складываются новые отношения, новый тип знаний и способы их получения, что существенно меняет познавательную сферу и психологическую структуру личности. Таким образом, каждая ведущая деятельность способствует появлению характерных только для этого возраста качественных особенностей, или, как их называют, новообразований возраста.

 

Но в пределах одной и той  же деятельности, характерной для  одного возраста, можно выделить различные  этапы, причем развитие ребенка на каждом из них не одинаково. В процессе деятельности общения у ребенка формируются в первую очередь потребности, цели, мотивы деятельности.

 

2.2 Закономерности психического  развития

 

Следующей проблемой возрастной психологии считают проблему психического развития.

 

Психическое развитие – закономерное изменение психических явлений  во времени, выражающееся в их количественных, качественных и структурных преобразованиях (А. В. Петровский).

 

Развитие идет при взаимодействии трех факторов: генетического (наследственного), социальной среды, обстоятельства жизни.

 

Существует несколько подходов к пониманию ведущего фактора  в психическом развитии.

 

1. Биогенетическое направление.

 

Психическое развитие – результат  преобразований заложенных задатков. Соответственно развитие идет по законам биологического созревания организма. Определяющим фактором являются генетические предпосылки. Воспитание, обучение являются лишь внешними факторами, способными либо затормозить, либо ускорить процесс выявления природных психических качеств. Сторонниками этого подхода можно назвать Вильяма Прейера, Карла Бюлера, Стенли Холла.

 

2.Социогенетическое направление

 

Психическое развитие – результат  влияния общества, социальной среды. Главное в человеке – его опыт, а опыт зависит от социальной среды.

 

Сторонниками этого подхода  можно назвать таких психологов как Э. Дюркгейм, Г. Тард, П. Жане. Истоки таких взглядов можно увидеть  еще в работах педагога XVII века Дж. Локка, который говорил, что ребенок  это «tubule rasa» - чистая доска, и все зависит от взрослых, которые «пишут» на этой доске. К этому подходу можно отнести такое направление в психологии как бихевиоризм. Бихевиористы также считают, что в развитии человека все определяется научением.

 

3. Эпигенетическое направление. 

 

Психическое развитие – результат влияния как генетического, так и социального факторов. Одним из первых о значении влияния двух факторов говорил В. Штерн, предложивший принцип конвергенции – соединения биологической и социальной линий развития. Представители данного направления – Ж. Пиаже, А. Валлон (когнитивное развитие), Кольберг, Л. И. Божович, Ж. Пиаже (нравственное развитие), Кречмер, К. Г. Юнг, Олпорт (личностное развитие), К. Роджерс, А. Маслоу (социальное развитие).

 

Современный взгляд на психическое  развитие в отечественной психологии основывается на положениях, предложенных Л.С. Выготским.

 

Л.С. Выготский считал, что развитие зависит от двух факторов: биологического и социального. Однако нельзя понимать развитие как механическое сложение одного и другого. Эти факторы имеют значение на протяжении всей жизни человека, но имеют как бы разный удельный вес в развитии разных функций и на разных возрастных этапах. Например, для развития более простых функций (ощущение, восприятие) большую роль играют генетические задатки, а в становлении более сложных функций (абстрактное мышление, логическая память) большее значение отводится социальному окружению; в развитии речи на ранних этапах большую роль отводят биологическим предпосылкам, но чем старше ребенок, тем значимее для развития речи становится окружение.

Информация о работе Психология детей