Психология детского и подросткового суицида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2012 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Зигмунд Фрейд в свое время ввел понятие «инстинкт смерти» - иначе он не мог объяснить многое из того, что способен сотворить с собой человек. Стремление к саморазрушению, очевидно, заложено в нем от природы - если все живое вокруг изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды, наоборот, вкладывают недюжинную энергию в то, чтобы полностью испортить себе жизнь, а иногда и расстаться с нею. Поистине человек - странное создание: только он способен на самоуничтожение, лишь ему присуще загадочное влечение к смерти - никакому другому живому существу это не свойственно.

Содержание работы

Содержание:
Введение
ГЛАВА 1. Суицид как акт самоубийства
1.1. История суицидологии в России.
1.2. Общее представление о суициде
1.3.Виды, причины, предпосылки и условия проявления суицида.
ГЛАВА 2. СУИЦИД СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
2.1. Суицидальное поведение детей и подростков.
2.2. Психологический смысл и характерные черты подросткового суицида.
2.3 .Признаки суицидального риска и синдромы поведения подростков, указывающие на готовность к суициду.
ГЛАВА 3. Профилактикасуицида.
3.1.Предотврпщение суицида.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая-суицид.docx

— 83.78 Кб (Скачать файл)

Смоленский Государственный  Университет.

 

 

 

 

 

Курсовая на тему:

Психология детского и подросткового суицида.

 

 

 

 

Работу выполнила:

Воробьева Виолетта.

Преподаватель:

Семакова Елена Владимировна.

 

 

 

 

 

 

 

Смоленск,2012

Содержание:

Введение

ГЛАВА 1. Суицид как акт самоубийства

 1.1. История суицидологии в России.

1.2. Общее представление о суициде

1.3.Виды, причины, предпосылки  и условия проявления суицида.

ГЛАВА 2. СУИЦИД СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

2.1. Суицидальное поведение детей и подростков.

2.2. Психологический смысл и характерные черты подросткового суицида.

2.3 .Признаки суицидального риска и синдромы поведения подростков, указывающие на готовность к суициду.

ГЛАВА 3. Профилактикасуицида.

3.1.Предотврпщение суицида.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Зигмунд Фрейд в свое время  ввел понятие «инстинкт смерти» - иначе он не мог объяснить многое из того, что способен сотворить  с собой человек. Стремление к  саморазрушению, очевидно, заложено в  нем от природы - если все живое  вокруг изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды, наоборот, вкладывают недюжинную энергию в то, чтобы полностью  испортить себе жизнь, а иногда и  расстаться с нею. Поистине человек - странное создание: только он способен на самоуничтожение, лишь ему присуще  загадочное влечение к смерти - никакому другому живому существу это не свойственно.

Каждый человек хотя бы раз в жизни бывает искушаем свободой выбора смерти. Тело как «большой разум» приходится обманывать в его стремлении во что бы то ни стало жить и безжалостно расправляться с ним через обретение абсолютной свободы в смерти.

     Во всем  мире суицид является важнейшей  проблемой общественного здоровья. И на сегодняшний день интерес к нему значительно повысился.

Россия находится в депрессии: страну захлестнул вал самоубийств. Все чаще из жизни уходят подростки, а то и совсем маленькие дети.

Почти у всех детей лет  с девяти просыпается философский  «интерес к смерти». Подростая, ребенок может подвести над собой эксперимент. Но подросток не осознает, что «оттуда» не возвращаются. Вспомните хотя бы потрясший всю страну таинственный уход из жизни трех девочек-подростков из подмосковной Балашихи. «Похороните нас в одном красном гробу…» написала в предсмертной записке одна из них.

Проблема суицида среди детей  и подростков является одной из первостепенных и наиболее актуальных социальных проблем  в России. По данным Всемирной организации  здравоохранения, Россия занимает второе место в мире по числу самоубийств  на сто тысяч жителей, а по абсолютному  количеству подростковых самоубийств - первое место. За последние 30 лет число самоубийств увеличилось в 30 раз (10, с. 58). Частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоились. Отмечается сдвиг суицидальной активности в сторону более молодого возраста - до 35% суицидальных попыток совершают дети и подростки (14, с. 81). Ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству. По статистике каждый день 17 российских подростков заканчивают жизнь самоубийством (5, с. 44). У 30% лиц в возрасте 14-24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. По данным Всемирной организации здравоохранения, Россия занимает второе место в мире по числу самоубийств на сто тысяч жителей, обойдя рак и уступая только сердечно-сосудистым заболеваниям. По абсолютному количеству подростковых самоубийств Россия занимает I место.

В науке существует термин - «пубертатный суицид». Им обозначают целое явление, это - подростковые самоубийства. В  подростковой психике есть еще некоторые  черты, предполагающие к самоубийству. С одной стороны, страсть к  самоутверждению, с другой - еще не сформированное представление о  ценности жизни. У них нет барьера  между рискованным и нерискованным  поведением. Подростки очень легко  манипулируют как своим здоровьем, так и своей жизнью. Им кажется, что жизнь - недорогая цена за доказательство собственной правоты.

Одной из главнейших причин распространения  суицида, является, на наш взгляд, сложная  и противоречивая обстановка в стране. Как известно, еще Э.Дюркгейм считал, что ситуация в стране влияет на рост числа самоубийств. Во время  неожиданных экономических спадов и подъемов старые социальные нормы  разрушаются, люди теряют ориентацию, что способствует росту девиаций, в том числе и самоубийств. Особенно актуальной эта проблема становится в обществе на переходных этапах его  развития, что мы сейчас и переживаем. Конфликтные ситуации, возникающие  сегодня в нашем обществе на различной  почве, ведут к общей моральной  дезориентации человека, подчас толкая его на негативные поступки, принятие скоропалительных решений. Это в  первую очередь сказывается на подростках - самой легкоуязвимой социальной группе. Кроме того, основной причиной усиления этой опасной тенденции  является отсутствие надлежащего семейного  и общественного воспитания, жестокое обращение взрослых и сверстников. Моральное и физическое насилие, порочные методы воспитания, унижение человеческого достоинства сопутствуют  жизни многих детей и подростков в семье, дошкольных учреждениях, школах, детских домах и интернатах, а  также образовательных учреждениях.

Интерес к проблеме самоубийства на протяжении истории неуклонно возрастал. Автором первого социологического исследования феномена самоубийства и  основателем суицидологии был французский социолог Эмиль Дюркгейм. Различные аспекты суицидального поведения изучали В.Штерн, В. Франкл, Н.Фабероу, Э.Шнейдерман и др. В нашей стране проблемой суицидального поведения подростков занимались: психиатр В.П. Кащенко (рассматривал педагогическую коррекцию), А.Кочетов (занимался работой с трудными детьми), В.В. Лебединский (исследовал эмоциальные нарушения в детском возрасте) и др. Интерес к этой проблеме угасает: ежегодно проходят международные симпозиумы, создана международная ассоциация по предупреждению самоубийств. Самоубийство превратилось в одно из острейших проблем нашего общества.

 

Цель исследования: изучение состояния проблемы суицида среди подростков как одной из первостепенных и наиболее актуальных социальных проблем.

Задачи исследования:

1. Изучив существующую литературу  по данной проблеме, дать общее  представление о суициде как  акте самоубийства.

2. Выделить факторы, способствующие  суицидальному поведению.

3. Рассмотреть специфические особенности  суицидального поведения детей  и подростков.

 

Предмет исследования: суицидальное поведение в подростковом возрасте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 Суицид как акт самоубийства

 

1.1. История суицидологии  в России.

 

Именно в России сложился междисциплинарный  подход в изучении этого феномена, и впервые термин «сюисидология», предшественник современной «суицидолгии» - науки о самоубийствах - появился в работах российских врачей П.Г. Розанова (1891 г.), Ф.К. Тереховко (1903), И.О. Зубова (1903). Доклад, академика К. Германа был прочитан на заседаниях Российской Академии наук 17 ,декабря 1823 г. и 30 июня 1824 г., то есть за 70 с лишним лет до классического труда Э. Дюркгейма «Самоубийство. Социологический этюд» (1897). В своей работе на тему «Изыскание о числе самоубийств и убийств в России за 1819 и 1820 г.» он сделал удивительно глубокий для своего времени вывод, В котором усматривал главные причины, заключающиеся в крайностях: в диких нравах или утонченной цивилизации, в анархии или политическом гнете, в нищете или чрезмерном богатстве. Доклад Германа не был опубликован на русском языке, ибо, по мнению министра народного просвещения А.С. Шишкова, «подобные статьи, неприличные к обнародованию оных надлежало бы к тому, кто прислал их для напечатания, отослать назад с замечанием, чтобы и впредь над такими пустыми вещами не трудился. Хорошо извещать о благих делах, а такие, как смертоубийства и самоубийства должны погружаться в вечное забвение». Так что борьба с «очернительством» имеет в России давнюю историю. Лишь в 1832 г. работа Германа была опубликована на французском языке. Исследования самоубийств активно продолжались в конце прошлого и начале нынешнего столетия.

Значительная доля суицидологических работ была посвящена самоубийствам детей, подростков и молодежи. Так, еще К. Герман обратил внимание на рост показателей самоубийств в детском и подростковом возрасте. Связь самоубийств среди рабочей и учащейся молодежи с социально-экономическими факторами - голодом, безработицей, пьянством отличали Г.И. Гордон (1912), Л.А. Прозоров (1913) и др. И.П. Лебедев в 80-ые гг. XIX в. Впервые в отечественной науке провел клиническое обследование суицидентов возрасте до20 лет. При этом он обращал внимание на условия воспитания, отношения в семьях молодых людей, покушавшихся на свою жизнь, их ближайшее окружение. Острогорский в 1882 г. отмечал отсутствие взаимопонимания между детьми и родителями как суицидогенный фактор «Дети растут, вызывая недоумение в родителях только при каких-либо катастрофах: исключении из заведения, проявлении своеволия, побега, самоубийства», - с горечью замечал он.

В 1929 г. вышел сборник «Самоубийства  в СССР в 1925 и 1926 гг.» На этом закончилась  публикация каких бы то на было работ о самоубийствах. Отныне на несколько десятилетий тематика девиантного поведения могла освещаться лишь под рубрикой «Их нравы»…

Прошло более 40 лет. В 1971 г. удалось  изучить все материалы милицейского и прокурорского расследования  по фактам самоубийств в четырех  районах Ленинграда (двух центральных  и двух «спальных»). В 1971-1972 гг. аналогичное  исследование было проведено в Орле. Результаты удалось опубликовать лишь в 1979 г. в Таллине под грифом «Для служебного пользования», тиражом 150 экземпляров.

Большая заслуга в возрождении  отечественной суицидологи принадлежит  А.Г. Амбрумовой, организовавшей первую за несколько десятилетий встречу специалистов - семинар по суицидологи (1975), создавшей и возглавлявшей Всесоюзный суицидологический центр и суицидологическую службу Москвы, организовавшей выпуск сборников трудов по проблемам суицидологи (первый из них вышел в 1978 г.) Амбрумова сумела привлечь к исследовательской деятельности, помимо психиатров и психологов, также юристов и социологов (С.В. Бородин, М.З. Дукаревич, А.С. Михлин, Л.И. Постовалова, А.Л.Ратинов и др.)

 

1.2 Общее  представление о суициде.

Самоубийство, противореча, казалось бы, прирожденному всем живым существам  инстинкту самосохранения, с давних пор занимало умы многих исследователей. Задолго до возникновения суицидологии как медицинской науки самоубийство изучалось философами, на него обращали внимание летописцы, историки. Начиная с античности и до наших дней, огромное значение проблеме сознательного прекращения жизни придает философия. Альбер Камю считал, что «есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии». С.Кьеркегор проблему самоубийства относил к вершинам жизненной мудрости. Горькой иронией проникнуты его слова: «Повесься - ты пожалеешь об этом, не повесься - ты и об этом пожалеешь; в том и в другом случае ты пожалеешь об этом. Таково, милостливые государи, резюме всей жизненной мудрости…».

Несмотря на широкий интерес  к данной проблеме, практически до начала XIX в. строго научного изучения самоубийств не предпринималось. Лишь в конце XIX в. появились первые основополагающие работы по суициду. Э.Дюркгейм - автор первого социологического исследования феномена самоубийства, переведенного в 1912 г. на русский язык. В дальнейшем интерес к проблеме самоубийства неуклонно возрастал. Различные аспекты самоубийства и суицидального поведения изучали G. Deshais, W. Stern, E. Ringel. Не оставались в стороне и русские исследователи. Библиографический указатель только русской дореволюционной литературы о самоубийстве насчитывает более ста пятидесяти авторов. Этой проблемой занимались многие известные врачи: Бехтерев, Сикорский, Корсаков; русские писатели: Достоевский, Толстой, Куприн, Мережковский; педагоги и публицисты. И в настоящее время интерес к этой проблеме не угасает. Ежегодно проходят международные симпозиумы, создана международная ассоциация по предупреждению самоубийств, выпускаются специальные журналы.

Самоубийство, суицид, суицидальное поведение (от лат. Sui - себя, caedere - убивать) - намеренное лишение себя жизни. В русском языке словом «самоубийство» обозначается и индивидуальное и относительно массовое, статистически устойчивое явление. Классическое определение суициду дал Э. Дюркгейм. По его трактовке самоубийством называется каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах. Суицид - акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства, либо под влиянием психического заболевания. Это осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь как высшая ценность теряет для данного человека смысл. Суицидальное поведение включает завершенное самоубийство, суицидальные попытки (покушения на свою жизнь) и намерения (идеи).

Суицидальное поведение представляет собой аутоагрессивные действия человека, сознательно и преднамеренно направленное на лишение себя жизни из-за столкновения с невыносимыми жизненными обстоятельствами.

Суицидальное поведение является динамическим процессом, состоящим  из следующих этапов .

1. Этап суицидальных тенденций.  Суицидальные тенденции проявляются  в мыслях, намерениях, чувствах или  угрозах. Они являются прямыми  или косвенными признаками, свидетельствующими  о снижении ценности собственной  жизни, утрате ее смысла и  о нежелании жить.

2. Этап суицидальных действий. Начинается, когда тенденции переходят в  конкретные поступки. Под суицидальной  попыткой понимается сознательное  стремление лишить себя из  жизни, которое по независящим  от человека обстоятельствам  (своевременное оказание помощи, успешная реанимация и т.п.) не  было доведено до конца.

3. Этап постсуицидального кризиса. Он продолжается от момента совершения суицидальной попытки до полного исчезновения суицидальных тенденций, иногда характеризующихся цикличностью проявления. Этот этап охватывает состояние психического кризиса суицидента, признаки которого (соматические, психические или патологические) и их выраженность могут быть различными.

Самоубийства - очень сложный и  многогранный феномен, аккумулирующий проблемы философские (утрата смысла жизни) и психологические (психологическая  дезадаптация, фрустрация), социальные (социальная неустроенность, неудовлетворенность, утрата статуса, престижа и т.п.) и нравственные, правовые и медицинские (тяжелая болезнь, психические расстройство). Вопрос о том, что считать самоубийством, на первый взгляд, вполне очевиден: намеренное лишение себя жизни. Тем не менее, при анализе данного социального отклонения выясняется, что не так все очевидно. Дело в том, что самоубийство часто граничит с несчастным случаем или убийством. Все эти три вида лишения человека жизни имеют сходные признаки и являются насильственной смертью. К самоубийству нельзя отнести причинение себе смерти в состоянии невменяемости. Не является самоубийством причинение себе смерти по неосторожности.

Информация о работе Психология детского и подросткового суицида