Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2012 в 15:45, курсовая работа
Зигмунд Фрейд в свое время ввел понятие «инстинкт смерти» - иначе он не мог объяснить многое из того, что способен сотворить с собой человек. Стремление к саморазрушению, очевидно, заложено в нем от природы - если все живое вокруг изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды, наоборот, вкладывают недюжинную энергию в то, чтобы полностью испортить себе жизнь, а иногда и расстаться с нею. Поистине человек - странное создание: только он способен на самоуничтожение, лишь ему присуще загадочное влечение к смерти - никакому другому живому существу это не свойственно.
Содержание:
Введение
ГЛАВА 1. Суицид как акт самоубийства
1.1. История суицидологии в России.
1.2. Общее представление о суициде
1.3.Виды, причины, предпосылки и условия проявления суицида.
ГЛАВА 2. СУИЦИД СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
2.1. Суицидальное поведение детей и подростков.
2.2. Психологический смысл и характерные черты подросткового суицида.
2.3 .Признаки суицидального риска и синдромы поведения подростков, указывающие на готовность к суициду.
ГЛАВА 3. Профилактикасуицида.
3.1.Предотврпщение суицида.
Заключение.
Список литературы.
· манифестация умственного расстройства/
Основными мотивами суицидального поведения детей и подростков являются:
· переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания;
· действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство, ревность;
· переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;
· чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;
· боязнь позора, нежелание извиниться;
· любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;
· чувство мести, злобы, протеста, угроза и вымогательство;
· желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;
· сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов («эффект Вертера»).
Особенности суицидального поведения подростков:
1. Недостаточно адекватная
2. Несерьезность, мимолетность
и незначительность (с точки зрения
взрослых) мотивов которыми дети
объясняют попытки
3. Наличие взаимосвязи попыток
самоубийства детей и
4. Депрессивные состояния,
· печальное настроение;
· чувство скуки;
· чувство усталости;
· нарушения сна;
· соматические жалобы;
· неусидчивость, беспокойство;
· фиксация внимания на мелочах;
· чрезвычайная эмоциональность;
· замкнутость;
· рассеянность внимания;
· агрессивное повеление;
· демонстративное непослушание;
· склонность к бунту;
· злоупотребление алкоголем или наркотиками;
· плохая успеваемость;
· прогулы в школе.
Каковы основные факторы, способствующие
попыткам суицида у подростков, и
насколько они сегодня
Другими причинами суицидов в детском и подростковом возрасте могут быть следующие:
1. Несформированное понимание
2. Отсутствие идеологии в
3. Ранняя половая жизнь,
4. Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества).
5. В подавляющем большинстве
случаев суицидальное
6. Депрессия также является
7. В последнее время к
8. Однако одной из главнейших
причин суицида является
Конечно, у каждой суицидальной попытки - своя причина. Но, по сути, все сводится к одному: ребенок не в силах самостоятельно одолеть какую-то трудную ситуацию, а понимающего это взрослого человека рядом нет. И тогда единственным вариантом представляется ему смерть.
Особенно часто это происходит с подростками. Дочери, сыну кажется, что они не нужны родителям, их не любят, не ценят, не считаются с их интересами, а навязывают свои. Значит, не понимают. Родные не понимают - чего ждать от чужих? И мир «ощетинивается» против ребенка.
Плюс этот самый «комплексующий» возраст: девочки кажутся себе некрасивыми, мальчики - слабыми, недостойными внимания «королевы» класса или двора. И все эти комплексы прячут они подальше даже от самих себя. И такой, в конце концов, нарывает, извините, гнойник в душе, так себя ненавидишь, что готов убить.
В подростковой психике есть еще некоторые черты, предрасполагающие к самоубийству. С одной стороны, страсть к самоутверждению, с другой - еще не сформированное представление о ценности жизни. У них нет барьера между рискованным и нерискованным повелением. Подростки очень легко манипулируют как своим здоровьем, так и своей жизнью. Им кажется, что жизнь - недорогая цена доказательство собственной правоты.
Таким образом, подростковый возраст - это тот этап развития неотъемлемой частью которого являются перемены. Психологические и физиологические особенности и изменения, происходящие в этом возрасте, естественно влияют и на формирование отношения подростков к смерти. Важно помнить, отношение к смерти - это один из тех вопросов, которые должны быть обсуждены прежде, чем человек непосредственно столкнется с тем событием и будет вовлечен в него эмоционально.
2.2. Психологический смысл и характерные черты подросткового суицида.
Психологический смысл подросткового суицида - крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.
Суицид подростков имеет следующие черты:
суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе);
конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;
суицидальный поступок воспринимается
в романтически-героическом
суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»;
суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета;
средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксические вещества, тонкая веревка и т.п.).
2.3. Признаки суицидального риска и синдромы поведения подростков, указывающие на готовность к суициду.
Признаки:
Учитывая актуальность профилактики суицида, многие авторы задаются вопросом: нельзя ли заранее распознать суицидента и помешать его намерению? Абсолютно точных признаков суицидального риска нет, но наиболее общими являются:
Признаки замышляемого суицида. К ним относятся: разговоры на темы самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера.
Наличие опыта самоубийства в прошлом, наличие примера самоубийств в близком окружении, особенно родителей и друзей; максималистические черты характера, склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, деление мира на белое и черное.
Объективная тяжесть жизненных обстоятельств: детство, прошедшее в неблагополучной семье; плохие отношения с близкими в данный период; потеря дорогого человека, общественное отвержение; тяжелое заболевание и т.д.
Снижение ресурсов личности,
позволяющих противостоять
Синдромы:
Тревожно-ажитированное поведение, внешне даже похожее на подъем, однако, с проявлениями суеты, спешки;
затяжные нарушения сна: подростка преследуют страшные сны с картинами катаклизмов, катастроф, аварий или зловещих животных;
напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне не мотивированной агрессией;
депрессия, апатия, безмолвие: подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении видно оцепенение, сонливость;
выраженное чувство
тяжело протекающий пубертат с выраженными соматическими эндокринными и нервно-психическими нарушениями;
употребление алкоголя, токсикомания, наркомания.
Глава 3. Профилактика суицида.
15 ПРАВИЛ ОБЩЕНИЯ
С ЧЕЛОВЕКОМ С
Информация о работе Психология детского и подросткового суицида