Психология детского и подросткового суицида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2012 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Зигмунд Фрейд в свое время ввел понятие «инстинкт смерти» - иначе он не мог объяснить многое из того, что способен сотворить с собой человек. Стремление к саморазрушению, очевидно, заложено в нем от природы - если все живое вокруг изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды, наоборот, вкладывают недюжинную энергию в то, чтобы полностью испортить себе жизнь, а иногда и расстаться с нею. Поистине человек - странное создание: только он способен на самоуничтожение, лишь ему присуще загадочное влечение к смерти - никакому другому живому существу это не свойственно.

Содержание работы

Содержание:
Введение
ГЛАВА 1. Суицид как акт самоубийства
1.1. История суицидологии в России.
1.2. Общее представление о суициде
1.3.Виды, причины, предпосылки и условия проявления суицида.
ГЛАВА 2. СУИЦИД СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
2.1. Суицидальное поведение детей и подростков.
2.2. Психологический смысл и характерные черты подросткового суицида.
2.3 .Признаки суицидального риска и синдромы поведения подростков, указывающие на готовность к суициду.
ГЛАВА 3. Профилактикасуицида.
3.1.Предотврпщение суицида.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая-суицид.docx

— 83.78 Кб (Скачать файл)

· манифестация умственного расстройства/попытка  восстановить контакт с любимым  человеком, который умер; реакция  на отказ; в результате сверхсильного  стыда или вины; избежать столкновения с чрезвычайно болезненной ситуацией; и другие наркотики могут вызывать галлюцинации и переживания, которые  приводят к попыткам самоубийства среди  подростков.

Основными мотивами суицидального  поведения детей и подростков являются:

· переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания;

· действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное  чувство, ревность;

· переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;

· чувства вины, стыда, оскорбленного  самолюбия, самообвинения;

· боязнь позора, нежелание извиниться;

· любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;

· чувство мести, злобы, протеста, угроза и вымогательство;

· желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;

· сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов («эффект  Вертера»).

Особенности суицидального поведения  подростков:

1. Недостаточно адекватная оценка  последствий аутоагрессивных действий. Понятие «смерть» в этом возрасте обычно воспринимается весьма абстрактно, как что-то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью. Само понятие о смерти возникает у детей между 2-3 годами. Для большинства она не является особо пугающим событием. В дошкольном возрасте дети воспринимают смерть как временное явление, подобно отъезду. Смерть близких осознается ребенком как результат его желаний или как следствие его «нехорошего» поведения. Это нередко приводит к чрезвычайно сильному чувству вины, что может стать травматичным опытом, который начнет влиять на всю последующую жизнь ребенка. Часто младшие школьники считают, что смерть является наказанием за плохие дела. В этом сказывается неопределенный эгоцентризм и магическое мышление. Они считают смерть маловероятной, не осознают ее возможности для себя, не считают необратимой. Для подростков смерть становится долее очевидным явлением. Но они фактически отрицают ее для себя, гоняя на мотоциклах, экспериментируя с опасными веществами и т.п. Боле старшие подростки принимают мысль о своей смерти, но, преодолевая возникшую тревогу, отрицают реальность этой возможности.

2. Несерьезность, мимолетность  и незначительность (с точки зрения  взрослых) мотивов которыми дети  объясняют попытки самоубийства. Этим обусловлены трудности своевременного  распознавания суицидальных тенденций  и существенная частота неожиданных  для окружающих случаев детского  и подросткового суицида.

3. Наличие взаимосвязи попыток  самоубийства детей и подростков  с отклоняющимся поведением: побегами  из дома, прогулами школы, ранним  курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами  и т.д.

4. Депрессивные состояния, которые  в подростковом возрасте проявляются  иначе, чем у взрослых. Признаки  депрессии у подростков:

· печальное настроение;

· чувство скуки;

· чувство усталости;

· нарушения сна;

· соматические жалобы;

· неусидчивость, беспокойство;

· фиксация внимания на мелочах;

· чрезвычайная эмоциональность;

· замкнутость;

· рассеянность внимания;

· агрессивное повеление;

· демонстративное непослушание;

· склонность к бунту;

· злоупотребление алкоголем или  наркотиками;

· плохая успеваемость;

· прогулы в школе.

Каковы основные факторы, способствующие попыткам суицида у подростков, и  насколько они сегодня существенны  в нашем обществе? На первом месте  из проблем, характерных для подростков с суицидальным поведением, находятся, конечно, отношения с родителями (примерно в 70% случаев эти проблемы непосредственно связаны с суицидом), на втором месте - трудности, связанные с учебным заведением, на третьем - проблемы взаимоотношений с друзьями, представителями противоположного.

Другими причинами суицидов в детском  и подростковом возрасте могут быть следующие:

1. Несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть  не означает бесповоротное прекращение  жизни. Ребенок думает, что все  можно будет вернуть назад.  У подростков понимание и осознание  смерти формируется не раньше 18 лет.

2. Отсутствие идеологии в обществе. Подросток в обществе «без  родины и флага» чаще испытывает  ощущение ненужности, депрессии.

3. Ранняя половая жизнь, приводящая  к ранним разочарованиям. При  этом возникает ситуация, по мнения  подростка, не совместимая с  представлением «как жить дальше»  (потеря любимого, наступление нежеланной  беременности и т.д.), т.е. происходит  утрата цели. Суицидальное поведение  у подростков часто объясняется  тем, что молодые люди, не имея  жизненного опыта, не могут  правильно определить цель своей  жизни и наметить пути ее  достижения.

4. Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества).

5. В подавляющем большинстве  случаев суицидальное поведение  в возрасте до 15 лет связано  с реакцией протеста, особенно  частым источником последних  являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения.

6. Депрессия также является одной  из причин, приводящих подростка  к суицидальному поведению.

7. В последнее время к психологическим  причинам самоубийств добавились  социальные: расслоение на богатых  и бедных, рост разводов и количество  неполных семей, огромные масштабы  детской беспризорности и сиротства  при живых родителях. Все эти  проблемы отражаются в детях,  как в кривых зеркалах.

8. Однако одной из главнейших  причин суицида является сложная  и противоречивая обстановка  в стране. Социальная незащищенность, экономическая нестабильность, политический  хаос обуславливают процесс отчуждения  подростков. Конфликтные ситуации, возникающие сегодня в нашем  обществе на различной почве,  ведут к общей моральной дезориентации  человека подчас толкая его на негативные поступки, принятие скоропалительных решений.

Конечно, у каждой суицидальной попытки - своя причина. Но, по сути, все сводится к одному: ребенок не в силах  самостоятельно одолеть какую-то трудную  ситуацию, а понимающего это взрослого  человека рядом нет. И тогда единственным вариантом представляется ему смерть.

Особенно часто это происходит с подростками. Дочери, сыну кажется, что они не нужны родителям, их не любят, не ценят, не считаются с  их интересами, а навязывают свои. Значит, не понимают. Родные не понимают - чего ждать от чужих? И мир «ощетинивается» против ребенка.

Плюс этот самый «комплексующий» возраст: девочки кажутся себе некрасивыми, мальчики - слабыми, недостойными внимания «королевы» класса или двора. И все эти комплексы прячут они подальше даже от самих себя. И такой, в конце концов, нарывает, извините, гнойник в душе, так себя ненавидишь, что готов убить.

В подростковой психике есть еще  некоторые черты, предрасполагающие  к самоубийству. С одной стороны, страсть к самоутверждению, с  другой - еще не сформированное представление  о ценности жизни. У них нет  барьера между рискованным и  нерискованным повелением. Подростки  очень легко манипулируют как  своим здоровьем, так и своей  жизнью. Им кажется, что жизнь - недорогая  цена доказательство собственной правоты.

Таким образом, подростковый возраст - это тот этап развития неотъемлемой частью которого являются перемены. Психологические  и физиологические особенности  и изменения, происходящие в этом возрасте, естественно влияют и на формирование отношения подростков к смерти. Важно помнить, отношение  к смерти - это один из тех вопросов, которые должны быть обсуждены прежде, чем человек непосредственно  столкнется с тем событием и будет  вовлечен в него эмоционально.

 

 

2.2. Психологический смысл и характерные черты подросткового суицида.

 

 Психологический смысл подросткового суицида - крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.

 Суицид подростков имеет следующие черты:

суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты  в сферах близких отношений (в  семье, школе, группе);

конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;

суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное  действие, как мужественное решение  и т.п.

суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»;

суицидальное поведение  регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета;

средства самоубийства выбраны  неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксические вещества, тонкая веревка и т.п.).

 

2.3. Признаки суицидального риска и синдромы поведения подростков, указывающие на готовность к суициду.

Признаки:

Учитывая актуальность профилактики суицида, многие авторы задаются вопросом: нельзя ли заранее распознать суицидента и помешать его намерению? Абсолютно точных признаков суицидального риска нет, но наиболее общими являются:

Признаки замышляемого суицида. К ним относятся: разговоры на темы самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей  или собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения  себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального  характера.

Наличие опыта самоубийства в прошлом, наличие примера самоубийств в близком окружении, особенно родителей и друзей; максималистические черты характера, склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, деление мира на белое и черное.

Объективная тяжесть жизненных  обстоятельств: детство, прошедшее  в неблагополучной семье; плохие отношения с близкими в данный период; потеря дорогого человека, общественное отвержение; тяжелое заболевание и т.д.

Снижение ресурсов личности, позволяющих противостоять трудностям: депрессия, стрессовые состояния, беспомощность, болезни, насилие в близком окружении, истощенность физического или психического плана, неопытность и неумение преодолевать трудности.

Синдромы:

Тревожно-ажитированное поведение, внешне даже похожее на подъем, однако, с проявлениями суеты, спешки;

затяжные нарушения сна: подростка преследуют страшные сны  с картинами катаклизмов, катастроф, аварий или зловещих животных;

напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне не мотивированной агрессией;

депрессия, апатия, безмолвие: подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении видно оцепенение, сонливость;

выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя, отчетливая неуверенность  в себе. Этот синдром может маскироваться  нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзостью;

тяжело протекающий пубертат с выраженными соматическими эндокринными и нервно-психическими нарушениями;

употребление алкоголя, токсикомания, наркомания.

 

 

Глава 3. Профилактика суицида.

 

  • Основные причины:
  • Неурядицы в личной жизни:
  • несправедливость по отношению к себе;
  • тотальный неуспех у противоположного пола;
  • желание начать жизнь заново (для верующих в реинкарнацию);
  • несчастная любовь;
  • смерть кого-то из родных или друзей;
  • непонимание окружающими, одиночество;
  • проблемы на работе;
  • целенаправленная травля (в том числе доведение до самоубийства);
  • физические издевательства (изнасилования, побои);
  • потеря смысла жизни.
  • Финансовые проблемы.
  • Нереализованость в жизни (творческая, профессиональная).
  • Ощущение счастья, которое самоубийца считает недостижимым в будущем.
  • Потеря интереса к жизни, усталость от жизни;
  • Психические болезни (депрессия, нарушение пищевого поведения, биполярное аффективное расстройство, шизофрения).
  • Приём психотропных препаратов
  • Приём наркотиков.
  • Религиозный фанатизм (обычно распространённый в сектах), ритуальное самоубийство.
  • Идеологические (политические, неприятие ценностей социума в целом).
  • Военные (самоубийство с целью нанесения урона противнику и/или избежания плена).

15  ПРАВИЛ  ОБЩЕНИЯ   С  ЧЕЛОВЕКОМ  С  СУИЦИДАЛЬНЫМИ   МЫСЛЯМИ:

Информация о работе Психология детского и подросткового суицида