Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2012 в 15:45, курсовая работа
Зигмунд Фрейд в свое время ввел понятие «инстинкт смерти» - иначе он не мог объяснить многое из того, что способен сотворить с собой человек. Стремление к саморазрушению, очевидно, заложено в нем от природы - если все живое вокруг изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды, наоборот, вкладывают недюжинную энергию в то, чтобы полностью испортить себе жизнь, а иногда и расстаться с нею. Поистине человек - странное создание: только он способен на самоуничтожение, лишь ему присуще загадочное влечение к смерти - никакому другому живому существу это не свойственно.
Содержание:
Введение
ГЛАВА 1. Суицид как акт самоубийства
1.1. История суицидологии в России.
1.2. Общее представление о суициде
1.3.Виды, причины, предпосылки и условия проявления суицида.
ГЛАВА 2. СУИЦИД СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
2.1. Суицидальное поведение детей и подростков.
2.2. Психологический смысл и характерные черты подросткового суицида.
2.3 .Признаки суицидального риска и синдромы поведения подростков, указывающие на готовность к суициду.
ГЛАВА 3. Профилактикасуицида.
3.1.Предотврпщение суицида.
Заключение.
Список литературы.
Исаев и Шерстнев выделяют четыре типа постсуицидальных
состояний.
Критичный. Конфликт
утратил актуальность. Суицидальных тенденций
нет. Характерно чувство стыда за суицидальную
попытку, страх перед возможным смертельным
исходом. Рецидив маловероятен.
Манипулятивный.
Актуальность конфликта уменьшилась,
но за счет влияния суицидального действия.
Суицидальных тенденций постсуицида нет.
Характерно легкое чувство стыда, страх
смерти. Высока вероятность того, что и
впредь при решении конфликтов суицидент
будет прибегать к этому способу скорее
демонстративно шантажного характера.
Аналитический.
Конфликт при рассматриваемом типе постсуицида
актуален, однако суицидальных тенденций
нет. Характерно раскаяние за покушение.
Подросток будет искать способы решения
конфликта, если не найдет — возможен
рецидив, но уже с высокой вероятностью
летального исхода.
Суицидально-фиксированный.
Конфликт актуален, причем характерно
сохранение суицидальных тенденций. Отношение
к суициду положительное. Это самый опасный
тип, при котором необходимы тесное взаимодействие
с суицидентом и жесткий контроль.
Таким образом, мы видим, что по-прежнему
основной мишенью работы специалистов
СППС остается причина (кризисная ситуация,
конфликт и др.), толкающая ребенка или
подростка к страшному решению. Поэтому,
кроме психолого-педагогического сопровождения
суицидента и его окружения, необходимо
возвращение к источнику проблемного
поля и выработка стратегий разрешения
кризисной ситуации. Мы должны четко понимать,
что если бы проблемы решились раньше
- попытки суицида не было бы!
При организации третичных профилактических
мероприятий в школе после совершения
фатального суицида большое значение
имеет помощь знакомым самоубийцы в преодолении
боли и для предотвращения подражания
и имитации. Социальное окружение подростка-суицидента
как правило, испытывает вину после случившегося,
считая, что не услышали зов о помощи, не
смогли предотвратить самоубийство. По
мнению К. Лукаса и Г. Сейдена, обращение
к несовершеннолетнему другу самоубийцы
-это разговор со следующей жертвой суицида.
Цель подобных диалогов — дать возможность
юношам и девушкам (педагогам, включенным
в ситуацию) поговорить об умершем, снять
запрет на обсуждение причин самоубийства,
предотвратить его последующую идеализацию
и романтизацию.
Если самоубийство официально
признается причиной смерти учащегося,
тогда в уведомлении о причине
смерти в среде учащихся (особенно
задающих вопросы) должно звучать слово
«самоубийство», а не «несчастный
случай» или «неизвестная причинасмерти».
Однако ни в коем случае не должно быть
упоминания средств совершения самоубийства.
Друзьям и учащимся должно быть разрешено
посещение похорон, но они не должны нести
гроб во избежание вторичной травматизации.
Правила работы с подростками, друг или подруга которых совершили самоубийство (Э. Гроллман).
С л е д у е т:
Избегать сказок
и полуправды. Одна из самых серьезных
проблем молодежи состоит в отсутствии
знаний о суицидах из-за стремления взрослых
к сохранению тайны «в интересах детей».
Между тем искажение реальности способно
на долгий срок закрепить у подростка,
находящегося в депрессии из-за случившегося,
состояние подавленности. Поэтому необходимо
в доступной форме предоставить старшеклассникам
простые и ясные сведения о суициде с учетом
их возраста и уровня развития. Очень важно,
чтобы друзья самоубийцы услышали об обстоятельствах
смерти от педагогов, а не от приятелей,
соседей или из прессы.
Говорить с ребенком
об умершем, давая высказаться ему самому
и вспоминая не только о произошедшей
трагедии, но и о счастливых временах и
моментах, проведенных с ушедшим. Однако
обсуждение интимных причин и поводов
суицида следует проводить избирательно.
Давать возможность
показать горе, выплеснуть эмоции.
Гнев, отчаяние, протест свойственны не
только взрослым, но и детям, которые имеют
право на открытое проявление чувств.
Вместе с тем необходимо обратить особое
внимание на возникающее у подростков
ощущение вины, уверяя их в непричастности
к самоубийству и в том, что они сделали
все возможное для его предотвращения.
Преодолевать фаталистические
настроения, обсуждая конструктивные
пути преодоления возможных конфликтов.
Важно убедить ребенка, что суицид является
недостойным способом выхода из затруднительного
положения, ибо как бы ни были мрачны тучи,
потом обязательно выглянет солнце и самая
ужасная зубная боль проходит, стоит только
немного .потерпеть.
Помочь ребенку принять
решение вновь начать жизнь. Выход
из депрессии и реабилитация не происходят
после одной встречи, 1–2 дней или ночей,
поэтому важно продолжать работу с друзьями
суицидента на протяжении всего срока,
пока они нуждаются в помощи, поддерживая
в них надежду на облегчение в будущем.
В подобной помощи нуждаются также педагоги
и сами специалисты СППС. Здесь на помощь
может прийти районная антикризисная
бригада.
Что касается источников помощи специалистам
СППС в школе, при желании педагог-психолог
может подготовить из педагогов и старшеклассников,
увлекающихся психологией, антикризисную
группу (группу медиаторов), которые будут
обучены навыкам антикризисной поддержки
и станут серьезным подспорьем в кризисной
ситуации.
На период переживания суицидального
случая в школе может быть создан антикризисный
штаб, куда войдут специалисты СППС, районных
служб, врач, подготовленные медиаторы,
активные педагоги и родители. Штаб работает
по определенному его членами расписанию.
На базе штаба проходят консилиумы по
суицидальному случаю, где принимаются
решения о сопровождении нуждающихся
в этом групп, о привлечении специалистов
извне и т.п.
Кроме этого, на базе штаба может быть
организован временный центр кризисной
поддержки для всех нуждающихся, в котором
дежурят по очереди специалисты СППС и
подготовленные медиаторы.
Задачи психолога на этапе третичной профилактики суицида.
Профилактика
суицидального поведения
Основные направления психопрофилактической работы ориентированы на помощь подростку в совладании с названными факторами риска. Одним из аспектов такой работы может быть осознание и принятие своих негативных чувств в сочетании с выработкой способов их выражения. Таким подросткам бывает необходимо развитие навыков общения со сверстниками. Помимо этого, нужна работа по развитию навыков овладения своим эмоциональным состоянием (например, с помощью аутогенной тренировки). Психологическое просвещение (и не только для "группы риска") должно знакомить подростков с практикой психологической помощи при экстремальных состояниях. Прежде всего необходимо рассказать о работе телефона доверия, обсудить преимущества такой формы помощи, назвать номер такого телефона.Индивидуальное консультирование подростков по данной проблеме требует большого такта и строгой конфиденциальности. Как это ни парадоксально, но одна из опасностей "утечки информации" в том, что другие подростки могут из любопытства последовать примеру своего товарища.Важнейшее направление психопрофилактики суицидальных намерений подростков - развитие позитивных взаимоотношений в группе. Исследования показали, что одним из условий возникновения суицидальных мыслей у подростков становятся недружелюбие сверстников и неблагоприятный психологический климат в группе. Наконец, важным средством профилактики является семейное консультирование.В этой работе можно выделить несколько основных вариантов. B случае, если у подростка выявлены суицидальные мысли, но попыток он не совершал, консультирование необходимо направить на улучшение психологического климата в семье, помочь родителям принять негативные чувства подростка и развить навыки общения с ним. Консультирование выглядит иначе, если подросток совершил попытку самоубийства. В таких случаях бывает необходимо прежде всего освободить и подростка, и его членов семьи от гипертрофированного чувства вины. Для подростка желательно, чтобы близкие поняли и приняли бы его чувства как естественные, а не манипулировали бы при помощи чувства вины. При этом условии психологические последствия суицидальной попытки могут компенсироваться.
Заключение
Суицид рассматривается как ведущая причина смертей во всем мире, поэтому он является значительной общественной проблемой. Проблема подросткового суицида является одной из первостепенных для России. Во время неожиданных экономических спадов и подъемов старые социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, что способствует росту девиаций, в т.ч. самоубийств. Особенно актуальной эта проблема становится в обществе на переходных этапах его развития. Социальная незащищенность, экономическая нестабильность, политический хаос обуславливают интенсивный процесс отчуждения. Разрушение семьи ведет также к «ослаблению значения морально- этических принципов, ослаблению потребности служить социуму, относится ответственно и доброжелательно к людям», что неминуемо способствует усилению эгоцентрических тенденции. Это в первую очередь сказывается на подростках - самой легкоуязвимой социальной группе. Конечно, у каждой социальной попытки - своя причина. Но, по сути все сводится к одному: ребенок не в силах самостоятельно одолеть какую-то трудную ситуацию, а понимающего это взрослого человека рядом нет. Родные не понимают - чего ждать от чужих? И мир «ощетинивается» против ребенка. Изучение проблемы суицида и анализ конкретных случаев показывают, что подростки решаются на самоубийство в целях обратить на свои проблемы внимание, прежде всего родителей, реже педагогов, иногда сверстников, протестую таким страшным образом против безразличия, цинизма и жестокости окружающих. Таким образом, сформированная наша гипотеза нашла себе подтверждение.
«Не хочу жить!» - как мигающая лампочка пожарной сигнализации, требующая вмешательства и помощи. К такому безвыходному выводу приводит одиночество, непонимание в семье, жалость к себе, жажда любви. Или это следствие ощущения своей исключительности, которую не способны оценить окружающие. В любом случае, произносящие эту фразу буквально кричат: «Я очень хочу жить! Только заметьте меня, помогите мне!»
Взрослым следует помнить:
· ценить жизнь молодым людям помогает любовь, понимание и сочувствие;
· от отчаянного шага молодых людей может удержать возможность поговорить по душам с человеком, который выслушает, посочувствует и поймет;
· нельзя растить их, как рыб, в аквариуме, но и «учить плавать», бросая в зараженные реки, нельзя: кто-то выплывет, кто-то нет.
Со смертью каждого человека гибнет Вселенная - неповторимый мир идей, чувствования, переживаний, мир индивидуального, неповторимого опыта. Очевидно, что общество не может и не должно по отношению к этому оставаться спокойным и безучастным.
Наша общая задача заключается в том, чтобы, по возможности, ограничить распространение самоубийств, научиться эффективно предупреждать их. Однако задача эта чрезвычайно сложная, так как для решения ее необходимо добиться кардинальных позитивных сдвигов в общественных отношениях как на макро- так и на микросоциальном уровнях.
Наверное, можно утверждать,
что в определенном смысле распространение
самоубийств, их частота отражают моральное
здоровье общества, уровень социальной
напряженности, наконец, просто благополучие
людей. Однако, как мы могли убедиться,
на протяжении человеческой истории
у разных народов, в рамках различных
субкультур, при различных социально-
Было бы наивно думать, что настанет когда-нибудь «золотой век», когда не будет конфликтов, разочарований, трагедий - всего того, что иной раз толкает человека к самоубийству.
Видимо придется признать, что самоубийства будут всегда, как всегда будут болезни, старость, страдания и смерть.
Самоубийство - чисто человеческий, сознательный поведенческий акт, значит, не будет преувеличением сказать, что оно является своеобразной «платой» за разум, индивидуальность, за свободу воли и выбора. Тем не менее, это не значит, что мы не должны стремиться максимально снизить число самоубийств, а для этого необходимо углубленное изучение феномена самоубийства во всех его аспектах.
Загадка смерти всегда будет
волновать человечество. Наверное,
и в самом гуманном обществе обстоятельства
будут приводить людей к
Информация о работе Психология детского и подросткового суицида