Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2012 в 15:45, курсовая работа
Зигмунд Фрейд в свое время ввел понятие «инстинкт смерти» - иначе он не мог объяснить многое из того, что способен сотворить с собой человек. Стремление к саморазрушению, очевидно, заложено в нем от природы - если все живое вокруг изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды, наоборот, вкладывают недюжинную энергию в то, чтобы полностью испортить себе жизнь, а иногда и расстаться с нею. Поистине человек - странное создание: только он способен на самоуничтожение, лишь ему присуще загадочное влечение к смерти - никакому другому живому существу это не свойственно.
Содержание:
Введение
ГЛАВА 1. Суицид как акт самоубийства
1.1. История суицидологии в России.
1.2. Общее представление о суициде
1.3.Виды, причины, предпосылки и условия проявления суицида.
ГЛАВА 2. СУИЦИД СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
2.1. Суицидальное поведение детей и подростков.
2.2. Психологический смысл и характерные черты подросткового суицида.
2.3 .Признаки суицидального риска и синдромы поведения подростков, указывающие на готовность к суициду.
ГЛАВА 3. Профилактикасуицида.
3.1.Предотврпщение суицида.
Заключение.
Список литературы.
1. Попытайтесь убедить человека обратиться к специалистам (психолог, врач, невропатолог).
2. Разработайте стратегию помощи, если человек отказывается от помощи специалистов.
3. Будьте заинтересованы в судьбе этого человека и готовы помочь
4. Оцените его внутренние резервы – найдите их
5. Позвольте выговариваться
– человек почувствует
6. Не оставляйте в одиночестве
7. Поддерживайте его и будьте ненавязчиво настойчивы в позитиве - дайте ему эмоциональную опору
8. Давайте больше позитивных
установок, т.к. в состоянии
душевного кризиса нужны
9. Будьте компетентны в данном вопросе - соблюдайте такт, терпение, обратитесь за консультацией к специалисту
10. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь
11. Помогите ему осознать
или вспомнить его
12. Помогите осознать, что следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, муллы к которым можно обратиться
13. Помогите отвлечься от негативных мыслей, что поможет вернуть душевные силы и стабильность
14. Внушите ему чувство уважения к собственной жизни и к себе самому
15. Примените технику 2 колонок – негатив превратите в позитив
К внешним проявлениям относятся:
Вегетативные нарушения
• Чувство физической тяжести, душевной боли в груди
• Ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха
• Нарушение менструального цикла.
• Пища ощущается безвкусной
• То же в других частях тела (голове, животе)
• Нарушение ритма сна
• Слезливость
• Ощущение комка в горле
• Повышенное артериальное давление
• Сухость во рту («симптомы сухого языка»)
• Головные боли
• Снижение веса тела
• Повышение веса тела
• Снижение аппетита
• Отсутствие чувства сна
• Запоры
• Повышенная сонливость
• Тахикардия
• Расширение зрачков
• Бессонница
Работа по профилактике суицида должна проводиться не только с детьми, но и с педагогами и родителями. Такая работа имеет несколько профилактических уровней: общий, первичный, вторичный и третичный.
Задачи общей профилактики суицида: повышение групповой сплоченности детских и педагогического коллективов, оптимизация психологического климата. Они могут быть реализованы в следующих мероприятиях: диагностика ученических и педагогического коллективов с целью уточнения особенностей социально-психологического климата; тренинги сплочения и коммуникативной компетентности в детских коллективах; групповые занятия по профилактике эмоционального выгорания для педагогов; а также другие мероприятия для оптимизации психологического климата (акции, большие психологические игры, конкурсы и пр.).
Задачи психолога на этапе общей профилактики суицида.
Первичная профилактика суицида.
Первичная профилактика суицида осуществляется в отношении детей и подростков группы риска, имеющих в наличии три и более факторов суицидального риска. Мы не можем говорить о том, что эти дети обязательно будут реализовывать суицидальные намерения. Но, учитывая наличие комплекса суицидальных факторов, необходимо в отношении этой группы осуществлять профилактические меры.
В первую очередь необходимо провести комплекс мероприятий, содействующих повышению компетентности педагогов и родителей в области распознавания маркеров суицидального риска, а также оказать поддержку детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
В рамках повышения компетентности
педагогов и родителей следует
разработать для них памятки,
в которых будет содержаться
информация, как распознать острое
кризисное состояние у ребенка
и что делать, если ребенок высказывает
суицидальные намерения. Для этой же
аудитории целесообразно
Каждый случай сотрудники СППС должны оценить с точки зрения сложности, распределить ответственность, решить вопрос привлечения других специалистов (медиков, инспектора по делам несовершеннолетних, специалиста по вопросам опеки и попечительства, юриста и др.), определить примерные сроки, в течение которых будут решены проблемы ребенка, и пр. По сути, это обычная работа по сопровождению подростков группы риска, где дополнительной задачей является профилактика суицидального риска.
Для группы риска уже необходимо проведение более подробного диагностического обследования, тем более что это является частью психологопедагогического сопровождения. Предлагаем следующие методики:
Для подростков с выраженным комплексом суицидальных факторов дополнительно можно предложить проективный тест Сильвера «Нарисуй историю», метод незаконченных предложений (Подмазина С.И.), которые покажут область эмоционального напряжения и актуальность намерения.
Работа с семьей
подростка, попавшего в трудную жизненную
ситуацию или испытывающего кризисное
состояние, должна носить комплексный
характер.
Как правило, если в семье есть реабилитационные
ресурсы, заинтересованность в помощи,
отсутствует фактор алкоголизации, педагог-психолог
может справиться сам. Если мы столкнулись
с неблагополучной, алкоголизированной
семьей или семьей, в которой один из родителей
имеет психиатрический диагноз, педагог-психолог
не справится самостоятельно. Необходимо
разделить ответственность (на консилиуме)
со специалистами СПЦ, медиками и др.
Задачи психолога на этапе первичной профилактики суицида.
Вторичная профилактика суицида.
Вторичная профилактика осуществляется с группой учащихся, находящихся
в трудной жизненной ситуации и высказывающих
суицидальные намерения. То есть работать
с теми, кто или косвенно (через записки,
дневниковые записи, словесные ключи),
или прямо говорит о желании самоубийства.
Основная задача — предотвращение суицида.
В первую очередь перед педагогом-психологом
стоит задача оценки риска самоубийства.
Существует три степени риска: незначительный
(наличие суицидальных мыслей без определенных
планов), средней степени (наличие суицидальных
мыслей, наличие плана без сроков реализации),
высокий (есть мысли, разработан план,
есть сроки реализации и средства для
этого). Оценить степень риска педагог-психолог
может, используя следующие диагностические
методы:
В рамках каждой из степеней риска существуют определенные стратегии и действия.
Первоочередные (начальные) задачи психолога при незначительном риске суицида.
Задачи психолога при наличии риска средней степени.
Задачи психолога при наличии высокого риска суицида.
Для педагогов надо организовать индивидуальные и групповые консультации, целью которых будет разработка стратегии взаимодействия с группой риска на период преодоления кризисной ситуации. Для родителей — индивидуальные консультации.
В случае необходимости оказания
психотерапевтической помощи семье
у психолога должна быть информация,
которую он сможет предоставить родителям
(телефон, адрес, условия оказания помощи).
Педагоги и школьный персонал, которые
могут быть включены в суицидальный случай,
нуждаются в выражении своих чувств, переживаний.
Служба СППС должна предоставить им возможность
групповой или индивидуальной консультации,
в том числе с приглашенными специалистами,
так как педагог-психолог или социальный
педагог также могут быть включенными
в кризисную ситуацию и нуждаться в помощи.
Чтобы решить подобные задачи можно организовать
в районе добровольную антикризисную
бригаду, куда войдут различные специалисты
(психолог, социальный педагог, врач, юрист
и др.), обученные кризисной помощи. СППС
учреждения образования мог бы обратиться
к специалистам антикризисной бригады
за помощью и тогда, когда у них уже произошел
суицидальный случай. Кроме этого, все
включенные в суицидальный случай субъекты
должны внести предложения относительно
стратегий и индивидуального плана работы.
Может так произойти, что все ваши действия
и шаги не изменят намерения суицидально
настроенного подростка и он попытается
совершить или совершит задуманное. В
этом случае перед специалистами СППС
встанет дополнительная задача сопровождения
одноклассников, сверстников, педагогов
и родных несостоявшегося (или состоявшегося)
самоубийцы.
Третичная профилактика суицида.
Третичная профилактика предполагает мероприятия,
снижающие последствия и уменьшающие
вероятность парасуицида, социальную
и психологическую реабилитацию суицидента
и его социального окружения.
В первую очередь адресатом этого профилактического
уровня становятся дети или подростки,
совершившие попытку суицида. Важно серьезно
относиться к подобным действиям, так
как при условии сохранения источника
боли (фрустрации, конфликта и т.п.) подросток
может предпринять вторую попытку «бегства»
от проблемы.
Наиболее опасным периодом считаются
1–3-я недели после первой попытки. По мнению
Д.С. Исаева и К.В. Шерстнева, существуют
три главных компонента ближайшего постсуицида:
Задача специалистов СППС получить информацию по каждому из компонентов, чтобы предвидеть дальнейшее развитие событий.
Информация о работе Психология детского и подросткового суицида