Психология детского и подросткового суицида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2012 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Зигмунд Фрейд в свое время ввел понятие «инстинкт смерти» - иначе он не мог объяснить многое из того, что способен сотворить с собой человек. Стремление к саморазрушению, очевидно, заложено в нем от природы - если все живое вокруг изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды, наоборот, вкладывают недюжинную энергию в то, чтобы полностью испортить себе жизнь, а иногда и расстаться с нею. Поистине человек - странное создание: только он способен на самоуничтожение, лишь ему присуще загадочное влечение к смерти - никакому другому живому существу это не свойственно.

Содержание работы

Содержание:
Введение
ГЛАВА 1. Суицид как акт самоубийства
1.1. История суицидологии в России.
1.2. Общее представление о суициде
1.3.Виды, причины, предпосылки и условия проявления суицида.
ГЛАВА 2. СУИЦИД СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
2.1. Суицидальное поведение детей и подростков.
2.2. Психологический смысл и характерные черты подросткового суицида.
2.3 .Признаки суицидального риска и синдромы поведения подростков, указывающие на готовность к суициду.
ГЛАВА 3. Профилактикасуицида.
3.1.Предотврпщение суицида.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая-суицид.docx

— 83.78 Кб (Скачать файл)

Особенностью суицида является то, что суицид - чисто мужское  явление. Причем это характерно только для России. Число молодых людей, окончивших жизнь самоубийством, указывает  на первое лиц мужского пола: приблизительно 3 мальчика и 1 девочка. Французские  исследователи К.Помро и М.Делом объясняют это тем, что такое соотношение связано со способом самоубийства, к которому прибегают самоубийцы. Каждый мужчина, независимо от возраста, предпочитает механические или сильно травматические средства (повышение, огнестрельное оружие, автомобильное столкновение); женщина чаще всего обращается к таким способам самоубийства после 55 лет. Семь из десяти случаев самоубийства осуществляются через повешение или с помощью огнестрельного оружия. В этом грустном списке за падением с высоты (каждый десятый случай) следуют отравление и утопление.

В России наблюдается такая тенденция. Наибольшее число суицидов совершается  в возрасте 40-59 лет, на втором месте  возрастная категория 25-39 лет, затем  идет возрастная категория 20-24 года .

Одна из основных проблем суицидального  поведения заключается в опасности  повторения: около 40% молодых людей, пытающихся расстаться с жизнью, уже  имели, по меньшей мере, одну попытку; чем моложе субъект, тем больше опасность  рецидива в течение года после  суицидальной попытки (этот срок не превышает  года в 64% случаев); чем больше попыток, тем больше физический риск, так как каждая попытка может повлечь за собой нарушение здоровья (риск остаточных явлений, более длительная госпитализация); наконец, по некоторым данным, 1-2% людей, пытавшихся покончить с собой, умирают в результате суицида через 12 месяцев после их попытки независимо от предыдущего способа покончить с собой (19, с. 236).

В соответствии с взглядами Эмиля  Дюркгейма существует 3 основных вида суицида:

1. Эгоистическая аутоагрессия - саморазрушение возникает из-за того, что человек чувствует себя отчужденным и изолированным от общества, семьи и друзей.

2. Анатомическая аутоагрессия является следствием неудач в приспособлении человека к социальным изменениям, приводящим к нарушению взаимной связи личности и группы. Такие самоубийства резко учащаются в периоды общественно-экономических кризисов, но сохраняются и в эпохи социального процветания.

3. Альтруистическая аутоагрессия - это суицид, который совершается человеком, если авторитет общества или группы подавляет его собственную эгоидентичность, и он жертвует собой во благо общества, ради какой-либо социальной, религиозной или философской идеи.

Н. Фабероу и Э. Шнейдерман выделили три типа суицидов:

1. Эготические самоубийства. Их причиной является интрапсихический диалог, конфликт между частями Я, а внешние обстоятельства играют дополнительную роль.

2. Диадические самоубийства. В их  основе лежат нереализованные  потребности и желания, относящиеся  к значимому близкому человеку. Таким образом, внешние факторы  доминируют, делая этот поступок  актом отношения к другому.

3. Агенеративные самоубийства. Их причиной является желание исчезнуть из-за утраты чувства принадлежности к поколению или человечеству в целом, например суициды в пожилом возрасте.

Социолог Э.Дурхейм выделяет 4 главные категории самоубийств:

1. Эгоистическое самоубийство, которое  коренится в отчужденности. Люди, склонные к эгоистическому самоубийству, представлены самим себе, их мало  что связывает с окружающим  миром, у них малая зависимость  от людей, они склонны к одиночеству.

2. Альтруистическое самоубийство, напротив, совершается тогда, когда  человек тесно связан с другими  людьми, коллективом и готов пойти  ради него на все.

3. Аномическое самоубийство - такое самоубийство, когда люди не могут рационально справится с трудностям, и видят выход в уходе из жизни. Это часто происходит, когда внезапно и шокирующее меняются отношения человека с обществом.

4. Фаталистическое самоубийство, как  правило, вызывается чрезмерно  строгим контролем над личностью,  ее свободой. Жертва не видит  перед собой будущего.

Общие черты суицида

(модель Э. Шнейдермана)

1. Общая цель всех суицидов - поиск решения. Суицид не является  случайным действием. Его никогда  не принимают бессмысленно или  бесцельно. Он является выходом  из затруднений, кризиса или  невыносимой ситуации.

2. Общей задачей всех суицидов  является прекращение сознания  невыносимой боли. Отчаявшемуся  человеку приходит в голову  мысль о возможности прекращения  сознания в качестве выхода  из ситуации. Идея постепенно  разворачивается в активный суицидальный  сценарий.

3. Общим стимулом при суициде  является невыносимая психическая  (душевная) боль. Если прекращение  сознание - это то, к чему стремится  суицидент, то невыносимая душевная боль является тем, от чего он убегает.

4. Общим стрессором при суициде  является фрустрированные психологические потребности. Суицид кажется логичным фрустрированному человеку, так как он не видит иного способа удовлетворения своих важных психологических потребностей и избавления от состояния фрустрации.

5. Общими суицидальными эмоциями  являются беспомощность и безнадежность.  При работе с человеком, находящимся  в душевном смятении с явными  суицидальными тенденциями, нецелесообразно  использовать увещевания, разъяснительные  беседы, порицание или оказывать  давление: это либо не эффективно, либо даже усиливает суицидальные  тенденции.

6. Общим внутренним отношением  к суициду является амбивалентность.  Человек может одновременно хотеть  умереть и желать спасения (и  даже планировать его) через  вмешательства других.

7. Общим состоянием психики является  сужение когнитивной сферы. Сознание  становится «туннельным». Варианты  выбора поведения, обычно доступные  сознанию человека, резко ограничиваются.

8. Общим действием при суициде  является бегство (эгрессия). Человек намерен уйти из зоны бедствия. К вариантам эгрессии относится уход из дома, из семьи. Суицид является предельным, окончательным бегством.

9. Общим коммуникативным актом  при суициде является сообщение  о намерении. Практически в  каждом случае люди, намеревающиеся  совершить суицид, сознательно или  бессознательно подают сигналы  бедствия: жалуются на беспомощность,  взывают к поддержке, ищут возможности  спасения.

10. Общей закономерностью суицида  является его соответствие общему  стилю поведения в жизни.

Особенности поведения, свидетельствующие о наличии суицидальных мыслей :

· смерть и самоубийство, как постоянная тема разговоров;

· предпочтение траурной или скорбной музыки;

· разговоры об отсутствии ценности жизни;

· фантазии на тему о смерти;

· прямые высказывания типа «Я хочу умереть  и умру; нет смысла жить дальше»;

· косвенные высказывания типа «Ничего, скоро вы отдохнете от меня, он очень  скоро пожалеет о том, что отверг меня»;

· приобретение средств для совершения суицида;

· жалобы на собственную беспомощность;

· написание прощальных писем;

· странное для окружающих прощальное поведение с людьми;

· особый интерес к тому, что  происходит с человеком после  смерти;

· проявление признаков депрессии.

Каждая попытка самоубийства имеет  свои причины, свою историю, в которой  задействованы многие люди. При этом агрессия и злость направляются уже не во вне, не против людей, а вовнутрь - против самого себя.

1.3.Виды, причины, предпосылки и условия  проявления суицида.

Суицидальное поведение принято делить на три группы:

1.    Истинный суицид. 
2.    Демонстративный суицид. 
3.    Скрытый суицид.

Виды суицида сильно отличаются друг от друга своими характеристиками. Истинный суицид характеризуется наличием у человека серьезных предпосылок к совершению самоубийства. Обычно это пожилые люди или подростки. Эти возрастные категории людей наиболее подвержены самоанализу и критике, поэтому среди них часто встречаются самоубийцы. Люди среднего возраста ощущают ответственность либо перед родителями, либо перед детьми, поэтому такие попытки совершают не часто. При таком виде суицид люди часто испытывают депрессию, у них угнетенное настроение и отсутствует смысл жизни. Поэтому они попадают в «группу риска» по самоубийству. Чаще всего они прибегают к повешению как наиболее верному способу.

Демонстративный суицид из всех видов суицида реже всего заканчивается летальным исходом. Он встречается у подростков, лиц с нестабильным психическим состоянием, эмоциональных женщин. Для них это способ выразить свои чувства и привлечь людей к своей проблеме. Они не хотят смерти, но стараются напугать окружающих. Обычно используют отравление препаратами (но выпивают не смертельную дозу), режут себе вены либо изображают повешение.

Скрытый суицид всегда закачивается смертью. Люди подсознательно или осознанно ищут экстремальные ситуации, которые гут привести к летальному исходу. Это может быть вид спорта, быстрая езда на автомобиле или путешествие в «горячие» точки. Они не могут прибегнуть к прямому способу и стараются найти другое решение для этой проблемы. Такое суицидальное поведение обращает на себя внимание, но обычно они непреклонны и не хотят реагировать на фразы об опасности, ведь они только её и ждут.

Суицид - осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при  котором собственная жизнь теряет для человека смысл.

Суицидной можно назвать  любую внешнюю или внутреннюю активность, направляемую стремлением  лишить себя жизни. При заблаговременной диагностике внутренней активности суицидальный акт может быть предотвращен и не выйдет в план внешнего поведения.

Внутренние суицидальные проявления включают в себя:

суицидальные мысли; фантазии на тему смерти («заснуть и не проснуться», «если бы со мной что-нибудь случилось, и я бы умер»);

суицидальные замыслы: продумывание способов самоубийства, выбор его  средств и времени;

суицидальные намерения: к замыслу присоединяется волевой  компонент, человек настраивает  себя на действие.

К внешним формам суицидного поведения относятся:

суицидальные попытки - целенаправленные акты поведения, направленные на лишение  себя жизни, не закончившиеся смертью;

завершенный суицид: действия заканчиваются гибелью человека.

Причины:

Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей.

Считается, что суицидом личность пытается изменить свои обстоятельства: избавиться от невыносимых переживаний, уйти из травмирующих условий, вызвать  жалость и сострадание, добиться помощи и участия, привлечь внимание к своим проблемам. Суицидное  поведение может окрашиваться чувством мести обидчикам, «которые потом  пожалеют», в нем могут проявляться  черты патологического упрямства  в преследовании цели любой ценой (о чем я выше уже говорил). Нередко  этот акт отчаяния, когда личности кажется, что она исчерпала все  свои силы и возможности повлиять на ситуацию.

Предпосылки:

Предпосылкой аутодеструктивного поведения и суицида в частности является апатия, неверие в личные перспективы, снижение творческой и витальной активности в результате психической травмы.

Однако наличие психотравмирующей  ситуации - недостаточное условие  для проявления суицида. Вторая составляющая - личностные особенности суицидента. Многие авторы, чьи статьи я использовал в подготовке курсовой работы, обнаруживают ряд особенностей личности, не позволяющей ей адекватно реагировать на жизненные проблемы и тем самым предрасполагающих к суициду. К ним часто относят: напряжение потребностей и желаний, неумение найти способы их удовлетворения, отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкий уровень самоконтроля, неумение ослабить нервно-психическое напряжение, эмоциональная нестабильность, импульсивность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта.

У подростков суицид чаще встречается  при таких акцентуациях: истероидный, сенситивный, эмоционально-мобильный, астенический. Фоном является высокий уровень агрессивности подростка.

 

 

ГЛАВА 2. СУИЦИД СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 

2.1 Суицидальное поведение  детей и подростков

В науке существует термин - «пубертатный суицид». Им обозначают целое явление, это - подростковые самоубийства. Психическая  организация подростка очень  нестабильна, причем на всех уровнях: эмоций, чувств, интеллекта. Подростки крайне неустойчивы в самооценке и при  этом - большие максималисты; они постоянно сомневаются в своих знаниях и способностях, подвержены частым сменам настроения, тревожны. У них легко возникают страхи.

Суицидальные личности этой возрастной группы могут быть адекватно приспособленными к школе и полностью свободны от проблем, но в этом возрасте человек  проходит хаотический кризис идентификации  и/или борьбу за независимость. Хотя среди подростков часты попытки  самоубийства, лишь немногие из них  достигают своей цели. Однако процент  самоубийств в этой группе возрастает. Обычной является цель повлиять на поведение другого человека, и  лишь небольшое желание умереть. Подростки кончают с собой, даже если основная их цель - манипулирование  и контроль над другими людьми и нежелание умирать.

В суицидальных попытках подростков можно выделить следующие категории:

· сигнал дистресса («Заметьте меня, я очень нуждаюсь в вашей помощи»);

· попытка манипулировать другими (10-летняя девочка может принять  большую дозу таблеток, чтобы заставить  своего мальчика вернуться к ней);

· попытка наказать других (возможно, сказать родителям «Вы пожалеете, когда я умру»);

Информация о работе Психология детского и подросткового суицида