Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:05, курсовая работа
Цель исследования – всестороннее изучение комплекса условий, определяющих варианты отношений подростков с родителями.
Для достижения поставленной цели необходимо обусловлено выделить следующие задачи исследования:
- выделить особенности детско-родительских отношений;
- раскрыть особенности реагирования подростков в кризисе;
- сформулировать возможности исследования отношений в психо-педагогической литературе;
- организовать проведение экспериментального исследования по рассматриваемой тематике.
Введение
I. Теоретические основы отношений родителей и детей в период кризиса подросткового возраста
1.1. Особенности детско-родительских отношений
1.2. Особенности реагирования подростков в кризисе
1.3. Возможности исследования отношений в психолого-педагогической литературе
II. Экспериментальное исследование отношений родителей и детей в период кризиса подросткового возраста
2.1. Организация исследования
2.2. Результаты исследования
2.3. Практические рекомендации
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Содержание
Введение
I. Теоретические основы отношений родителей и детей в период кризиса подросткового возраста
1.1. Особенности детско-родительских отношений
1.2. Особенности реагирования подростков в кризисе
1.3. Возможности исследования
отношений в психолого-
II. Экспериментальное исследование отношений родителей и детей в период кризиса подросткового возраста
2.1. Организация исследования
2.2. Результаты исследования
2.3. Практические рекомендации
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
В В Е Д Е Н И Е
В последние годы научный
интерес к проблеме отношений
подростков с родителями в период
возрастного кризиса
Способность строить конструктивные
отношения с окружающими и
эффективно решать спорные проблемы
является важным показателем развития
личности. Характерные для каждого
человека способы поведения в
конфликтных ситуациях начинают
складываться на ранних этапах становления
личности, в процессе активного освоения
ребенком окружающей действительности,
его включения в широкую
Особенно важным с этой
точки зрения является подростковый
возраст как наиболее сложный, противоречивый
и потому - наиболее конфликтный. В
многочисленных исследованиях подросткового
периода подчеркивается его критический,
переходный характер, когда ломаются
и перестраиваются прежние
Одним из важнейших аспектов указанной проблемы является об отношениях подростков с родителями. Множество тонких наблюдений и описаний такого рода ситуаций дает художественная литература. Однако, как не парадоксально, именно эта сторона взаимоотношений подростков менее всего представлена в специальных психологических исследованиях. Значительно полнее отражена отношений подростков со сверстниками, а также с учителями.
Недостаточная изученность проблемы отношений подростков с родителями в период возрастного кризиса и определили актуальность темы настоящего исследования.
Объект исследования - отношения детей подросткового возраста с родителями.
Предметом исследования являются
особенности отношений
Цель исследования – всестороннее изучение комплекса условий, определяющих варианты отношений подростков с родителями.
Для достижения поставленной цели необходимо обусловлено выделить следующие задачи исследования:
- выделить особенности детско-родительских отношений;
- раскрыть особенности
реагирования подростков в
- сформулировать возможности
исследования отношений в
- организовать проведение
экспериментального
Настоящее исследование, проводилось в два этапа.
На первом этапе проводился
анализ научной литературы по рассматриваемой
тематике (что отражено в первой
главе настоящего исследования). На
втором этапе проводилось
Полученные в проведенном
исследовании данные позволяют сделать
выводы об основных причинах возникновения
конфликтов подростков и родителей
в частности и напряженной
атмосферы в отношениях в целом.
Указанные данные имеют значение
для более полного понимания
психологических
При подготовке настоящего исследования использовались данные научно-исследовательской литературы, периодических изданий, материалы научных конференций.
Настоящая работа состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются теоретические материалы – она разделена на три раздела. Вторая глава содержит материалы практического исследования.
Основная проблема, возникающая у подростков, - это проблема взаимоотношений с родителями. В настоящем разделе нами будет рассмотрены преимущественно детско-родительские отношения в период «подросткового кризиса».
В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение.
Подростковый возраст - время
проверки всех членов семьи на социальную,
личностную и семейную зрелость. Оно
протекает с кризисами и
В зависимости от царящей в них обстановки, мы разделили все семьи на пять групп:
1. Семьи, в которых очень
близкие, дружеские отношения
между родителями и детьми. Эта
атмосфера благоприятна для
В таких семьях родители прислушиваются к мнению детей в вопросах современной музыки, моды и т. д. А дети — к мнению близких в других, более существенных, вопросах. Подростки, воспитывающиеся в таких семьях, как правило, активны, дружелюбны, независимы.
2. Семьи, где царит
3. Большая группа семей,
где родители уделяют
В то же время, родители пренебрегают увлечениями детей, а это создает определенный барьер между ними. Девиз у таких родителей: “Не хуже других”. Явно виден конфликт между родителями и детьми.
4. Существуют семьи, где
за ребенком устанавливается
слежка, ему не доверяют, применяют
рукоприкладство. В таких
У подростков из таких семей
устанавливается стойкая
5. Обстановка в этих
семьях критическая. Здесь
Из вышесказанного можно сделать вывод, что позиция подростка в семье во многом определяется атмосферой, господствующей в ней. Если подросток чувствует любовь родителей, к нему внимательны, но не навязчивы, то и сложные периоды взросления пройдут у ребенка, скорее всего, гладко, без срывов. И наоборот, если подросток ощущает заброшенность, ненужность, то появляется черствость, эгоизм, агрессия по отношению к другим.
Если очевидна сложность
в общении родителей с
В подростковый же период между родителями и детьми обостряются конфликты “поколений”, связанные с возрастной дистанцией.
Те проблемы, которые волнуют подростка, для родителей не представляют ничего серьезного, так как они уже их преодолели и забыли. Юность кажется им безоблачной и беспроблемной, то есть идеальным временем, в котором все просто и легко. А то, что для родителей является важным, о чем они хотели бы предупредить своих детей, совершенно этих детей не волнует. Они еще далеки и от ответственности 35-45-летних, и от опыта, надежд, исканий.
Взрослые и дети также расходятся во мнениях о том, с кем надо дружить, какую профессию выбрать, хороши ли современная музыка, кино, мода и т. д. И это не случайно. Родители выросли в других условиях. Они очень заняты переживаниями их детей — подростков.
Дети же ведут себя вызывающе. Они считают, что родители — это люди, у которых все позади. Их раздражают отсталые вкусы родителей. И близкие взрослые становятся “механизмом” для обеспечения потребностей и ограничения свободы.
В результате теряется контакт и уважение. Строятся баррикады и проходят революционные действия.
В большинстве случаев первый шаг к примирению должны сделать именно родители. Они мудрее, и у них больше опыта в общении. Взрослые должны всегда помнить, что подросткам хочется видеть в родителях друзей, которые помогут решить проблемы самосознания и самоопределения. Самому сделать это бывает не под силу, появляется чувство безысходности, и не от отсутствия информации, а от отсутствия взаимопонимания, сочувствия.
Причем юношам и девушкам часто легче поговорить о проблемах с взрослым, чем с ровесником. Перед родителями легче проявить беспомощность, слабость, незащищенность. Если, конечно, в семье нет эмоционального напряжения.
Часто причиной конфликтов между родителями и детьми является “неустойчивость родительского восприятия”. Естественно, что статус подростка в семье и обществе не устоялся. Он и не взрослый, но уже не ребенок. Недостатки в этом возрасте многочисленны (несобранность, неусидчивость, отсутствие целеустремленности, несдержанность и др.).
В результате положительные качества недооцениваются, зато выступают несовершенства. Особенно если в семье есть младший ребенок — послушный и старательный.
Необходимо, чтобы родители постарались попытались гасить в себе недовольство и раздражение. Объективно оценили достоинства и недостатки подростка. Сбалансировали систему обязанностей и прав.
По мнению психологов, требовательность старших должна сочетаться с доверием и уважением к детям, в противном случае требовательность оборачивается грубым давлением, принуждением. Родители, воздействующие на подростка приказом и насилием, неизбежно столкнутся с сопротивлением, которое чаще всего выражается грубостью, лицемерием, обманом, а иногда и откровенной ненавистью.
Другая крайность в детско-родительских отношениях, по нашему мнению, - воспитание “без запретов”. Установка родителей на детскую “свободу” без конца и без края, устранение ограничений и обязанностей подчиняться нравственному долгу или элементарным правилам общения пагубны для формирования личности.
В целом, “деспотизм” подростка встречается гораздо реже. Чаще это послушный ребенок, который не доставляет родителям особых хлопот в детстве. В подростковом возрасте именно такие ребята наиболее часто “срываются” и “восстают” против взрослых. Форма протеста может быть разной - от холодной вежливости до активного отпора. Это уже зависит от индивидуальности.
У каждого возрастного периода свои задачи, а через кризис человек поднимается на новый уровень развития. Следовательно, для подростка и его родителей это необходимое прогрессивное событие, которое работает на будущее ребёнка и самих родителей.
1.2. Особенности
реагирования подростков в
Подростковый кризис приходится на возраст 12–14 лет. По продолжительности он больше, чем все другие кризисные периоды. Л.И. Божович считает, что это связано с более быстрым темпом физического и умственного развития подростов, приводящим к образованию потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников.
Информация о работе Психология детско-родительских отношений в период возрастного кризиса