Психология детско-родительских отношений в период возрастного кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – всестороннее изучение комплекса условий, определяющих варианты отношений подростков с родителями.
Для достижения поставленной цели необходимо обусловлено выделить следующие задачи исследования:
- выделить особенности детско-родительских отношений;
- раскрыть особенности реагирования подростков в кризисе;
- сформулировать возможности исследования отношений в психо-педагогической литературе;
- организовать проведение экспериментального исследования по рассматриваемой тематике.

Содержание работы

Введение
I. Теоретические основы отношений родителей и детей в период кризиса подросткового возраста
1.1. Особенности детско-родительских отношений
1.2. Особенности реагирования подростков в кризисе
1.3. Возможности исследования отношений в психолого-педагогической литературе
II. Экспериментальное исследование отношений родителей и детей в период кризиса подросткового возраста
2.1. Организация исследования
2.2. Результаты исследования
2.3. Практические рекомендации
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

ИТОГО.docx

— 73.98 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение

I. Теоретические основы отношений родителей и детей в период кризиса подросткового возраста

1.1. Особенности детско-родительских отношений

1.2. Особенности реагирования  подростков в кризисе

1.3. Возможности исследования  отношений в психолого-педагогической  литературе

II. Экспериментальное исследование отношений родителей и детей в период кризиса подросткового возраста

2.1. Организация исследования

2.2. Результаты исследования

2.3. Практические рекомендации

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В В Е Д Е  Н И Е

 

 

В последние годы научный  интерес к проблеме отношений  подростков с родителями в период возрастного кризиса значительно  возрос. В немалой степени это  объясняется повышением общего уровня конфликтности современного общества. Разнообразные ситуации являются неизбежным порождением сложного и противоречивого  процесса социального взаимодействия, что ставит как общество в целом, так и каждого конкретного  человека перед необходимостью их решения.

Способность строить конструктивные отношения с окружающими и  эффективно решать спорные проблемы является важным показателем развития личности. Характерные для каждого  человека способы поведения в  конфликтных ситуациях начинают складываться на ранних этапах становления  личности, в процессе активного освоения ребенком окружающей действительности, его включения в широкую систему  социальных отношений, осознания себя и своего места в ней.

Особенно важным с этой точки зрения является подростковый возраст как наиболее сложный, противоречивый и потому - наиболее конфликтный. В  многочисленных исследованиях подросткового  периода подчеркивается его критический, переходный характер, когда ломаются и перестраиваются прежние отношения  ребенка к самому себе, к окружающим и к миру в целом. Эти кардинальные изменения порождают неизбежные конфликты развивающейся личности как с другими людьми, так и  с самим собой. Приобретаемый  подростком опыт успешного или неуспешного общения служит основанием для усвоения разных по конструктивности способов решения конфликтных ситуаций.

Одним из важнейших аспектов указанной проблемы является об отношениях подростков с родителями. Множество  тонких наблюдений и описаний такого рода  ситуаций дает художественная литература. Однако, как не парадоксально, именно эта сторона взаимоотношений  подростков менее всего представлена в специальных психологических исследованиях. Значительно полнее отражена отношений  подростков со сверстниками, а также с учителями.

Недостаточная изученность  проблемы отношений подростков с  родителями в период возрастного  кризиса и определили актуальность темы настоящего исследования.

Объект исследования - отношения  детей подросткового возраста с  родителями.

Предметом исследования являются особенности отношений подростков с родителями в период возрастного  кризиса.

Цель исследования – всестороннее изучение комплекса условий, определяющих варианты отношений подростков с  родителями.

Для достижения поставленной цели необходимо обусловлено выделить следующие задачи исследования:

- выделить особенности  детско-родительских отношений;

- раскрыть особенности  реагирования подростков в кризисе;

- сформулировать возможности  исследования отношений в психо-педагогической  литературе;

- организовать проведение  экспериментального исследования  по рассматриваемой тематике.

Настоящее исследование, проводилось  в два этапа.

На первом этапе проводился анализ научной литературы по рассматриваемой  тематике (что отражено в первой главе настоящего исследования). На втором этапе проводилось экспериментальное  исследование. Выборку испытуемых составили  учащиеся 8 классов общеобразовательных  школ г. Армавира в количестве 67 человек. Для получения данных использован  тест – опросник, результаты которого в итоге сгруппированы, анализированы, на основании чего сформулированные отдельные выводы, изложенные во второй главе настоящего исследования.

 

Полученные в проведенном  исследовании данные позволяют сделать  выводы об основных причинах возникновения  конфликтов подростков и родителей  в частности и напряженной  атмосферы в отношениях в целом. Указанные данные имеют значение для более полного понимания  психологических закономерностей  и специфики личностного развития в подростковом возрасте, это и  обуславливает практическую значимость проводимого исследования.

При подготовке настоящего исследования использовались данные научно-исследовательской  литературы, периодических изданий, материалы научных конференций.

Настоящая работа состоит  из двух глав. В первой главе рассматриваются  теоретические материалы – она  разделена на три раздела. Вторая глава содержит материалы практического  исследования.

 

 

    1. Теоретические основы отношений родителей и детей в период кризиса подросткового возраста.
      1. Особенности детско-родительских отношений.

 

Основная проблема, возникающая у подростков, - это проблема взаимоотношений с родителями. В настоящем разделе нами будет рассмотрены преимущественно детско-родительские отношения в период «подросткового кризиса».

В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение.

Подростковый возраст - время  проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно  протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу.

В зависимости от царящей  в них обстановки, мы разделили все семьи на пять групп:

1. Семьи, в которых очень  близкие, дружеские отношения  между родителями и детьми. Эта  атмосфера благоприятна для всех  членов семьи, так как родители  имеют возможность оказывать  влияние в тех сторонах жизни  сына или дочери, о которых  в других семьях только подозревают.

В таких семьях родители прислушиваются к мнению детей в  вопросах современной музыки, моды и т. д. А дети — к мнению близких  в других, более существенных, вопросах. Подростки, воспитывающиеся в таких  семьях, как правило, активны, дружелюбны, независимы.

2. Семьи, где царит доброжелательная  атмосфера. Родители следят за  развитием детей, интересуются  их жизнью, пытаются оказать влияние  в силу собственных культурных  возможностей. В этих семьях бывают  конфликты, но они открыты и  сразу же разрешаются. От родителей  здесь ничего не скрывают, им  верят. В таких семьях существует  определенная дистанция между  старшими и младшими. Дети растут  обычно вежливыми, приветливыми, уступчивыми, послушными. Редко заявляют  о своей независимости.

3. Большая группа семей,  где родители уделяют достаточное  внимание учебе детей, их быту, но этим и ограничиваются. У  этих ребят есть все необходимое  для жизни: одежда, аудио-, видеотехника  и т. д. 

В то же время, родители пренебрегают увлечениями детей, а это создает определенный барьер между ними. Девиз у таких родителей: “Не хуже других”. Явно виден конфликт между родителями и детьми.

4. Существуют семьи, где  за ребенком устанавливается  слежка, ему не доверяют, применяют  рукоприкладство. В таких семьях  всегда существует конфликт между повзрослевшими детьми и родителями. Иногда он скрытый, периодически прорывающийся наружу.

У подростков из таких семей  устанавливается стойкая враждебность к родителям, недоверие к взрослым вообще, трудности в общении со сверстниками, с окружающим миром.

5. Обстановка в этих  семьях критическая. Здесь ненормальные  отношения между детьми и родителями. Атмосфера напряженная. Зачастую это происходит в семьях асоциальных (алкоголизм, наркомания и пр. одного или обоих родителей). Влияние такой семьи пагубно - оно является причиной многих преступлений подростков.

Из вышесказанного можно  сделать вывод, что позиция подростка  в семье во многом определяется атмосферой, господствующей в ней. Если подросток  чувствует любовь родителей, к нему внимательны, но не навязчивы, то и сложные периоды взросления пройдут у ребенка, скорее всего, гладко, без срывов. И наоборот, если подросток ощущает заброшенность, ненужность, то появляется черствость, эгоизм, агрессия по отношению к другим.

Если очевидна сложность  в общении родителей с подростками, то, скорее всего, это противоречие между стремлением детей быть самостоятельными и желанием родителей  видеть их послушными и зависимыми, как в детстве.

В подростковый же период между родителями и детьми обостряются конфликты “поколений”, связанные с возрастной дистанцией.

Те проблемы, которые волнуют  подростка, для родителей не представляют ничего серьезного, так как они  уже их преодолели и забыли. Юность кажется им безоблачной и беспроблемной, то есть идеальным временем, в котором все просто и легко. А то, что для родителей является важным, о чем они хотели бы предупредить своих детей, совершенно этих детей не волнует. Они еще далеки и от ответственности 35-45-летних, и от опыта, надежд, исканий.

Взрослые и дети также  расходятся во мнениях о том, с  кем надо дружить, какую профессию  выбрать, хороши ли современная музыка, кино, мода и т. д. И это не случайно. Родители выросли в других условиях. Они очень заняты переживаниями  их детей — подростков.

Дети же ведут себя вызывающе. Они считают, что родители — это люди, у которых все позади. Их раздражают отсталые вкусы родителей. И близкие взрослые становятся “механизмом” для обеспечения потребностей и ограничения свободы.

В результате теряется контакт  и уважение. Строятся баррикады и  проходят революционные действия.

В большинстве случаев  первый шаг к примирению должны сделать именно родители. Они мудрее, и у них больше опыта в общении. Взрослые должны всегда помнить, что подросткам хочется видеть в родителях друзей, которые помогут решить проблемы самосознания и самоопределения. Самому сделать это бывает не под силу, появляется чувство безысходности, и не от отсутствия информации, а от отсутствия взаимопонимания, сочувствия.

Причем юношам и девушкам часто легче поговорить о проблемах  с взрослым, чем с ровесником. Перед родителями легче проявить беспомощность, слабость, незащищенность. Если, конечно, в семье нет эмоционального напряжения.

Часто причиной конфликтов между родителями и детьми является “неустойчивость родительского  восприятия”. Естественно, что статус подростка в семье и обществе не устоялся. Он и не взрослый, но уже  не ребенок. Недостатки в этом возрасте многочисленны (несобранность, неусидчивость, отсутствие целеустремленности, несдержанность и др.).

В результате положительные  качества недооцениваются, зато выступают  несовершенства. Особенно если в семье  есть младший ребенок — послушный  и старательный.

Необходимо, чтобы родители постарались попытались гасить в себе недовольство и раздражение. Объективно оценили достоинства и недостатки подростка. Сбалансировали систему обязанностей и прав.

По мнению психологов, требовательность старших должна сочетаться с доверием и уважением к детям, в противном  случае требовательность оборачивается  грубым давлением, принуждением. Родители, воздействующие на подростка приказом и насилием, неизбежно столкнутся с сопротивлением, которое чаще всего  выражается грубостью, лицемерием, обманом, а иногда и откровенной ненавистью.

Другая крайность в детско-родительских отношениях, по нашему мнению,  - воспитание “без запретов”. Установка родителей на детскую “свободу” без конца и без края, устранение ограничений и обязанностей подчиняться нравственному долгу или элементарным правилам общения пагубны для формирования личности.

В целом, “деспотизм” подростка встречается гораздо реже. Чаще это послушный ребенок, который не доставляет родителям особых хлопот в детстве. В подростковом возрасте именно такие ребята наиболее часто “срываются” и “восстают” против взрослых. Форма протеста может быть разной - от холодной вежливости до активного отпора. Это уже зависит от индивидуальности.

У каждого возрастного  периода свои задачи, а через кризис человек поднимается на новый  уровень развития. Следовательно, для  подростка и его родителей  это необходимое прогрессивное  событие, которое работает на будущее  ребёнка и самих родителей.

 

1.2. Особенности  реагирования подростков в кризисе.

 

Подростковый кризис приходится на возраст 12–14 лет. По продолжительности  он больше, чем все другие кризисные  периоды. Л.И. Божович считает, что  это связано с более быстрым  темпом физического и умственного развития подростов, приводящим к образованию потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников.

Информация о работе Психология детско-родительских отношений в период возрастного кризиса