Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:05, курсовая работа
Цель исследования – всестороннее изучение комплекса условий, определяющих варианты отношений подростков с родителями.
Для достижения поставленной цели необходимо обусловлено выделить следующие задачи исследования:
- выделить особенности детско-родительских отношений;
- раскрыть особенности реагирования подростков в кризисе;
- сформулировать возможности исследования отношений в психо-педагогической литературе;
- организовать проведение экспериментального исследования по рассматриваемой тематике.
Введение
I. Теоретические основы отношений родителей и детей в период кризиса подросткового возраста
1.1. Особенности детско-родительских отношений
1.2. Особенности реагирования подростков в кризисе
1.3. Возможности исследования отношений в психолого-педагогической литературе
II. Экспериментальное исследование отношений родителей и детей в период кризиса подросткового возраста
2.1. Организация исследования
2.2. Результаты исследования
2.3. Практические рекомендации
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
23. Райс Ф. Психология
подросткового и юношеского
24. Регуш Л.А. Наш проблемный
подросток: понять и
25. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию //Учебник для студентов медицинских вузов: В 2 т. Т.2. – М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 381с.
26. Селиванова З.К.
27. Солодилова О.П. Шпаргалка по возрастной психологии// Учебное пособие, М. - Экспо, 28 с.
28. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. // М.: Педагогика, 2006 – 258 с.
29. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа// T.2., M., 1999. 456 с.
30. Хвостов А. Онтогенез морального сознания: от подростка до студенческой молодежи // Развитие личности. - 2001. - № 1.
31. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. // СПб.: Издательство “Питер”, 2000. – 608с.
32. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков // Психология подростка: хрестоматия. М.: Рос.пед. агентство, 1997.- 526 с.
33. Эльконин Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте // Психология подростка: хрестоматия. -М.: Рос.пед.агенство, 1997. 576 с.
34. Эриксон Э. Детство и общество / СПб., 1996. 592 с.
Приложение 1
Возраст _________________
Пол _____________________
Дата ____________________
Инструкция:
Внимательно прочитайте каждое
из приведенных ниже предложений, не
пропуская ни одного из них, и отметьте
кружком подходящую для Вас цифру
в зависимости от того, какие из
указанных положений более
Если Вы считаете, что утверждение полностью передает воспитательные принципы ваших родителей, то обведите в кружок цифру "2".
Если Вы считаете, что данное высказывание частично подходит Вашим родителям, то обведите цифру "1".
Если же, по Вашему мнению, утверждение не относиться к Вашим родителям, то обведите цифру "0".
№ |
Утверждения |
Да |
Частично |
Нет |
1. |
Очень часто улыбаются мне |
2 |
1 |
0 |
2. |
Категорически требуют, чтобы я усвоил, что я могу сделать, а что - нет |
2 |
1 |
0 |
3. |
У них не хватает терпеливости в отношении ко мне |
2 |
1 |
0 |
4. |
Когда я ухожу, сами решают, когда я должен вернуться |
2 |
1 |
0 |
5. |
Всегда быстро забывают то, что сами говорят или приказывают |
2 |
1 |
0 |
6. |
Когда
у меня плохое настроение, советуют
мне успокоиться и |
2 |
1 |
0 |
7. |
Считают, что у меня должно быть множество правил, которые я обязан выполнять |
2 |
1 |
0 |
8. |
Постоянно на меня кому-то жалуются |
2 |
1 |
0 |
9. |
Предоставляют мне столько свободы, сколько мне надо |
2 |
1 |
0 |
10. |
За одно и то же один раз наказывают, а другой - прощают |
2 |
1 |
0 |
11. |
Очень любят делать что-то вместе со мной |
2 |
1 |
0 |
12. |
Если поручают мне какую-то работу, то считают, что я должен делать только ее, пока не закончу |
2 |
1 |
0 |
13. |
Начинают сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал |
2 |
1 |
0 |
14. |
Разрешают мне идти, куда я захочу, не спрашивая у них разрешения |
2 |
1 |
0 |
15. |
В зависимости от моего настроения отказываются от своих дел |
2 |
1 |
0 |
16. |
Когда мне грустно, пытаются развеселить и воодушевить меня |
2 |
1 |
0 |
17. |
Всегда настаивают на том, что я должен быть наказан за все мои проступки |
2 |
1 |
0 |
18. |
Мало интересуются тем, что меня волнует и что я хочу |
2 |
1 |
0 |
19. |
Разрешают мне идти, куда я захочу, каждый вечер |
2 |
1 |
0 |
20. |
Имеют определенные правила, но иногда соблюдают их, а иногда - нет |
2 |
1 |
0 |
21. |
Всегда с пониманием выслушивают мои взгляды и мнения |
2 |
1 |
0 |
22. |
Следят за тем, чтобы я всегда сделал то, что мне сказано |
2 |
1 |
0 |
23. |
Иногда у меня возникает ощущение, что я им противен |
2 |
1 |
0 |
24. |
Позволяют мне делать практически все, что мне нравиться |
2 |
1 |
0 |
25. |
Меняют мои решения, как им придет в голову или как им будет удобно |
2 |
1 |
0 |
26. |
Часто хвалят меня за что-либо |
2 |
1 |
0 |
27. |
Всегда точно хотят знать, что я делаю и где нахожусь |
2 |
1 |
0 |
28. |
Хотели бы, чтобы я стал другим, изменился |
2 |
1 |
0 |
29. |
Позволяют мне самому выбирать себе дело по душе |
2 |
1 |
0 |
30. |
Иногда очень легко меня прощают, а иногда - нет |
2 |
1 |
0 |
31. |
Стараются открыто доказать, что любят меня |
2 |
1 |
0 |
32. |
Всегда следят за тем, что я делаю на улице или в школе |
2 |
1 |
0 |
33. |
Если я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорят мне об этом |
2 |
1 |
0 |
34. |
Предоставляют мне много свободы. Редко говорят "должен" или "нельзя" |
2 |
1 |
0 |
35. |
Очень тяжело заранее определить, как поступят, когда я сделаю что-нибудь плохое или хорошее |
2 |
1 |
0 |
36. |
Считают, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу |
2 |
1 |
0 |
37. |
Всегда тщательно следят за тем, каких друзей я имею |
2 |
1 |
0 |
38. |
Когда я их чем-то задену или обижу, не будут со мной говорить, пока я сам не начну |
2 |
1 |
0 |
39. |
Всегда легко прощают меня |
2 |
1 |
0 |
40. |
Хвалят и наказывают очень непоследовательно: иногда слишком много, а иногда слишком мало |
2 |
1 |
0 |
41. |
Всегда находят для меня время, когда это мне необходимо |
2 |
1 |
0 |
42. |
Постоянно указывают мне, как себя вести |
2 |
1 |
0 |
43. |
Вполне возможно, что в сущности меня ненавидят |
2 |
1 |
0 |
44. |
Позволяют мне планировать проведение каникул по собственному желанию |
2 |
1 |
0 |
45. |
Иногда могут обидеть, а иногда бывают добрыми и признательными |
2 |
1 |
0 |
46. |
Всегда откровенно ответят на любой вопрос, о чем бы я не спросил |
2 |
1 |
0 |
47. |
Часто проверяют, все ли я убрал, как они велели |
2 |
1 |
0 |
48. |
Чувствую, что они пренебрегают мной |
2 |
1 |
0 |
49. |
Моя комната или уголок - это моя крепость: могу убирать ее или нет, они туда не вмешиваются |
2 |
1 |
0 |
50. |
Очень тяжело разобраться в их желаниях и указаниях |
2 |
1 |
0 |
Приложение 2
Таблица 2.1 Обработка результатов теста "Подростки о родителях":
№ в/са |
Автономность |
Непоследовательность |
Директивность |
Враждебность |
Позитивный интерес |
1. |
+ | ||||
2. |
+ |
||||
3. |
+ |
||||
4. |
+ |
||||
5. |
+ |
||||
6. |
+ | ||||
7. |
+ |
||||
8. |
+ |
||||
9. |
+ |
||||
10. |
+ |
||||
11. |
+ | ||||
12. |
+ |
||||
13. |
+ |
||||
14. |
+ |
||||
15. |
+ | ||||
16. |
+ | ||||
17. |
+ |
||||
18. |
+ |
||||
19. |
+ |
||||
20. |
+ |
||||
21. |
+ | ||||
22. |
+ |
||||
23. |
+ |
||||
24. |
+ |
||||
25. |
+ |
||||
26. |
+ | ||||
27. |
+ |
||||
28. |
+ |
||||
29. |
+ |
||||
30. |
+ |
||||
31. |
+ |
||||
32. |
+ |
||||
33. |
+ |
||||
34. |
+ |
||||
35. |
+ |
||||
36. |
+ |
||||
37. |
+ |
||||
38. |
+ |
||||
39. |
+ | ||||
40. |
+ |
||||
41. |
+ | ||||
42. |
+ |
||||
43. |
+ |
||||
44. |
+ |
||||
45. |
+ |
||||
46. |
+ | ||||
47. |
+ |
||||
48. |
+ |
||||
49. |
+ |
||||
50. |
+ |
Приложение 3
Таблица 3.1 Численная обработка результатов теста "Подростки о родителях":
№ п/п |
Возраст |
Пол |
Автономность |
Непоследовательность |
Директивность |
Враждебность |
Позитивный интерес |
1. |
13 |
Ж |
1,1 |
1,2 |
1,1 |
0,9 |
1,1 |
2. |
12 |
Ж |
1,4 |
1,1 |
1,6 |
1,0 |
1,5 |
3. |
13 |
Ж |
1,5 |
1,5 |
0,8 |
0,5 |
1,7 |
4. |
13 |
Ж |
1,2 |
1,3 |
1,1 |
0,6 |
1,7 |
5. |
12 |
Ж |
1,8 |
1,3 |
0,8 |
0,1 |
1,3 |
6. |
13 |
Ж |
1,5 |
0,9 |
0,8 |
0,8 |
0,7 |
7. |
14 |
Ж |
1,4 |
1,2 |
1,2 |
0,7 |
1,4 |
8. |
14 |
Ж |
1,2 |
1,0 |
0,4 |
0,3 |
1,4 |
9. |
14 |
Ж |
1,1 |
1,5 |
0,8 |
0,1 |
1,8 |
10. |
14 |
Ж |
0,8 |
0,7 |
0,6 |
0,2 |
1,7 |
11. |
13 |
М |
0,7 |
0,8 |
1,0 |
0,6 |
0,9 |
12. |
13 |
М |
0,8 |
1,4 |
1,7 |
1,2 |
1,3 |
13. |
12 |
М |
1,2 |
1,2 |
1,4 |
0,3 |
1,5 |
14. |
13 |
М |
1,3 |
0,8 |
0,7 |
0,0 |
1,0 |
15. |
13 |
М |
1,3 |
1,2 |
1,1 |
0,8 |
1,8 |
16. |
14 |
М |
1,3 |
1,2 |
1,2 |
0,6 |
1,5 |
17. |
14 |
М |
1,4 |
0,7 |
0,5 |
0,1 |
1,3 |
18. |
12 |
М |
0,8 |
1,1 |
1,3 |
0,3 |
0,7 |
19. |
13 |
Ж |
1,4 |
1,1 |
1,3 |
0,7 |
1,9 |
20. |
14 |
М |
0,7 |
0,8 |
0,8 |
0,7 |
0,7 |
Среднее значение |
1, 20 |
1,10 |
1,01 |
0,53 |
1,35 |
Информация о работе Психология детско-родительских отношений в период возрастного кризиса