Психология детско-родительских отношений в период возрастного кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – всестороннее изучение комплекса условий, определяющих варианты отношений подростков с родителями.
Для достижения поставленной цели необходимо обусловлено выделить следующие задачи исследования:
- выделить особенности детско-родительских отношений;
- раскрыть особенности реагирования подростков в кризисе;
- сформулировать возможности исследования отношений в психо-педагогической литературе;
- организовать проведение экспериментального исследования по рассматриваемой тематике.

Содержание работы

Введение
I. Теоретические основы отношений родителей и детей в период кризиса подросткового возраста
1.1. Особенности детско-родительских отношений
1.2. Особенности реагирования подростков в кризисе
1.3. Возможности исследования отношений в психолого-педагогической литературе
II. Экспериментальное исследование отношений родителей и детей в период кризиса подросткового возраста
2.1. Организация исследования
2.2. Результаты исследования
2.3. Практические рекомендации
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

ИТОГО.docx

— 73.98 Кб (Скачать файл)

23. Райс Ф. Психология  подросткового и юношеского возраста. // СПб.: Издательство “Питер, 2012 –  124 с.

24. Регуш Л.А. Наш проблемный  подросток: понять и договориться / СПб., 2001, 242 с.

25. Сидоров П.И., Парняков  А.В. Введение в клиническую  психологию //Учебник для студентов  медицинских вузов: В 2 т. Т.2. – М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 381с.

26. Селиванова З.К. Смысложизненные  ориентации подростков // СоцИс.- 2001.- № 2.

27. Солодилова О.П. Шпаргалка по возрастной психологии// Учебное пособие, М. - Экспо, 28 с.

28. Фельдштейн Д.И. Психология  современного подростка. // М.: Педагогика, 2006 – 258 с.

29. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа// T.2., M., 1999.  456 с.

30. Хвостов А. Онтогенез  морального сознания: от подростка  до студенческой молодежи // Развитие  личности. - 2001. - № 1.

31. Хьелл Л., Зиглер Д.  Теории личности. // СПб.: Издательство  “Питер”, 2000. – 608с.

32. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков // Психология подростка: хрестоматия. М.: Рос.пед. агентство, 1997.- 526 с.

33. Эльконин Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте // Психология подростка: хрестоматия. -М.: Рос.пед.агенство, 1997. 576 с.

34. Эриксон Э. Детство и общество / СПб., 1996. 592 с.

Приложения

 

 

Приложение 1

Возраст _________________

Пол _____________________

Дата ____________________

Инструкция:

Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений, не пропуская ни одного из них, и отметьте кружком подходящую для Вас цифру  в зависимости от того, какие из указанных положений более всего  характерны для Ваших родителей.

Если Вы считаете, что  утверждение полностью передает воспитательные принципы ваших родителей, то обведите в кружок цифру "2".

Если Вы считаете, что  данное высказывание частично подходит Вашим родителям, то обведите цифру "1".

Если же, по Вашему мнению, утверждение не относиться к Вашим  родителям, то обведите цифру "0".

Утверждения

Да

Частично

Нет

1.

Очень часто улыбаются мне

2

1

0

2.

Категорически требуют, чтобы я усвоил, что я  могу сделать, а что - нет

2

1

0

3.

У них не хватает терпеливости в  отношении ко мне

2

1

0

4.

Когда я ухожу, сами решают, когда я должен вернуться

2

1

0

5.

Всегда  быстро забывают то, что сами говорят  или приказывают

2

1

0

6.

Когда у меня плохое настроение, советуют мне успокоиться и развеселиться

2

1

0

7.

Считают, что у меня должно быть множество  правил, которые я обязан выполнять

2

1

0

8.

Постоянно на меня кому-то жалуются

2

1

0

9.

Предоставляют мне столько свободы, сколько  мне надо

2

1

0

10.

За  одно и то же один раз наказывают, а другой - прощают

2

1

0

11.

Очень любят делать что-то вместе со мной

2

1

0

12.

Если  поручают мне какую-то работу, то считают, что я должен делать только ее, пока не закончу

2

1

0

13.

Начинают  сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал

2

1

0

14.

Разрешают мне идти, куда я захочу, не спрашивая  у них разрешения

2

1

0

15.

В зависимости от моего настроения отказываются от своих дел 

2

1

0

16.

Когда мне грустно, пытаются развеселить  и воодушевить меня

2

1

0

17.

Всегда  настаивают на том, что я должен быть наказан за все мои проступки

2

1

0

18.

Мало  интересуются тем, что меня волнует  и что я хочу

2

1

0

19.

Разрешают мне идти, куда я захочу, каждый вечер

2

1

0

20.

Имеют определенные правила, но иногда соблюдают  их, а иногда - нет

2

1

0

21.

Всегда  с пониманием выслушивают мои  взгляды и мнения

2

1

0

22.

Следят  за тем, чтобы я всегда сделал то, что мне сказано

2

1

0

23.

Иногда  у меня возникает ощущение, что  я им противен

2

1

0

24.

Позволяют мне делать практически все, что  мне нравиться

2

1

0

25.

Меняют  мои решения, как им придет в голову или как им будет удобно

2

1

0

26.

Часто хвалят меня за что-либо

2

1

0

27.

Всегда  точно хотят знать, что я делаю  и где нахожусь

2

1

0

28.

Хотели  бы, чтобы я стал другим, изменился

2

1

0

29.

Позволяют мне самому выбирать себе дело по душе

2

1

0

30.

Иногда  очень легко меня прощают, а иногда - нет

2

1

0

31.

Стараются открыто доказать, что любят меня

2

1

0

32.

Всегда  следят за тем, что я делаю на улице  или в школе 

2

1

0

33.

Если  я сделаю что-нибудь не так, постоянно  и везде говорят мне об этом

2

1

0

34.

Предоставляют мне много свободы. Редко говорят "должен" или "нельзя"

2

1

0

35.

Очень тяжело заранее определить, как поступят, когда я сделаю что-нибудь плохое или хорошее

2

1

0

36.

Считают, что я должен иметь собственное  мнение по каждому вопросу

2

1

0

37.

Всегда  тщательно следят за тем, каких друзей я имею

2

1

0

38.

Когда я их чем-то задену или обижу, не будут  со мной говорить, пока я сам не начну 

2

1

0

39.

Всегда  легко прощают меня

2

1

0

40.

Хвалят  и наказывают очень непоследовательно: иногда слишком много, а иногда слишком  мало

2

1

0

41.

Всегда  находят для меня время, когда  это мне необходимо

2

1

0

42.

Постоянно указывают мне, как себя вести

2

1

0

43.

Вполне  возможно, что в сущности меня ненавидят

2

1

0

44.

Позволяют мне планировать проведение каникул  по собственному желанию

2

1

0

45.

Иногда  могут обидеть, а иногда бывают добрыми  и признательными

2

1

0

46.

Всегда  откровенно ответят на любой вопрос, о чем бы я не спросил

2

1

0

47.

Часто проверяют, все ли я убрал, как  они велели

2

1

0

48.

Чувствую, что они пренебрегают мной

2

1

0

49.

Моя комната или уголок - это моя крепость: могу убирать ее или нет, они туда не вмешиваются

2

1

0

50.

Очень тяжело разобраться в их желаниях и указаниях

2

1

0


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

Таблица 2.1 Обработка результатов  теста "Подростки о родителях":

№ в/са

Автономность

Непоследовательность

Директивность

Враждебность

Позитивный  интерес

1.

       

+

2.

   

+

   

3.

     

+

 

4.

   

+

   

5.

 

+

     

6.

       

+

7.

   

+

   

8.

     

+

 

9.

+

       

10.

 

+

     

11.

       

+

12.

   

+

   

13.

     

+

 

14.

+

       

15.

       

+

16.

       

+

17.

     

+

 

18.

+

       

19.

+

       

20.

 

+

     

21.

       

+

22.

   

+

   

23.

     

+

 

24.

+

       

25.

   

+

   

26.

       

+

27.

   

+

   

28.

     

+

 

29.

+

       

30.

 

+

     

31.

 

+

     

32.

   

+

   

33.

     

+

 

34.

+

       

35.

 

+

     

36.

+

       

37.

 

+

     

38.

     

+

 

39.

       

+

40.

 

+

     

41.

       

+

42.

   

+

   

43.

     

+

 

44.

+

       

45.

 

+

     

46.

       

+

47.

   

+

   

48.

     

+

 

49.

+

       

50.

 

+

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Таблица 3.1 Численная обработка результатов теста "Подростки о родителях":

№ п/п

Возраст

Пол

Автономность

Непоследовательность

Директивность

Враждебность

Позитивный  интерес

1.

13

Ж

1,1

1,2

1,1

0,9

1,1

2.

12

Ж

1,4

1,1

1,6

1,0

1,5

3.

13

Ж

1,5

1,5

0,8

0,5

1,7

4.

13

Ж

1,2

1,3

1,1

0,6

1,7

5.

12

Ж

1,8

1,3

0,8

0,1

1,3

6.

13

Ж

1,5

0,9

0,8

0,8

0,7

7.

14

Ж

1,4

1,2

1,2

0,7

1,4

8.

14

Ж

1,2

1,0

0,4

0,3

1,4

9.

14

Ж

1,1

1,5

0,8

0,1

1,8

10.

14

Ж

0,8

0,7

0,6

0,2

1,7

11.

13

М

0,7

0,8

1,0

0,6

0,9

12.

13

М

0,8

1,4

1,7

1,2

1,3

13.

12

М

1,2

1,2

1,4

0,3

1,5

14.

13

М

1,3

0,8

0,7

0,0

1,0

15.

13

М

1,3

1,2

1,1

0,8

1,8

16.

14

М

1,3

1,2

1,2

0,6

1,5

17.

14

М

1,4

0,7

0,5

0,1

1,3

18.

12

М

0,8

1,1

1,3

0,3

0,7

19.

13

Ж

1,4

1,1

1,3

0,7

1,9

20.

14

М

0,7

0,8

0,8

0,7

0,7

Среднее значение

1, 20

1,10

1,01

0,53

1,35



Информация о работе Психология детско-родительских отношений в период возрастного кризиса