Психология детско-родительских отношений в период возрастного кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – всестороннее изучение комплекса условий, определяющих варианты отношений подростков с родителями.
Для достижения поставленной цели необходимо обусловлено выделить следующие задачи исследования:
- выделить особенности детско-родительских отношений;
- раскрыть особенности реагирования подростков в кризисе;
- сформулировать возможности исследования отношений в психо-педагогической литературе;
- организовать проведение экспериментального исследования по рассматриваемой тематике.

Содержание работы

Введение
I. Теоретические основы отношений родителей и детей в период кризиса подросткового возраста
1.1. Особенности детско-родительских отношений
1.2. Особенности реагирования подростков в кризисе
1.3. Возможности исследования отношений в психолого-педагогической литературе
II. Экспериментальное исследование отношений родителей и детей в период кризиса подросткового возраста
2.1. Организация исследования
2.2. Результаты исследования
2.3. Практические рекомендации
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

ИТОГО.docx

— 73.98 Кб (Скачать файл)

Общая картина восприятия подростками отношения к ним  со стороны родителей не зависит  от пола подростков: и мальчики, и  девочки демонстрируют примерно одинаковые результаты диагностики.

 

2.3. Практические рекомендации.

 

 

Анализ зависимости стилей родительского воспитания продемонстрировал, что наименее благоприятными для психологического равновесия подростков, стилями родительского воспитания являются отсутствие позитивного интереса и враждебность со стороны родителей. Стремясь к независимости, проявляемой в первую очередь во внешних формах поведения, современный подросток сохраняет на глубинном уровне необходимость психологической поддержки со стороны родителей, а ее отсутствие является отрицательным фактором, повышающим его личностную тревожность. В связи с этим встает задача коррекции стилей поведения родителей, которая возможна в процессе интенсивного взаимодействия с психологом, целью которого является построение гармоничных, конструктивных отношений родителей с детьми подросткового возраста.

Результаты проведенного опроса подростков позволяют сформулировать следующие тенденции в той  мере, как видят их подростки:

1. Испытывая по отношению  к себе прежде всего равнодушное  по сути отношение родителей  (высокая автономность), подростки  приобретают опыт безразличных и формальных взаимоотношений в семье, что является источником их неуверенности и беспокойства по поводу создания в будущем собственной счастливой семейной жизни. В то же время они испытывают высокую потребность в близких в психологически безопасных внутрисемейных взаимоотношениях. Внутренняя опасность этой ситуации состоит в том, что актуально сами подростки не осознают этих проблем, на данном моменте своей жизни они оценивают отстраненность родителей как доверие к себе, отсутствие авторитарности и отвержения и приравнивают такой стиль взаимоотношений к позитивному для себя.

2. Отмечаемая подростками  непоследовательность воспитательных  воздействий со стороны родителей  способствует формированию у  них высокой тревожности, неуверенности  в себе и отсутствие ощущения  постоянства окружающего мира. По  нашему мнению, это приводит и  к формированию недостаточной  ответственности у детей, поскольку,  несмотря на предоставляемую  им свободу (высокая автономность, низкая директивность), подростки  не испытывают в достаточной  мере наличия жестких и незыблемых  правил и, соответственно, следующих  за их нарушениями санкций.  Все это приводит к формированию  у них привычки перекладывать  ответственность за происходящее  с ними на других.

3. Баланс враждебности  и позитивного интереса со  стороны родителей демонстрирует  наличие выраженных проблем в  сфере эмоционального благополучия  подростков, в области формирования  их самоуважения, отношения к  себе как к самоценной и  достойной личности.

Результаты теста позволяют  сделать вывод о малой выраженности негативного воздействия на подростков со стороны родителей. Тем не менее, существуют единичные случаи проявления автономности, непоследовательности, директивности и враждебности.

Таким образом, очевидна ценность профилактической работы родителей  с школьными педагогами, классными  руководителями, психологами и социальными  педагогами. Особенно важной представляется работа по формированию у родителей подростков отношения к ним как к самоценным личностям, имеющим сильные стороны и все необходимые возможности для достойной жизни. Необходимо повысить в глазах родителей ценность общения со своими детьми-подростками, при этом дав им понять, что отсутствие гиперопеки и жесткого контроля не означает равнодушия, а для осуществления заинтересованного взаимодействия требуется не столько время, сколько умение испытывать и проявлять искренний интерес к нуждам ребенка и его психологическому состоянию. Целесообразным является формирование у родителей подростков системы навыков, обеспечивающих партнерское взаимодействие с ними; овладение такими навыками и систематическое применение их могло бы снять проблему непоследовательности при общении с детьми.

Столь же актуальна и психологическая  работа с подростками по проблемам  их взаимоотношений с родителями, поскольку, как показывают полученные результаты, достаточно большое количество детей не удовлетворено своими взаимоотношениями  с родителями, или, по крайней мере, хотя бы одним из аспектов этих отношений. Поскольку родители вряд ли могут  быстро и безболезненно изменить свою философию или привычки, подросткам необходимо попытаться понять своих  родителей и приспособиться к  их требованиям. Если сами подростки  будут способны помочь родителям  понять своих детей, они смогут в  будущем смягчить конфликты.

 

Заключение

 

 

Семья существовала на протяжении всей истории человечества и никогда  не теряла своей значимости для общества как его базовой структурной  единицы. Со времен Аристотеля, считавшего семью основополагающей ячейкой  государства, и до настоящего времени  человечеством не создана иная социальная модель, способная заменить семью. Многие исследователи отмечают, что в условиях наступления информационной эпохи глубоко традиционный институт семьи становится движущей силой общественного развития.

Подростковый возраст - остро  протекающий переход от детства  к взрослости, когда выпукло переплетаются  противоречивые тенденции. С одной  стороны, для этого сложного периода  показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, вызывающий характер его поведения по отношению  к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более  разнообразными и содержательными  становятся отношения с другими  детьми и взрослыми, значительно  расширяется сфера его деятельности и т.д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно  новую социальную позицию, в которой  формируется его сознательное отношение  к себе как члену общества.

В 12-14 лет в психологическом  развитии многих детей наступает  переломный момент, известный под  названием "подросткового кризиса". Подростковый кризис связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной  чертой которого является появление  у подростков способности и потребности  познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами.

Для подростка важную роль играет общение. У подростков усиливается близость отношений и расширяется их круг общения и возникают личные отношения. В период отрочества наиболее значимо общение с родителями, модели родительского воспитания.  Общение с родителями выступает фактором психического развития в подростковом возрасте, выделяемое в качестве ведущих отношений этого периода.

В ходе проведенного курсового  исследования, в соответствии с поставленными  задачами, можно сделать следующие  выводы:

1. Особенности детско-родительских  отношений состоят с одной  стороны в неустойчивости родительского  восприятия, психологической автономности  родителей, специфике устоявшихся  внутрисемейных отношений, а с  другой стороны гормональная  перестройка подросткового организма,  формирования собственного «Я»  подростка.

2.  Особенности реагирования  подростков в кризисе заключаются  в:

- проявлении подросткового  негативизма (грубость, неуправляемость  и пр.);

- изменение привычек и  черт характера;

- самокритичность;

- склонность к риску,  желание все попробовать и  все изменить и т. д.

3. Изучение проблемы детско-родительских  отношений, привело к формированию  нескольких подходов:

- психоаналитический (А.  Фрейд);

- социално-психологический  подход;

- синтез первого и второго  подхода, изложенный в трудах  Э. Эриксона.

Кроме того, рассматриваемая  проблема нашла свое отражение в  научных трудах Дж. Марсиа, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгунова и  других.

В практической части настоящего исследования проводился опрос подростков в возрасте 12-14 лет (учащиеся общеобразовательных  школ г. Армавира). На основании проведенного исследования можно сделать следующие  выводы:

Анализ зависимости стилей родительского воспитания продемонстрировал, что наименее благоприятными для  психологического равновесия подростков, стилями родительского воспитания являются отсутствие позитивного интереса и враждебность со стороны родителей.

Тем не менее, результаты теста  позволяют сделать вывод о  малой выраженности негативного  воздействия на подростков со стороны  родителей.

Таким образом, наиболее актуальна  и психологическая работа с подростками  по проблемам их взаимоотношений  с родителями, поскольку, как показывают полученные результаты, достаточно большое  количество детей не удовлетворено  своими взаимоотношениями с родителями, или, по крайней мере, хотя бы одним  из аспектов этих отношений. Поскольку  родители вряд ли могут быстро и  безболезненно изменить свою философию  или привычки, подросткам необходимо попытаться понять своих родителей  и приспособиться к их требованиям. Если сами подростки будут способны помочь родителям понять своих детей, они смогут в будущем смягчить конфликты.

Обращение за помощью (или  консультацией) к школьными педагогами, классными руководителями, психологами  и социальными педагогами оказывает  благоприятные результаты в формировании детско-родительских отношений.

Но, тем не менее, решение  ключевых вопросов рассматриваемых  отношений лежит в формировании доверительной внутрисемейной атмосферы, сбалансированности аспектов родительских методов воспитания и общения  с подростком, формировании желания  подростков о необходимости помощи своим родителям в понимании  их самих.

 

 

Список используемой литературы

1. Аверин В.А. Психология  детей и подростков: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб. Изд-во  Михайлова В.А., 2003. - 379 с. 

2. Авдуевская Е. П., Балкушинский  С. А. Особенности социализации  подростка в условиях быстрых  социальных изменений// выпуск 4, - М., 1995. – 201 с.

3. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками// Учебное посибие, М. – Экспо, 47 с.

4.Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов.- М.: Смысл., ИЦ «Академия».-2007.-416

5. Арпадьев Г. Психологические  проблемы современных подростков  в пространстве информационных  технологий // Развитие личности. - 2000. - № 2.

6. Бодалев A.A. Психология  общения: избранные психологические  труды -2- е изд. / М.: НПО «МОДЭК», 2002. - 256 с.

7. Божович Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка // Психология личности в трудах отечественных психологов. -СПб.: Питер, 2000. 480 с.

8. Выготский Л.С. Педология  подростка (Фрагменты) // Проблемы  дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – 526 с.

9. Выготский Л.С. Педагогическая  психология // Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – 128 с.

10. Венар Ч. Психопатология  развития детского и подросткового  возраста / под научн. ред. А.  Алексеева. — СПб.: ПРАИМ-ЕВРОЗНАК, 2004. 384 с

11. Дмитриева Т.Н. Девиантное  поведение у детей и подростков/ / Метод. рек. Н.Новгород: НГПУ, 2000. – 26 с. 

12. Долгинова О.Б. Психологическая отчужденность и проблемы становления личности //Наш проблемный подросток: учеб. пособие. СПб.: Союз.- 2005.- С.104-120

13. Драгунова Т.В. Проблема  конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии, 1972, N 2, с. 25-39.

14. Зверева Н. В., Горячева  Т. Г. Клиническая психология  детей и подростков //Учебник:  М.,  ИЦ Академия, 2013 г., 321 с.

15. Карабанова O.A. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Лидерс.-М.-2007.-480 с.

16. Леонтьев А.Н. Формирование личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л.В. Куликов. — СПб., 2000.- 214 с. 
17. Личко А.Е. Типы акцентуации характера и психопатий у подростков / М.: ООО АПРЕЛЬ ПРЕСС: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс,2005.-416 с.

18. Макушина О.П. Воспитание подростков в семье и проблема психологической зависимости // Психология и школа. -2003.- № 4. С. 108-113

19. Мардахаев Л.В. Социальная  педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. —269 с.

20. Миеева Н. Д., Мизинова  А. В. Трансформация отношений  с родителями как ядро процесса  психологического созревания в  подростковом возрасте: писихоаналитический  анализ // Вестник МГГУ им. М.А.  Шолохова. Педагогика и психология. 2011.  №1.  С.64-70.

21. Никандров Н. Д., Грохольская  О. Г.  Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков //Методическое пособие, М. – Просвет, 269 с.

22. Поливанова К.Н. Психология  возрастных кризисов - М.: Академия, 2000. - 184 с.

Информация о работе Психология детско-родительских отношений в период возрастного кризиса