Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:05, курсовая работа
Цель исследования – всестороннее изучение комплекса условий, определяющих варианты отношений подростков с родителями.
Для достижения поставленной цели необходимо обусловлено выделить следующие задачи исследования:
- выделить особенности детско-родительских отношений;
- раскрыть особенности реагирования подростков в кризисе;
- сформулировать возможности исследования отношений в психо-педагогической литературе;
- организовать проведение экспериментального исследования по рассматриваемой тематике.
Введение
I. Теоретические основы отношений родителей и детей в период кризиса подросткового возраста
1.1. Особенности детско-родительских отношений
1.2. Особенности реагирования подростков в кризисе
1.3. Возможности исследования отношений в психолого-педагогической литературе
II. Экспериментальное исследование отношений родителей и детей в период кризиса подросткового возраста
2.1. Организация исследования
2.2. Результаты исследования
2.3. Практические рекомендации
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Общая картина восприятия подростками отношения к ним со стороны родителей не зависит от пола подростков: и мальчики, и девочки демонстрируют примерно одинаковые результаты диагностики.
2.3. Практические рекомендации.
Анализ зависимости стилей родительского воспитания продемонстрировал, что наименее благоприятными для психологического равновесия подростков, стилями родительского воспитания являются отсутствие позитивного интереса и враждебность со стороны родителей. Стремясь к независимости, проявляемой в первую очередь во внешних формах поведения, современный подросток сохраняет на глубинном уровне необходимость психологической поддержки со стороны родителей, а ее отсутствие является отрицательным фактором, повышающим его личностную тревожность. В связи с этим встает задача коррекции стилей поведения родителей, которая возможна в процессе интенсивного взаимодействия с психологом, целью которого является построение гармоничных, конструктивных отношений родителей с детьми подросткового возраста.
Результаты проведенного опроса подростков позволяют сформулировать следующие тенденции в той мере, как видят их подростки:
1. Испытывая по отношению
к себе прежде всего
2. Отмечаемая подростками
непоследовательность
3. Баланс враждебности
и позитивного интереса со
стороны родителей
Результаты теста позволяют
сделать вывод о малой
Таким образом, очевидна ценность профилактической работы родителей с школьными педагогами, классными руководителями, психологами и социальными педагогами. Особенно важной представляется работа по формированию у родителей подростков отношения к ним как к самоценным личностям, имеющим сильные стороны и все необходимые возможности для достойной жизни. Необходимо повысить в глазах родителей ценность общения со своими детьми-подростками, при этом дав им понять, что отсутствие гиперопеки и жесткого контроля не означает равнодушия, а для осуществления заинтересованного взаимодействия требуется не столько время, сколько умение испытывать и проявлять искренний интерес к нуждам ребенка и его психологическому состоянию. Целесообразным является формирование у родителей подростков системы навыков, обеспечивающих партнерское взаимодействие с ними; овладение такими навыками и систематическое применение их могло бы снять проблему непоследовательности при общении с детьми.
Столь же актуальна и психологическая работа с подростками по проблемам их взаимоотношений с родителями, поскольку, как показывают полученные результаты, достаточно большое количество детей не удовлетворено своими взаимоотношениями с родителями, или, по крайней мере, хотя бы одним из аспектов этих отношений. Поскольку родители вряд ли могут быстро и безболезненно изменить свою философию или привычки, подросткам необходимо попытаться понять своих родителей и приспособиться к их требованиям. Если сами подростки будут способны помочь родителям понять своих детей, они смогут в будущем смягчить конфликты.
Заключение
Семья существовала на протяжении всей истории человечества и никогда не теряла своей значимости для общества как его базовой структурной единицы. Со времен Аристотеля, считавшего семью основополагающей ячейкой государства, и до настоящего времени человечеством не создана иная социальная модель, способная заменить семью. Многие исследователи отмечают, что в условиях наступления информационной эпохи глубоко традиционный институт семьи становится движущей силой общественного развития.
Подростковый возраст - остро
протекающий переход от детства
к взрослости, когда выпукло переплетаются
противоречивые тенденции. С одной
стороны, для этого сложного периода
показательны негативные проявления,
дисгармоничность в строении личности,
свертывание прежде установившейся
системы интересов ребенка, вызывающий
характер его поведения по отношению
к взрослым. С другой стороны, подростковый
возраст отличается и множеством
положительных факторов: возрастает
самостоятельность ребенка, более
разнообразными и содержательными
становятся отношения с другими
детьми и взрослыми, значительно
расширяется сфера его
В 12-14 лет в психологическом развитии многих детей наступает переломный момент, известный под названием "подросткового кризиса". Подростковый кризис связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами.
Для подростка важную роль играет общение. У подростков усиливается близость отношений и расширяется их круг общения и возникают личные отношения. В период отрочества наиболее значимо общение с родителями, модели родительского воспитания. Общение с родителями выступает фактором психического развития в подростковом возрасте, выделяемое в качестве ведущих отношений этого периода.
В ходе проведенного курсового исследования, в соответствии с поставленными задачами, можно сделать следующие выводы:
1. Особенности детско-
2. Особенности реагирования
подростков в кризисе
- проявлении подросткового негативизма (грубость, неуправляемость и пр.);
- изменение привычек и черт характера;
- самокритичность;
- склонность к риску, желание все попробовать и все изменить и т. д.
3. Изучение проблемы детско-
- психоаналитический (А. Фрейд);
- социално-психологический подход;
- синтез первого и второго подхода, изложенный в трудах Э. Эриксона.
Кроме того, рассматриваемая проблема нашла свое отражение в научных трудах Дж. Марсиа, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгунова и других.
В практической части настоящего исследования проводился опрос подростков в возрасте 12-14 лет (учащиеся общеобразовательных школ г. Армавира). На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Анализ зависимости стилей
родительского воспитания продемонстрировал,
что наименее благоприятными для
психологического равновесия подростков,
стилями родительского
Тем не менее, результаты теста позволяют сделать вывод о малой выраженности негативного воздействия на подростков со стороны родителей.
Таким образом, наиболее актуальна
и психологическая работа с подростками
по проблемам их взаимоотношений
с родителями, поскольку, как показывают
полученные результаты, достаточно большое
количество детей не удовлетворено
своими взаимоотношениями с
Обращение за помощью (или консультацией) к школьными педагогами, классными руководителями, психологами и социальными педагогами оказывает благоприятные результаты в формировании детско-родительских отношений.
Но, тем не менее, решение ключевых вопросов рассматриваемых отношений лежит в формировании доверительной внутрисемейной атмосферы, сбалансированности аспектов родительских методов воспитания и общения с подростком, формировании желания подростков о необходимости помощи своим родителям в понимании их самих.
Список используемой литературы
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб. Изд-во Михайлова В.А., 2003. - 379 с.
2. Авдуевская Е. П., Балкушинский
С. А. Особенности
3. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками// Учебное посибие, М. – Экспо, 47 с.
4.Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического
5. Арпадьев Г. Психологические
проблемы современных
6. Бодалев A.A. Психология
общения: избранные
7. Божович Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка // Психология личности в трудах отечественных психологов. -СПб.: Питер, 2000. 480 с.
8. Выготский Л.С. Педология подростка (Фрагменты) // Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – 526 с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология // Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – 128 с.
10. Венар Ч. Психопатология
развития детского и
11. Дмитриева Т.Н. Девиантное
поведение у детей и
12. Долгинова О.Б. Психологическая отчужденность и проблемы становления личности //Наш проблемный подросток: учеб. пособие. СПб.: Союз.- 2005.- С.104-120
13. Драгунова Т.В. Проблема
конфликта в подростковом
14. Зверева Н. В., Горячева Т. Г. Клиническая психология детей и подростков //Учебник: М., ИЦ Академия, 2013 г., 321 с.
15. Карабанова O.A. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Лидерс.-М.-2007.-480 с.
16. Леонтьев А.Н. Формирование личности
// Психология личности в трудах отечественных
психологов / сост. Л.В. Куликов. — СПб.,
2000.- 214 с.
17. Личко А.Е. Типы акцентуации характера
и психопатий у подростков / М.: ООО АПРЕЛЬ
ПРЕСС: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс,2005.-416 с.
18. Макушина О.П. Воспитание подростков в семье и проблема психологической зависимости // Психология и школа. -2003.- № 4. С. 108-113
19. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. —269 с.
20. Миеева Н. Д., Мизинова
А. В. Трансформация отношений
с родителями как ядро
21. Никандров Н. Д., Грохольская О. Г. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков //Методическое пособие, М. – Просвет, 269 с.
22. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов - М.: Академия, 2000. - 184 с.
Информация о работе Психология детско-родительских отношений в период возрастного кризиса