Психология детско-родительских отношений в период возрастного кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – всестороннее изучение комплекса условий, определяющих варианты отношений подростков с родителями.
Для достижения поставленной цели необходимо обусловлено выделить следующие задачи исследования:
- выделить особенности детско-родительских отношений;
- раскрыть особенности реагирования подростков в кризисе;
- сформулировать возможности исследования отношений в психо-педагогической литературе;
- организовать проведение экспериментального исследования по рассматриваемой тематике.

Содержание работы

Введение
I. Теоретические основы отношений родителей и детей в период кризиса подросткового возраста
1.1. Особенности детско-родительских отношений
1.2. Особенности реагирования подростков в кризисе
1.3. Возможности исследования отношений в психолого-педагогической литературе
II. Экспериментальное исследование отношений родителей и детей в период кризиса подросткового возраста
2.1. Организация исследования
2.2. Результаты исследования
2.3. Практические рекомендации
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

ИТОГО.docx

— 73.98 Кб (Скачать файл)

Кризис  зависимости. Его симптомы – чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения. Это возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности: «я ребенок и хочу оставаться им».

с детьми, между собой и психологической  обстановке в семье в целом.

Кризисным моментом юношеского периода, по мнению К. Юнга, является столкновение человека с требованиями реальной жизни, которые не всегда соответствуют его собственным представлениям.

Несколько другие акценты  в рассмотрении кризисных точек  развития молодого человека делает Б. Ливехуд. Поскольку в отличие от подростка, молодой человек уже не только включает в свое сознание взрослую жизнь, но реально в ней участвует, для него особенно остро встают вопросы выбора своего уникального пути. «Кто я? Чего я хочу? Что я могу?» – вот важнейшие вопросы, которые решаются в юности.

 

 

II. Экспериментальное  исследование

 

2.1. Организация  исследования

 

 

Для уточнения и раскрытия  содержания внутрисемейных отношений  разработаны и эффективно используются многочисленные психологические методики, описывающие родительское поведение  с точки зрения самих родителей. Однако следует помнить, что дети, особенно подростки, иначе, чем взрослые, воспринимают и оценивают межличностные  отношения, тем более это относится  к подросткам с проблемами социальной адаптации. Одной из самых распространенных методик, описывающих межличностные  отношения в семье с точки  зрения подростков, является тест "Подростки  о родителях" .

Методика изучает установки, поведение и методы воспитания родителей  в том виде, какими видят их дети в подростковом и юношеском возрасте. Тест эффективно используется для диагностики  детско-родительских отношений в семьях подростков и организации социально-психологической помощи им, поскольку его применение позволяет родителям осознать, как их собственные поступки воспринимаются и оцениваются подростками и каким образом все это влияет на социально-психологическую адаптацию и формирование тех или иных личностных особенностей подростков. Особую ценность этой методике придает тот факт, что она отражает фактор семейного воспитания, которые оказываются скрытыми как от психологов, так и от самих родителей.

Методика базируется на положении  о том, что воспитательное воздействие  родителей можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных:

- принятие подростков  родителями - эмоциональное отвержение  их;

- директивность со стороны  родителей - психологическая автономия  их;

- последовательность - непоследовательность  в осуществлении родителями воспитательных  принципов. 

Результаты теста представлены в виде сумм баллов, набранных по пяти основным шкалам П- позитивный интерес, Д - директивность, В - враждебность, А - автономность и Н- непоследовательность.

Опросник содержит 50 вопросов, по 10 - на каждый из оцениваемых параметров. Полный текст-опросника содержится в Приложении 1.

Критерием выраженности определенного  стиля взаимоотношений является результат в 3 балла, результат ниже 3-х баллов означает недостаточную  выраженность данного стиля, результат  выше 3-х баллов - чрезмерную выраженность данного стиля отношений.

Представляет интерес  и показатели отношения Д/П и  П/Н со стороны родителей. Первый показатель отражает степень контроля за поведением подростка со стороны  родителей и соответственно, степень  самостоятельности и осознаваемой свободы подростков. Второй показатель отражает степень эмоционального принятия подростка родителями и, соответственно, уровень его психологического комфорта и чувства безопасности в семье.

Под принятием (позитивным интересом) понимается безусловно положительное  отношение к ребенку вне зависимости  от исходных ожиданий родителей и  от конкретных успехов ребенка. Принимающие  подростка родители - это родители, эмоционально понимающие его, сочувствующие  ему, своевременно реагирующие на потребности  подростка. Тем самым такие родители создают у подростка бессознательную  уверенность в том, что он нужен  и интересен другим людям, в том, что он обладает необходимыми личностными  средствами для достижения своих  целей.

Эмоциональное отвержение рассматривается  как отрицательное отношение  к ребенку, отсутствие ласки и  уважения, в крайних случаях - враждебность. Преобладание в детско-родительских отношениях игнорирования потребностей ребенка, чрезмерной строгости и  агрессивности, как правило, приводит к формированию у него чувства  опасности, недоверия к миру и  людям, неуверенности в себе и  тревожности.

Директивность родителей  понимается как стремление к лидерству  и власти, причем это стремление может выражаться как в доминантном  поведении родителей и их стремлении управлять поведением подростка, так  и в навязывании ему чувства  вины и декларировании своей жертвенной позиции. Несмотря на то, что директивные  родители заставляют подростка подчиняться  нормам и правилам поведения, принятым в обществе, именно в семьях с  ведущим директивным стилем взаимоотношений  наиболее ярко выражены активные протестные формы поведения подростка. Такие  формы поведения могут принимать  вид отрицания родительских ценностей, негативизма, чрезмерного стремления к независимости и самостоятельности, сочетающиеся с минимальной собственной  ответственностью за происходящее с  ним.

Под автономностью родителей  понимается прежде всего отсутствие внимания к потребностям ребенка, погруженность  в собственные переживания и  дела, отсутствие эмоционального контакта и интереса. Автономность может проявляться  также в излишней беспристрастности  и формальности общения. В отличие  от директивного стиля взаимоотношений  подросткам в таких семьях предоставляется  чрезмерная самостоятельность, основанная на равнодушии к ним. Дефицит родительской отзывчивости на нужды ребенка способствует формированию у последнего чувства  беспомощности, одиночества и собственной  ненужности. В крайних случаях  это может привести к формированию у подростка чрезвычайно низкой оценки себя как личности и человеческой жизни вообще.

Непоследовательность воспитательной тактики со стороны родителей  проявляется в резкой смене стиля  отношений: от очень строгого к либеральному и наоборот, от психологического принятия подростка к резкому эмоциональному отвержению его. Преобладание непоследовательности в детско-родительских отношениях лишает подростка ощущения стабильности окружающего  мира, провоцирует повышенную тревожность  и формирует ярко выраженную экстернальную  позицию и психологический инфантилизм.

В нашем случае данные, полученные с помощью представленного опросника (в психологической литературе известный, как АDOR), могут характеризовать общую картину взаимоотношений подростков с родителями в том виде, как видят ее подростки. Выявленные ведущие тенденции могут позволить сформулировать наиболее актуальные и болезненные для подростков проблемы взаимоотношений с родителями, а значит, наметить основные пути помощи им в этой значимой для них области.

2.2. Результаты исследования

 

 

Всего в исследовании приняли  участие 67 подростков обоего пола в  возрасте 12-14 лет, учащиеся 8-ых классов  общеобразовательных школ г. Армавира. Из всех результатов была составлена выборка, отражающая общую картину по всему полученному массиву данных. Выборка насчитывала 20 подростков обоего пола (10 мальчиков и 10 девочек).

В исследовании было использована основная методика «Подростки о родителях» (в психологической литературе АDOR).

Обработка результатов теста "Подростки о родителях" включала два этапа: обработка результатов, их подсчет и анализ. Обработка  результатов осуществлялся методом  выбора из 50 вопросов тех, которые определяют степень автономности, непосредственности, директивности, враждебности и позитивного  интереса родителей по отношению  к подросткам. Сводная таблица  разновидностей родительских отношений  и соответствующим им номерам  вопросов опросника приведена в  таблице 2.1 приложения 2.

В каждом бланке была подсчитана сумма обведенных кружком значений, соответствующих определенной разновидности  отношений родителей к детям. Суммы значений для каждого бланка ответов приведены в таблице 3.1 приложения 3.

По результатам диагностики  детско-родительских отношений, значения показателей теста "Подростки  о родителях" оказались следующими:

Таблица 1

 

Название фактора

Среднее значение

1.

Автономность (А)

1.20

2.

Непоследовательность (Н)

1.10

3.

Директивность (Д)

1.01

4.

Враждебность (В)

0.53

5.

Позитивный интерес (П)

1.35


 

Средние значения показателей  отношения Д/А и П/Н соответственно следующие:

Таблица 2

 

Показатель

Среднее значение

1.

Д/А

0.84

2.

П/Н

2.55


 

Как видно из приведенных  результатов, подростки, прежде всего, отмечают позитивный интерес в воспитательной тактике своих родителей. Обращает на себя внимание выраженная автономность во взаимоотношениях подростков и родителей: показатели А занимают второе место  по численным значениям. На третьем  месте находится непосредственность, затем - директивность, и на последнем - враждебность.

Такие результаты характеризуют  общую картину восприятия подростками  своих взаимоотношений с родителями следующим образом.

Позитивный интерес родителей  в сочетании с их автономностью (отстраненностью) говорит о том, что взаимоотношения родителей  и подростков в семьях варьируют  от излишней заботы до безразличия. Родители выделяют сферу общения со своими детьми как отдельную ценность, но при этом относятся к этому  без особого внимания, живя своей  собственной жизнью и обращая  внимание на подростков только в тех  случаях, когда они чем-то особенным  привлекают их внимание. Этим объясняется  непоследовательность воспитательной тактики родителей: в "благополучные" периоды дети живут сами по себе, им многое позволяется, уровень требований и контроля, степень интереса как  к личности со стороны родителей  невысокая. В "неблагополучные" периоды  все изменяется - вынужденные обратить на ребенка внимание родители решают "исправить" положение: возрастает контроль, строгость, усиливаются санкции.

Обращает на себя внимание отсутствие выраженной директивности  со стороны родителей. На это указывают  как средние значения полученных результатов, так и показатели отношения  Д/А: они демонстрируют преобладание автономности над контролем. Полученные результаты действительно отражают распространенную в последнее время точку зрения на воспитание детей в семье. С одной стороны, занятые заработком денег и выживанием родители попросту стали проводить с детьми гораздо меньше времени, чем раньше, с другой стороны, изменение общественного мнения и распространение психологических знаний среди населения приводят к отказу от принятых ранее жестко-авторитарных взглядов на воспитание ребенка. Заменой строгому контролю стало фактически безразличие и отстраненность родителей от общения с детьми. Предоставляемые подросткам свобода и самостоятельность уже не оцениваются ими как позитивный факт их жизни. Свобода как независимость в поступках и действиях подростками не оценивается ни как очень ценная, ни как недоступная.

Соотношение показателей  враждебности и позитивного интереса со стороны родителей приближается к трем, что говорит о том, что  с точки зрения подростков родители положительно относятся к своим  детям, имеют выраженный искренний, безоценочный интерес к ним.

Значительное преобладание позитивного интереса к детям  над враждебностью означает, что, несмотря на значительную занятость  родителей, дети не остаются без их внимания, заботятся об успешности и результатах своих детей, предполагая, что высокая результативность в  учебе и соответствие их требованиям  обеспечат подросткам более легкое вхождение во взрослую суровую жизнь. Поэтому время от времени подростки  испытывают как внимательность и  озабоченность, так и игнорирование, и отсутствие интереса к содержанию их внутренней жизни и проблемам  со стороны родителей.

Самую меньшую разницу  средних значений имеют показатели автономности и непоследовательности (А-Н=0,1). Это объясняется тем, что  непоследовательность отношений родителей  к детям является причиной автономного  отношения. Родители не знают особенностей своих детей и пытаются пробовать  различные приемы, как поощрения, так и наказания. Чем большую директивность и эмоциональное отвержение испытывают подростки со стороны своих родителей, тем большую непоследовательность их поступков и отношений они отмечают. Пытаясь властвовать над подростком или постоянно сравнивая его с идеалом, оценивая и осуждая его, родители испытываю ощутимое чувство дискомфорта, приводящее к неустойчивости их позиций по отношению к ребенку, изменению их воспитательной тактики и колебаниям от одного стиля отношения к другому.

Информация о работе Психология детско-родительских отношений в период возрастного кризиса