Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:05, курсовая работа
Цель исследования – всестороннее изучение комплекса условий, определяющих варианты отношений подростков с родителями.
Для достижения поставленной цели необходимо обусловлено выделить следующие задачи исследования:
- выделить особенности детско-родительских отношений;
- раскрыть особенности реагирования подростков в кризисе;
- сформулировать возможности исследования отношений в психо-педагогической литературе;
- организовать проведение экспериментального исследования по рассматриваемой тематике.
Введение
I. Теоретические основы отношений родителей и детей в период кризиса подросткового возраста
1.1. Особенности детско-родительских отношений
1.2. Особенности реагирования подростков в кризисе
1.3. Возможности исследования отношений в психолого-педагогической литературе
II. Экспериментальное исследование отношений родителей и детей в период кризиса подросткового возраста
2.1. Организация исследования
2.2. Результаты исследования
2.3. Практические рекомендации
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Кризис зависимости. Его симптомы – чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения. Это возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности: «я ребенок и хочу оставаться им».
с детьми, между собой и психологической обстановке в семье в целом.
Кризисным моментом юношеского периода, по мнению К. Юнга, является столкновение человека с требованиями реальной жизни, которые не всегда соответствуют его собственным представлениям.
Несколько другие акценты в рассмотрении кризисных точек развития молодого человека делает Б. Ливехуд. Поскольку в отличие от подростка, молодой человек уже не только включает в свое сознание взрослую жизнь, но реально в ней участвует, для него особенно остро встают вопросы выбора своего уникального пути. «Кто я? Чего я хочу? Что я могу?» – вот важнейшие вопросы, которые решаются в юности.
II. Экспериментальное исследование
2.1. Организация исследования
Для уточнения и раскрытия содержания внутрисемейных отношений разработаны и эффективно используются многочисленные психологические методики, описывающие родительское поведение с точки зрения самих родителей. Однако следует помнить, что дети, особенно подростки, иначе, чем взрослые, воспринимают и оценивают межличностные отношения, тем более это относится к подросткам с проблемами социальной адаптации. Одной из самых распространенных методик, описывающих межличностные отношения в семье с точки зрения подростков, является тест "Подростки о родителях" .
Методика изучает установки, поведение и методы воспитания родителей в том виде, какими видят их дети в подростковом и юношеском возрасте. Тест эффективно используется для диагностики детско-родительских отношений в семьях подростков и организации социально-психологической помощи им, поскольку его применение позволяет родителям осознать, как их собственные поступки воспринимаются и оцениваются подростками и каким образом все это влияет на социально-психологическую адаптацию и формирование тех или иных личностных особенностей подростков. Особую ценность этой методике придает тот факт, что она отражает фактор семейного воспитания, которые оказываются скрытыми как от психологов, так и от самих родителей.
Методика базируется на положении
о том, что воспитательное воздействие
родителей можно
- принятие подростков родителями - эмоциональное отвержение их;
- директивность со стороны родителей - психологическая автономия их;
- последовательность - непоследовательность
в осуществлении родителями
Результаты теста представлены в виде сумм баллов, набранных по пяти основным шкалам П- позитивный интерес, Д - директивность, В - враждебность, А - автономность и Н- непоследовательность.
Опросник содержит 50 вопросов, по 10 - на каждый из оцениваемых параметров. Полный текст-опросника содержится в Приложении 1.
Критерием выраженности определенного стиля взаимоотношений является результат в 3 балла, результат ниже 3-х баллов означает недостаточную выраженность данного стиля, результат выше 3-х баллов - чрезмерную выраженность данного стиля отношений.
Представляет интерес
и показатели отношения Д/П и
П/Н со стороны родителей. Первый
показатель отражает степень контроля
за поведением подростка со стороны
родителей и соответственно, степень
самостоятельности и
Под принятием (позитивным интересом)
понимается безусловно положительное
отношение к ребенку вне
Эмоциональное отвержение рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие ласки и уважения, в крайних случаях - враждебность. Преобладание в детско-родительских отношениях игнорирования потребностей ребенка, чрезмерной строгости и агрессивности, как правило, приводит к формированию у него чувства опасности, недоверия к миру и людям, неуверенности в себе и тревожности.
Директивность родителей
понимается как стремление к лидерству
и власти, причем это стремление
может выражаться как в доминантном
поведении родителей и их стремлении
управлять поведением подростка, так
и в навязывании ему чувства
вины и декларировании своей жертвенной
позиции. Несмотря на то, что директивные
родители заставляют подростка подчиняться
нормам и правилам поведения, принятым
в обществе, именно в семьях с
ведущим директивным стилем взаимоотношений
наиболее ярко выражены активные протестные
формы поведения подростка. Такие
формы поведения могут
Под автономностью родителей понимается прежде всего отсутствие внимания к потребностям ребенка, погруженность в собственные переживания и дела, отсутствие эмоционального контакта и интереса. Автономность может проявляться также в излишней беспристрастности и формальности общения. В отличие от директивного стиля взаимоотношений подросткам в таких семьях предоставляется чрезмерная самостоятельность, основанная на равнодушии к ним. Дефицит родительской отзывчивости на нужды ребенка способствует формированию у последнего чувства беспомощности, одиночества и собственной ненужности. В крайних случаях это может привести к формированию у подростка чрезвычайно низкой оценки себя как личности и человеческой жизни вообще.
Непоследовательность
В нашем случае данные, полученные
с помощью представленного
2.2. Результаты исследования
Всего в исследовании приняли участие 67 подростков обоего пола в возрасте 12-14 лет, учащиеся 8-ых классов общеобразовательных школ г. Армавира. Из всех результатов была составлена выборка, отражающая общую картину по всему полученному массиву данных. Выборка насчитывала 20 подростков обоего пола (10 мальчиков и 10 девочек).
В исследовании было использована основная методика «Подростки о родителях» (в психологической литературе АDOR).
Обработка результатов теста
"Подростки о родителях" включала
два этапа: обработка результатов,
их подсчет и анализ. Обработка
результатов осуществлялся
В каждом бланке была подсчитана сумма обведенных кружком значений, соответствующих определенной разновидности отношений родителей к детям. Суммы значений для каждого бланка ответов приведены в таблице 3.1 приложения 3.
По результатам диагностики детско-родительских отношений, значения показателей теста "Подростки о родителях" оказались следующими:
Таблица 1
Название фактора |
Среднее значение | |
1. |
Автономность (А) |
1.20 |
2. |
Непоследовательность (Н) |
1.10 |
3. |
Директивность (Д) |
1.01 |
4. |
Враждебность (В) |
0.53 |
5. |
Позитивный интерес (П) |
1.35 |
Средние значения показателей
отношения Д/А и П/Н
Таблица 2
Показатель |
Среднее значение | |
1. |
Д/А |
0.84 |
2. |
П/Н |
2.55 |
Как видно из приведенных
результатов, подростки, прежде всего,
отмечают позитивный интерес в воспитательной
тактике своих родителей. Обращает
на себя внимание выраженная автономность
во взаимоотношениях подростков и родителей:
показатели А занимают второе место
по численным значениям. На третьем
месте находится
Такие результаты характеризуют
общую картину восприятия подростками
своих взаимоотношений с
Позитивный интерес родителей в сочетании с их автономностью (отстраненностью) говорит о том, что взаимоотношения родителей и подростков в семьях варьируют от излишней заботы до безразличия. Родители выделяют сферу общения со своими детьми как отдельную ценность, но при этом относятся к этому без особого внимания, живя своей собственной жизнью и обращая внимание на подростков только в тех случаях, когда они чем-то особенным привлекают их внимание. Этим объясняется непоследовательность воспитательной тактики родителей: в "благополучные" периоды дети живут сами по себе, им многое позволяется, уровень требований и контроля, степень интереса как к личности со стороны родителей невысокая. В "неблагополучные" периоды все изменяется - вынужденные обратить на ребенка внимание родители решают "исправить" положение: возрастает контроль, строгость, усиливаются санкции.
Обращает на себя внимание отсутствие выраженной директивности со стороны родителей. На это указывают как средние значения полученных результатов, так и показатели отношения Д/А: они демонстрируют преобладание автономности над контролем. Полученные результаты действительно отражают распространенную в последнее время точку зрения на воспитание детей в семье. С одной стороны, занятые заработком денег и выживанием родители попросту стали проводить с детьми гораздо меньше времени, чем раньше, с другой стороны, изменение общественного мнения и распространение психологических знаний среди населения приводят к отказу от принятых ранее жестко-авторитарных взглядов на воспитание ребенка. Заменой строгому контролю стало фактически безразличие и отстраненность родителей от общения с детьми. Предоставляемые подросткам свобода и самостоятельность уже не оцениваются ими как позитивный факт их жизни. Свобода как независимость в поступках и действиях подростками не оценивается ни как очень ценная, ни как недоступная.
Соотношение показателей враждебности и позитивного интереса со стороны родителей приближается к трем, что говорит о том, что с точки зрения подростков родители положительно относятся к своим детям, имеют выраженный искренний, безоценочный интерес к ним.
Значительное преобладание позитивного интереса к детям над враждебностью означает, что, несмотря на значительную занятость родителей, дети не остаются без их внимания, заботятся об успешности и результатах своих детей, предполагая, что высокая результативность в учебе и соответствие их требованиям обеспечат подросткам более легкое вхождение во взрослую суровую жизнь. Поэтому время от времени подростки испытывают как внимательность и озабоченность, так и игнорирование, и отсутствие интереса к содержанию их внутренней жизни и проблемам со стороны родителей.
Самую меньшую разницу средних значений имеют показатели автономности и непоследовательности (А-Н=0,1). Это объясняется тем, что непоследовательность отношений родителей к детям является причиной автономного отношения. Родители не знают особенностей своих детей и пытаются пробовать различные приемы, как поощрения, так и наказания. Чем большую директивность и эмоциональное отвержение испытывают подростки со стороны своих родителей, тем большую непоследовательность их поступков и отношений они отмечают. Пытаясь властвовать над подростком или постоянно сравнивая его с идеалом, оценивая и осуждая его, родители испытываю ощутимое чувство дискомфорта, приводящее к неустойчивости их позиций по отношению к ребенку, изменению их воспитательной тактики и колебаниям от одного стиля отношения к другому.
Информация о работе Психология детско-родительских отношений в период возрастного кризиса