Психология детско-родительских отношений в период возрастного кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – всестороннее изучение комплекса условий, определяющих варианты отношений подростков с родителями.
Для достижения поставленной цели необходимо обусловлено выделить следующие задачи исследования:
- выделить особенности детско-родительских отношений;
- раскрыть особенности реагирования подростков в кризисе;
- сформулировать возможности исследования отношений в психо-педагогической литературе;
- организовать проведение экспериментального исследования по рассматриваемой тематике.

Содержание работы

Введение
I. Теоретические основы отношений родителей и детей в период кризиса подросткового возраста
1.1. Особенности детско-родительских отношений
1.2. Особенности реагирования подростков в кризисе
1.3. Возможности исследования отношений в психолого-педагогической литературе
II. Экспериментальное исследование отношений родителей и детей в период кризиса подросткового возраста
2.1. Организация исследования
2.2. Результаты исследования
2.3. Практические рекомендации
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

ИТОГО.docx

— 73.98 Кб (Скачать файл)

Подростковый кризис характеризуется тем, что в этом возрасте меняются взаимоотношения  подростков с окружающими, на чем мы уже останавливались в разделе 1.1 настоящего исследования. Они начинают предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым и протестуют против обращения с ними как с маленькими.

На данном этапе  кардинально меняется поведение  детей: многие из них становятся грубыми, неуправляемыми, все делают наперекор  старшим, не подчиняются им, игнорируют замечания (подростковый негативизм) или, наоборот, могут замкнуться в себе.

Если взрослые с  пониманием относятся к потребностям ребенка и при первых негативных проявлениях перестраивают свои отношения с детьми, то переходный период протекает не так бурно  и болезненно для обеих сторон. В противном случае подростковый кризис протекает очень бурно. На него влияют внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам можно отнести продолжающийся контроль со стороны взрослых, зависимость и опека, которые подростку кажутся чрезмерными.

Внутренние  факторы отражают личностное развитие подростка. Изменяются привычки и черты характера, мешающие ему осуществлять задуманное: нарушаются внутренние запреты, утрачивается привычка подчиняться взрослым и др. Появляется стремление к личностному самосовершенствованию, которое происходит через развитие самопознания (рефлексию), самовыражения, самоутверждения. Подросток критически относится к своим недостаткам, как физическим, так и личностным (особенностям характера), переживает из-за тех черт характера, которые мешают ему в установлении дружеских контактов и взаимоотношениях с людьми. Негативные высказывания в его адрес могут привести к аффективным вспышкам и конфликтам.

В этом возрасте идет усиленный рост организма, что влечет за собой поведенческие изменения  и эмоциональные вспышки: подросток  начинает сильно нервничать, обвинять себя в несостоятельности, что ведет  к внутреннему напряжению, с которым  ему трудно справиться.

Поведенческие изменения проявляются в желании «испытать все, пройти через все», прослеживается склонность к риску. Подростка притягивает все, что ранее находилось под запретом. Многие из «любопытства» пробуют алкоголь, наркотики, начинают курить. Если это делается не из любопытства, а из-за куража, может возникнуть психологическая зависимость от наркотических веществ, хотя иногда и любопытство приводит к стойкой зависимости.

В этом возрасте происходит духовный рост и меняется психический  статус. Рефлексия, которая распространяется на окружающий мир и самого себя, приводит к внутренним противоречиям, в основе, которых лежит потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом. Данные противоречия могут привести к навязчивым состояниям: сомнениям, страхам, угнетающим мыслям о себе.

Проявление негативизма  может выражаться у некоторых  подростков в бессмысленном противостоянии другим, немотивированном противоречии (чаще всего взрослым) и другими  протестными реакциями.

К отдельным проявлениям  подросткового кризиса в психологической литературе относят следующие:

Негативизм, который проявляется как негативная установка по отношению ко всему окружающему, в том числе к предметам недавнего интереса.

Интеллектуализация как средство психологической защиты состоит в погружении в абстрактные, философские вопросы и восприятие их как предметов непосредственного интереса часто отражают личное, глубоко затаенное чувство беспокойства.

Склонность  к анализу, в том числе к безжалостному анализу окружающих (родителей, учителей и т. д.) и самоанализу в сочетании с крайней эгоцентричностью, – еще одно проявление подросткового кризиса.

Подростковая  депрессия, которая бывает двух видов: 1) безразличие и чувство пустоты; ощущение, что детство уже кончилось, а взрослым он себя еще не чувствует, 2) результат полосы жизненных поражений (старался решить поставленные проблемы, но безуспешно: либо окружающие не понимают его, либо он ощутил ограничение своих потенциальных возможностей).

Проблемы  восприятия своего физического образа. Как известно, для мужчин биологически оправданно активное поведение и, соответственно, для них важна активная функция тела. Если активная деятельность мужчины успешна, у него развивается позитивное самоощущение. Для женщины – все наоборот. Поэтому позитивное самовосприятие складывается у юношей в той мере, в какой их тело выражает индивидуальную эффективность; в то же время женщина своей физической внешностью должна символизировать стремление к подчинению и безопасности, душевность и тепло. Таковы социальные ожидания. Низкая оценка своего физического Я может стать причиной нарушений в поведении (по механизму гиперкомпенсации), плохой успеваемости в школе и т. д. Эти явления, как правило, имеют место только у мальчиков. Дело, в частности, в том, что, как показано в последнее время, для девочек колоссальную роль, отчасти на подсознательном уровне, играет наступление менструаций, которое делает ее полноценной женщиной в собственном восприятии.

Различные проявления кризиса идентичности. Проблема нашего времени – практически неисчерпаемый набор возможных идентификаций. Любой культурно заданный стандарт в принципе доступен каждому. Поэтому нередко случается, что молодой человек, достигший возраста, в котором выбор идентичности становится необходимым, реально оказывается к этому неспособен. В таких ситуациях индивидуум часто прибегает к «психосоциальному мораторию» – продлению переходного периода от юности к взрослости: он пассивно ожидает момента, когда ему представится возможность найти себя, или «берет социальный тайм-аут» (уходит в коммуны, религиозные группы и т. д. как временное пристанище для молодых людей, ищущих свой образ жизни). Возможен также вариант, когда он вовсе минует кризис идентичности, безоговорочно принимая ценности своей семьи и их социально-ролевые ожидания.

Суицидальное  поведение также относится к распространенному симптому подросткового кризиса. Именно в этом возрастном периоде оно отличается многообразием: это суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки. Во многих европейских странах оно настолько распространено, что занимает второе-третье место среди причин смертности в этом возрасте.

До 13-летнего возраста суицидальные попытки встречаются  весьма редко. В 14–15 лет эта активность резко возрастает, достигая максимума  в 16–19 лет. Именно на подростковый возраст  приходится пик суицидов, пик экспериментов  с нарушающими сознание веществами и другой жизненно опасной активности. Причем подростки, в анамнезе которых  неоднократно отмечались мысли о  самоубийстве, отвергали мысли о  его смертельном исходе.

Статистически выявлено, что в 90 % случаев суицидальное поведение в виде угроз, высказываний, намерений – это «крик о помощи», адресованный прежде всего своим близким. Это значит, что подросток испытывает высочайший дискомфорт, причины которого толком понять не может, а в форме, понятной родителям, высказать не умеет.

Статистически наиболее часто суицидное поведение неустойчивых подростков вызвано потерей родителей  и близких, распадом семьи вследствие развода, семейной дезорганизацией  с властной жестокой матерью и  безвольным отцом.

Далее по значимости следуют школьные проблемы, особенно у мальчиков. Длительный неуспех  по предметам, отсутствие положительного контакта с учителями и детьми опасны для не очень интеллектуально  одаренных, повышенно чувствительных и робких подростков, страдающих к  тому же пониженными адаптационными возможностями.

У девочек суицидальное поведение может быть спровоцировано неожиданной беременностью в  сочетании со страхом наказания  со стороны родителей; разрывом с  объектом любви в сочетании с  униженным чувством собственного достоинства; стыдом из-за обнаруженной мастурбации. Мальчики обычно демонстрируют или  совершают суицид под воздействием алкогольного опьянения.

В случае негативной реакции родителей на суицидное поведение подростка  ситуация может усугубиться с  дальнейшими негативными реакциями  подростка или уходом из дома. Во всяком случае, это происшествие должно всерьез заставить родителей задуматься об их отношениях

Таким образом, можно  сделать вывод, что взрослым необходимо перестроить отношения с подростком, постараться понять его проблемы и сделать переходный период менее болезненным

 

1.3. Возможности  исследования отношений в психо-педагогической  литературе.

 

Все исследователи  сходятся на том, что весь подростковый период – сложное время как  для самого индивидуума, так и  для окружающих его людей. Существует несколько подходов к объяснению проблем данного периода.

Психоаналитический  подход появился в 30-е годы прошлого века с работами дочери 3. Фрейда Анны Фрейд. В период полового созревания пробуждаются силы инстинктивной природы, которые нарушают уже установившееся внутреннее психическое равновесие. Происходит своеобразный возврат к уже пройденной (по Фрейду) генитальной фазе – разрушение эмоциональных связей с родителями, поскольку поиски соответствующего объекта любви выходят теперь за пределы семьи. Иначе говоря, чтобы подросток смог в будущем полюбить другого человека и создать со временем новую семью, в его душе должно освободиться место, занимаемое родителями. Такой подход объясняет некоторые особенности, действительно свойственные подросткам: обожание знаменитостей (кинозвезд и т. д.) как превращенная любовь к родителям, свойственная ранним фазам развития; резкие перепады между крайностями в поведении, неуравновешенность мыслей и чувств и т. д. как возврат к инфантильным проявлениям.

Для социально-психологического подхода главными понятиями являются социализация и роль. У индивидуума появляется множество возможностей в плане как выбора, так и принятия новых социальных ролей. Ослабление влияния прежних авторитетов и открывающаяся возможность экспериментирования в области социально-ролевого поведения часто приводит к возникновению у молодых людей сомнений и нерешительности. Другими словами, этот подход объясняет особенности юношеского развития процессом смены ролей. Путь социализации и освоения новых социальных ролей нередко сопряжен с метаниями, неуверенностью, непоследовательностью, конфликтами и другими трудностями ролевого выбора. Если роли для ребенка определяют взрослые, то по мере взросления и с переходом к юности возникает задача самостоятельного выбора и интерпретации ролевого поведения. При этом непременно возникают ролевые конфликты.

Итак, психоаналитический подход видит причину стресса  и внутреннего напряжения, характерного для подросткового возраста, во внутренней эмоциональной нестабильности; социальная психология – в противоречивости тех воздействий, которые общество оказывает на молодого человека.

Синтезом этих подходов является теория Э. Эриксона. Эриксон выделяет кризис подросткового возраста, определяя его как кризис идентичности, то есть формирование идентичности (ответа на вопрос «кто я в различных жизненных и социальных ситуациях» и сведения всех этих ролей во внутренне непротиворечивый комплекс) в противовес ролевой неопределенности детского личностного «Я». Ребенок может судить о себе в соответствии с позициями в разных сообществах и пространствах. Отношение к себе как к сыну или как к ученику может не совпадать, но подобное несовпадение не воспринимается как тревожащее. Можно сказать, что до подросткового возраста «Я» фрагментарно, осколочно, ситуационно зависимо.

Формирование идентичности, по Эриксону, есть процесс самоопределения. Идентичность (тождественность) может  быть понята в двух измерениях –  временном и ситуативно-ролевом. Во временном измерении идентичность обеспечивает преемственность, связь  прошлого, настоящего и будущего. В  ситуативно-ролевом измерении идентичность составляет центральное образование, удерживающее в единстве многие ситуации и, соответственно, роли, в которых  выступает человек. Человек, сформировавший идентичность, оказывается самотождественным, он остается самим собой независимо от ситуации действования, он адекватен  ситуации, не теряя при этом своего лица.

Формирование идентичности (кризис идентичности) иногда требует  от человека переосмысления своих связей с окружающими, своего места среди  других людей. Особенно важна реструктуризация отношений с родителями, поскольку  взрослеющий человек не может  далее довольствоваться ролью опекаемого и управляемого.

Позже проблема идентичности исследовалась многими авторами. Наиболее известны работы Дж. Марсиа, который выделил четыре основных варианта, или состояния, формирования идентичности, получивших название статусов идентичности.

По мнению Л.С. Выготского, ключом к пониманию психологии подростка  является проблема интересов. Младший  подростковый возраст распадается  на две фазы – негативную и позитивную, фазу влечений и фазу интересов. Первая, длящаяся около двух лет, связана  со свертыванием и отмиранием прежде установившейся системы интересов (отсюда ее протестующий, отрицательный  характер) и с процессами вызревания и появления первых органических влечений. Вторая характеризуется вызреванием  нового ядра интересов. Выготский также  обращает внимание на сходство негативной фазы у подростков с негативизмом, характерным для трехлетних детей, предупреждая, впрочем, об опасности  их отождествления.

Остановим наше внимание так же на работе Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой. Главный тезис авторов состоит в том, что в этом возрасте формируется «чувство взрослости» – стремление быть, казаться и действовать как взрослый. Если взрослые относятся к этому адекватно, то развитие происходит бесконфликтно и прогноз его более благоприятен. Если же подросток, испытывающий «чувство взрослости», сталкивается с отношением к нему как к маленькому, то возникает конфликт, взаимное непонимание.

Существуют два  основных пути протекания данного кризиса:

Кризис  независимости. Его симптомы – строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их ранее выполнявшимся требованиям, протест-бунт, ревность к собственности. Это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил: «я уже не ребенок».

Информация о работе Психология детско-родительских отношений в период возрастного кризиса