Психология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 11:45, лекция

Описание работы

Психология - наука об общих психических закономерностях взаимодей-
ствия человека со средой.
Психология изучает, каким образом внешнее воздействие переходит во
внутреннее, психическое отражение и становится регулятором нашей дея-
тельности.
Психология изучает общие закономерности психических процессов и
своеобразие их протекания в зависимости от условий деятельности и от
индивидуально-типологических особенностей человека.
Методы психологии:
1) естественный и лабораторный эксперимент;
2) наблюдение;
3) исследование продуктов деятельности человека;
4) метод тестов и анкетирования.

Файлы: 1 файл

1 Психология.docx

— 61.88 Кб (Скачать файл)

1  Психология - наука об общих  психических закономерностях взаимодей-

 ствия человека со средой.

 Психология изучает, каким  образом внешнее воздействие  переходит во

 внутреннее, психическое отражение  и становится регулятором нашей  дея-

 тельности.

 Психология изучает общие  закономерности психических процессов  и 

 своеобразие их протекания  в зависимости от условий деятельности  и от

 индивидуально-типологических  особенностей человека.

Методы психологии:

1) естественный и лабораторный  эксперимент;

2) наблюдение;

3) исследование продуктов деятельности  человека;

4) метод тестов и анкетирования.

 Для исследования той или  иной психологической проблемы  используется 

 соответствующая система приемов  и правил исследования - методика  конк-

 ретного исследования (выдвижение гипотезы, выбор экспериментального

 приема и соответствующего  материала, выделение контрольных и экспери-

 ментальных групп испытуемых, определение содержания серий  эксперимен-

 та, статистическая и теоретическая  обработка экспериментального мате-

 риала и т.п.).

 Основные теоретические принципы  психологии:

1) признание детерминированности  психических явлений материальной дей-

 ствительностью;

2) генетический подход к психическим  явлениям, исследование их в раз-

 витии;

3) изучение психики человека  во взаимосвязи биологических и социальных

 факторов;

4) признание неразрывной взаимосвязи  психики и деятельности.

 Научное понимание психики  человека возможно лишь при  целостном рас-

 смотрении совокупности психических явлений. Абсолютизация отдельных

 сторон психики приводит  к ошибочным концепциям и теориям.

ПСИХОЛОГИЯ: ПОДХОД (направление  в психологии) — в психологии применяется целый ряд различных  подходов к предмету исследования, к методологии и пр. В связи с этим можно выделить: 1) подход биологический (-> биологизм); 2) подход бихевиористский (-> бихевиоризм); 3) подход гуманистический (-> психология гуманистическая); 4) подход деятельностный; 5) подход дуалистический (-> дуализм); 6) подход информационный; 7) подход когнитивный (-> когнитивизм); 8) подход психоаналитический (-> психоанализ); 9) подход социально-психологический (-> психология социальная); 10) подход структуралистский (-> структурализм); 11) подход функционалистский (-> функционализм); 12) подход эклектический (-> эклектицизм).

Гуманистический подход

1. Переживания человека представляют  основной интерес. Люди — не  просто объекты исследования. Их  следует описывать и объяснять  по их собственным субъективным  взглядам на мир, по их восприятию  себя и самооценке. Основной вопрос, с которым должен встретиться  каждый: «Кто я есть?». Чтобы  узнать, как индивид пытается  ответить на него, психолог должен  стать его партнером в поиске  смысла существования.

2. Приоритетными направлениями  исследования являются человеческий  выбор, творчество и самоактуализация. Гуманистические психологи отвергают психоаналитический подход, полагая, что психология, основанная на исковерканных личностях, может быть только исковерканной психологией. Они также отвергают бихевиоризм как психологию, отвергающую сознание и основанную преимущественно на изучении низших организмов. Люди не просто мотивируются органическими потребностями, такими как секс и агрессия, или физиологическими нуждами, такими как голод и жажда. У них есть потребность в развитии своего потенциала и способностей. Критериями психического здоровья должны быть рост и самоактуализация, а не просто эго-контроль или приспособление к окружению.

3. Осмысленность должна предшествовать  объективности в выборе задач  исследования. Гуманистические психологи  считают, что психологические  исследования слишком часто направляются  имеющимися в распоряжении методами, а не важностью исследуемой  проблемы. Они говорят, что надо  изучать важные человеческие  и социальные проблемы, даже если  для этого иногда приходится  воспользоваться менее строгими  методами. И хотя психологи должны  стараться быть объективными  при сборе и интерпретации  наблюдений, выбор ими темы исследований  может и должен направляться  ценностными критериями. В этом  смысле исследование не свободно  от ценности; психологи не должны  делать вид, что ценности —  это что-то, чего у них нет  или за что они должны извиняться.

4. Высшая ценность принадлежит  достоинству человека. Люди в  своей основе добры. Цель психологии  — понять человека, а не предсказывать  и не контролировать его. Многие  гуманистические психологи считают,  что даже называть человека  «испытуемым» значит унизить  его достоинство как полноценного  партнера в стремлении понять  личность человека.

Психологи, разделяющие ценности этой ассоциации, относятся к разным теоретическим  платформам. Например, Гордон Оллпорт был также гуманистическим психологом, и мы уже отмечали, что некоторые психоаналитики, такие как Карл Юнг, Альфред Адлер и Эрик Эриксон, придерживались гуманистических взглядов на мотивацию, отличающихся от взглядов Фрейда. Но именно взгляды Карла Роджерса и Абрахама Маслоу заняли центральное место в гуманистическом движении.

Карл Роджерс. Подобно Фрейду, Карл Роджерс (1902-1987) развил свою теорию на основе работы с пациентами клиники (Rogers, 1951, 1959, 1963, 1970). Роджерса поражала наблюдаемая им внутренняя тенденция индивида двигаться к росту, созреванию и позитивному изменению. Он пришел к убеждению, что основная сила, мотивирующая человеческий организм, — это тенденция к актуализации всех способностей организма. Растущий организм стремится реализовать свой потенциал в пределах своей наследственности. Человек может не всегда четко видеть, какие действия ведут к росту а какие — к регрессии. Но когда путь ясен, индивид предпочитает расти, а не регрессировать. Роджерс не отрицал, что есть и другие потребности, в том числе и биологические, но считал их вспомогательными по отношению к мотиву совершенствования.

Аналитическая психология — одно из психодинамических направлений[1], основателем которого является швейцарский психолог и культуролог К. Г. Юнг [2]. Это направление родственно психоанализу, однако имеет существенные отличия. Его суть заключается в осмыслении и интеграции глубинных сил и мотиваций, стоящих за человеческим поведением, посредством изучения феноменологии сновидений, фольклора и мифологии. Аналитическая психология опирается на представление о существовании бессознательной сферы личности, являющейся источником целительных сил и развития индивидуальности. В основе этого учения лежит понятие коллективного бессознательного, в котором нашли отражение данные антропологии, этнографии, истории культуры и религии, проанализированные Юнгом в аспекте биологической эволюции и культурно-исторического развития, и которое проявляется в психике индивида. В отличие от естественно-научного подхода экспериментальной психологии, аналитическая психология рассматривает не абстрактного изолированного индивида, а индивидуальную психику как опосредованную культурными формами и тесно связанную с психикой коллективной.

В качестве единицы анализа психики  Юнг предложил понятие архетипа как надперсональной врожденной модели восприятия, мышления и переживания на различных уровнях психики человека: животном, общечеловеческом, родовом, семейном и индивидуальном. Энергетика архетипа обусловлена тем, что он является реализацией либидо — универсальной психической энергии, которая — в отличие от концепции либидо Фрейда — не имеет собственной определенной окраски (например, сексуальной), а может иметь различные проявления в разных областях жизни человека. В процессе личного исследования собственной психики — анализа человек встречается со своим бессознательным через понимание символов, которые можно встретить во всех сферах жизни: в сновидениях, искусстве, религии, отношениях с другими людьми. Символический язык бессознательного следует изучать и понимать с привлечением данных мифологии, этнологии, религиоведения. Внимание и открытость к этим процессам гармонизирует жизнь человека.Юнг также дал описание экстравертной (направленной преимущественно на внешний мир) и интровертной (направленной на внутренний, субъективный мир) установок и четырёх функций, по роли которых в индивидуальной психике выделяются типы личности.Невроз с точки зрения аналитической психологии — это результат дисгармоничных отношений между индивидуальным сознанием и архетипическими содержаниями. Цель психотерапии состоит в том, чтобы помочь индивиду установить (или восстановить) здоровую связь с бессознательным. Это означает, что сознание не должно быть ни поглощено бессознательными содержаниями (что определяется как состояние психоза), ни изолировано от них. Встреча сознания с символическими посланиями бессознательного обогащает жизнь и способствует психологическому развитию. Юнг считал процесс психологического роста и созревания (который он называл индивидуацией) ключевым процессом жизни каждого отдельного человека и общества в целом.

Для движения по пути индивидуации человеку следует допустить встречу с чем-то в своей личности, что находится за пределами Эго. Этому способствует работа со сновидениями, знакомство с религиями и различными духовными практиками и критическое отношение к социальным закономерностям (а не слепое нерефлексивное следование привычным нормам, убеждениям, стереотипам).

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ

Бихевиори́зм (англ. behavior — поведение) — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определявшее облик американской психологии в начале 20-го века, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании.), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон.Важнейшими категориями бихевиоризма являются стимул, под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей. Субъективные переживания при этом в современном бихевиоризме не отрицаются, но ставятся в положение, подчиненное этим воздействиям.Во второй половине 20-го века бихевиоризм был замещен когнитивной психологией, которая с тех пор доминирует в психологической науке[1]. Однако многие идеи бихевиоризма до сих пор используются в определённых направлениях психологии и психотерапии.Бихевиористами применялось два основных методологических подхода для исследования поведения: наблюдение в лабораторных, искусственно создаваемых и управляемых условиях, и наблюдение в естественной среде обитания.Большинство экспериментов бихевиористы проводили на животных, затем установление закономерности реакций в ответ на воздействия окружающей среды перенесли на человека. Бихевиоризм сместил акцент экспериментальной практики психологии с исследования поведения человека на исследование поведения животных. Опыты с животными позволяли лучше осуществлять исследовательский контроль за связями среды с поведенческой реакцией на нее. Чем проще психологический и эмоциональный склад наблюдаемого существа, тем больше гарантии, что исследуемые связи не будут искажаться сопутствующими психологическими и эмоциональными компонентами. Обеспечить такую степень чистоты в эксперименте с людьми невозможно.Позже эта методика подвергалась критике, в основном по этическим причинам (смотрите, например, гуманистический подход). Также бихевиористы полагали, что благодаря манипуляциям с внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения.

Общие психофизиологические закономерности ощущений

Работа каждого анализатора  имеет свои специфические закономерности.

Наряду с этим все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям.

Для возникновения какого-либо ощущения раздражитель должен иметь определенную величину интенсивности.

Интенсивность определяется силой  действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора[3].

Минимальная величина раздражения, которая  вызывает едва заметное ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущения. Способность ощущать эти самые  слабые раздражения называется абсолютной чувствительностью. Она всегда выражается в абсолютных числах. Например, для  возникновения ощущения давления достаточно воздействия 2 мг на 1 кв.мм поверхности кожи.

Верхний абсолютный порог ощущения — максимальная величина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает исчезновение ощущения или болевое  ощущение. Например, сверхгромкий звук вызывает боль в ушах, а сверхвысокий (по частоте колебаний свыше 20000 Гц) — вызывает исчезновение ощущения (слышимый звук переходит в ультразвук). Давление 300 г/кв.мм вызывает боль.

Наряду с абсолютной чувствительностью  следует различать относительную  чувствительность — чувствительность к различению интенсивности одного воздействия от другого. Относительная  чувствительность характеризуется  порогом различения.

Порог различения, или дифференциальный порог, — едва ощущаемое минимальное  различие в силе двух однотипных раздражителей.

Порог различения — это относительная  величина (дробь), которая показывает, какую часть первоначальной силы раздражителя надо прибавить (или убавить), чтобы получить едва заметное ощущение изменения в силе данных раздражителей.

Так, если взять груз в 1 кг и затем  прибавить еще 10 г, то этой прибавки никто ощутить не сможет; чтобы  почувствовать увеличение прибавки веса необходимо добавить 1/30 часть  первоначального веса, то есть 33 г. Таким образом, относительный порог различения силы тяжести равен 1/30 части силы первоначального раздражителя.

Относительный порог различения яркости  света равен 1/100; силы звука — 1/10; вкусовых воздействий — 1/5. Эти закономерности открыты Бугером и Вебером (закон Бугера-Вебера).

Закон Бугера-Вебера относится только к средней зоне интенсивности раздражителей. Иначе говоря, относительные пороги теряют значение при очень слабых и очень сильных раздражителях. Это было установлено Фехнером.

Фехнер установил также, что если интенсивность раздражителя увеличивать в геометрической прогрессии, то ощущение будет увеличиваться лишь в арифметической прогрессии. (Закон Фехнера).

Информация о работе Психология как наука