Психология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 11:45, лекция

Описание работы

Психология - наука об общих психических закономерностях взаимодей-
ствия человека со средой.
Психология изучает, каким образом внешнее воздействие переходит во
внутреннее, психическое отражение и становится регулятором нашей дея-
тельности.
Психология изучает общие закономерности психических процессов и
своеобразие их протекания в зависимости от условий деятельности и от
индивидуально-типологических особенностей человека.
Методы психологии:
1) естественный и лабораторный эксперимент;
2) наблюдение;
3) исследование продуктов деятельности человека;
4) метод тестов и анкетирования.

Файлы: 1 файл

1 Психология.docx

— 61.88 Кб (Скачать файл)

Нижние и верхние абсолютные пороги ощущений (абсолютная чувствительность) характеризуют пределы человеческой чувствительности. Но чувствительность каждого человека изменяется в зависимости  от различных условий.

Так, входя в плохо освещенное помещение, мы вначале не различаем  предметы, но постепенно под влиянием данных условий чувствительность анализатора  повышается.

Находясь в накуренном помещении  или в помещении с какими-либо запахами, мы через некоторое время  перестаем замечать эти запахи (понижается чувствительность анализатора).

Когда из плохо освещенного пространства мы попадаем в ярко освещенное, то чувствительность зрительного анализатора понижается.

Изменение чувствительности анализатора  в результате его приспособления к действующим раздражителям  называется адаптацией.

Разные анализаторы имеют различную  скорость и различный диапазон адаптации. К одним раздражителям адаптация  происходит более быстро, к другим — медленнее. Более быстро адаптируются обонятельные и тактильные анализаторы. Полная адаптация к запаху йода наступает  через одну минуту. Через три секунды  ощущение давления отражает только 1/5 силы раздражителя (поиск очков, сдвинутых  на лоб, — один из примеров тактильной адаптации). Еще медленнее адаптируются слуховой, вкусовой и зрительный анализаторы. Для полной адаптации к темноте  необходимо 45 мин. После этого периода  зрительная чувствительность увеличивается  в 200 000 раз (самый высокий диапазон адаптации).

Эффекты восприятия

Социальному восприятию присущи некоторые  особенные проявления неточности восприятия, называемые законами, эффектами или  ошибками восприятия.

Эффекты стереотипизации:Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) — общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.

Эффекты последовательности:

Эффект первичности (эффект первого  впечатления, эффект знакомства) —  первая информация переоценивается  по отношению к последующей.

Эффект новизны — новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся  большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.

Эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.

Эффект присутствия — чем  лучше человек чем-то владеет, тем  лучше он делает это на глазах у  окружающих, чем в одиночестве.

Эффект авансирования — к  разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.

Эффект снисходительности —  руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает  негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).

Эффект гипервзыскательности — руководитель гипертрофирует негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).

Эффект физиогномической редукции — вывод о присутствии психологической  характеристики делается на основе черт внешности.

Эффект красоты — внешне более  привлекательному человеку приписывается  больше положительных черт.

Эффект ожидания — ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем  его на неё.

Внутригрупповой фаворитизм — «свои» кажутся лучше.

Эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки — во времени  есть тенденция к противоположному внутригрупповому фаворитизму.

Презумпция взаимности — человек  считает, что «другой» относится  к нему так, как он относится к  «другому».

Феномен предположения о сходстве — человек считает, что «свои» относятся к остальным людям  так же, как он.

Эффект проекции — человек исходит  из того, что другие обладают такими же качествами, как он.

Феномен игнорирования информационной ценности неслучившегося — информация о том, что могло бы произойти, но не произошло, игнорируется.

ЛИЧНОСТЬ

Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных  деятельностях ( А.Н. Леонтьев).

Личность – "живой человек  из плоти и крови"[1], вплетенный во множество отношений к миру; эпицентр "взрывных" изменений  бытия[2]; бытие, переходящее в идеальную  форму ( С.Л. Рубинштейн).

Личность – субъект жизни: активный, ответственный, обладающий способностью к временной регуляции жизни  и разрешению жизненных противоречий (К.А. Абульханова)

Глубинная психология личности

Основная статья: Глубинная психология

Основной категорией глубинной  парадигмы психологии является категория  бессознательного, предложенная З. Фрейдом  в конце XIX века. В широком значении бессознательным называют огромный пласт душевной жизни личности, не соотнесенный с сознательным «Я» и включающий в себя витальность, психическую энергию, неосознаваемую телесность, инстинктуозные влечения (libido и mortido), нераскрытые потенциалы, вытесненные желания, забытые события и переживания.

З. Фрейд предложил структурную  и топографическую модели личности. Структурная модель состоит из компонентов

Я

Оно

Сверх-Я.

«Я» консолидируется в онтогенезе личности из первичного бессознательного психоида[3] и представляет собой инстанцию, в большей степени принадлежащую сфере сознательного. Благодаря «Я» личность обладает способностью к осознанным отношениям с миром, рефлексии, саморегуляции и самодетерминации. Сверх-Я появляется на эдипальной стадии и представляет собой интериоризированные родительские образы, а именно — в аспекте норм и правил социальной жизни.[4]. С т.з. З. Фрейда именно в Сверх-Я заложена бессознательная идея Абсолюта, то есть основы религиозности личности. «Оно» состоит из двух инстинктов — либидо и мортидо и представляет собой первооснову психической жизни личности и чистую энергию, питающую сознательную активность. Идеи о генезе, динамике, взаимоотношениях и противоречиях этих структурных элементов образуют практико-ориентированную модель личности, используемую в современной практике психоанализа.

Топографическая модель личности включает в себя сознательное, предсознательное и бессознательное. В сознательном находятся соотносимые с «Я» содержания индивидуальной жизни. В предсознательном находятся забытые, вытесненные содержания, которые ранее были соотнесены с «Я» и могут быть либо актуализированы усилием Я, либо извлечены методом психоанализа. В отличие от сферы бессознательного, эти содержания уже «известны» сознательному Эго и обладают вербально-знаковыми характеристиками. В свою очередь, бессознательные содержания довербальны, — это чистые влечения, инстинкты, потенции, психическая энергия.

Еще одной практико-ориентированной  моделью З. Фрейда является модель психосексуальной периодизации жизни, в основу которой положена идея о «миграции либидо» по различным зонам тела в процессе онтогенетического развития личности. Основаниями периодизации являются телесные зоны сосредоточения либидозной энергии; основные темы родительского воспитания и социальных взаимодействий личности; типичные и индивидуальные черты личности, формируемые на каждой стадии; успешность прохождения стадий или формирование фиксаций.

Основные методы ортодоксального  психоанализа — это метод кушетки, метод свободных ассоциаций, метод  толкования сновидений, анализ сопротивления, переноса и контрпереноса.

Классический психоанализ привнес  в психологию личности идеи бессознательной  детерминации индивидуальной жизни  и оказал существенное влияние на культуру самопознания и психогигиены. Кроме того, нельзя не оценить предложенный З. Фрейдом более широкий взгляд на природу сексуальности, как на первичную витальную силу, мощную энергию жизни и творчества, —  в оппозицию к обособлению  функции воспроизводства рода.

Взгляды К. Юнга на природу бессознательного существенно отличались от понимания  бессознательного З. Фрейдом. Согласно К. Юнгу бессознательное можно разделить на личное бессознательное и коллективное. В личном бессознательном находятся содержания, схожие с содержания предсознания в теории З. Фрейда. Коллективному бессознательному принадлежат конкретные паттерны восприятий, реагирований, отношений, моделей поведения, которые были закреплены в органических основах психики своими бесчисленными повторениями в опыте человечества.

Задатки и способности

Способности - свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному  выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн).

 Теплов Б.М.: 3 основных признака  способностей:

1. индивидуально-психологические  особенности; 

2. определяющие успешность выполнения  деятельности;

3. несводимых к ЗУН (знаниям, умениям, навыкам), но обусловливающие и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

 Маничев С.А.:

1. Склонность к какой-либо деятельности, мотивация; 

2. Темп обучения каким-либо ЗУН;

3. Наличие границ способности; 

4. Нестандартность результатов; 

5. Мера общественного признания; 

6. Помехоустойчивость;

7. Уровень обобщенности, перенос. 

 Механизм формирования способностей: обобщение (психических процессов  отношений, которые проявляются  в деятельности) + закрепление. 

 Эмпирические признаки способностей:

1. Уровень продуктивной деятельности;

2. Скорость научения;

3. Индивидуальный характер выполнения  действий (оригинальность);

4. Раннее проявление высоких  результатов (не всегда);

5. Помехоустойчивость, склонность  к деятельности.

 Рубинштейн С.Л.: способности  развиваются в процессе взаимодействия  человека с вещами и предметами, продуктами исторического развития. Развитие способности происходит  по спирали: реализация возможности,  которая предоставляет способность  одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, способностей более высокого уровня. Способности человека - внутренние условия его развития, которые формируются в процессе взаимодействия человека с внешним миром.

 Виды способностей: общие - связаны  с условиями ведущих форм человеческой  деятельности (креативность, например); специальные - связаны с условиями отдельной деятельности.

 Условия развития способностей:

1. Необходимо учитывать сенситивные  периоды развития различных функций; 

2. Наличие благоприятной социальной  среды (окружение, которое обладает  знаниями и т.п.);

3. В каждый момент времени  деятельности должна находиться  в зоне оптимальной трудности: 

- простая деятельность - снижение  интересов; 

- очень сложная деятельность - снижение темпа, мотивации. 

Задатки - врожденные анатомо-физиологические  особенности нервной системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей (Теплов Б.М.).

 Способности к задаткам не  сводятся, задатки - одна из посылок  для формирования способностей.

 Рубинштейн: задатки являются  предпосылками развития способностей, но не определяют их. Качество  способностей определяется уровнем  генерализации соответствующих  психических процессов. 

 Задатки характеризуют быстроту  генерализации (скорость, с которой  у человека происходит обобщение).

Одаренность человека определяется диапазоном возможностей, которые открывает  реализация наличных возможностей. Определяется качеством (к чему) и масштабом. Существует общая одаренность - способность  к обучению - и специальная - высокий  уровень специальных способностей (особенно высокие - талант и гениальность).

 Талант - это способность к  достижению высшего порядка. 

 Гениальность - способность создавать  что-то принципиально новое: 

- незаурядность в различных  областях + доминирующая сторона; 

- осознание способности; 

- включенность способности в  характер.

 Показатели одаренности: 

- темп и легкость усвоения  материала; 

- широта переноса;

- время проявления;

- соотношение результатов с  условиями. 

 Факторы, влияющие на развитие  способностей:

- исходная предпосылка - врожденные  задатки; 

- время выявления; 

- развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес; 

- всестороннее развитие интересов  и способностей;

- соперничество и сотрудничество.

Темпера́мент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения, темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.

У каждого темперамента можно найти  как положительные, так и отрицательные  свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль даёт возможность  проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями  и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.

Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика  — замкнутость и застенчивость; у флегматика — чрезмерная медлительность; у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство; у холерика — поспешность решений, раздражительность, агрессивность.

Человек, обладающий любым типом  темперамента, может быть способным  и не способным; тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче  решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого

С точки зрения психологии четыре темперамента — лишь одна из возможных  систем для оценки психологических  особенностей (существуют и другие, например, «интроверсия — экстраверсия»  Ганса Айзенка). Описания темпераментов довольно сильно различаются у различных психологов и, по-видимому, включают в себя достаточно большое количество факторов. Предпринимались попытки подвести научно-экспериментальную базу под теорию темпераментов (И. П. Павлов, Г. Ю. Айзенк, Б. М. Теплов и другие), однако результаты, полученные данными исследователями, лишь частично совместимы друг с другом. Т. А. Блюминой (1996) предпринята попытка сопоставить теорию темпераментов со всеми известными на тот момент (более 100) психологическими типологиями, в том числе с точки зрения методов определения данных типов. В целом, классификация по темпераментам не удовлетворяет современным требованиям к факторному анализу личности и в настоящий момент интересна скорее с исторической точки зрения.

Информация о работе Психология как наука