Психология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 11:45, лекция

Описание работы

Психология - наука об общих психических закономерностях взаимодей-
ствия человека со средой.
Психология изучает, каким образом внешнее воздействие переходит во
внутреннее, психическое отражение и становится регулятором нашей дея-
тельности.
Психология изучает общие закономерности психических процессов и
своеобразие их протекания в зависимости от условий деятельности и от
индивидуально-типологических особенностей человека.
Методы психологии:
1) естественный и лабораторный эксперимент;
2) наблюдение;
3) исследование продуктов деятельности человека;
4) метод тестов и анкетирования.

Файлы: 1 файл

1 Психология.docx

— 61.88 Кб (Скачать файл)

Контакт масок — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

Светское общение — его суть в беспредметности, то есть люди говорят  не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это  общение закрытое, потому что точки  зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.

Формально-ролевое общение —  когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся  знанием его социальной роли.

Деловое общение — это процесс  взаимодействия в общении, при котором  происходит обмен информацией для  достижения определенного результата. То есть это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При  деловом общении учитывают особенности  личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем  возможные личностные расхождения.

Межличностное общение (интимно-личностное) — раскрываются глубинные структуры  личности.

Манипулятивное общение — направлено на получение выгоды от собеседника.

Малая группа

Количественные признаки малой группы

«Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей  социальной деятельностью и находятся  в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения  эмоциональных отношений, групповых  норм и групповых процессов». Это  достаточно универсальное определение, не претендующее на точность дефиниции  и носящее скорее описательный характер, допускает самые различные толкования, в зависимости от того, какое содержание придать включенным в него понятиям. Например, в системе интеракционистской ориентации, где исходным понятием является понятие «взаимодействия», фокус в этом определении усматривается именно в том, что малая группа это определенная система взаимодействия, ибо слова «общая социальная деятельность» толкуются здесь в интеракционистском смысле. Для когнитивистской ориентации в этом же определении отыскивается другой опорный пункт: не важно, на основе общей деятельности или простого взаимодействия, но в группе возникают определенные элементы групповой когнитивной структуры -- нормы и ценности, что и есть самое существенное для группы.

Это же определение в отечественной  социальной психологии наполняется  новым содержанием: установление факта  «общей социальной деятельности» сразу  же задает группу как элемент социальной структуры общества, как ячейку в  более широкой системе разделения труда. Наличие в малой группе общей социальной деятельности позволяет  интерпретировать группу как субъекта этой деятельности и тем самым  предлагает теоретическую схему  для всего последующего исследования. Для того чтобы именно эта интерпретация  приобрела достаточную определенность, можно в приведенном определении  выделить самое существенное и значимое, а именно: «малая группа -- это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов». В этом определении содержатся в сжатом виде основные признаки малой группы, вьщеляемые в других системах социально-психологического знания, и вместе с тем четко проведена основная идея понимания группы с точки зрения принципа деятельности.

Виды малых групп

При характеристике процессов, связанных  с образованием малых групп, следуя принятому принципу, будем иметь  в виду лишь процесс образования  реальных естественных малых групп. Поскольку они существуют в самых  различных сферах общественной жизни, способы их образования весьма различны. Чаще всего они определяются внешними по отношению к группе факторами, например, условиями развития какого-либо социального института или организации, в рамках которых возникает малая группа. В более широком смысле можно сказать, что малая группа задается определенной потребностью общественного разделения труда и вообще функционирования общества. Так, производственная бригада создается в связи с возникновением нового производства, школьный класс -- в связи с приходом нового поколения в систему образования, спортивная команда -- в связи с развитием спорта в каком-то учреждении, районе и т.д. Во всех этих случаях причины возникновения малой группы лежат вне ее и вне индивидов, ее образующих, в более широкой социальной системе. Именно здесь создается некоторая система предписаний относительно структуры группы, распределения ролей и статусов, наконец, цели групповой деятельности. Все эти факторы пока еще не имеют ничего общего с психологическими механизмами образования группы, они есть предпосылки ее существования, совокупность внешних обстоятельств, обусловливающих возникновение группы.

Обилие малых групп в обществе предполагает их огромное разнообразие, и поэтому для целей исследований необходима их классификация. Неоднозначность  понятия малой группы породила и  неоднозначность предлагаемых классификаций. В принципе допустимы самые различные  основания для классификации  малых групп: группы различаются  по времени их существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты  контакта между членами, по способу  вхождения индивида и т.д. В настоящее  время известно около пятидесяти различных оснований классификации. Целесообразно выбрать из них наиболее распространенные, каковыми являются три классификации: 1) деление малых групп на «первичные» и «вторичные», 2) деление их на «формальные» «неформальные», 3) деление на «группы членства» и «референтные группы». Как видно, каждая из этих трех классификаций задает некоторую дихотомию.

Деление малых групп на первичные  и вторичные впервые было предложено Ч. Кули, который вначале дал просто описательное определение первичной  группы, назвав такие группы, как  семья, группа друзей, группа ближайших  соседей. Позднее Кули предложил  определенный признак, который позволил бы определить существенную характеристику первичных групп -- непосредственность контактов. Но при выделении такого признака первичные группы стали отождествлять с малыми группами, и тогда классификация утратила свой смысл. Если признак малых групп -- их контактность, то нецелесообразно внутри них выделять еще какие-то особые группы, где специфическим признаком будет эта самая контактность. Поэтому по традиции сохраняется деление на первичные и вторичные группы (вторичные в этом случае те, где нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные «посредники» в виде средств связи, например), но по существу исследуются в дальнейшем именно первичные группы, так как только они удовлетворяют критерию малой группы. Практического значения эта классификация в настоящее время не имеет.

Формальная и неформальная структура  малой группы

Второе из исторически предложенных делений малых групп -- это деление  их на формальные и неформальные. Впервые это деление было предложено Э. Мэйо при проведении им знаменитых Хоторнских экспериментов. Согласно Мэйо, формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Соответственно в формальной группе также строго распределены и роли всех членов группы, в системе подчинения так называемой структуре власти: представление об отношениях по вертикали как отношениях, определенных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д. Внутри формальных групп Э. Мэйо обнаружил еще и «неформальные» группы, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом, таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений. Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее: люди, случайно объединившиеся для игр в волейбол где-нибудь на пляже, или более тесная компания друзей, принадлежащих к совершенно различным формальным группам, являются примерами таких неформальных групп. Иногда в рамках такой группы (скажем, в группе туристов, отправившихся в поход на один день), несмотря на ее неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа приобретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли. Практически было установлено, что в реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникали в рамках формальных.

Коллектив и его признаки

Сегодня люди как правило работают не в одиночку, а в составе группы, то есть совокупности лиц, объединенных по какому-то принципу, например общности территории, профессии, социальных условий, случайных обстоятельств, в которых они оказались, и связанных между собой системой отношений. Это не означает, что люди в группе постоянно должны находиться рядом и совместно выполнять работу -- главное здесь -- включенность в определенную систему межличностных отношений. В рамках групп могут образовываться коалиции, то есть подгруппы, стремящиеся оказать влияние на групповое поведение.

Группа может выступать в  качестве управляющей, управляемой  или самоуправляемой структуры  с различной степенью сплоченности ее членов -- от неорганизованной толпы до единого коллектива.

Чтобы считаться коллективом, группа должна удовлетворять нескольким признакам, главным из которых можно считать  наличие общей цели у всех ее членов. Она может формироваться в  результате взаимного влияния индивидуальных целей каждого, или задаваться извне, но всегда будет единой для всех, а не просто одинаковой, схожей. В  последнем случае группа являлась бы уже не коллективом, а объединением, члены которого могут поддерживать между собой отношения типа контрактных  или договорных в определенных границах правил поведения.

Другим признаком коллектива является психологическое признание членами  группы друг друга и отождествление себя с нею, в основе чего лежат  совместные интересы, идеалы, принципы, сходство или взаимная дополняемость характеров, темпераментов и т.п. Такое психологическое признание делает возможным практическое взаимодействие людей, в результате чего потенциал коллектива оказывается существенно большим, чем сумма потенциалов каждого из его членов. Этому существует несколько причин.

Во-первых, взаимодействие позволяет  преодолеть ограниченность физических и интеллектуальных способностей каждого  человека в отдельности. Во-вторых, на его основе удается выполнить  гораздо больший объем обычной  работы вследствие разделения и специализации  труда, и возникновения помимо воли участников духа соревнования, мобилизующего  скрытые резервы и существенно  повышающего интенсивность их деятельности. В-третьих, создаются условия успешно  решить проблемы там, где по тем или  иным причинам невозможно распределить обязанности между отдельными членами  группы.

Четвертым признаком коллектива можно  считать наличие определенной культуры, выраженное в общих ценностях, символике, нормах и правилах поведения, вступления или выхода из него, требованиях  к физическому и моральному облику участников.У каждого коллектива существует склонность к идеализации прошлого, представлению своей истории в наиболее выгодном свете, поддержанию традиций. Это формирует комплекс представлений о собственном превосходстве даже в какой-то узкой области, придает ему дополнительную силу, устойчивость, сплоченность, препятствует дезорганизации.Элементами коллектива являются его участники, обладающие определенными личными чертами и особенностями, их цели, механизмы осуществления внутренних и внешних контактов и поддержания сплоченности.Каждый коллектив имеет определенную структуру. Она может быть функциональной (на основе разделения труда и определения производственных задач каждого); политической (в соответствии с принадлежностью к тем или иным группировкам); социально-демографической (например, по полу, возрасту, образованию, квалификации и пр.); социально-психологической (в соответствии с симпатиями и антипатиями); поведенческой, определяемой активностью (ядро, пассивная часть); мотивационной (в зависимости от движущих факторов поведения).

Коллектив играет огромную роль в  жизни каждого человека, которую  трудно переоценить. В его рамках удовлетворяется естественная потребность  людей в общении и деловом  взаимодействии, в принадлежности к  группе себе подобных; у коллектива человек в необходимых случаях  обретает поддержку и защиту; в  своем коллективе он в первую очередь  находит признание успехов и  достижений.


Информация о работе Психология как наука