Психология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 11:45, лекция

Описание работы

Психология - наука об общих психических закономерностях взаимодей-
ствия человека со средой.
Психология изучает, каким образом внешнее воздействие переходит во
внутреннее, психическое отражение и становится регулятором нашей дея-
тельности.
Психология изучает общие закономерности психических процессов и
своеобразие их протекания в зависимости от условий деятельности и от
индивидуально-типологических особенностей человека.
Методы психологии:
1) естественный и лабораторный эксперимент;
2) наблюдение;
3) исследование продуктов деятельности человека;
4) метод тестов и анкетирования.

Файлы: 1 файл

1 Психология.docx

— 61.88 Кб (Скачать файл)

Современная наука видит в учении о темпераментах отголосок ещё  античной классификации четырёх  типов психического реагирования в  сочетании с интуитивно подмеченными типами физиологических и биохимических  реакций индивида.

В настоящее время концепцию  четырёх темпераментов подкрепляют  понятиями «торможение» и «возбуждение»  нервной системы. Соотношение «высокого» и «низкого» уровней, для каждого  из этих двух независимых параметров, даёт некую индивидуальную характеристику человека, и, как результат — формальное определение каждого из четырёх  темпераментов. На смайликах (см. рисунок вверху) можно интерпретировать улыбку, как лёгкость процессов торможения, а насупленные брови — как проявление лёгкости возбуждения.

Слово «темперамент» (от лат. temperans, «умеренный») в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей», равное ему по значению греческое слово «красис» (др.-греч. κράσις, «слияние, смешивание») ввёл древнегреческий врач Гиппократ. Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Гиппократ объяснял темперамент как особенности поведения, преобладание в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):

Преобладание лимфы (др.-греч. φλέγμα, флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным (элемент «земля») — флегматиком.

Преобладание жёлтой жёлчи (др.-греч. χολή, холе, «жёлчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» (элемент «огонь») — холериком.

Преобладание крови (лат. sanguis , сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым (элемент «воздух») — сангвиником.

Преобладание чёрной жёлчи (др.-греч. μέλαινα χολή, мелэна холе, «чёрная жёлчь») делает человека грустным и боязливым (элемент «вода») — меланхоликом.

Эта концепция до сих пор оказывает  влияние на литературу, искусство  и науку. Типы темперамента играли важную роль в психологии нового времени, в  философии Иммануила Канта и Рудольфа Германа Лотце.

Б. М. Теплов дает другое определение  темперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, то есть с быстротой возникновения  чувств, с одной стороны и силой  — с другой»[1]. На основе определения  Теплова Б. М., Маклаков выделяет два компонента темперамента: активность поведения и эмоциональность. По его мнению, активность поведения характеризуется степенью энергичности, стремительности, быстроты, или наоборот, медлительности и инертности. В свою очередь, эмоциональность характеризует протекание эмоциональных процессов, определяя знак (положительный или отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, гнев и др.)[2].

Поворотным пунктом в истории  естественнонаучного изучения темпераментов  явилось учение Ивана Петровича  Павлова о типах нервной системы (типах высшей нервной деятельности), общих для человека и высших млекопитающих. Он доказал, что физиологической  основой темперамента является тип  высшей нервной деятельности, определяемый соотношением основных свойств нервной  системы: силы, уравновешенности и подвижности  процессов возбуждения и торможения, протекающих в нервной системе. Тип нервной системы определяется генотипом, то есть наследственным типом. Павлов выделил 4 чётко очерченных типа нервной системы, то есть определённых комплексов основных свойств нервных  процессов.

Слабый тип характеризуется  слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов —  соответствует гиппократовскому меланхолику.

Сильный неуравновешенный тип характеризуется  сильным раздражительным процессом  и относительно слабым процессом  торможения — соответствует холерику, «безудержному» типу.

Сильный уравновешенный подвижный  тип — соответствует сангвинику, «живому» типу.

Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами — соответствует флегматику, «спокойному» типу.

Хара́ктер (греч. χαρακτηρ — примета, отличительная черта, знак) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни.

В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы:

отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу: индивидуализм; коллективизм (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим людям, и противоположные черты  — замкнутость, черствость, грубость, презрение к людям);

черты, показывающие отношение человека к труду, к своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение  к делу, инициативность, настойчивость, и противоположные им черты —  лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность в работе, безответственное отношение к делу, пассивность);

черты, показывающие, как человек  относится к самому себе (чувство  собственного достоинства, правильно  понимаемая гордость и связанная  с ней самокритичность, скромность, и противоположные ей черты: самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм — как склонность рассматривать в центре событий  себя и свои переживания, эгоизм —  склонность заботиться преимущественно  о своем личном благе);

черты, характеризующие отношение  человека к вещам: (аккуратность или  неряшливость, бережное или небрежное  обращение с вещами).

Центральными, или стержневыми, отношениями  личности являются отношение личности к окружающим (коллективу) и отношение  личности к труду. Существование  центральных, стержневых отношений  и обусловленных ими свойств в структуре характера имеет важное практическое значение в воспитании человека.

Невозможно преодолеть отдельные  недостатки характера (например, грубость и лживость) и воспитать отдельные  положительные свойства (например, вежливость и правдивость), игнорируя  центральные, стержневые отношения  личности, а именно отношение к  людям. Иными словами, нельзя формировать  только определенное свойство, воспитывать  можно только целую систему взаимосвязанных  свойств, обращая при этом основное внимание на формирование центральных, стержневых отношений, личности, а именно отношений к людям (коллективу) и  труду.

Целостность характера, однако, не абсолютна. Это связано с тем, что центральные, стержневые отношения не всегда целиком  и полностью определяют остальные. Кроме того, степень целостности  характера индивидуально-своеобразна. Встречаются люди с более целостным и менее целостным или противоречивым характером. Вместе с тем необходимо отметить, что, когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у границы норм, возникает так называемая акцентуация характера.

Свойства характера определяются не биологическими закономерностями (наследственными  факторами), а общественными (социальными  факторами).

Структура мотивационной  сферы личности

Структура мотивационной  сферы характеризуется сменой доминирующих мотивов по содержанию, возрастанием роли опосредованных потребностей и все большей их иерархизацией. С возрастом растет также устойчивость возникшей мотивационной структуры, что увеличивает роль доминирующих мотивов в жизни и поведении человека. Характер доминирующих мотивов зависит прежде всего от биографии человека и его воспитания. Устойчивые доминирующие мотивы поведения приобретают для человека ведущее значение и тем самым подчиняют себе все другие его мотивы. Иерархическая структура мотивационной сферы в наиболее развитой ее форме предполагает усвоение определенных моральных ценностей-представлений, понятий, идей, становящихся доминирующими мотивами поведения.

Цели, поставленные человеком, способны подчинить себе непосредственные побуждения, что определяет волевой характер поведения человека. Но когда усвоенные  ценности приобретают силу непосредственных побуждений, они могут непроизвольно  подчинять себе все другие его  побуждения, в том числе и не осознаваемые им самим. В этом случае можно говорить о гармонической  структуре мотивационной сферы  человека, а следовательно, и о гармонической структуре его личности.

Иерархическая структура мотивационной  сферы определяет направленность личности человека, которая имеет разный характер в зависимости от того, какие именно мотивы по своему строению и содержанию стали доминирующими.

Итак, потребность непосредственно  побуждает индивида к активности, направленной на удовлетворение этой потребности. Она, таким образом, является внутренним стимулом его поведения  и деятельности. Первоначально потребность  вызывает ненаправленную активность индивида, связанную с неосознанным поиском  своего удовлетворения, когда же предмет  найден, активность индивида приобретает  целенаправленный характер. Потребности  лежат в основе всех других побудителей  поведения, в том числе и самых  высоких, характерных только для  человека.

Мотивы представляют собой род  побудителей человеческого поведения. В качестве мотива могут выступать  предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания.

Формирование специфически человеческих побудителей поведения ставит человека в совершенно новые взаимоотношения  с окружающей действительностью. Эти  взаимоотношения характеризуются  тем, что человек перестает лишь приспосабливаться к обстоятельствам, а начинает вмешиваться в них, «творить самого себя» и эти обстоятельства.

Под развитием мотивационной сферы  можно понимать развитие и изменение  самих мотивов по их содержанию, силе, напряженности, действенности. В  процессе жизни какие-то мотивы приобретают  первенствующее значение, другие отходят  на второй план. По мере развития личности какие-то мотивы начинают доминировать, подчиняя себе действия всех остальных. У одних людей доминирующие мотивы имеют относительно устойчивый характер; у других они легко меняются в  процессе жизни.

Иерархические структуры мотивов  у ребенка складываются очень  рано. Вначале они основаны на доминировании  непосредственных побуждений, подчиняющих  себе все другие мотивы (структуры  первого вида). Характеризуются доминированием органических потребностей (пищевых, половых, двигательных) или небиологических  потребностей (любовь к искусству, семье, нравственные чувства).

Мотивационная структура второго  вида имеет произвольный характер. Она предполагает наличие у человека идей, ставших мотивами поведения. Организованная таким образом мотивационная  сфера составляет основу зрелой личности. Эта структура дает субъекту возможность  управлять своим поведением и  быть относительно независимым от внешних  влияний. По мере развития личности эти  мотивы становятся непосредственно  действующими потребностями.

Мотивационная структура такого типа возникает лишь на основе опыта, приобретаемого субъектом, в процессе его развития. Произвольная или непроизвольная иерархия мотивов и создает направленность его личности.

Направленность личности является показателем наличия устойчивости иерархической структуры мотивов.

Существует и так называемая ситуативная направленность, связанная  с удовлетворением каких-либо жизненно важных потребностей.

Потребности же, определяющие направленность личности, практически ненасыщаемы. Они действуют все время, определяя и все остальные потребности, и в частности - способы их удовлетворения. Различают три вида направленности: коллективистскую, личную и деловую.

Личная направленность имеется  тогда, когда в системе мотивов  преобладают мотивы собственного благополучия.Если поступки человека определяются в основном интересами других людей, т.е. преобладают коллективистские мотивы, мы говорим об общественной направленности.

Если интересы дела преобладают  над всеми другими, можно говорить о деловой направленности.

Конечно, доминирование или преобладание - величина статистическая и сама относительна, но даже ее относительная устойчивость - это уже новое качество мотивационной  сферы.

Онтогенетические аспекты мотивации  и структуры мотива

Поскольку процесс формирования мотива (мотивация) связан с использованием многих личностных образований, постепенно формирующихся по мере развития личности, очевидно, что на каждом возрастном этапе будут иметься какие-то особенности мотивации и структуры  мотива.

Но прежде чем перейти к изложению  этого вопроса, считаю необходимым  подчеркнуть, что новообразованием является не мотивация, как пишут  некоторые авторы, а мотиваторы, т.е. психологические факторы, влияющие на процесс мотивации и формирование намерения.

1. Период младенчества

Сказать, с какого возраста у ребенка  появляются мотивированные, т.е. сознательные действия, чрезвычайно трудно. Альбрехт Пейпер писал: «Мы отказываемся судить о содержании сознания грудного ребенка; последнее недоступно исследованию; невозможно установить, когда именно у растущего ребенка появляется сознание. Ведь единственным способом узнать об этом является самонаблюдение, а его в первый год жизни не существует». И еще: «Поэтому невозможно избежать грубых ошибок, когда грудным детям приписывают субъективную среду взрослого, что часто имеет место»

2. Период раннего детства (1-3 года)

В возрасте полутора лет наряду с  такими побудителями, как предмет  или родители, относящимися (по К. Левину) к «психическому полю», возникают  и внутренние психические побудители - представления и образы воображения (цели), вызывающие стремление ребенка  к достижению внешнего стимула (например, игрушки) даже тогда, когда этот стимул исчезает (прячется взрослыми) из поля непосредственного восприятия. Так, если раньше достаточно было убрать привлекавшую ребенка игрушку (вещь), чтобы он успокоился, позабыл о ней, то в  возрасте 14-15 месяцев ребенок уже  настойчиво добивается ее, несмотря на попытки отвлечь или переключить  его внимание на другой предмет. Если вещь убирается, он плачет и ищет ее, а при переключении внимания через  некоторое время снова возвращается к поиску исчезнувшей вещи. Это  объясняется тем, что внешняя  среда начинает у ребенка переноситься во внутренний план, который все  чаще определяет его поведение.

Информация о работе Психология как наука