Психология семьи как система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:42, контрольная работа

Описание работы

За последние 50 лет в семейном консультировании господствующим является системный подход, который рассматривает семью как систему. Это значит, что семья рассматривается как целостная единица. Она состоит из частей, которые в неё входят. Объектами влияния семьи считаются не те элементы из которых она состоит, а вся семья в целом. Семейный консультант помогает семье в целом.

Файлы: 1 файл

Психология семьи как система.doc

— 873.00 Кб (Скачать файл)

LiveJournal.com - Трансляция новостей, дискуссионная  площадка Hpsy.Ru в Живом Журнале. 

Санкт-Петербург. Март 2011. Учебно-практический семинар «Философия и психотерапия: от экзистенциальных идей к социальной практике»

Санкт-Петербург . Март 2011 Международная  конференция «Философия и психотерапия» 

Рассылки hpsy.ru : еженедельно - самые  свежие новости из жизни экзистенциального  и гуманистического подходов.

Москва. Апрель. XVI симпозиум «Психологические проблемы смысла жизни и акме» 

Кемерово. Март 2011. III Международная  научно-практическая конференция «Интенсивность жизни – вызов нашего времени»

Кемерово. Март. Дни экзистенциальной психологии в Кемерово (программа мероприятий)

Психотерапевтические группы Вся  информация о психологических тренингах  и психотерапевтических экзистенциальных группах в городах России и  за рубежом.

Санкт-Петербург . Март 2011 г Психотерапевтическая группа экзистенциального опыта (Римантас Кочюнас, Институт гуманистической и экзистенциальной психологии (HEPI)

Москва. Март. «Испытание любви» —  экзистенциальная терапевтическая  группа (вед. С. Есельсон, МИЭК)

Анонс: Новый журнал «Existentia: психология и психотерапия» Восточно-Европейской Ассоциации экзистенциальной терапии

Бирштонас. Май. Теоретический –  практический семинар «Феномен прощения в жизни и в психотерапии» 

@ Смысл жизни: психология, философия,  религия, литература. Новый проект hpsy.ru. Опрос "Ваш смысл жизни"

Бирштонас. Декабрь. 26-я группа базового уровня международной учебной программы  «Экзистенциальная терапия» (HEPI)

Бирштонас. Май. 3-я учебная группа международной образовательной  программы «Групповая психотерапия» 

@ Реестр Экзистенциально-гуманистические Школы и Специалисты

Санкт-Петербург. Апрель 2011. IV Международная  Конференция «Я и Другой: Пространство отношений». Институт психотерапии и  консультирования "Гармония"

Новости

27.02.11 Кочюнас Р. «Беседа с  умирающим человеком» (Публикация в Сети)

26.02.11 Кривцова Е. В. «Взаимосвязь  толерантности личности с ценностным  самоопределением» (Публикация в  Сети)

25.02.11 Минск. 11 — 13 марта 2011г.Группа  интенсивного терапевтического  опыта «Интенсивная Профессиональная  Жизнь» (вед. А.Е. Алексейчик)

25.02.11 Качераускас Т. «О преодолении  экзистенциального пессимизма»  (Публикация в Сети)

24.02.11 Шамовская Т. В. «Условия  и механизмы формирования и  развития социальной идентичности  личности» (Публикация в Сети)

23.02.11 Губман Б.Л. «Риск как  фактор культурного творчества в ситуации постмодерна» (Публикация в Сети)

22.02.11 Братусь Б.С. «Смысл жизни.  Смерть» (Публикация в Сети)

21.02.11 Челябинск. 30 мая 2011г.Всероссийская  научная конференция «Смыслы,  ценности, нормы в бытии человека, общества, государства»

21.02.11 Батмен, Джоунс С. «Классический  психоанализ З. Фрейда Современные  школы психотерапии: комплексная  христианская оценка.» (Публикация  в Сети)

20.02.11 Киреева И.П. «О проблемах  общения с родителями онкологически  больных детей» (Публикация в Сети)

19.02.11 Левченко Е. «Методологические  основания построения православной  психологии как науки» (Публикация  в Сети)

18.02.11 Тарасов B.B. «Человек между  бытием и ничто в философии  Хайдеггера» (Публикация в Сети)

17.02.11 Воскресенская В.В. «М. Хайдеггер и Ж. Деррида: опыт критической рефлексии» (Публикация в Сети)

16.02.11 Санкт-Петербург. 21 — 22 марта  2011г.Учебно-практический семинар  «Философия и психотерапия: от  экзистенциальных идей к социальной  практике» 

16.02.11 Ростов-на-Дону. 5 — 8 марта 2011г.«Испытания любви» — экзистенциальная терапевтическая группа (вед. С. Есельсон, МИЭК)

16.02.11 Писарев О.М. «Особенности  смысловых установок личности  в закрытой среде» (Публикация  в Сети)

15.02.11 Зиммель Г. «Как возможно  общество?» (Публикация в Сети)

14.02.11 Москва. 21 февраля — 17 июня 2011г.Мастер-класс Ф.Е. Василюка  «ПОНИМАЮЩАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ» 

14.02.11 Москва. 21 февраля — 6 июня 2011г.Супервизия трудных случаев 

14.02.11 Тхостов А.Ш., Герасименко В.Н.  «Психологические и деонтологические аспекты реабилитации онкологических больных» (Публикация в Сети)

HPSY.RU:

О сайте

@ E-mail

Сообщество

Карта сайта 

Публикации

Авторы

Обучение

Мероприятия ПРОЕКТЫ:

Цитаты

Смысл жизни

Тестирование

Одиночество 

Ж.П.-Сартр

А. Маслоу

В.Франкл

Э.Фромм СПОНСОРЫ ПРОЕКТА:

...


Опросники личностных ценностей

 

Начиная с 60-х гг. XX в. стал расти  интерес к измерению ценностей  и ценностных ориентации. В психологии под термином «ценности» понимаются качества или свойства предметов, которые  делают их полезными, желательными или ценимыми. Ценность предмета для субъекта определяется его ролью в социальном взаимодействии.

 

Социальные ценности (предметы, явления, отношения) формируют центральные  принципы, вокруг которых интегрируются  индивидуальные и социальные цели. Классические примеры ценностей — свобода, справедливость, образование, любовь, дружба и т. д. Ценности связаны с выбором образа жизни и часто рассматриваются вместе с интересами, установками и предпочтениями. Понятие же «ценностные ориентации» выражает положительную или отрицательную значимость для индивида предметов и явлений социальной действительности и составляет внутреннюю основу отношений человека к различным ценностям материального, морального, политического и духовного порядка.

 

Методики, предназначенные для диагностики ценностей и ценностных ориентации, весьма различаются своей методологией, содержанием, конкретными целями, но они очень похожи на меры оценки интересов и установок. Некоторые опросники ценностей также частично совпадают с опросниками измерения других личностных свойств.

 

Примером методики этого класса является Методика ценностных ориентации М. Рокича (Rokeach Value Survey — RVS), достаточно широко используемая в отечественной  психодиагностической практике. Ее адаптация  для отечественной выборки взрослых была выполнена А. Г. Гоштаутасом, Н. А. Семеновым и В. А. Ядовым. Автор методики различает два класса ценностей:

 

- терминальные ценности — убеждения  в том, что конечная цель  индивидуального существования  стоит того, чтобы к ней стремиться;

 

- инструментальные ценности —  убеждения в том, что какой-то  образ действий или свойство  личности является предпочтительным  в любой ситуации.

 

Это деление соответствует традиционному  в отечественной психологии делению  на ценности-цели и ценности-средства.

 

Испытуемому в диагностической  процедуре предъявляются два  списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках ценностей  испытуемый должен присвоить каждой ценности ранговый номер, а карточки разложить по порядку значимости ценностей. Вторая форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале испытуемому предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

 

Инструкция требует от испытуемого  разложить карточки ценностей по порядку значимости для него тех принципов, которыми он руководствуется в своей жизни. Примеры терминальных ценностей (список А): активная деятельная жизнь, жизненная мудрость, здоровье, интересная работа, красота природы и искусства и др. Примеры инструментальных ценностей (список Б): аккуратность, воспитанность, высокие запросы, жизнерадостность, исполнительность и др.

 

К достоинству этой методики можно  отнести ее универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость в ее использовании. Существенным недостатком методики является влияние социальной желательности, возможность неискренности ответов испытуемого. Поэтому особую роль в использовании методики играет мотивация испытуемого, добровольный характер его участия в обследовании и наличие контакта между диагностом и испытуемым. Все это предъявляет особые требования к профессиональной компетентности психолога-диагноста.

 

 

В отечественной практике используется модифицированный вариант методики Рокича, предложенный Б. С. Кругловым и предназначенный для диагностики учащихся старших классов. В нем сокращены списки ценностей (16 вместо 18), а вместо их ранжирования испытуемые должны оценить каждую ценность по 5-балльной шкале (от 1 до 5). Этот вариант методики позволяет не только выявить иерархию ценностей, но и оценить степень сформированности психологического механизма дифференциации. Под последним понимается способность индивида выделить из множества неопределенных явлений те, которые представляют для него определенную ценность, и превратить их в определенную структуру в зависимости от близких и дальних целей своей жизни и возможностей их достижения.

 

 

Еще одна методика рассматриваемой  группы, широко используемая в отечественной  практике и исследованиях, — Тест смысложизненных ориентации (СЖО). Она является адаптацией аналогичной методики «Цель в жизни» (Purpose in Life Test) Дж. Крамбо и Л. Махолика, которая выполнена в МГУ Д. А. Леонтьевым.

 

Оригинальная методика, разработанная  на основе теории стремления к смыслу и логотерапии В. Франкла, состояла из трех частей (А, В, С). Первая из них (А) была взята за основу СЖО. В этом опроснике испытуемым предлагается 20 пар противоположных утверждений, в каждой следует выбрать одно и отметить одной из цифр 1, 2, 3 в зависимости от уверенности в своем выборе. Оценка 0 используется в том случае, если ни одно из утверждений испытуемый не может предпочесть.

 

Результаты обрабатываются по 5 шкалам. Шкала 1 (Цели) характеризует наличие  или отсутствие у испытуемого  целей жизни в будущем, шкала 2 (Процесс) отражает интерес и эмоциональную насыщенность самого процесса жизни; шкала 3 (Результат) показывает удовлетворенность прожитой частью жизни; шкала 4 (ЛК-Я) отражает уверенность испытуемого в своих способностях контролировать собственную жизнь; шкала 5 (ЛК-жизнь) характеризует убежденность испытуемого в возможностях человека управлять жизнью. Психометрические характеристики СЖО получены на выборке студентов.


Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение

 

Наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти понятия переплетены  между собой.

 

Человек - это родовое понятие, указывающее  на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

 

Индивид - это единичный представитель  вида "homo sapiens" . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

 

Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного  человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

 

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два  способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

 

Становление личности есть процесс  социализации человека, который состоит  в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

 

Становление индивидуальности есть процесс  индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

 

В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляются такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.

Информация о работе Психология семьи как система