Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:42, контрольная работа
За последние 50 лет в семейном консультировании господствующим является системный подход, который рассматривает семью как систему. Это значит, что семья рассматривается как целостная единица. Она состоит из частей, которые в неё входят. Объектами влияния семьи считаются не те элементы из которых она состоит, а вся семья в целом. Семейный консультант помогает семье в целом.
LiveJournal.com - Трансляция новостей, дискуссионная площадка Hpsy.Ru в Живом Журнале.
Санкт-Петербург. Март 2011. Учебно-практический семинар «Философия и психотерапия: от экзистенциальных идей к социальной практике»
Санкт-Петербург . Март 2011 Международная конференция «Философия и психотерапия»
Рассылки hpsy.ru : еженедельно - самые свежие новости из жизни экзистенциального и гуманистического подходов.
Москва. Апрель. XVI симпозиум «Психологические проблемы смысла жизни и акме»
Кемерово. Март 2011. III Международная научно-практическая конференция «Интенсивность жизни – вызов нашего времени»
Кемерово. Март. Дни экзистенциальной психологии в Кемерово (программа мероприятий)
Психотерапевтические группы Вся информация о психологических тренингах и психотерапевтических экзистенциальных группах в городах России и за рубежом.
Санкт-Петербург . Март 2011 г Психотерапевтическая группа экзистенциального опыта (Римантас Кочюнас, Институт гуманистической и экзистенциальной психологии (HEPI)
Москва. Март. «Испытание любви» — экзистенциальная терапевтическая группа (вед. С. Есельсон, МИЭК)
Анонс: Новый журнал «Existentia: психология и психотерапия» Восточно-Европейской Ассоциации экзистенциальной терапии
Бирштонас. Май. Теоретический – практический семинар «Феномен прощения в жизни и в психотерапии»
@ Смысл жизни: психология, философия, религия, литература. Новый проект hpsy.ru. Опрос "Ваш смысл жизни"
Бирштонас. Декабрь. 26-я группа базового
уровня международной учебной
Бирштонас. Май. 3-я учебная группа международной образовательной программы «Групповая психотерапия»
@ Реестр Экзистенциально-
Санкт-Петербург. Апрель 2011. IV Международная Конференция «Я и Другой: Пространство отношений». Институт психотерапии и консультирования "Гармония"
Новости
27.02.11 Кочюнас Р. «Беседа с умирающим человеком» (Публикация в Сети)
26.02.11 Кривцова Е. В. «Взаимосвязь
толерантности личности с
25.02.11 Минск. 11 — 13 марта 2011г.Группа
интенсивного терапевтического
опыта «Интенсивная
25.02.11 Качераускас Т. «О преодолении экзистенциального пессимизма» (Публикация в Сети)
24.02.11 Шамовская Т. В. «Условия
и механизмы формирования и
развития социальной
23.02.11 Губман Б.Л. «Риск как фактор культурного творчества в ситуации постмодерна» (Публикация в Сети)
22.02.11 Братусь Б.С. «Смысл жизни. Смерть» (Публикация в Сети)
21.02.11 Челябинск. 30 мая 2011г.Всероссийская научная конференция «Смыслы, ценности, нормы в бытии человека, общества, государства»
21.02.11 Батмен, Джоунс С. «Классический
психоанализ З. Фрейда
20.02.11 Киреева И.П. «О проблемах
общения с родителями
19.02.11 Левченко Е. «Методологические
основания построения
18.02.11 Тарасов B.B. «Человек между
бытием и ничто в философии
Хайдеггера» (Публикация в
17.02.11 Воскресенская В.В. «М. Хайдеггер и Ж. Деррида: опыт критической рефлексии» (Публикация в Сети)
16.02.11 Санкт-Петербург. 21 — 22 марта
2011г.Учебно-практический
16.02.11 Ростов-на-Дону. 5 — 8 марта 2011г.«Испытания любви» — экзистенциальная терапевтическая группа (вед. С. Есельсон, МИЭК)
16.02.11 Писарев О.М. «Особенности смысловых установок личности в закрытой среде» (Публикация в Сети)
15.02.11 Зиммель Г. «Как возможно общество?» (Публикация в Сети)
14.02.11 Москва. 21 февраля — 17 июня
2011г.Мастер-класс Ф.Е.
14.02.11 Москва. 21 февраля — 6 июня
2011г.Супервизия трудных
14.02.11 Тхостов А.Ш., Герасименко В.Н.
«Психологические и
HPSY.RU:
О сайте
Сообщество
Карта сайта
Публикации
Авторы
Обучение
Мероприятия ПРОЕКТЫ:
Цитаты
Смысл жизни
Тестирование
Одиночество
Ж.П.-Сартр
А. Маслоу
В.Франкл
Э.Фромм СПОНСОРЫ ПРОЕКТА:
...
Опросники личностных ценностей
Начиная с 60-х гг. XX в. стал расти интерес к измерению ценностей и ценностных ориентации. В психологии под термином «ценности» понимаются качества или свойства предметов, которые делают их полезными, желательными или ценимыми. Ценность предмета для субъекта определяется его ролью в социальном взаимодействии.
Социальные ценности (предметы, явления, отношения) формируют центральные принципы, вокруг которых интегрируются индивидуальные и социальные цели. Классические примеры ценностей — свобода, справедливость, образование, любовь, дружба и т. д. Ценности связаны с выбором образа жизни и часто рассматриваются вместе с интересами, установками и предпочтениями. Понятие же «ценностные ориентации» выражает положительную или отрицательную значимость для индивида предметов и явлений социальной действительности и составляет внутреннюю основу отношений человека к различным ценностям материального, морального, политического и духовного порядка.
Методики, предназначенные для диагностики ценностей и ценностных ориентации, весьма различаются своей методологией, содержанием, конкретными целями, но они очень похожи на меры оценки интересов и установок. Некоторые опросники ценностей также частично совпадают с опросниками измерения других личностных свойств.
Примером методики этого класса является Методика ценностных ориентации М. Рокича (Rokeach Value Survey — RVS), достаточно широко используемая в отечественной психодиагностической практике. Ее адаптация для отечественной выборки взрослых была выполнена А. Г. Гоштаутасом, Н. А. Семеновым и В. А. Ядовым. Автор методики различает два класса ценностей:
- терминальные ценности —
- инструментальные ценности —
убеждения в том, что какой-то
образ действий или свойство
личности является
Это деление соответствует
Испытуемому в диагностической процедуре предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках ценностей испытуемый должен присвоить каждой ценности ранговый номер, а карточки разложить по порядку значимости ценностей. Вторая форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале испытуемому предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Инструкция требует от испытуемого разложить карточки ценностей по порядку значимости для него тех принципов, которыми он руководствуется в своей жизни. Примеры терминальных ценностей (список А): активная деятельная жизнь, жизненная мудрость, здоровье, интересная работа, красота природы и искусства и др. Примеры инструментальных ценностей (список Б): аккуратность, воспитанность, высокие запросы, жизнерадостность, исполнительность и др.
К достоинству этой методики можно отнести ее универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость в ее использовании. Существенным недостатком методики является влияние социальной желательности, возможность неискренности ответов испытуемого. Поэтому особую роль в использовании методики играет мотивация испытуемого, добровольный характер его участия в обследовании и наличие контакта между диагностом и испытуемым. Все это предъявляет особые требования к профессиональной компетентности психолога-диагноста.
В отечественной практике используется модифицированный вариант методики Рокича, предложенный Б. С. Кругловым и предназначенный для диагностики учащихся старших классов. В нем сокращены списки ценностей (16 вместо 18), а вместо их ранжирования испытуемые должны оценить каждую ценность по 5-балльной шкале (от 1 до 5). Этот вариант методики позволяет не только выявить иерархию ценностей, но и оценить степень сформированности психологического механизма дифференциации. Под последним понимается способность индивида выделить из множества неопределенных явлений те, которые представляют для него определенную ценность, и превратить их в определенную структуру в зависимости от близких и дальних целей своей жизни и возможностей их достижения.
Еще одна методика рассматриваемой группы, широко используемая в отечественной практике и исследованиях, — Тест смысложизненных ориентации (СЖО). Она является адаптацией аналогичной методики «Цель в жизни» (Purpose in Life Test) Дж. Крамбо и Л. Махолика, которая выполнена в МГУ Д. А. Леонтьевым.
Оригинальная методика, разработанная на основе теории стремления к смыслу и логотерапии В. Франкла, состояла из трех частей (А, В, С). Первая из них (А) была взята за основу СЖО. В этом опроснике испытуемым предлагается 20 пар противоположных утверждений, в каждой следует выбрать одно и отметить одной из цифр 1, 2, 3 в зависимости от уверенности в своем выборе. Оценка 0 используется в том случае, если ни одно из утверждений испытуемый не может предпочесть.
Результаты обрабатываются по 5 шкалам. Шкала 1 (Цели) характеризует наличие или отсутствие у испытуемого целей жизни в будущем, шкала 2 (Процесс) отражает интерес и эмоциональную насыщенность самого процесса жизни; шкала 3 (Результат) показывает удовлетворенность прожитой частью жизни; шкала 4 (ЛК-Я) отражает уверенность испытуемого в своих способностях контролировать собственную жизнь; шкала 5 (ЛК-жизнь) характеризует убежденность испытуемого в возможностях человека управлять жизнью. Психометрические характеристики СЖО получены на выборке студентов.
Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение
Наряду с понятием "личность"
употребляются термины "человек",
"индивид", "индивидуальность".
Содержательно эти понятия
Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.
Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens" . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).
Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).
Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.
Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.
Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.
В понятиях "личность" и "индивидуальность"
зафиксированы различные