Психология семьи как система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:42, контрольная работа

Описание работы

За последние 50 лет в семейном консультировании господствующим является системный подход, который рассматривает семью как систему. Это значит, что семья рассматривается как целостная единица. Она состоит из частей, которые в неё входят. Объектами влияния семьи считаются не те элементы из которых она состоит, а вся семья в целом. Семейный консультант помогает семье в целом.

Файлы: 1 файл

Психология семьи как система.doc

— 873.00 Кб (Скачать файл)

 

«У себя дома пассионариям копаться в земле скучно. Они предпочитают более трудные, но более увлекательные  способы существования и процветания. Нажим цивилизации на природу сокращается, а так как с этими бурными периодами часто связан отрицательный прирост населения, то и хозяйство приходит в упадок, вследствие чего идет восстановление природных ландшафтов: лесов, степей и болот, а также поголовья диких животных. Но зато страны, захватываемые пассионариями, страдают очень сильно. Жертвами завоеваний, как правило, становятся те этносы, в которых уровень пассионарного напряжения низок, что мешает им организовать эффективную оборону. Поэтому они сами и богатства их стран, в том числе произведения природы, становятся добычей победителей» [15, с.415] .

 

Данный фрагмент является описанием  того, что представляют собой пассионарные ценности. Нужно заметить, что про  свойство самоистребления, о котором  пишет автор выше, в данном случае не сказано ни слова.

 

109

 

Ну и, наконец, приведем два определения, данные автором в глоссарии в конце книги:

«Пассионарность как характеристика поведения - избытка биохимической  энергии живого вещества, порождающий  жертвенность ради иллюзорной цели».

«Пассионарный импульс поведения  или пассионарный импульс - поведенческий  импульс, направленный против инстинкта личного и видового самосохранения» [15, с.498].

 

Жертвенность ради иллюзий и  поведение, направленное против инстинкта  самосохранения, это ценности. Те ценности, в соответствии с которыми идея ставится важнее, чем жизнь, - это ситуация, когда невозможность отказа от идеи сильнее, чем возможности отказа от жизни, когда запрет «нельзя не следовать идее» сильнее, чем запрет «нельзя не жить». Именно этим и определяется то, что жертвуют жизнью ради идеи, и не так важно, ради личной или общественной идеи. Думается, что общественная идея становится личной идеей, поэтому жертвуют всегда все-таки ради личной идеи. Преобладающая ценность заставляет человека лишать себя жизни. Поэтому можно называть пассионарность в ее крайней форме социальным суицидом.

 

Таким образом, в результате рассуждений, приведенных выше, можно сделать  однозначный вывод, что пассионарность есть определенные специфические ценности, в ядре которых находится приоретет  идеи над выживанием. Этнос не может  выжить без носителей таких ценностей в самом начале своего существования, так как окружающая среда весьма агрессивна и требует жертвенности. Затем количество носителей пассионарных ценностей неуклонно снижается в результате изменения состояния окружающей среды в направлении покоя. Это, раньше или позже, приводит к разрушению этноса за счет изменения состояния окружающей среды в сторону возбуждения и отсутствия необходимых для отражения этого возбуждения носителей пассионарных ценностей.

 

Однако, возникает и другой вопрос откуда берется пассионарность? Сам Л.Н. Гумилев на этот вопрос ответа не дает, он пишет о космических ритмах, о влиянии солнечного излучения и тому подобных вещах, между тем как с точки зрения теории ценностей все представляется достаточно прозрачным.

 

Гумилев указывает, что все этносы начинаются с консорций, которые  позже перерастают (или не перерастают) в конвиксии, из которых затем  образуются субэтносы. Где под консорсциями понимаются «группы людей, объединенных одной исторической судьбой. В этот разряд входят

 

110

 

"кружки", артели, секты, банды  и тому подобные нестойкие  объединения. Чаще всего они  распадаются, но иногда сохраняются  на срок в несколько поколений.  Тогда они становятся конвиксиями,  т.е. группами людей с однохарактерным  бытом и семейными связями. Конвиксии малорезистентны. Их разъедает экзогамия и перетасовывает сукцессия, т.е. резкое изменение исторического окружения. Уцелевшие конвиксии вырастают в субэтносы» [15, с.111].

 

Обратим внимание на то, что объединяет людей в консорции - общие ценности. Что нужно для того, чтобы консорции превратились в конвиксии? Или, иначе говоря, что нужно для того, чтобы косорции стали устойчивыми? Автор обходит этот вопрос стороной, а между тем дело опять-таки в ценностях. Для того, чтобы консорции стали устойчивыми, необходимо, чтобы ценности, связывающие членов консорции, были, во- первых, высокого порядка, а во-вторых, несли в себе некоторую идею, способную быть значимой во многих поколениях людей.

 

Для того же, чтобы консорции расширились  до конвиксий, эти ценности должны нести собой не только значимую, но и достаточно глубокую идею, которая затем потенциально может распространиться среди больших групп населения. Но подчеркнем, эта идея должна быть ценностью высокого порядка. Дальнейшее ясно: для того, чтобы отстоять эту идею, которая реализуется в психике в более или менее большое количество ценностей, в зависимости от сути идеи, конвиксии, а затем субэтносу и в дальнейшем новому этносу, нужно обладать готовностью его членов жертвовать ради этой идеи своей жизнью, то есть эта идея для многих должна быть ценностью высокого порядка, иначе такая группа людей просто не выживет, что, по признанию автора, и происходит. Он подтверждает, что редкие консорции переходят в конвиксии.

 

Кроме того, еще одним условием перехода должна быть потребность окружающих индивидуумов в сильной и мощной идее, поэтому не случайно новые этносы создаются на развалинах старых, точнее внутри этносов, идеи которых потеряли свое значение и внутренний смысл, то есть перестали быть ценностями сколько-нибудь высоких порядков. Именно это и обеспечивает возможность распространения новых ценностей среди больших групп населения. Дальше происходит описанный нами процесс - как только эти ценности утверждаются и побеждают, необходимость защищать их ценой собственной жизни пропадает, что приводит к падению пассионарного напряжения и ко всем

 

111

 

остальным последствиям, так красочно и точно описанных Л. Н. Гумилевым.

 

Мы не даем, как и автор, здесь  ответа на вопрос о причине географического распределении пасссионарных толчков, точнее о поясности, замеченной автором. Однако, эта часть его теории представляется самой спорной, думается, что указанная закономерность надумана, а все было несколько сложнее.

 

В любом случае основной причиной этих толчков является появление консорции, которая является носителем идеи, необходимой для огромных масс населения, вследствие утраты силы запрета старых идей. И такого характера этой идеи, что она становится ценностью самого высокого порядка, и, значит, ради нее большие массы людей готовы жертвовать жизнью.

Предварительное заключение: Методика ценностного анализа как универсальный  метод психо-социального исследования

 

В этом разделе, предваряющем заключение ко всей работе, необходимо поговорить о том, что представление ценностей как системы динамических запретов в сущности представляет собой универсальный метод психологических и социальных исследований.

 

Суть данного метода заключается  в том, что любую социальную и (или) психологическую ситуацию, связанную  со сферой деятельности, можно рассматривать с точки зрения вовлеченных в данную ситуацию ценностей субъектов действия. Сам ценностный анализ представляет собой четыре этапа.

 

Задачей первого этапа является ответить на вопрос: какие ценности субъектов вовлечены в данную сферу действия. На этом этапе определяется, какие конкретно интересы затронуты в конкретной ситуации и чьи это интересы.

 

Задачей второго этапа является определение уровня выявленных ценностей  в данной ситуации у каждого субъекта деятельности. Здесь необходимо решить, какой уровень запрета у каждой ценности каждого субъекта, вовлеченного в данную ситуацию. Особое внимание необходимо в данном случае обратить на ценности высокого порядка, так как они представляют наименьшую возможность альтернативного действия.

 

112

 

На третьем этапе происходит сравнение ценностей участников ситуации (или одного участника), как  с точки зрения самих ценностей, так и с позиции силы запретов каждой ценности. В результате составляется заключение о наличии или отсутствии ценностных конфликтов и о возможных направлениях действия в данной ситуации.

 

Четвертый этап представляет собой  решение проблемы на основе данных, полученных в результате третьего этапа.

 

Приведем несколько примеров. Например, политический конфликт между Россией и Грузией в настоящий момент. Первый этап ценностного анализа говорит о том, что для Грузии является ценностью сотрудничество с западом, и прежде всего с США, для России же важно соблюдение ее политических интересов. Второй этап анализа показывает, что Грузия не готова отказаться от такой ценности, как сотрудничество с западом, даже под влиянием очень сильных раздражителей, таких, как политическое давление России, следовательно для Грузии сотрудничество с западом является ценностью высокого порядка. Россия, в свою очередь, не готова отказаться от своих политических интересов в регионе, и эти интересы также являются ценностью высокого порядка для данного государства. Третий этап сравнения ценностей показывает, что имеется достаточно мощный ценностный конфликт, связанный с наличием у каждого из субъектов ситуации противоречащих друг другу ценностей высокого порядка. Следовательно, в данном случае решение ситуации заключается во взаимном смягчении позиций с каждой стороны, для чего и проводятся многочисленные долгие и трудные переговоры.

 

Пример из психологии. Рассмотрим бытовую ситуацию молодой пары, когда  супруги вступают в конфликт из-за представления о мытье посуды. Первый этап анализа показывает, что  он считает, что посуду надо мыть сразу  за собой, она убеждена, что только когда не будет чистой посуды. Второй этап дает информацию о том, что он не готов отказаться от своей ценности ни под влиянием никакого раздражителя, даже в случае развода, она же при серьезном давлении готова пойти на компромисс. Следовательно, для него ценность характера мытья посуды - ценность высокого порядка, для нее среднего. Третий этап показывает, что имеется ценностный конфликт, однако не очень жесткий, так как один из партнеров в случае серьезного давления готов пойти на компромисс. Решение проблемы опять-таки лежит в сфере взаимных переговоров, когда она

 

113

 

должна уступить ему и начать мыть посуду пусть не сразу, но хотя бы через некоторое время, не дожидаясь  окончания чистой посуды.

 

Еще один пример, это пример внутриличностного анализа. Некий молодой человек сталкивается с проблемой выбора партнера, при этом у него существует три кандидатуры. На первом этапе ему необходимо определить, какие ценности при выборе партнера для него наиболее важные, на втором - порядок каждой ценности (то есть уровень запрета), на третьем - сравнить, насколько каждый из предполагаемых партнеров соответствует ценностям самых высоких порядков, имеющих значение при выборе партнера. На четвертом - осуществить сам выбор.

 

Разумеется, приведенные примеры представляют собой значительное упрощение, подчас в ситуации вовлечены многие ценности, имеют место быть ценностные конфликты, тем не менее ценностный анализ позволяет выявить наличие этих ценностей и конфликтов и определить возможные пути разрешения ситуаций.

 

Таким образом, ценностный анализ является универсальным методом психологического и социологического исследования ситуаций, позволяющим продиагностировать любые  ситуации с точки зрения вовлеченных  в них ценностей и выработать конкретные пути разрешения проблем в случае их обнаружения.

 

В этом плане можно рекомендовать  данный метод как специалистам, связанным  с анализом ситуаций меж- и внутриличностного  и группового взаимодействия, так  и простым индивидуумам для решения  их обычных проблем бытового характера.

Заключение 

 

В заключение необходимо сказать следующее. В соответствии со свойством всеохватности, описанным в первом параграфе  предложенной читателю работы, мы рассмотрели, видимо, далеко не все следствия  запретной теории ценностей. Представление ценностей как динамических запретов, вероятно, может дать ответ о природе многих других, не затронутых в работе феноменов.

 

В конечном итоге нашей целью  было дать представление о сущности обозначенного подхода к ценностям  и об основных наиболее значимых, с нашей точки зрения, следствиях, к которым приводит использование данного подхода. С точки зрения предлагаемого подхода мы попытались ответить на целый ряд вопросов, ответы на которые нам

 

114

 

не удалось обнаружить в теории и истории исследования ценностей. На наш взгляд, поставленных в предисловии целей достичь удалось.

 

Мы очень надеемся, что предлагаемое читателю исследование вызовет с  его стороны критические замечания, читатель обратит внимание на противоречия и неточности данной работы. Разумеется, они в ней есть. Дальнейшее развитие запретной теории ценностей возможно только под влиянием конструктивной критики. Поэтому представляется, что получение такой критики будет весьма плодотворно для последующих уточняющих и дополняющих исследований, однако изложенное в первой части ядро подхода, видимо, останется неизменным и, возможно, будет лишь несколько уточнено.

 

В любом случае, автор будет рад  получить критические замечания  и предложения. Мы люди 21 века, исходя из этого, вы можете связаться со мной по электронной почте leoleo1972@mail.ru или icq (аське) 112546336. Спасибо вам за прочтение этой книги.

Информация о работе Психология семьи как система