Психология семьи как система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:42, контрольная работа

Описание работы

За последние 50 лет в семейном консультировании господствующим является системный подход, который рассматривает семью как систему. Это значит, что семья рассматривается как целостная единица. Она состоит из частей, которые в неё входят. Объектами влияния семьи считаются не те элементы из которых она состоит, а вся семья в целом. Семейный консультант помогает семье в целом.

Файлы: 1 файл

Психология семьи как система.doc

— 873.00 Кб (Скачать файл)

 

Сфера саморегуляции характеризуется  свободой выбора целей и средств  их достижения; осознанностью их выбора; совестливостью, самокритичностью, разносторонностью и осмысленностью действий; умением соотносить свое поведение с действиями других людей; добропорядочностью, рефлексией, оптимистичностью; умением человека управлять своими физическими и психическими состояниями, умением удерживать их на должном уровне. Для развития и совершенствования сферы саморегуляции необходимо формирование навыков психических и физических саморегуляций; развитие у ребенка необходимых навыков анализа жизненных ситуаций; обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей; формирование навыков честного отношения к самим себе и другим людям.

 

Предметно-практическая сфера включает в себя способности, поступки, умения учащихся в различных видах деятельности и общении. Здесь нужно исходить из необходимости развития у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность. Нельзя ограничиваться вопросами: "кем быть?", "каким стать?", необходимо решать "как жить?". Ибо цель жизни - жизнь, то есть сам процесс жизни. Отсюда следует, что ребенку необходимо помочь научиться жить: своими поступками он должен выразить свое отношение к миру, природе, самому себе, другим людям.

 

Экзистенциальная сфера характеризуется  гармонией чувств и поступков, слова и дела, чувств и общения, которые выражаются в жизненной позиции человека по отношению к себе и другим. Сегодня особенно актуально звучат мысли П.Ф. Лесгафта о целях развития этой сферы: выработать в человеке сознательное отношение к своим действиям, ограничить произвол их и развить в нем стремление к совершенствованию; заботиться как о красоте тела, так и о красоте речи и самостоятельности в проявлении мысли; сформировать умение владеть своими потребностями, управлять собой.

 

Гуманизм заключается в том, чтобы уважать неприкосновенность другого человека, уметь признавать его индивидуальность и личность и быть справедливым в отношении к нему. Подводя итог рассмотрению основных сфер индивидуальности как педагогических целей (подробнее они представлены ниже), отметим, что реальная цель школы - дать каждому школьнику общее образование и предоставить условия для гармонического развития и совершенствования всех сторон индивидуальности. Эта цель, в отличие от глобальной общей идеи всестороннего развития личности, конкретна, достижима и реальна, психологически обоснована, так как соответствует природе развития ребенка. И в этом видится ее гуманизм.

 

По сути, развитая целостная индивидуальность сама обеспечивает гармонию личного  и общественного. В этом случае человек действительно может реализовать себя, сам выбрать ту или иную идеологию или религию, осуществить свою человеческую природу. Развитие личностных качеств совершается в процессе воспитания на основе формирования индивидуальных качеств.


Скотт Сандерс г. Грейсон, США

Программа "Достоинства семьи": признаки крепкой семьи 

 

 

Перевод с английского Е. Канищевой

Отредактировано Е. Новицким

 

В ходе исследования, проведённого в 1989 году М. С. Мацковским и его коллегами, было опрошено более 3 000 граждан в  возрасте от шестнадцати до шестидесяти лет, жителей 51 города из разных частей бывшего Советского Союза. Это исследование, включавшее в себя и города Украины, показало, что из всех жизненных ценностей важнее всего для респондентов - семья (Matskovsky, 1994). Подобные опросы в Соединённых Штатах также позволяют сделать вывод о чрезвычайно высокой роли семейных ценностей.

 

"Достоинства семьи" - программа,  в рамках которой многие люди  пытаются лучше понять динамику  развития крепкой семьи. Эта  программа действует, исходя из предпосылки, что при изучении семьи в центре внимания должны находиться не семейные проблемы, а признаки, определяющие нормальное развитие крепкой семьи. Те, кто работает с семьями по этой программе, стремятся, в первую очередь, выявить сильные стороны семьи, а уж затем, основываясь на них, вместе с членами семьи определить направления дальнейшего роста.

 

Студент из Украины, учащийся в Христианском колледже штата Кентукки, в качестве важнейших признаков крепкой  семьи назвал стабильный брак и прочные семейные отношения, выражающиеся в том, сколько времени члены семьи проводят вместе. Эти данные хорошо согласуются с общими характеристиками крепкой семьи, полученными целым рядом специалистов (DeFrain & Olsen, 1997). Вот эти характеристики:

Преданность

Признательность и любовь (Общение  со знаком "плюс")

Время, проводимое вместе

Духовное благополучие

Способность справляться со стрессами 

 

Цель данной работы - дать краткий  обзор этих характеристик и, мы надеемся, предложить читателю общее представление о том, как они проявляются в нормальной семье и какие проблемы возникают в семьях, которым эти признаки не свойственны.

Преданность

 

Словарь "Heritage Dictionary" (1982) определяет преданность как "состояние активной эмоциональной и интеллектуальной привязанности". Преданность как достоинство семьи зачастую характеризуется сильной привязанностью человека к тем, кого он считает членами своей семейной системы. Эта система может быть шире, чем семья в строгом смысле слова. Вышеприведённое определение преданности подразумевает также, что это чувство во всей полноте проявляется как на интеллектуальном, так и на эмоциональном уровне.

 

Внутри семейной системы преданность  исключительно на интеллектуальном уровне может свидетельствовать  о браке, от которого осталась одна оболочка: супруги преданы не друг другу, а идее брака как таковой. Но старая мудрость гласит: "Хочешь любить своих детей - люби свою жену". Это значит, что дети учатся семейным отношениям на примере родителей. Древнееврейская притча утверждает, что одна из трёх вещей, от которых трясётся земля, - это нелюбимая жена (Притчи, 30:21-23, New International Version). Дети, которые постоянно слышат, что родители не разводятся только из-за них, никогда не чувствуют себя в семье комфортно; далее, им не у кого учиться крепким, здоровым взаимоотношениям. Кроме того, преданность, проявляющаяся только на интеллектуальном уровне, может выражаться в жёсткой, суровой семейной системе, не приспособленной к совместному решению проблем и выходу из кризиса, не умеющей нормально воспринимать естественные переходные периоды в жизни семьи.

 

Преданность, проявляющаяся исключительно  на уровне эмоций, выражается в страсти, но зачастую её недостаточно для устойчивых, продолжительных семейных взаимоотношений. Именно это Стернберг называл "любовью без ума" ("fatuous love") (Sternberg and Barnes, 1988). Исследования показали, что в течение первого года семейной жизни большинство семейных пар испытывает чувство разочарования - от умеренного до сильного (DeFrain & Olsen, 1997). Эти данные верно отражают реальность: браки, основанные на сильной эмоциональной привязанности, редко оказываются долговечными. Исходя из вышеизложенного, справедливо будет заключить, что подлинная преданность - это не только эмоциональная или интеллектуальная привязанность, но объединение того и другого. Этот тип преданности мы видим в семейных системах, где каждый член семьи чувствует, что остальные высоко ценят его. Смолли (Smalley) (1993) называет это "честью" ("honor") и далее доказывает, что это - самая важная составляющая здоровой семьи. Когда члены семьи чтят и ценят друг друга, у каждого возникает чувство защищённости, которое способствует росту личности и семьи в целом. Интеллектуальная и эмоциональная преданность - идеальное качество для семьи, краеугольный камень для её развития.

Признательность и любовь (Общение  со знаком "плюс")

 

Ольсен (Olsen) и Дефрейн (DeFrain) утверждают: "В дружных семьях люди искренне любят друг друга и не скрывают этого от других" (DeFrain & Olsen, 1997, p. 26). По иронии судьбы, именно такие взаимоотношения, по определению самые важные, мы зачастую склонны воспринимать как должное. Признательность и любовь - способы, какими мы осуществляем "дело любви", необходимое для поддержания семейных отношений длиною в жизнь (Peck, 1978). В классической книге "Искусство любви" (1956) её автор, Эрик Фромм, утверждает, что лучший способ стать любимым - любить. В осознанных проявлениях истинной признательности и любви обычно проявляется различие между нежным и суровым родителем.

 

Две главы своей книги "Дар благословения" Гэри Смолли и Джон Трент (Trent) (1993) посвятили важности "говорящих прикосновений" и "высказанных слов". Относительно "говорящих прикосновений" авторы цитируют результаты исследования, проведённого университетом Purdue, - о ценности прикосновений для общения. Исследователи попросили библиотекарей в университетской библиотеке при выдаче читательских билетов то прикасаться своей рукой к руке студента, то избегать прикосновения. "Те студенты, к рукам которых прикасались, испытывали гораздо более тёплые чувства к библиотеке и к библиотекарю, чем остальные" (p. 42). Согласно Смолли и Тренту, "даже самое мимолётное касание способно стать средством передачи любви и личной симпатии" (p. 43).

 

Слова, произносимые в семьях, тоже могут оказать огромное влияние на внутрисемейные отношения. Апостол Иаков в своём послании советует очень осторожно относиться к языку, сравнивая его с искрой, способной разжечь лесной пожар (Послание Иакова, 3:5-6, New International Version). Люди, которые в детстве слышали в семье только упрёки, зачастую страдают от заниженной самооценки и неспособности адекватно выразить свои добрые чувства. И, напротив, исследования показывают, что родителям, которые постоянно и искренне высказывают детям свою любовь, удаётся вырастить детей, уверенных в себе и умеющих справляться с трудностями (DeFrain & Olsen, 1997).

 

Но общение со знаком "плюс" не сводится только к выражению признательности  и любви. Оно предполагает и умение членов семьи слушать. Умение слушать - это не просто способность услышать то, что тебе говорят, но и неотъемлемая часть подлинного контакта. Такой контакт не обязательно проявляется в "серьёзных" беседах; он ощущается и в самых обычных, повседневных диалогах. Умение слушать гораздо больше, чем любые попытки управлять разговором; оно способствует искренности говорящего, помогает ему раскрыться.

 

Общение со знаком "плюс" проявляется  также в способности семьи  разрешать конфликтные ситуации. Скотт Пек (Scott Peck) (1988) определяет подлинную  общность как объединение людей, где конфликты не влекут за собой "эмоционального кровопролития". В любой семейной системе конфликты неизбежны. Более того, полное отсутствие внешних проявлений недовольства может свидетельствовать о том, что члены семьи по той или иной причине боятся свободно выражать свои мысли и чувства. В здоровых семьях конфликты преодолеваются с помощью навыков конструктивного общения, общения со знаком "плюс".

Время, проводимое вместе

 

Исследователи обратились к 1500 школьникам с вопросом о том, что такое, по их мнению, счастливая семья. Наиболее часто повторявшийся ответ гласил: "Это семья, где люди проводят время вместе" (DeFrain & Olsen, 1997). Многие семейные проблемы связаны с тем, что члены семьи не умеют целенаправленно и "качественно" проводить время вместе. Одна из самых больших опасностей для семьи в индустриальном обществе заключается в постоянном откладывании совместного времяпрепровождения "на потом". В книге "Закажите свой собственный мир" Гордан Макдональд (Gordan MacDonald) (1984) называет такое положение дел "тиранией необходимости над первостепенностью" ("tyranny of the urgency vs. priority"). Семьи, в которых люди находят время друг для друга, гораздо более крепки и устойчивы, особенно перед лицом трудностей. Смолли (1993) описывает семейный туристический поход как один из наилучших способов совместного времяпрепровождения, сочетающий в себе и радости, и трудности; именно такое сочетание укрепляет и сближает семью.

 

Очень важно отметить, что проводить  время вместе можно и в самых  простых, обыденных формах. Приятные воспоминания о таких, казалось бы, заурядных событиях, как семейный обед или поход всем семейством в парк, - это невидимые, но прочные нити, связующие семью воедино. Трансактный анализ - одна из популярных теорий человеческого поведения - предполагает, что наши представления о себе и об окружающем мире во многом формируются под влиянием именно таких воспоминаний и образов - "картинок из прошлого".

Духовное благополучие

 

И ещё одно открытие: исследования обнаружили прямую зависимость между благополучием семьи и её религиозностью. "Достаточно один раз внимательно прочесть опубликованные результаты опросов, чтобы увидеть: вера снижает такие проблемы, как сексуальные извращения, беременность у подростков, самоубийство, употребление наркотиков, алкоголизм и - до некоторой степени - отклонения от нормы и правонарушения; и, напротив, повышает чувство собственного достоинства, сплочённость семьи и общее благополучие. У людей, посещающих церковь хотя бы раз в месяц, вероятность развода более чем в два раза ниже, чем у людей, которые бывают в церкви раз в год или реже" (Sider, 1999, p. 83). Кроме того, религиозная община поддерживает своих членов в переходные или кризисные периоды семейной жизни. К таким периодам относятся: вступление в брак, рождение ребёнка, болезнь члена семьи, потеря работы, несчастный случай и т. д.

Способность справляться со стрессами

 

Стрессы в нашей жизни  неизбежны. Те, кто отрицает это, скорее всего, не слишком реально смотрят  на вещи. Прочные, дружные семьи тоже подвержены стрессам. Исследования показывают, что в числе основных факторов стресса в семье - серьёзная болезнь, операция, смерть кого-либо из членов семьи, супружеский кризис, связанный с проблемами взрослых детей и их супругов, нежелательной беременностью и т. д. (DeFrain & Olsen, 1997). Ещё один очень серьёзный источник стресса - экономические проблемы.

 

Таким образом, признак  крепкой семьи - это не отсутствие стрессовых ситуаций, а умение преодолеть их. Это лучше всего удаётся  семьям, члены которых способны проявить гибкость, приспособиться к ситуации, взять на себя несвойственные им функции с целью поддержать семью. Кроме того, в прочных семьях люди умеют воспринимать потрясения как возможность для роста и не стесняются попросить о помощи в трудную минуту. Многие крепкие семьи обращаются к консультантам за советом, как наилучшим образом справиться со стрессом - так, чтобы при этом не проиграть, а выиграть.

 

Рассмотрение достоинств семьи приводит нас к выводу, что  у всех крепких, дружных семей  имеются общие черты, которые, возможно, не зависят от страны проживания и культурных особенностей. Однако следует отметить, что в рамках собственной культуры сами семьи лучше кого бы то ни было умеют определять и эти достоинства, и способы, какими они создаются в системе семьи. Украине (как и Соединённым Штатам) важно осознавать, что экономическое и культурное развитие нации тесно взаимосвязано с её способностью определять, беречь и стимулировать достоинства крепкой семьи.

Информация о работе Психология семьи как система