Психология семьи как система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:42, контрольная работа

Описание работы

За последние 50 лет в семейном консультировании господствующим является системный подход, который рассматривает семью как систему. Это значит, что семья рассматривается как целостная единица. Она состоит из частей, которые в неё входят. Объектами влияния семьи считаются не те элементы из которых она состоит, а вся семья в целом. Семейный консультант помогает семье в целом.

Файлы: 1 файл

Психология семьи как система.doc

— 873.00 Кб (Скачать файл)

 

5. На пятой стадии начинают  активно стареть и болеть прародители. Семья опять переживает кризис. Старики становятся беспомощными и зависимыми от среднего поколения. Фактически они занимают позицию маленьких детей в семье, сталкиваясь, однако, чаще с досадой и раздражением, чем с любовью. Из стариков получаются нежеланные и нелюбимые дети, в то время как всем ходом предыдущей жизни они привыкли быть главными, принимать решения за всех, быть в курсе всех событий. Это стадия очередного пересмотра договора, мучительная для всех. В культуре существует стереотип "хорошей дочери (сына)": это тот, кто на старости лет поднесет своим родителям стакан воды. Старики, у которых нет близких, достойны сожаления, так как "некому подать им стакан воды". Упрек плохим детям: "Некого попросить подать стакан воды". То есть в общественном сознании нет модели одинокой и самостоятельной жизни стариков. Считается недостойным позволить умереть своим старикам вне дома, поместить в дом для престарелых, во время болезни особой доблестью считается лечить старого человека дома, не отдавать в больницу.

 

Нередко этот период в жизни старших  членов семьи совпадает с периодом полового созревания детей. В такой  семье он проходит иначе, чем в  нуклеарной. Могут возникать коалиции стариков с подростками против среднего поколения; например, старики покрывают поздние отлучки и школьные неуспехи подростков.

 

В то же время у среднего поколения  есть хорошая управа на подростков. Больные старики в доме требуют  ухода и присмотра. Эту обязанность  вполне можно передать подросткам, привязав их к дому, лишив вредной уличной компании, замедлив процесс построения их идентичности.

 

6. Шестая стадия повторяет первую. Старики умерли, и перед нами  семья со взрослыми детьми. Нередко  это минимально возможный размер  российской семьи.

 

Многие стадии жизненного цикла  американской семьи присутствуют в жизненном цикле российской городской семьи, например, стадия ухаживания, заключения негласного (или отчасти гласного) брачного договора между двумя партнерами, рождения детей, этапы их психологического развития и пр. Но они присутствуют в измененном виде, в контексте большой трехпоколенной семьи. Основные особенности российской семьи заключаются в том, что

 

· семья, как правило, является не нуклеарной, а трехпоколенной;

 

· материальная и моральная зависимость  членов семьи друг от друга очень велика;

 

· границы семейной системы имеют  некоторые особенности; как правило, они не адекватны требованиям  оптимальной организации;

 

· часто все вышеуказанное приводит к явлению слитности, спутанности  семейных ролей, невнятному разделению функций, необходимости все время договариваться и невозможности договориться надолго, замещению, когда каждый в семье может функционально быть каждым и одновременно никем. Например, в семье, где бабушка воспитывает ребенка, она фактически является функциональной матерью своему внуку; муж и жена делят постель, связаны интимными отношениями, но могут быть при этом не связаны отношениями заботы и близости, потому что муж духовно и эмоционально ближе к своей матери. Он прежде всего заботиться о ее интересах. Функционально этот мужчина — муж своей матери и любовник своей жены. Семья живет в основном на деньги мужа, но семейный бюджет распределяет та же бабушка, так что функционально она — глава семьи;

 

· индивидуальность и суверенность практически отсутствуют. Молодое поколение гораздо теснее и жестче связано с предыдущим поколением, чем на Западе; традиционность, преемственность и одновременно конфликтность выражены очень явно. Каждый член семьи находится в ежедневном контакте с большим количеством близких людей. Он включен в разные непростые отношения, одновременно выполняет много социальных ролей, часто плохо стыкующихся друг с другом. Социальная грамотность, в определенном смысле изворотливость и одновременно диалогичность — это то, что ребенок усваивает очень рано. При такой семейной организации основным часто является вопрос о власти. Он решается в контексте любого общения: папа запрещает, а мама разрешает что-то ребенку; все это делается при ребенке и сообщение при этом такое: "Ребенок слушается меня, а не тебя, значит, я главнее".

 

 

Таким образом, любая семейная система  стремится пройти свой жизненный  цикл в соответствии с законом  развития систем. В то же время каждая стадия жизненного цикла семьи стремится  остановиться навсегда, никогда не меняться, согласно закону гомеостаза.

 

Варга А.Я. "Системная семейная психотерапия"


Семья как система Save   

 

 

В этой главе мы рассмотрим еще  одно важное понятие, без которого мы не сможем двигаться дальше в понимании  природы зависимости и ее влиянии  на зависимого и его окружение. Это понятие мы определим как «система».

 

Что мы имеем в виду?

 

Отдельные люди создают сложные  системы: семьи, кланы, организации, политические партии, народы, религиозные конфессии, мировое сообщество. В данной главе  нас интересует не сам зависимый, а он как часть «семейной системы». Помимо того, что химическая зависимость – первичное, тотальное заболевание, поражающее свою жертву физически, эмоционально, духовно, психически и социально. Она, условно говоря, «заразна», и ближайшее окружение химически зависимого – члены его семьи, друзья, сотрудники – оказываются втянутыми в эту болезнь. Она поражает их так же, как и зависимого человека: физически, эмоционально, духовно, психически, социально. Таким образом, болезнь распространяется на всю семью зависимого, поражая как каждого ее члена, так и всю систему.

 

Одним из основоположников теории систем, в том числе и семейной системы, был Л. Берталанфи. Он говорил, что  понятие системы вытекает из, так  называемого, «организмического взгляда  на жизнь». Для этого взгляда характерны два положения:

 

1. Целое больше, чем сумма его  частей (если мы наложим в кастрюлю  продукты и зальем это водой,  то суп не получится). Для приготовления  супа нужно больше, чем просто  набор продуктов.

 

2. Все части и процессы целого  взаимовлияют и взаимообуславливают друг друга (именно сочетание продуктов, способ приготовления, смешение ароматов и вкусов, добавление специй, позволяет супу стать супом).

 

Если представить, что отдельный  человек – колесико, тогда мы сможем рассматривать семью  как механизм, в котором несколько колесиков взаимодействуют ради некоторой более крупной цели, которую им не достичь в одиночку. Семью можно сравнить с организмом, состоящим из органов, каждый из которых, в свою очередь, состоит из многих клеток, функционирующих по- своему, которые, однако, находятся под влиянием всего организма. Подобно механизмам, деревьям, организациям, телам, семьи являются системами.

 

Каждая семейная система:

 

1. Состоит из частей, в данном  случае членов семьи.

2. Частей, соединенных между собой особым способом. Это личностные взаимоотношения между ее отдельными членами.

3. Соединяются они для достижения  общей цели. Для выживания и  развития, получения тепла, любви  и поддержки, накопления материальных  благ.

 

Классическая семейная группа включает мать, отца, одного или более детей. Но не все семьи вписываются в эту модель. Сегодня во многих семьях имеется только один родитель как активная составная часть, и во все меньшем количестве семей есть бабушка, дедушка, тетя, дядя, другие члены расширенной семьи, живущие вместе. Однако, там, где они есть, они должны рассматри- ваться как часть системы. То же относится к мачехам и отчимам и другим лицам, непосредственно и близко вовлеченным в повседневную жизнь семьи. Кровные связи не являются обязательным условием. Даже отсутствующий либо умерший человек может оставаться «членом», если он продолжает оказывать сильное влияние на функционирование семьи, например, как автор правил, молчаливый критик, образец для подражания или того, кто относится к категории «в семье не без урода».

 

Семейная система – это сложный, живой организм с множеством связей между отдельными членами. Официальными и тайными. С неписанными и  оговоренными правилами и законами.

 

Этими правилами определяются:

 

1) Функции, права и обязанности каждого человека в этой семье.

Пример: Это папа! Он зарабатывает деньги. Имеет право ворчать и  называть всех бездельниками. Обязан кормить  всю семью и давать немного  на карманные расходы. Когда он идет с друзьями в баню, это святое!

 

2) Взаимоотношения между людьми.

Мама должна его вроде как  слушать, но на самом деле это она  глава семьи и говорит, что  и кому делать. Папа ее немного боится и любит. Папа может учить детей  уму разуму, заставлять делать уроки  и выносить мусор. Но их он тоже любит и относится с умилением.

 

 

3) Цели, к которым все они идут .

Вся семья экономит, чтобы купить новую машину и ездить за город. В  лес, по грибы. И еще есть заначка  на «черный день». На учебу старшей  дочери.

 

4) То, как они собираются достигать  их, а также, что требуется и что запрещается на пути к достижению этих целей. Поэтому младшим приходиться донашивать одежду старших. И ездить на отдых к бабушке в деревню, а не на море, где все дорого. Брать деньги из «заначки» имеет право только мама. И все!

В данном случае мы говорим не о той системе, которая придумана для обывателя средствами массовой информации, семьей из рекламных роликов или телесериалов. Мы говорим об обычной семье, в которой есть место и принятию, и конфликтам, и компромиссам как средствам разрешения конфликтов, в которой не запрещено чувствовать негативные чувства. И поощряется говорить о них и выражать их без ущерба для других членов семьи.

 

Поскольку нет двух одинаковых людей, не может быть и двух одинаковых семей. Их составные части уникальны, следовательно, должны быть уникальны и гибки правила. Любые семейные правила сильно окрашены особенностями личностей родителей – авторами этих правил а также жизненными обстоятельствами, для разрешения которых служили эти правила. Семья в процессе своего развития столкнулась с какой-то проблемой и, придумав выход, закрепила его как правило.

 

В рамках функциональной, здоровой семейной системы правила выполняют четыре основные функции. Они:

 

1. Устанавливают взгляды, ожидания, ценности и цели семьи.

Эти ценности и установки передаются взрослыми детям и транслируются семьей в окружающий мир. Отношение к жизни, к миру в целом, к общечеловеческим ценностям и морали.

К взаимоотношению с другими  людьми и другими системами и  человеческими институтами. Отношение  к здоровью, религии и духовности. Также эти правила устанавливают открытость данной системы по отношению к внешнему миру.

 

2. Определяют , кому принадлежит  власть и авторитет , как они  будут использоваться и какая  реакция на них предполагается  со стороны членов семьи. Определяют наличие запретов и реакцию на эти запреты со стороны членов семьи. Определяет личностное пространство и личностные границы членов семьи. Возможность их нарушения и ответственность за это.

 

3. Предполагают , как семья будет  справляться с изменениями в самой себе как в ячейке, в своих членах и во внешнем мире.

Устанавливает механизмы изменения  уже имеющихся правил сообразно  меняющимся условиям и обстоятельствам  с наименьшим ущербом для всех членов семьи.

 

4. Предписывают , как члены семьи  могут общаться друг с другом и по какому поводу .

Можно ли говорить открыто о своем  согласии или несогласии с имеющимися правилами и установками в  семье. Можно ли оспаривать решения  более значимых членов (родителей). Как будет меняться статус членов семьи по мере их взросления или во время болезни.


Ценности 

Личность и  индивидуальность (Психический склад  личности)

 

Личность — одна из базовых категорий  психологической науки. Для того, чтобы ее проанализировать и выделить основные свойства, рассмотрим это  понятие в ряду «индивид — субъект деятельности — личность — индивидуальность». В понятии индивид отражена родовая принадлежность человека, его биологическая сущность, отнесенность к биологическому виду Homo Sapiens. Исходя из этого, структура индивида определяется, прежде всего, природными характеристиками человека как вида. Индивидные свойства подразделяются на два класса: первичные и вторичные. К первичным свойствам индивида относятся: половые, возрастные, конституциональные характеристики (телосложение и биохимическая индивидуальность). Важнейшее место в структуре первичных свойств индивида занимает билатеральность или свойства функциональной асимметрии полушарий и связанных с этим сенсорных и моторных асимметрий. Важное место в структуре индивида занимают также нейродинамические свойства — общие и парциальные свойства нервной системы. Взаимодействие первичных свойств индивида определяет динамику психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербально-логических, моторных и т. п.) и структуру органических потребностей. Высшая интеграция этих свойств представлена в темпераменте и задатках человека (рис. 8).

 

Рис. 8. Схема свойств человека как  индивида.

 

Основная форма развития индивидных свойств — онтогенетическая эволюция. По мере развертывания онтогенеза усиливается фактор индивидуальной изменчивости, что связано с активным воздействием социальных свойств личности на структурно-динамические особенности индивида — через механизмы экстерио- и интериоризации.

 

Анализируя свойства личности, прежде всего необходимо выделить ее социальные характеристики. Человек рождается индивидом, личностью он становится в результате социализации, усвоения общественного опыта. В соответствии с этим, исходным моментом свойств личности является ее статус в обществе (экономические, правовые, профессиональные, политические и другие положения), а также особенности общности, в которой складывалась и формировалась данная личность. На основе статуса строятся общественные функции — роли, цели и ценностные ориентации личности, образующие первый ряд личностных свойств (рис. 9). Эти личностные характеристики определяют особенности мотивации поведения, структуру общественного поведения, составляющих второй ряд личностных свойств. Высшим эффектом первичных и вторичных личностных свойств является характер человека, с одной стороны, и его склонности — с другой. Если основной формой развития индивида является онтогенез, то основной формой развития личности является жизненный путь человека в обществе, его социальная биография.

Информация о работе Психология семьи как система