Психология семьи как система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:42, контрольная работа

Описание работы

За последние 50 лет в семейном консультировании господствующим является системный подход, который рассматривает семью как систему. Это значит, что семья рассматривается как целостная единица. Она состоит из частей, которые в неё входят. Объектами влияния семьи считаются не те элементы из которых она состоит, а вся семья в целом. Семейный консультант помогает семье в целом.

Файлы: 1 файл

Психология семьи как система.doc

— 873.00 Кб (Скачать файл)

По-сути, можно выделить индивидуальные ценности, как цель для удовлетворения природных потребностей индивида, и социальные ценности, как цель для удовлетворения природных потребностей общества. Индивидуальные ценности соотносятся с подсознательной частью психики человека, они могут быть, как тождественны с общественными, в случае более номенклатурного положения человека в рамках конкретной культуры, так и составлять содержание его сверхсознания. Процесс социализации человека и представляет собой последовательное осознание сверхсознательного содержания и овладение им (перевод его в сферу личного опыта). Следовательно, конфликт индивидуальных и социальных ценностей, а также конфликт различных типов ценностей одного уровня, составляют основу психологических конфликтов человека. Например, религиозные ценности и патриотические могут быть противоречивы и вызывать конфликт при выборе формы поведения: религиозному человеку, соблюдающему правило «не убий», предлагают идти на войну и убивать врагов для сохранения жизни его детей, народа и т.д. Данный конфликт является таковым только из-за угла рассмотрения его, точнее неспособности человека найти иной угол зрения на ситуацию (приемлемую форму поведения) и является основой любого внутреннего конфликта. Выход из данной ситуации возможен при устойчивом переходе человека на более структурированную онтологическую стадию, на которой защита детей и родины является ничем иным, как реализацией религиозной заповеди «не убий» (если рассматривать эту религиозную норму, как форму достижения ценности, связанной с природной потребностью самосохранения себя и своего вида). Либо через акт временного отождествления индивида с более высоким онтологическим уровнем, например, восприятием себя как воина, защитника, высшая ценность которого умереть на поле битвы, защищая свои идеалы или восприятием себя как святого, терпимо принимающего «вторую пощечину». Такой путь дает возможность временного устранения конфликта и ситуативно-эффективного реагирования. При подобных углах рассмотрения психический конфликт будет снят. Таким образом, система ценностей является базовой составляющей культуры. В предельном выражении, ценности можно представить как общественно осознаваемые и одобряемые представления о психических состояниях, возникающих при удовлетворении природных потребностей человека. Стремление к удовлетворению природных потребностей обуславливает механизм тяготения людей к достижению и сохранению системы ценностей, одобряемой в рамках конкретной культурной традиции. Реализация такого тяготения институализируется в виде социальных норм, правил поведения, которые регулируют общественные отношения и подразумевают наличие ценностей, на достижение которых они направлены. Система социальных норм ретранслируется новому поколению через институт воспитания и другие социальные институты, что является необходимым условием существования общества в его традиционных формах. Некоторые из таких норм закрепляются юридически, а некоторые так и остаются в виде устной традиции или являются подразумеваемыми (религиозные, корпоративные, семейные и др. нормы). Следовательно, вместе с ретрансляцией культуры поддерживается и соответствующая ей система ценностей.

Как уже отмечалось выше, ценности являются содержанием смысла любого действия человека, однако этот смысл  не всегда осознаваем субъектом действия. Необходимо также отметить тот факт, что способность к достижению ценностей, а точнее наработка устойчивых форм поведения, позволяющих удерживать ценные в рамках данной культуры психические состояния, является основным атрибутом номенклатурных социальных единиц. По-сути, говоря о ценностях, мы имеем ввиду психические состояния значимые в той или иной культурной традиции. Да, ценности могут приобретать и опредмеченый характер (деньги, дети, квартира, машина), однако в предельном выражении конкретные предметы вне их идеальных форм не имеют значения, так, например, понятия «деньги» и конкретная денежная купюра – это разные вещи. Выделяя материальные ценности, мы все равно подразумеваем не конкретный предмет, а некоторое свойство материальных предметов, позволяющее его отнести к тому или иному представлению, которое является ценным в данной культуре. Говоря, что мальчик Вася ценный, мы имеем ввиду, что он ценен как ребенок, как человек, как часть природы и т.д., а значит, важен не Вася, а именно абстрактная категория, наделенная эмоциональной значимостью, которую Вася собой выражает. При этом Вася может быть носителем огромного числа ценностей, что определяет его суммарную ценность и значимость в обществе.

Итак, мы говорим о ценностях  как о психических состояниях. Действительно, любая ценностная категория всегда находится в тесной связи с определенным эмоциональным состоянием. Следовательно, абстрактные категории (цифры, формулы), лишенные эмоциональной окраски, не могут являться ценностями. Если мы хотим, чтобы абстрактное понятие стало социальной ценностью его необходимо эмоционально наполнить психическим состоянием значимым в данной культурной традиции.

В процессе формирования культурных традиций, достижение человеком индивидуально-ценных состояний принимало различные  формы и далеко не всегда носило общественно одобряемый характер. В зависимости от культурного стереотипа выстраивается определенная иерархия значимости природных потребностей человека, а соответственно и система ценностей и норм поведения, что и является содержанием морали, этики или нравственности.

Мораль - это совокупность представлений  о правилах поведения членов конкретной общности. По-сути, мораль – это система  общественно осознаваемых форм удовлетворения природных потребностей человека, принятых в определенных социальных условиях. Значительная часть моральных норм, вовсе не вытекает из объективных природных потребностей ее носителей, а содержит формы подавления табуированных в данной традиции природных потребностей человека. Изучение феномена ценностей и моральных норм, осложняется спецификой объекта исследования и может быть осуществлено только за пределами конкретной традиции и, соответственно, в категориях выходящих за рамки традиционного дискурса.

Ценности и соответствующие  им нормы можно классифицировать:

1. По типу восприятия: материальные  и идеальные (однако и материальные  моральные ценности являются  метафорами различных индивидуально  или общественно значимых психических  состояний)

2. По типу участников их разделяющих:  личные, семейные, родовые, профессиональные, корпоративные, государственные, национальные, религиозные, общечеловеческие и т.д. 3. По типу соотношения с удовлетворяемой природной потребностью: экономические, социальные, политические, эстетические, теоретические, религиозные и т.д.

Исходя из вышесказанного, общечеловеческими ценностями являются состояния удовлетворения природных потребностей человека. Предельное социальное выражение этот феномен нашел в понятии неотъемлемых Природных прав человека, запечатленном в конституциях европейских государств, где наивысшей ценностью признается человек и его природные потребности.

Иерархию природных потребностей человека, а также их научное обоснование, дал замечательный психолог и  социолог, лидер гуманистического направления  в психологии А.Маслоу, а дальнейшие поиски в этом направлении еще больше расширили арсенал социально осознаваемых потребностей человека:

1. Физиологические потребности

2. Потребность в защищенности

3. Потребность в Удовольствии

4. Потребность в доминировании

5. Потребность в сопричастности

6. Потребность в обмене чувствами

7. Когнитивные потребности

8. Экзистенциональные потребности

9. Потребности в измененных состояниях  сознания и др.

Чем больше существует социальных механизмов удовлетворения этих потребностей, тем  более развитой и сложной является общественная система.

 

Пахоль Б.Е. – 2007 г.


публикации 

авторы 

мероприятия,учеба 

cообщество 

о сайте 

ENG

 

 

 

 

 

 

hpsy.ru/ ../../Запретная теория ценностей:  Психологические и социологические  следствия представления ценностей как динамических запретов

 

 

В монографии представлена запретная  теория ценностей, показано,что ценности являются изменяющимися по силе запретами, выявлено образование и развитие ценностей с точки зрения такого подхода. Описывается сущность совместимости партнеров, суицидов, войны, пассионарности и других психологических и социологических явлений как динамических запретов. Для всех интересующихся вопросами философии, психологии и социологии.

Coдepжание 

Предисловие  

 

4

 

Часть1. Общие основы запретной  теории ценностей  

 

7

 

1.1. Определение ценностей. Природа  и сущность ценностей  

 

7

 

1.2. Систематика и классификация  ценностей, реальные и декларируемые  ценности  

 

 

18

 

1.3. Реальные и декларируемые  ценности  

 

24

 

1.4. Источник, формирование и изменение ценностей, процесс аксиогенеза  

 

 

28

 

1.5. Изменение и отмирание ценностей  личности  

 

33

 

1.6. Значение и место ценностей  в человеческой психике. Смысл  ценностей.  

 

 

39

 

1.7. Мотивация и управление с  точки зрения теории ценностей 

 

42

 

1.8.Свобода  

 

46

 

Часть2. Психологические следствия  запретной теории ценностей  

 

48

 

2.1. Выявление и диагностика ценностей   

 

48

 

2.2. Конфликты ценностей и неврозы   

 

56

 

2.3. Психологическая дистанция  

 

60

 

2.4 Совместимость партнеров   

 

64

 

2.5. Ценности и образование  

 

70

 

2.6. Суициды и преступность  

 

76

 

2.7. Аддиктивное поведение  

 

81

 

Часть 3.Социологические следствия  запретной теории ценностей  

 

83

 

3.1. Определение социальных ценностей.  Формальные и неформальные ценности. Ценности социальных систем, организаций и государств  

 

83

 

3.2. Образование и источники социальных  ценностей  

 

87

 

3.3. Выявление и диагностика социальных  ценностей. Реальные и декларируемые  социальные ценности  

 

 

91

 

3.4. Война  

 

94

 

3.5. Пассионарность как ценностная категория  

 

100

 

 

Предварительное заключение: Методика ценностного анализа как универсальный  метод психо-социального исследования  

 

 

111

 

 

Заключение  

 

 

113

 

 

Список литературы  

 

 

115

 

 

Санкт-Петербург 2008

 

УДК 008

ББК 71.0

Эрштейн Л. Б. Запретная теория ценностей: психологические и социологические  следствия представления ценностей  как динамических запретов. - Спб, 2008. - 122 с.

ISBN

Предисловие

 

Предлагаемая уважаемому читателю работа посвящена общей теории ценностей и ее социологическим и психологическим следствиям. Изначальный замысел исследования был много уже, однако в процессе написания возникла необходимость существенно расширить и дополнить первоначальный план. Такая необходимость была вызвана расширением осознания того, на какие сферы человеческой и социальной жизни влияет феномен ценностей.

 

Я не ставил себе задачу привести полный библиографический обзор исследований по каждой из проблем, рассматривающихся  в работе. В силу широты замысла  и большого количества обсуждаемых вопросов, это было бы невозможно, однако мне хотелось представить основные концептуальные положения, разработанные в каждой теме исследования и наиболее распространенные теоретические и практические модели. С целью решения этой задачи, я очень часто (но далеко не всегда) был вынужден основываться на материалах, представленных в учебных пособиях по той или иной теме, так как именно в учебных пособиях как нигде более четко сконцентрированы основные идеи и положения по тому или иному вопросу, обсуждающемуся в предлагаемом вам исследовании.

 

По целому ряду вопросов, в частности  касающихся возникновения и развития социальных ценностей и некоторых  других проблем, не удалось найти  каких-либо материалов или исследований. Было бы слишком самонадеянно утверждать, что никто и никогда не занимался решением этих проблем, однако мне не удалось найти никаких упоминаний об этом.

 

Прошу не судить меня строго за то, что  какие-то исследования остались обойдены моим вниманием, слишком широк был  замысел.

 

Основной целью работы было представить читателю основные положения запретной теории ценностей и показать практические возможности данной теории в решении некоторых проблем психологии и социологии.

 

В силу глубокой убежденности в бесполезности  и даже вреде наукообразия и псевдонаучности, за основу стиля данной работы были положены исследования таких известных исследователей, как Л. Н. Гумилев, И. Ялом и С. Гроф. Исходя из этого, предлагаемая работа рассчитана не столько на профессионалов, (тем более, что она носит междисциплинарный характер, располагаясь где-то на границе философии,

Информация о работе Психология семьи как система