Психология семьи как система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:42, контрольная работа

Описание работы

За последние 50 лет в семейном консультировании господствующим является системный подход, который рассматривает семью как систему. Это значит, что семья рассматривается как целостная единица. Она состоит из частей, которые в неё входят. Объектами влияния семьи считаются не те элементы из которых она состоит, а вся семья в целом. Семейный консультант помогает семье в целом.

Файлы: 1 файл

Психология семьи как система.doc

— 873.00 Кб (Скачать файл)

 

Рис. 9. Схема основных характеристик человека как личности.

 

Рассматривая основные свойства человека как субъекта деятельности, следует  отметить, что исходными характеристиками в этой сфере являются сознание (как  отражение объективной действительности) и деятельность (как преобразование действительности).

 

Анализ становления основных видов  деятельности в онтогенезе показал, что первичной деятельностью  ребенка можно считать познание как процесс отражения человеком  мира, осуществляемого посредством  сенсорно-перцептивных и вербально-логических систем.

 

Второй важнейшей формой деятельности является общение. Именно благодаря  развитию познания и общения, их взаимодействия, возникает такая синтетическая  форма деятельности, как игровая, которая является, таким образом, результатом развития более общих форм деятельности — познания и общения. Развитие ребенка как субъекта общения и познания формирует готовность к трудовой деятельности. Человек выступает как субъект трех основных видов деятельности: познания, общения и труда.

 

В процессе изменения основных видов деятельности человека от самых элементарных общих форм до сложных видов профессиональной деятельности формируются характер и способности, общая одаренность и трудоспособность. Как субъект деятельности человек обладает определенным потенциалом — трудоспособностью и работоспособностью, специальными способностями, активностью в форме ценностных ориентаций, мотивов, сформированным определенным жизненным и профессиональным опытом. Трудоспособность человека есть явление историческое, непосредственно связанное с развитием средств общественного производства. По мере развития трудовых функций человека от энергетических к технологическим, от них к управляющим и контрольным, возникают новые компоненты трудоспособности, изменяются взаимосвязи между ними и преобразуется сама структура трудоспособности. Производственная деятельность в современных условиях представляет собой такое сочетание физического и умственного труда, при котором именно умственные, то есть познавательные, функции управления и регулирования приобретают ведущее значение. Под трудоспособностью в психологическом смысле можно понимать внутренние силы личности, важные для определения возможностей дальнейшего развития трудовой деятельности человека, включая в ее состав обучаемость и одаренность. В структуру свойств субъекта деятельности включаются также такие свойства, как жизнеспособность, работоспособность и специальные способности, которые, также как и трудоспособность, составляют резервы и ресурсы развития личности. Рассмотрим более подробно наиболее важные составляющие субъектной, личностной структур человека, такие как возрастно-половые, конституциональные, нейродинамические особенности, темперамент, характер, способности.


Психология. Ценности человека

 

Ленивые люди на предложение встать с диванчика и сделать, наконец, что-то полезное, обычно спрашивают: а зачем? А какой в этом смысл? Ну, встану. Ну, сделаю. А дальше что? А чёрт его знает, что дальше.

Как в анекдоте про негра (ой-ой, про афроамериканца, политкорректность), который лежит у бананового дерева: «а я и так лежу».

 

Но ответы на вопросы о смысле (в том числе и смысле жизни) трудно найти, не соотнося их с ценностями. А что такое ценности? А ценности, друзья мои, – «это специфические  формы смысловых образований  в личностных структурах».

 

Вот, как. Вы это поняли? Я тоже. Так  что скажем попроще: это индивидуальные (у каждого человека они свои, особенные) «особенно дорогие» мыслительные вещи, которым придается огромное значение.

 

У Глеба Жеглова, если вспомнить  фильм, какая была ценность? «Вор должен сидеть в тюрьме». Это не просто убеждение (уверенность в том, что это должно быть именно так, а не иначе), как может показаться. Я вот убеждён, что два плюс два равно четыре, но это не влияет на мою жизнь и никак её не красит.

 

«Вор должен сидеть в тюрьме» – ценность, наполненная для Глеба большим смыслом. Она и сподвигает его на борьбу против воров и карманников.

 

Но если мы представим, что воры упорно не хотят сидеть в тюрьме и всё время откручиваются, то в жизни Глеба Жеглова может  наступить кризис смысла его «противоворной» деятельности. Или смысла жизни вообще. Действительно, какой смысл что-то делать, если злодеи всё равно уходят от ответственности? Лучше лежать на диване. Или пить горькую.

 

А если же, напротив, воры сидят в  тюрьме стройными рядами, то кризис может наступить в умах других людей. Тех же самых карманников. Ну что за жизнь, если всё равно тебя поймают и посодют? Ни сумочку не подрезать, ни украсть. Не малина, а жизнь какая-то.

 

Или в уме Володи Шарапова, который  тоже считает, что «вор должен сидеть», но лишь «строго на законных основаниях». Если вору милиция подбрасывает кошелёк ради сотворения правосудия, то у Шарапова его шарапики заходят за ролики. А жизнь кажется тошной и бессмысленной.

 

Ценности у людей индивидуальны, а, следовательно, строго индивидуальны и их смыслы. У одного человека высшая ценность – спасти жизнь, которой грозит опасность. У другого человека высшая ценность – спасти себя самого от всяких напастей. Логика их поступков будет противоположна, как небо и земля. Один в критических ситуациях плевать хотел на свою жизнь ради чужой, а второй – на чужую ради своей. И оба – будут правы. И оба будут крутить пальцем у виска и показывать друг на друга пальцем. Поглядите, дескать, люди добрые, на этого безумца.

 

Если ценности труднодостижимы  или неудовлетворимы вовсе, то смысл  вашей деятельности (в частности) и «смысл жизни» (в целом) начинает трещать по швам. Тогда мы делаем попытку «анатомировать» свои ценности смысловыми вопросами.

 

В таком случае, ничего удивительного в том, что логотерапия ("терапия смысла жизни") создана Франклом на основе концлагерного опыта. Концлагерь не лишал человека смысла жизни (это невозможно). Но он лишал человека всех его ценностей: как индивидуальных, так и общечеловеческих. А без ценностей смыслу просто неоткуда взяться.

 

Как я сказал выше, не нужно путать ценности и убеждения. С другой стороны, есть ещё понятие потребностей (потребность  в еде, безопасности, и прочие), которые  легко можно спутать с ценностями. Не искушайтесь, друзья мои. Это не одно и то же.

 

У ценностей есть потребностная  функция, но это не потребности. Правильнее сказать так: ценности человека –  это его потребностные убеждения.

 

Это умственные представления об окружающем мире (о самом себе), которые требуют  от мира (от вас) соответствия вашим представлениям, согласия с ними. Именно требуют, – я подчёркиваю это.

 

Требуют почти с такой же силой (а то и ещё сильнее), как вы хотите кушать или спать. Как потребности, ценности требуют удовлетворения. Как  убеждения, ценности требуют соответствия или согласия. Это непримиримые убеждения. Только так, и никак иначе.

 

Кризис смысла – это крайний  случай кризиса ценностных представлений. А в большинстве случаев ценностный кризис протекает скрытно. И проявляется  это, во-первых, в снижении мотивации к деятельности, и, во-вторых, в падении эффективности (или продуктивности).

 

А если скрытый период длится довольно долго (уже сорок попыток сделано, а «воз и ныне там»), – то мы заполучаем «а в чём смысл жизни» в полный рост. Делаешь, делаешь, делаешь и делаешь, – а зачем делаешь, непонятно.

 

В этом случае, как мне кажется, более продуктивным будет не «поиск смысла», а анализ и переоценка вашей  системы ценностей. И, как только они будут переопределены, вопросы  о смысле деятельности (и смысле жизни) отпадут сами собой.


Ценность 

 

Ценность — любой «объект» (в  том числе и идеальный), имеющий  жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса). В широком  понимании в качестве ценности могут  выступать не только абстрактные  привлекательные смыслы или ситуативные ценности, но и стабильно важные для индивида конкретные материальные блага. В более узком значении принято говорить о ценностях как о духовных идеях, заключенных в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения. Формируясь в сознании, эти ценности постигаются в ходе освоения культуры. Конечные предпочтения следует считать базовыми или «верховными» (Ницше) ценностями, поскольку все внешние предпочтения так или иначе сводятся к внутренним, а внутренние — к конечным предпочтениям.

 

Социальная психология изучает  проблему ценностей с точки зрения возможности прогнозирования социального  поведения людей, приверженцев тех  или иных ценностей. Общая психология исследует проблему ценностной регуляции, специфику ее логики и действующих при этом психологических механизмов. Между базовой ценностью и действием, выбором, оценкой объекта часто обнаруживается большое число опосредствующих механизмов.

 

Многочисленные дефиниции базовых  ценностей укладываются в две  основные парадигмы. Речь идет либо о достаточно абстрактно выраженных концепциях того, что наиболее желательно, эмоционально привлекательно, способно описать идеальное состояние бытия людей («свобода», «безопасность», «достаток», «смысл жизни»), либо о столь же глубоко эмоционально предпочитаемом модусе поведения или действий («честный», «логичный», «аккуратный»). Первые определения включают в себя терминальные ценности, вторые — ценности инструментальные, в число которых входят, например, моральные ценности («ответственный») и ценности компетенции («логичный», «умный», «имеющий воображение»). С точки зрения функциональной, инструментальные ценности активизируются как критерии (или стандарты) при оценке и выборе только модуса поведения, действий, а терминальные — при оценке и выборе как целей деятельности, так и допустимых способов их достижения.


Ценности и смыслы

НЛП-Расписание г. Минска

НЛП-Практик, НЛП-Мастер, НЛП-Тренер, Эриксоновский  гипноз, Достигатор

nlpcenter.by • Брест Ораторское искусство в Минске!

Тренинги по риторике, развитию голоса и общению! 5 лет в Беларуси!

orator.by • Брест "Разрушитель страхов"

Программа для снятия внутренних психологических  блоков. Все о кризисах

www.astra-systems.net  Белорусский НЛП-Форум

Первый независимый форум НЛП  в Беларуси. Отзывы НЛП-Тренеров.

nlpforum.by • Брест

 

 

 

Психологические механизмы социального  управления

 

Они считали его если не богом, то чем-то около этого. Их взгляды устремлялись на него и каждый раз, когда он что-то делал или говорил, они были полностью  поглощены его действием. Наверное, если бы он сказал убить, они бы убили, но он не говорил этого, однако говорил многое такое, что выпадало за рамки привычного стереотипного восприятия, выпадало за принятое в обществе ценностное поле, уводило в более высокие смыслы. Его взгляд что-то переворачивал внутри, заставлял осознавать, чувствовать, мыслить, жить.

(Кто-то из древних о своем  Учителе)

Что же такое смысл? Какую роль он играет в восприятии человеком мира? Можно ли влиять на других людей, управляя их смыслами? Что заставляет людей идти за теми, кто ведет их? Нравственность, мораль, этика, какое отношение эти понятия имеют к духовному развитию? За что, люди готовы платить так дорого, даже своей жизнью? Что такое идеалы и ценности?

Сначала — о метафорах. Метафоры «нравственность», «мораль», «этика» раскрывают перед нами сходное семантическое содержание. Эти слова возникли в разных культурах, однако определяют один и тот же социальный феномен, а именно, стереотип поведения принятый в конкретной культурной традиции. Этика (греч. нрав, характер, обычай), мораль (лат. нрав, обычай), нравственность (рус. нрав, норов, обычай). Как мы видим, эти слова сходны по семантическому содержанию, что сразу же устремляет нас к вопросу о семантике.

Что такое семантическое содержание (значение или смысл), наполняющее не только метафоры, но и деятельность человека?

Смысл – это значение или обоснование  какого-либо действия, а так же символизирующих  его метафор. В силу специфики  семантических феноменов, он представляет собой совокупность представлений  человека о психических состояниях удовлетворения каких-либо природных потребностей. Выбор этих потребностей связан с индивидуальными особенностями психики человека, а также с наличием социальных ценностей, как наиболее значимых в рамках конкретной культурной традиции психических состояний. Смысл наполняется ценностями: если ценностей нет, то и смысла нет. Например: смысл процесса чтения может заключаться в удовлетворении потребности в познании, создании имиджа для удовлетворения потребности в доминировании, в сопричастности с какой-либо общностью или социально одобряемой форме структурирования свободного времени и т.д. Интересен тот факт, что возможное количество смыслов одного и того же действия стремится к бесконечности, однако выбор конкретного смысла обусловлен влиянием на сознание человека подсознательным и сверхсознательным содержанием его психики, что и определяет онтологический статус человека в мире. Более того, чем выше статус человека, тем большим репертуаром смыслов он в состоянии оперировать.

Смысл всегда отвечает на вопрос «зачем?» или «почему?» – любой из ответов на них основывается на том, что деятельность человека обусловлена достижением определенных целей, идеалов или ценностей, как осознаваемых субъектом, так и не осознаваемых им. Ценности - это абстрактные понятия, являющие собой ориентиры или идеалы, с которыми человек соотносит, сравнивает свои реакции или деятельность других индивидов. В общекультурном смысле ценности являются проекцией метафизических представлений человека. Наличие ценностей придает смысл социальным нормам, т.к. нормативное поведение направленно на достижение разделяемых в социуме идеалов. Например: дети – ценность, воспитание детей – социальная норма. Широкий спектр социальных ценностей затрудняет выбор формы поведения индивида. Этот феномен указывает на родство ценностей и природных потребностей, желаний человека. Проблема выбора между противоречивыми устремлениями составляют основу нравственных, а точнее психических конфликтов.

Информация о работе Психология семьи как система